О земном и о небесном. Пандемия, вакцинация, QR-коды

14 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
19 ноября вступило в силу постановление об обязательной вакцинации отдельных категорий граждан. Что думает об этом Православная Церковь и смогут ли теперь так называемые убежденные антипрививочники посещать храм, обсудим в рамках нашей программы с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Ситуация с ковидом по-прежнему очень сложная и напряженная. Для борьбы с инфекцией, выработки коллективного иммунитета правительство идет на очень жесткие меры: разрабатывается законопроект о QR-кодах в общественных местах, на транспорте. Что будет с храмами?

– В храмах не ослаблялись и не отменялись те меры, которые были приняты еще в прошлом году по противодействию коронавирусной инфекции. Их достаточно для того, чтобы храмы не были местом ее распространения. Но самое главное, чтобы мы из любви к ближнему хранили и соблюдали эти необходимые меры. Их не так много: дистанция во время богослужения, ношение масок, частое проветривание храмов, использование всевозможных санитайзеров. Все это было введено в прошлом году и остается в обиходе Церкви до сих пор.

– Народ сейчас в некоем смятении: не перегибают ли палку, излишне заботясь о людях? Получается два лагеря: те, кому все доступно (люди привитые, переболевшие или имеющие медицинские противопоказания для иммунизации), и те, кто не хочет подвергать себя риску (может быть, по каким-то своим религиозным или внутренним убеждениям). Как Вы считаете, имеет ли здесь место нарушение прав человека, о котором так часто говорят?

– Сейчас (в те дни, когда снимается наша программа) мы имеем более тысячи двухсот смертей в день от новой коронавирусной инфекции. Я понимаю руководство соответствующих ведомств, которые вынуждены что-то с этим делать. Понятно, что мы, говоря о нарушении прав или каких-то мерах по ограничению этих прав, не можем не брать во внимание, что все это делается в довольно суровых обстоятельствах пандемии, которые заставляют прибегать к достаточно жестким, неординарным решениям.

Действительно, разделение есть. Мы видим это и в церковных общинах, и вне Церкви. Главный разделитель – дьявол. Самое удивительное, что он ухитряется посеять раздор там, где должно быть, казалось бы, единение: перед лицом беды, эпидемии люди обычно объединяются. Здесь же мы видим, как умножается недоверие, ненависть, подозрение, взаимные обвинения. В этом Церковь видит происки дьявола. Поэтому мы относимся к тому, что происходят разделения и раздоры, с большой скорбью и печалью.

Что касается ограничения прав, Церковь с настороженностью воспринимает это. Существует официальный общецерковный документ, принятый в 2013 году, который посвящен вопросам контроля (в том числе цифрового контроля за гражданами). В нем говорится, что если контроль приведет к сужению свободы человека и будет препятствовать исповеданию веры в Господа и Спасителя Христа, то для христиан наступает время исповедничества.

– Всем известно, что в Сети время от времени разгорается настоящая антипрививочная пропаганда. Одно из мнений, набирающих популярность, состоит в том, что в мире пытаются создать нечто вроде цифрового концлагеря. Другие люди склонны считать, что прививки, QR-коды – это не что иное, как метки дьявола (якобы это даже описано в Священном Писании). Что Вы можете об этом сказать?

– Действительно, существует религиозный дискурс тех, кто не верит в вакцинацию, в сам факт существования коронавирусной инфекции или считает методы контроля за людьми, которые сейчас применяются, избыточными, излишними. Нужно понимать одно: христиане ждут конца света еще со времен апостола Петра. Он говорил, что скоро мы будем свидетелями того, как Господь и Спаситель Христос придет в этот мир, что скоро будет Второе Пришествие Христа. С тех времен прошло больше двух тысяч лет, однако мы все еще ждем Второго Пришествия.

В то же время нужно понимать, что есть две разные проблемы, связанные воедино обстоятельствами. Это проблема вакцины и проблема применения новых цифровых технологий контроля (QR-кодов). В принципе, QR-код («быстрый ответ») – это технология быстрого определения какого-то довольно значительного объема информации с помощью машин. В нем нет ничего плохого, потому что это давно применяемая технология, мы давно пользуемся этими кодами.

Сейчас проблема состоит не в технологии как таковой, а в том, что она влечет за собой ограничение прав граждан. Люди протестуют против того, что в эту технологию вкладывают другие. Невозможность купить билет на самолет или поезд, войти в кинотеатр или салон красоты, сделать что-то важное и нужное для собственной жизни. Фактически это как домашний арест. Это тревожит и беспокоит. Нужно четко и ясно сказать, что это вопрос гражданской активности, медицинский и социальный вопрос, но не вопрос Церкви.

Церковь принимает всех: тех, кто верит в коронавирус, и тех, кто не верит в него; тех, кто за QR-коды, и тех, кто против них. Кстати, в храмах мы не планируем введение QR-кодов из-за их медицинской ненадобности. Церковь говорит о вере в Господа и Спасителя Христа, поэтому вопрос противодействия QR-кодам или вакцинации не имеет религиозного измерения, кроме одного – заботы о своем ближнем. Когда мы научимся ставить заботу о ближнем выше заботы о себе, тогда у нас не будет разделений, расколов, нестроений, подозрений и недоверия.

Большая глобальная проблема, которая стоит за сегодняшним кризисом кампании по вакцинации, в том, что мы разучились доверять Богу. Ведь вера в Бога и есть доверие. Мы Богу доверяем свою жизнь. Искоренив из общества традицию веры, доверия своей жизни Богу, мы атомизировали общество: сделали его обществом одиноких, недоверчивых, слегка озлобленных людей. Потому что быть одному очень тяжело. Это большая проблема, которая не решается одномоментно. Роль Церкви состоит именно в том, чтобы вновь научить человека доверять свою жизнь Богу. Надо сказать, что в ведущих странах индекс социального доверия – 60–70 процентов (то есть 60–70 процентов людей склонны доверять друг другу). В нашей стране этот процент колеблется от 16 до 21 процента.

– Пандемия наверняка способствовала падению социального доверия.

Скажите, вакцинация для работников храмов также является обязательной или это дело добровольное?

– Вакцинация для сотрудников храмов – это вопрос их христианской совести и медицинских показаний. Потому что, например, среди сотрудников того храма, где я являюсь настоятелем (Ольгинский храм в Железноводске), есть те, кто переболел или имеет хронические заболевания и не может позволить себе вакцинацию. Кто-то привился, а кто-то из сотрудников, как он говорит, надеясь на волю Божию, не собирается прививаться. Но большинство сотрудников нашего прихода либо уже переболели, либо привились.

– Часто ли к ним приходят люди и задают вопросы о вакцинации? Насколько сейчас это актуальная тема для общения со священником?

– Архиепископ Феофилакт завел в нашей епархии добрую традицию воскресных бесед. Он сам их проводит, когда находится в Пятигорске. И рекомендует священникам, настоятелям их проводить. Когда мы общаемся с прихожанами во время воскресных бесед, конечно, тема вакцинации, QR-кодов, ограничения свобод, эсхатологических ожиданий вокруг всех этих процессов – одна из самых важных и главных. Но мы еще и еще раз повторяем, что двери Церкви открыты для всех; и каждый человек должен прежде всего заботиться о здоровье своего ближнего. Его христианская совесть должна направлять его таким образом, чтобы он хранил здоровье ближнего и заботился о своем здоровье.

– Обстановка, к сожалению, действительно очень сложная. Служат ли сегодня священники в «красной зоне» и по какому принципу?

– Не служат, то есть не совершают там регулярных богослужений. Они посещают тех, кто в этом нуждается, причащают их, исповедуют, соборуют, если в этом есть необходимость. В каждом благочинии есть священники, которые сами выразили желание ходить в «красные зоны». Среди них есть и привитые, и переболевшие батюшки. Они умеют пользоваться средствами защиты и регулярно посещают верующих «красной зоны», желающих исповедоваться, причащаться, собороваться.

Не всегда, к сожалению, мы находим понимание у медицинских сотрудников, не хватает персонала, чтобы проводить священника. Но наши священники всегда готовы помочь верующим, которые находятся в «красной зоне», напутствовать их.  

– Давно ли такая практика существует?

– С прошлого года. Как только возникли «красные зоны», Церковь обеспокоилась тем, чтобы верующие, которые находятся в тяжелых кризисных обстоятельствах жизни, могли бы прибегнуть к помощи Церкви (исповедь, покаяние, причащение Святых Таин) и видеть рядом с собой священника. С прошлого года была сформирована группа священников, которые прошли соответствующую подготовку для того, чтобы ходить в «красные зоны». В каждом церковном округе Пятигорской епархии есть священник (как минимум один, иногда больше), который отвечает за служение в «красной зоне» и регулярно посещает больницы, где верующие ждут батюшку.

– Если я не ошибаюсь, даже врачи говорят, что больным коронавирусом (особенно тем, кто находится в тяжелом состоянии) крайне важна моральная и духовная поддержка. Даже есть наблюдение, что человек, верящий в победу над этим страшным недугом, быстрее идет на поправку. Что говорят об этом священники?

– В любой болезни моральный дух больного очень важен. Врачи только помогают человеку, а исцеляет его Бог. В том числе через уверенность в своих силах, веру, надежду, стремление жить. Важнейшим условием выздоровления является воля к жизни. Если у человека есть смысл жизни (служение своим ближним, вера в Бога, желание жить), это так или иначе помогает выздороветь. Те, кто верует, имеет смысл в жизни, кто понимает, зачем он живет, конечно, легче выздоравливает и старается переносить болезнь по возможности стойко, с молитвой, причащаясь Святых Христовых Таин. Это, конечно, не стопроцентная гарантия исцеления, но большая помощь и поддержка, чтобы облегчить себе тяжелый период жизни, который мы называем болезнью.

– Я благодарю Вас. Очень будем надеяться, что пандемия с нами не навсегда. Наши медики, ученые найдут средство эффективно с этим бороться.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать