О земном и о небесном. Преподобный Антоний Оптинский

21 августа 2023 г.

19 августа – день памяти преподобного Антония Оптинского. О житии игумена Малоярославецкого Николаевского монастыря поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Кем был преподобный – один из самых выдающихся старцев Оптиной пустыни?

– Если мы изучаем жизнь святых XVIIIXIX столетий, общие черты синодальной эпохи, видим, что биографии этих людей в чем-то похожи. Многие родились в семьях священно- и церковнослужителей.

Преподобный Антоний не был исключением. В их семье отец занимался обычной работой, но нес алтарно-клиросное послушание, постоянно помогал в храме и, что мог, жертвовал на нужды прихода. Что интересно, в их семье складывается так: три сына стали не только монашествующими, но и игуменами, то есть приняли особое руководство над разными монастырями.

Игумен Моисей стал настоятелем монастыря Оптиной пустыни, еще были игумен Исаия и игумен Антоний, который стал начальствовать в Малоярославецком Николаевском монастыре. Удивительно, что три сына не продолжают род, а идут по монашеской стезе. В семье родители находят такое утешение. С одной стороны, может показаться, что это горе – у них не будет внуков, продолжения рода. С другой стороны, они обретают молитвенников перед их семьей, другими семьями у Бога.

Самое главное – три брата становятся потом известными по всей Российской империи людьми, к которым обращаются за духовными советами, за помощью, считая их молитвенниками. Их имена вписаны в надгробную плиту отца. Когда его хоронили, написали: «От трех игуменов монастырей, твоих сыновей». Перечисляются их имена.

Вот такая удивительная история их семьи до принятия монашеского пострига. Это напоминает историю преподобного Сергия Радонежского, который вдохновился подвигом старшего брата. Есть и другие такие примеры – их очень много.

Преподобный Антоний тоже вдохновился примером своего старшего брата, игумена Моисея, который какое-то время жил в затворе в лесной чаще, ни с кем не контактировал, нигде не появлялся, жил молитвенной, уединенной жизнью. Как говорится, «брат за брата»; он пошел по его стопам и тоже был прославлен, как один из самых выдающихся святых Оптиной пустыни и всей Русской Православной Церкви.

– Наверняка всё из семьи. Семья Путиловых, как известно, была очень религиозной, не так ли?

– Да. И мать тоже очень много времени уделяла приходу и, естественно, детям, сыновьям, которые приняли монашеский постриг. Всегда соприкасалась с ними в богослужениях, общих молитвенных правилах. Конечно, они общались благодаря письмам, которые друг другу писали, и просили молитвы, какой-то духовной помощи – естественно, преемственность сохранялась.

– Правда ли, что Антоний Оптинский, в миру Александр Иванович Путилов, в 1812 году в Москве попал в плен к французам? Как это в дальнейшем повлияло на его судьбу?

– Конечно, 1812 год для нашей страны – трагедия. Мы знаем из жизни многих канонизированных Церковью святых, что 1812 год они провели в рядах армии, защищали нашу страну от Наполеона и «двунадесяти язык», как говорилось тогда. Многие прошли эту службу и получили какую-то благодарность от государства (медали, ордена), но затем все равно уходили в священники, не продолжая военную карьеру.

На тот момент Александру исполнилось 18 лет. Он был взят в плен, какое-то время там провел, и чудом ему удалось спастись бегством. Он этой истории никогда не стеснялся, потому что плен очень многому учит человека. Мы знаем, что и сейчас, в наше непростое время, такие примеры есть – жизнь человека меняется после каких-то военных столкновений, сражений.

Это, конечно же, повлияло на Александра как на будущего монаха, который всю свою жизнь в неспокойный, тревожный XIX век прожил с тем, что увещевал народ жить в мире – главное, в мире с самим собой. В его посланиях, письмах, творениях это отразилось.

Человек, который увидел ужас войны, никогда не захочет, чтобы это время вернулось, будет всеми силами стараться, как духовный наставник, уважающий себя священнослужитель, делать все, чтобы его духовные чада, даже кто проходил военную службу, имели внутренний мир.

В XIX веке военные столкновения тоже были – и Крымская война, и турецкие войны, и войны на Балканах. Все это могло ожесточить сердца людей, которые участвовали в сражениях. Благодаря таким духовным наставникам в послевоенное время жизнь могла сглаживаться и входить в мирное русло.

– Мы знаем, что монашество и постриг Александр Иванович Путилов принял не сразу – этому предшествовали годы духовных испытаний. Где и когда это случилось? И как потом в дальнейшем складывалась его монашеская жизнь?

– Он уехал к своему брату, ставшему впоследствии игуменом Моисеем. Его приняли, но сказали, что если он желает принять монашеский постриг, то должен нести самые различные послушания, в том числе заниматься очень тяжелым физическим трудом и, конечно же, неустанной молитвой.

Истории святых преподобных XIII или XIV столетий, были и тогда актуальными. Искус, особые испытания на прочность человека, желающего принять монашеский постриг, – все это сохранялось.

Представьте, в труднодоступных лесах человеку всегда непросто, особенно если он знал другую жизнь, не родился в этих суровых условиях. А когда он специально идет по этому пути, осознанно берет на себя ношу и бремя жизни в угнетенном состоянии, возможно, добивается пострига тяжелыми послушаниями – это говорит о его выдержке, железном характере, который так закалялся.

– Скажите, почему со временем из Оптиной пустыни преподобного отправили игуменом в Малоярославецкий монастырь?

– Практика монастырей и вообще Русской Православной Церкви восходит к древним временам. Мы знаем, что ученики преподобного Сергия Радонежского уехали из Троице-Сергиева монастыря и стали игуменами, настоятелями монастырей по всей Руси. Так было и в Оптиной пустыни, которая в XIX веке стала одним из центров духовной жизни нашей страны и давала достойных кандидатов для управления другими монастырями.

Эта практика сохраняется до сих пор. К примеру, когда Святейший Патриарх назначает кого-то наместником или священноархимандритом, игуменом какого-то значимого в нашей стране монастыря, он руководствуется тем, что у нас есть духовные оплоты, как, например, Троице-Сергиева лавра.

До сих пор это место остается таким, где насельники имеют и должное образование, и необходимый опыт, и служение, как священническое, так и пастырское, для того чтобы окормлять неокрепшие молодые души монашествующих.

Оптина пустынь тоже была таким местом. Когда отца Антония назначили скитоначальником, он уже в этом качестве долгое время проходил послушания, которые нес в лесах. Он и хлеб сам пек, и на огороде работал – различные делал дела, причем не надо забывать, что все это сплеталось с административными делами, поскольку быть начальником скита тоже непросто.

Отец Антоний все это на себе нес и снискал славу человека смиренного, очень мудрого, который умеет грамотно управлять, брать в свои руки, под свой чуткий надзор духовную жизнь определенной общины, тем более если это касалось целого монастыря. Это критерий для любого игумена на сегодняшний день, который должен возглавлять обитель – он должен быть для братии примером (и словом, и своей жизнью).

– Как мы знаем из литературных источников, из Малоярославецкого монастыря преподобный Антоний по состоянию здоровья снова вернулся в Оптину пустынь. Когда это произошло, при каких обстоятельствах?

– Его жизнь, несомненно, связана с Оптиной пустынью – это тот монастырь, который мог обеспечить спокойные годы монашествующим, находившимся в преклонном возрасте. Такой опыт у отца Антония тоже был. Когда ему было определенное количество лет, его ноги сильно болели.

Было принято решение освободить его от этого послушания и отправить обратно в свой родной дом, где он принял постриг, то есть в Оптину пустынь. Самое главное для монашествующего, особенно когда он находится в преклонном возрасте, – молитва, спокойная жизнь, уединение: то, к чему он и стремится.

В молодом возрасте, в средних летах есть огромное количество послушаний, в том числе, как я говорил, административных, которые не дают монаху полностью погрузиться в уединенную жизнь. А здесь, как награда отцу Антонию за его труды, было освобождение от послушаний. До конца своих дней он жил в Оптиной пустыни. Но это не значит, что он ничего не делал; он служил и духовно окормлял людей.

Оптина пустынь была одним из очагов духовности в XIX веке – туда приходили не только малограмотные люди из простых сословий, но и очень образованные. Там бывали, как мы знаем, и Лев Николаевич Толстой, и другие литераторы, вообще представители интеллигенции. Они общались с Оптинскими старцами, получали наставления. Лев Николаевич, к примеру, даже спорил с преподобным Амвросием Оптинским.

Имея такой духовный опыт, старцы, сплоченные одним монастырем, давали духовный толчок другим. Самая важная их заслуга в том, что в очень неспокойное, бурное время в Европе и других странах они своими духовными наставлениями смогли не дать зарождавшемуся в сердцах русских людей желанию революции воплотиться в жизнь. За это им должны быть благодарны потомки и наши предки, которые жили тогда.

Ведущая Маргарита Рекко

                                                                                                             Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать