О земном и о небесном. Присвоение собору святой Софии в Турции статуса мечети

21 июля 2020 г.

Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом. 

– Сегодня будем обсуждать очень актуальную политическую тему. Решением президента Турции собор Святой Софии – теперь мечеть.

– Да. И это не только политическая проблема, но еще и проблема более глубокого смысла.

– Прежде чем мы начнем углубляться в тему, прошу Вас рассказать историю самого собора, ведь она очень необычна.

– Наша сегодняшняя дискуссия есть отображение небезразличия большого количества православных людей, людей, глубоко интересующихся историей, в особенности историей Византии, к этому храму, который видится не только как сооружение для культовых целей, но еще и как удивительнейший памятник, отобразивший в себе колоссальную эпоху и Византии, и христианства, а через это отображение – эпоху многих народов, в том числе русского. Поэтому для нас рассуждение о судьбе собора Святой Софии – это не рассуждение о том, что происходит внутри другого государства, а рассуждение о некой пуповине (если так можно сказать), которая стала для нас питательной средой, откуда и мы в России приняли святое православие.

Что касается истории самого собора, то она началась с того, что древние византийские императоры на месте некогда там находящегося языческого капища построили небольшой храм. Затем этот храм, как обычно бывало, перестраивался, достраивался в связи с разными обстоятельствами и наконец, в начале VI века, в 537 году, при императоре Юстиниане был освящен. Это удивительный по сооружению, по своей грандиозности, внешнему и внутреннему величию, а самое главное, по содержанию собор. Историки говорят, что в этом соборе служили сотни, а в некоторые периоды – до тысячи клириков, по нескольку тысяч человек находились в хорах.

Одним словом, сам собор впитал в себя не только понятие народного духа, но и всю высоту культуры христианской цивилизации. Стены его были покрыты потрясающей мозаикой, которая по сей день удивляет своей искусностью и уникальностью. И, конечно, его технические характеристики (акустика и все прочее) производили колоссальное впечатление на людей. Однажды там оказались посланники равноапостольного князя Владимира. Когда они вернулись к князю, сказали: «Когда мы были на богослужении в соборе Святой Софии, мы не знали, где находимся: на земле или на небе».

Судьба собора, храма всегда созвучна с судьбой народа. Происходящее падение Византийской империи коснулось и судьбы самого собора. В последний раз богослужение в этом храме совершалось ночью 28 мая 1453 года, в год падения Константинополя. Как говорят некоторые историки, то богослужение было заупокойным, как бы на могиле разрушенной, погибшей империи. Уже на следующий день турки овладели Константинополем, сам храм, как повествуют историки, подвергся жесточайшему ограблению, а люди, которые находились там во время богослужения, были убиты. И началась новая история этого храма.

Знаете, любые завоеватели всегда стараются все подчинить себе. Коснулось это и этого храма: он был обращен в мечеть и очень долгое время использовался как мечеть, подвергаясь некоторым перестройкам. После того как Османская империя во время Первой мировой войны прекратила свое существование, в 1935 году пришедшие к власти Турции правители принимают решение, что этот собор приобретает статус музея. И далее происходит удивительное возвращение к истокам.

Когда этот храм обращался в мечеть (а мы знаем, что для совершения мусульманских обрядов невозможно присутствие на стенах каких-либо изображений), тогда люди по-настоящему глубокой внутренней честности не стали просто варварски сбивать эту мозаику, а покрыли ее сверху штукатуркой. При Ататюрке часть штукатурки была открыта, и миру были явлены удивительные свидетельства высочайшей византийской культуры, достигнутой к периоду XV века, к периоду падения Византийской империи. Захваченный собор не стал порабощенным. Однажды освященный для того, чтобы каждый человек там встречался с Богом, он по сей день продолжает таким оставаться. Именно поэтому сегодняшняя дискуссия очень чувствительна для большого количества людей.

– Решение принято: собор стал мечетью. Что это решение означает для всего мира?

– Мы действительно живем в новое время. Я крайне редко употребляю эти слова, хотя нередко их читаю, но сегодня могу их озвучить: мир сошел с ума. Потому что принятое решение является не только политическим шагом или имеет под этим свою политическую канву, но является вообще вызовом всякому здравому смыслу. Здравому смыслу, который формировался в Турции на протяжении последних десятилетий. Здравому смыслу, который формировался вместе с новым государством, взявшим на себя ответственность сохранения прежних традиций.

Надо сказать, что мы в нашей стране тоже нечто подобное переживали: тогда святыни вовсе стирали с лица земли. И эти стертые святыни остались не просто историческим фактом, а глубокими ранами на теле нашего народа, которые до сих пор еще продолжают кровоточить. Но подобного рода отношение к пространству храма, которое является не только местом сакрального общения человека с Богом, но еще и местом воплощения исторического факта развития Византии, является не только недопустимым, но и похоже на безумство.

– Чем вызван этот шаг? Разве мало в Турции мечетей?

– Попасть в историю. Наверное, каждый человек (особенно это свойственно политикам) пытается свои политические заявления, политические шаги  делать таким образом, чтобы доказать свою состоятельность, свою силу через так называемый свободный и независимый собственный выбор. Но ведь в доме силен не тот отец, который говорит: «Уйди», а тот, который может выслушать.

Несомненно, происходящее в Турции в политическом рассмотрении является внутренним делом самой страны. Но ведь есть немалое количество граждан этой страны, которые не только не одобряют, но с глубокой горечью приняли известие о том, что собор Святой Софии становится мечетью. И не слышать их голоса, не слышать голоса части своего народа – это не только недальновидно для политика, но еще и печально и открывает не лучшую перспективу дальнейшего развития общества.

– По заявлению турецкого президента мнения других государств не учитываются при определении конфессиональной принадлежности Святой Софии. Мало того, речь идет о том, что это покушение на суверенитет государства. Как Вы думаете, насколько это «мудрое» в кавычках заявление?

– Не только на это заявление, но и вообще на это событие очень хорошо отреагировал митрополит Волоколамский Иларион, который сказал, что подобное решение стало пощечиной для всего христианства. Более того, это стало пощечиной не только для православных людей, которые относятся к собору Святой Софии так же, как, например, католики относятся к собору Святого Петра в Риме, но это еще и пощечина всему научному сообществу. Это пощечина людям, для которых этот храм является не только предметом религиозной истории, но вершиной формирования минувшего расцвета Византийской империи.

К этому еще стоит добавить, что ни за время Османской империи, ни в послеимперское время, кроме каких-то не совсем  удачных и непонятных пристроек не только к собору Святой Софии, а вообще к тому наследию, которое было завоевано, ничего добавлено не было. И все сегодняшнее наследство, которое находится на этой территории, является наследством общемировой культуры, общемировой ценностью. Поэтому крайне странно не замечать этого.

Это как если бы река, беря начало в одном государстве, протекала через другое государство и там, где она берет начало, сказали бы: «Знаете, нам вода нужнее, нам ее не хватает. Давайте мы ее перекроем. Или, наоборот, будем использовать как сточную канаву». И говорить соседям, которые удивлены изменениям: «Это вас не касается, это наше дело, так как это у нас находится», – это не только неблагоразумно, но еще и задаешься вопросом: насколько такому соседу можно доверять в будущем, в настоящем? Происходящее сегодня именно на это и похоже. Это действительно не только недальновидный, но и крайне опасный поступок.

– Может это повлечь за собой возникновение межрелигиозных конфликтов? Если да, как это может проявиться?

– Я не исключаю этого, к сожалению. Потому что подобного рода искусственная исламизация того наследия, которое, как я уже сказал, является общемировым наследием, приносит только печальные плоды. Во всяком случае, уже сегодня в некоторых социальных пабликах я вижу дискуссию, которую ведут подписчики, и некоторые из них, совершенно не стесняясь слов, говорят о новом взятии Константинополя, о новой победе над Константинополем.

Да, храм был захвачен, но он не перестал быть храмом, и об этом всегда нужно помнить. Столько, сколько будут стоять его стены, он всегда будет оставаться храмом. Что бы ни происходило внутри или вне этих стен, он всегда будет оставаться тем, для чего и ради кого он был воздвигнут и построен. И как бы эти стены ни перекрашивали, как бы ни искажали, саму суть родившегося собора невозможно стереть из памяти.

А видение того, что теперь там будет происходить, только будет добавлять горечи и боли. Насколько мы знаем, для мусульман является неприемлемым совершение молитвы в стенах, где есть изображения. Как же эти древние мозаики, которые являются наследством просто мирового искусства? Как же эти древние святыни? Что будет с ними?..

– Владыка, спасибо большое за сегодняшнюю программу. Думаю, к этой теме мы еще обязательно вернемся. Ваше заключительное слово...

– Спасибо, что мы говорим о том, что больно и важно для каждого из нас.

Дорогие друзья, братья и сестры! В своем заключительном слове я хотел бы обратиться к заявлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с ситуацией относительно собора Святой Софии. Вот что Святейший Патриарх пишет в своем заявлении:

«В истории отношений Руси и Константинополя были разные, порой весьма непростые периоды. Но любую попытку унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской Церкви русский народ – как раньше, так и сейчас – воспринимал и воспринимает с горечью и негодованием. Угроза Святой Софии – это угроза всей христианской цивилизации, а значит – и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София – это великая христианская святыня».

Храни и благослови вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать