О земном и о небесном. Пасха: история и традиции

6 мая 2024 г.

Великий праздник Воскресения Христова отметили по всему миру. Пасху, как известно, празднуют представители разных христианских конфессий. Об истории и традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Отец Владимир, Пасха, как известно, торжество победы жизни над смертью, отмечал ее и Сам Господь вместе со Своими учениками. Какие важные для христиан слова были произнесены тогда?

– Действительно, Господь явился прежде всего не каким-либо реформатором нравственных или религиозных идей, как иногда мы можем слышать. Нет. Во-первых, Он пришел исполнить закон. И Он очень внимательно относился к данному закону и исполнял уставы и традиции Своего народа согласно тому, как они были сформированы и переданы от Бога через пророка Моисея для исполнения в народе. Более того, Он исполнял их и относился к ним серьезно, можно даже сказать, что более серьезно и взвешенно, чем относились к этому религиозные лидеры Его времени. То есть нельзя сказать, что фарисеи были плохие или необразованные. Нет, если с социальной точки зрения посмотреть на этих людей, на то, что они делали и как, это были выдающиеся люди –  учителя, образованные исследователи закона, которые чаще всего организовывали на собственные деньги школы. При этих школах давали бесплатное образование молодежи, детям и подросткам и действительно внимательно относились к закону. Однако со временем эта идея и тяга к изучению закона и комментированию его естественным образом превратилась в это: все, что заповедано моим учителем, абсолютно верно и непогрешимо, мы должны идти след в след за ним и ничего не изменять.

Таким образом, к I веку в раввинистической культуре появилось очень много странных вещей, когда в стремлении не нарушить закон человек уходил настолько далеко, что нередко начинал противоречить самой букве закона или хотя бы его содержанию. Именно с этим Господь спорил, когда разговаривал с фарисеями и называл их в этом смысле лицемерами. И потому, исходя из Своего ревностного отношения к закону, Он отмечал религиозные праздники в соответствии с духом заповеданного учения Моисея. И, как мы читаем, последний праздничный ужин как раз выпадал на праздник пасхи, важный и знаковый для иудейской культуры день, ведь именно тогда и зародился иудейский народ как богоизбранный, возглавляемый Самим Богом. То есть Господь вывел людей из египетского плена и в воспоминание вот этих сверхъестественных событий, страшных событий, но столь важных для народа, всякий почитатель закона должен был исполнить этот праздник независимо от того, есть у него средства и сколько их. Хотя бы минимум, но он должен был исполнить.

Господь со Своими учениками проводит Тайную Вечерю. Последний ужин с учениками – это не просто дружеские посиделки, это не просто вечер перед грядущими событиями, когда Он желает поговорить с ними. Нет, они действительно отмечают религиозный праздник Песах, праздник Исхода, вспоминают именно то событие. Но то, что начиналось как ритуальное исполнение, предписание, празднование, превратилось в установление важнейшего для Церкви таинства – Евхаристии. Таинства, в котором мы все вместе приносим единственную доступную нам сегодня форму жертвы – бескровную жертву в воспоминание Господа по Его Слову. Он Сам сказал Своим ученикам: «Это творите в Мое воспоминание». Когда Он, взяв Чашу и прочитав над ней особую молитву благословения, ее изменяет. Там нужно было прочитать определенные слова, которые знал всякий совершеннолетний иудей того времени, но Он изменяет их. И говорит о том, что это Чаша завета Крови, и предлагает испить из этой Чаши Своим ученикам вино, называя его собственной Кровью. А когда Он берет хлеб и благословляет его, опять-таки вместо благословения хлеба и благодарения Богу за предложенный хлеб прочитывает другие слова. Он, обращаясь к Своим ученикам, называет этот хлеб Своим Телом, которое истязаемо будет за них, и приглашает их к тому, чтобы они этого Тела вкусили.

Точно так же и сегодня мы в каждом храме за каждым богослужением вкушаем от хлеба и вина благословленных, но под видом хлеба и вина мы все вместе причащаемся Святых Христовых Таин, истинных Тела и Крови Христовых. Поэтому для нас вот этот последний ужин, Тайная Вечеря, которую Господь отмечает со Своими учениками, – не просто событие, не просто воспоминание, не просто подтверждение того, что Господь внимательно относился к ритуальным предписаниям, а это очень важный день, потому что именно во время этого события строится наша литургическая практика, литургическая практика Церкви. И поэтому для нас Пасха Господня и возможность причаститься Святых Тела и Крови Господа – ключевые события. Пасха Христова вообще для нас – суть нашей жизни, Воскресение Христово, а возможность причащаться Его Тела и Крови всем вместе от единой Чаши – это прямое исполнение Его прямого для нас повеления.

– Почему праздник называется именно Пасха? Откуда происходит название?

– По-еврейски – Песах, а в арамейской традиции слово звучит как «Пасха». И поэтому мы восприняли его, что называется, не переводя. Действительно, историческое событие Песах лежит в основе. Но в контексте христианства и в контексте Воскресения мы уже говорим совсем о другом. Песах – это «исход», «выходить» (еще иногда переводят как «проходить мимо»). Евреи вышли из египетского плена. Также проводилась и некая параллель: в домах евреев, где совершалось ритуальное жертвоприношение и вкушение от ритуального агнца, а косяки дверей были помазаны, окроплены жертвенной кровью этого агнца, не произошло  того страшного несчастья, которое произошло по всему Египту, когда всякий первенец (от первенца фараона до первенца находящегося в темнице заключенного) был умерщвлен. В домах евреев, совершивших те религиозные предписания, которые дал им Господь через Моисея, такого страшного события не произошло. И они вкушали эту пасху, вкушали жертвенную пищу одетые в дорожную одежду и стоя. То есть они должны были быть готовыми сразу покинуть Египет. Так происходил Исход. И в иудейской традиции это событие воспоминалось каждый год, всякий правоверный обязан был вспоминать его, как и еще несколько других важных дней.

Господь отмечает это событие, но уже в христианском контексте мы тоже говорим о выходе, о выходе из рабства, и тоже говорим о жертве. Но контекст сильно меняется. Агнцем пасхальным становится Сам Христос. Кровью, с помощью которой были избавлены люди от смерти, стала кровь Самого Христа, распятого за нас на Кресте. Посредством этой жертвы мы стали свободными выйти из рабства, но уже рабства не политического, а духовного, из рабства греха и смерти.

– Как раз в этой трансформации прослеживается это движение в переходе?

– Слово «Пасха» остается для нас важным и несет примерно тот же смысл, но уже в обновленном христианском контексте.

– С каких пор символами праздника стали крашеные яйца и куличи? И как это связано с Марией Магдалиной?

– Начнем с того, что существует предание о Марии Магдалине и ее встрече с римским императором Тиберием, когда она не могла прийти с пустыми руками к императору. У бедной проповедницы не было ничего, кроме яйца, которое она и предложила к трапезе императора и приветствовала его словами: «Христос воскресе!» На что тот ответил, что это звучит как глупость, воскресение так же невозможно, как то, что яйцо из белого не станет красным. И оно таковым стало. Да, это очень красивое предание.

Не стоит полагать, что мы, воспоминая Пасху Христову и подготавливая праздничную трапезу, именно этим событием вдохновляемся, когда красим яйца. Есть некий символ, и этот символ приобретает значение только тогда, когда есть некий контекст. Символы могут быть тождественными, но в зависимости от контекстов или от культур они будут разными, и только в определенном контексте символ будет что-то означать. Так примерно и здесь. Наш символ Воскресения Христова – крашеное красное яйцо. Символ, исходящий из нашего христианского контекста. Или же яйцо как образ пещеры, горы, где заточена жизнь.

– Или же символ жизни.

– Да, и нужно же открыть эту пещеру, то есть эту скорлупу разломить. Может быть и такое значение. Но главным здесь является сам символ Воскресения Христова, то, что мы говорим о Христовом Воскресении. Что же касается кулича, квасного хлеба, то это как раз воспоминание артоса. Когда ученики встречались, апостолы встречались и ранняя Церковь собиралась за одним столом, всегда оставляли одно место для Господа, ожидая Его. И во главу этого стола, у этого почетного места поставлялся квасной хлеб как альтернатива, замена тому пресному хлебу, который ели в праздник Песах. А сейчас у нас новое значение.

– Но традиции, гастрономические предпочтения все же не главное, основное – духовный смысл праздника. Пасху, как известно, отмечают 40 дней. О чем важно помнить в этот период?

– Из Евангелия мы знаем, что Господь являлся Своим ученикам в течение 40 дней до Своего Вознесения. И поэтому все эти дни мы отмечаем Пасху Христову, Его Воскресение, приветствуя друг друга пасхальным приветствием. И отмечаем Пасху не только за столом или встречаясь с друзьями, но прежде всего в молитве, в богослужении и в совершении дел милосердия и любви.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать