Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Ситуация с ковидом по-прежнему очень сложная и напряженная. Для борьбы с инфекцией, выработки коллективного иммунитета правительство идет на очень жесткие меры: разрабатывается законопроект о QR-кодах в общественных местах, на транспорте. Что будет с храмами?
– В храмах не ослаблялись и не отменялись те меры, которые были приняты еще в прошлом году по противодействию коронавирусной инфекции. Их достаточно для того, чтобы храмы не были местом ее распространения. Но самое главное, чтобы мы из любви к ближнему хранили и соблюдали эти необходимые меры. Их не так много: дистанция во время богослужения, ношение масок, частое проветривание храмов, использование всевозможных санитайзеров. Все это было введено в прошлом году и остается в обиходе Церкви до сих пор.
– Народ сейчас в некоем смятении: не перегибают ли палку, излишне заботясь о людях? Получается два лагеря: те, кому все доступно (люди привитые, переболевшие или имеющие медицинские противопоказания для иммунизации), и те, кто не хочет подвергать себя риску (может быть, по каким-то своим религиозным или внутренним убеждениям). Как Вы считаете, имеет ли здесь место нарушение прав человека, о котором так часто говорят?
– Сейчас (в те дни, когда снимается наша программа) мы имеем более тысячи двухсот смертей в день от новой коронавирусной инфекции. Я понимаю руководство соответствующих ведомств, которые вынуждены что-то с этим делать. Понятно, что мы, говоря о нарушении прав или каких-то мерах по ограничению этих прав, не можем не брать во внимание, что все это делается в довольно суровых обстоятельствах пандемии, которые заставляют прибегать к достаточно жестким, неординарным решениям.
Действительно, разделение есть. Мы видим это и в церковных общинах, и вне Церкви. Главный разделитель – дьявол. Самое удивительное, что он ухитряется посеять раздор там, где должно быть, казалось бы, единение: перед лицом беды, эпидемии люди обычно объединяются. Здесь же мы видим, как умножается недоверие, ненависть, подозрение, взаимные обвинения. В этом Церковь видит происки дьявола. Поэтому мы относимся к тому, что происходят разделения и раздоры, с большой скорбью и печалью.
Что касается ограничения прав, Церковь с настороженностью воспринимает это. Существует официальный общецерковный документ, принятый в 2013 году, который посвящен вопросам контроля (в том числе цифрового контроля за гражданами). В нем говорится, что если контроль приведет к сужению свободы человека и будет препятствовать исповеданию веры в Господа и Спасителя Христа, то для христиан наступает время исповедничества.
– Всем известно, что в Сети время от времени разгорается настоящая антипрививочная пропаганда. Одно из мнений, набирающих популярность, состоит в том, что в мире пытаются создать нечто вроде цифрового концлагеря. Другие люди склонны считать, что прививки, QR-коды – это не что иное, как метки дьявола (якобы это даже описано в Священном Писании). Что Вы можете об этом сказать?
– Действительно, существует религиозный дискурс тех, кто не верит в вакцинацию, в сам факт существования коронавирусной инфекции или считает методы контроля за людьми, которые сейчас применяются, избыточными, излишними. Нужно понимать одно: христиане ждут конца света еще со времен апостола Петра. Он говорил, что скоро мы будем свидетелями того, как Господь и Спаситель Христос придет в этот мир, что скоро будет Второе Пришествие Христа. С тех времен прошло больше двух тысяч лет, однако мы все еще ждем Второго Пришествия.
В то же время нужно понимать, что есть две разные проблемы, связанные воедино обстоятельствами. Это проблема вакцины и проблема применения новых цифровых технологий контроля (QR-кодов). В принципе, QR-код («быстрый ответ») – это технология быстрого определения какого-то довольно значительного объема информации с помощью машин. В нем нет ничего плохого, потому что это давно применяемая технология, мы давно пользуемся этими кодами.
Сейчас проблема состоит не в технологии как таковой, а в том, что она влечет за собой ограничение прав граждан. Люди протестуют против того, что в эту технологию вкладывают другие. Невозможность купить билет на самолет или поезд, войти в кинотеатр или салон красоты, сделать что-то важное и нужное для собственной жизни. Фактически это как домашний арест. Это тревожит и беспокоит. Нужно четко и ясно сказать, что это вопрос гражданской активности, медицинский и социальный вопрос, но не вопрос Церкви.
Церковь принимает всех: тех, кто верит в коронавирус, и тех, кто не верит в него; тех, кто за QR-коды, и тех, кто против них. Кстати, в храмах мы не планируем введение QR-кодов из-за их медицинской ненадобности. Церковь говорит о вере в Господа и Спасителя Христа, поэтому вопрос противодействия QR-кодам или вакцинации не имеет религиозного измерения, кроме одного – заботы о своем ближнем. Когда мы научимся ставить заботу о ближнем выше заботы о себе, тогда у нас не будет разделений, расколов, нестроений, подозрений и недоверия.
Большая глобальная проблема, которая стоит за сегодняшним кризисом кампании по вакцинации, в том, что мы разучились доверять Богу. Ведь вера в Бога и есть доверие. Мы Богу доверяем свою жизнь. Искоренив из общества традицию веры, доверия своей жизни Богу, мы атомизировали общество: сделали его обществом одиноких, недоверчивых, слегка озлобленных людей. Потому что быть одному очень тяжело. Это большая проблема, которая не решается одномоментно. Роль Церкви состоит именно в том, чтобы вновь научить человека доверять свою жизнь Богу. Надо сказать, что в ведущих странах индекс социального доверия – 60–70 процентов (то есть 60–70 процентов людей склонны доверять друг другу). В нашей стране этот процент колеблется от 16 до 21 процента.
– Пандемия наверняка способствовала падению социального доверия.
Скажите, вакцинация для работников храмов также является обязательной или это дело добровольное?
– Вакцинация для сотрудников храмов – это вопрос их христианской совести и медицинских показаний. Потому что, например, среди сотрудников того храма, где я являюсь настоятелем (Ольгинский храм в Железноводске), есть те, кто переболел или имеет хронические заболевания и не может позволить себе вакцинацию. Кто-то привился, а кто-то из сотрудников, как он говорит, надеясь на волю Божию, не собирается прививаться. Но большинство сотрудников нашего прихода либо уже переболели, либо привились.
– Часто ли к ним приходят люди и задают вопросы о вакцинации? Насколько сейчас это актуальная тема для общения со священником?
– Архиепископ Феофилакт завел в нашей епархии добрую традицию воскресных бесед. Он сам их проводит, когда находится в Пятигорске. И рекомендует священникам, настоятелям их проводить. Когда мы общаемся с прихожанами во время воскресных бесед, конечно, тема вакцинации, QR-кодов, ограничения свобод, эсхатологических ожиданий вокруг всех этих процессов – одна из самых важных и главных. Но мы еще и еще раз повторяем, что двери Церкви открыты для всех; и каждый человек должен прежде всего заботиться о здоровье своего ближнего. Его христианская совесть должна направлять его таким образом, чтобы он хранил здоровье ближнего и заботился о своем здоровье.
– Обстановка, к сожалению, действительно очень сложная. Служат ли сегодня священники в «красной зоне» и по какому принципу?
– Не служат, то есть не совершают там регулярных богослужений. Они посещают тех, кто в этом нуждается, причащают их, исповедуют, соборуют, если в этом есть необходимость. В каждом благочинии есть священники, которые сами выразили желание ходить в «красные зоны». Среди них есть и привитые, и переболевшие батюшки. Они умеют пользоваться средствами защиты и регулярно посещают верующих «красной зоны», желающих исповедоваться, причащаться, собороваться.
Не всегда, к сожалению, мы находим понимание у медицинских сотрудников, не хватает персонала, чтобы проводить священника. Но наши священники всегда готовы помочь верующим, которые находятся в «красной зоне», напутствовать их.
– Давно ли такая практика существует?
– С прошлого года. Как только возникли «красные зоны», Церковь обеспокоилась тем, чтобы верующие, которые находятся в тяжелых кризисных обстоятельствах жизни, могли бы прибегнуть к помощи Церкви (исповедь, покаяние, причащение Святых Таин) и видеть рядом с собой священника. С прошлого года была сформирована группа священников, которые прошли соответствующую подготовку для того, чтобы ходить в «красные зоны». В каждом церковном округе Пятигорской епархии есть священник (как минимум один, иногда больше), который отвечает за служение в «красной зоне» и регулярно посещает больницы, где верующие ждут батюшку.
– Если я не ошибаюсь, даже врачи говорят, что больным коронавирусом (особенно тем, кто находится в тяжелом состоянии) крайне важна моральная и духовная поддержка. Даже есть наблюдение, что человек, верящий в победу над этим страшным недугом, быстрее идет на поправку. Что говорят об этом священники?
– В любой болезни моральный дух больного очень важен. Врачи только помогают человеку, а исцеляет его Бог. В том числе через уверенность в своих силах, веру, надежду, стремление жить. Важнейшим условием выздоровления является воля к жизни. Если у человека есть смысл жизни (служение своим ближним, вера в Бога, желание жить), это так или иначе помогает выздороветь. Те, кто верует, имеет смысл в жизни, кто понимает, зачем он живет, конечно, легче выздоравливает и старается переносить болезнь по возможности стойко, с молитвой, причащаясь Святых Христовых Таин. Это, конечно, не стопроцентная гарантия исцеления, но большая помощь и поддержка, чтобы облегчить себе тяжелый период жизни, который мы называем болезнью.
– Я благодарю Вас. Очень будем надеяться, что пандемия с нами не навсегда. Наши медики, ученые найдут средство эффективно с этим бороться.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!