О земном и о небесном. Падение Константинополя

29 мая 2023 г.

Сегодня предлагаем совершить экскурс в историю: 570 лет назад, 29 мая 1353 года, произошло падение Константинополя – столицы Византийской империи. Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.

– После 53-дневной осады столица Константинополь пала под ударами турков. Это историческое событие ознаменовало уничтожение христианской Восточной Римской империи. Какими были духовные последствия этого для Европы и мира?

– Я бы не согласился с немного жесткой оценкой последствий падения Константинополя. На самом деле к тому времени, когда турки взяли город, – это была их как минимум четвертая (если не пятая) попытка осадить Константинополь, завоевать его. К тому времени Византийская империя охватывала Пелопоннес, т.е. полуостров, на котором находится Греция, немного островов недалеко от Босфора и сам город. Исследователи говорят о Трапезундской империи, которая просуществовала более ста лет, и других осколках Византийской империи. Т.е. одномоментно все не произошло, хотя турки тут же перенесли столицу в Константинополь, возрадовавшись тому, что несколько раз осаждаемая еще с конца XIV века столица завоевана. Больше полувека они старались завоевать ее и не могли – сразу переносят туда свою столицу. На самом деле политическое и историческое значение случившегося было, конечно, меньшим, чем духовное. Духовное значение было очень велико, особенно для Западной Европы, потому что, если немного упростить, можно сказать, что Византия была для Европы тем, чем сейчас является Украина для западного мира. Т.е. это был боевой наконечник копья, направленный против врага.

– Интересная параллель получается.

– Интересная параллель. В этом случае врагами Европы были наступавшие сначала арабские, потом турецкие войска, т.е. по преимуществу мусульманские. А Византию Европа использовала в качестве щита между собой и наступавшими войсками с юга и  востока. Когда Константинополь пал, стало очевидно, что знаменитый раскол 1054 года Западной и Восточной Церквей завершился политическим уничтожением самой знаменитой, древней, важной части Восточной Церкви – Константинопольского Патриархата. Это был единственный осколок Римской империи, которая тогда существовала. Это была единственная легитимная империя, которая существовала на протяжении тысячи лет. В духовном отношении для Запада это был, конечно, очень серьезный факт, хотя у них в этот момент хватало своих разборок. Только закончилась к этому времени Столетняя война, которая длилась больше ста тридцати лет. Для Руси в то время это была скорее символическая история – падение второго Рима. Практически сразу после падения второго Рима возникает концепция третьего Рима.

– Кстати, кто и когда назвали Москву третьим Римом?

– В XVI веке (чуть позже будет) один из монахов, который написал летопись, сказал, что стоит Москва – третий Рим, а четвертому не бывать. Первый языческий Рим пал, второй Рим пал под нашествием иноверных войск, третий Рим – это Москва, а четвертому не бывать. Был такой монах Филофей, но концепцию он, конечно, придумал не случайно, а тогда, когда Софья Палеолог появилась на Руси в качестве супруги великого князя, но это все было после. К тому времени, когда пал Константинополь, на Руси завершалась междоусобная война, в которой, с одной стороны, участвовала Москва, с другой стороны – Кострома и Тверь. Войта эта шла предыдущих тридцать лет. На самом деле в политическом смысле Москве в тот момент было не до того. Единого Русского государства еще не существовало. Как, впрочем, не существовало еще Османской империи как таковой, потому что Османская империя оформилась гораздо позже.

– Интересно, что стало с христианскими реликвиями в Византии?

– К погрому и разграблению христианских реликвий в Византии причастны, конечно же, не турки. Мы можем как угодно к ним относиться с исторической и современной точки зрения, но для мусульман большинство христианских реликвий значения и интереса не представляли. Разграбление Константинополя – это крестовый поход 1205 года, когда крестоносцы, вместо того чтобы идти защищать Гроб Господень, пришли в Константинополь и год с увлечением, наслаждением грабили его как только могли. Большая часть всех реликвий за 250 лет до того, как Константинополь пал, была вывезена в Европу.

– Понятно, что целью походов были не реликвии, а геополитическое господство, захват новых земель. Известно, что падение Константинополя отразилось и на Крымском полуострове. Именно там наша империя и Османская впервые столкнулись.

– Вы переноситесь сразу через триста лет. Мы переходим в совсем другую историческую эпоху, однако прежде я бы вот что хотел сказать: люди на протяжении тысячелетий жили в религиозной парадигме мира. Мы все же не должны забывать о небесном. Крестовые походы – это и поход тевтонских рыцарей против Александра Невского, и многочисленные походы на Балканы вплоть до падения Константинополя. Все европейские войска, которые пошли против арабских, потом турецких завоевателей Европы, шли под лозунгом крестовых походов. Для людей, которые шли воевать, религиозная картина мира была значимой и важной. Невозможно было собрать войско с целью: а давайте мы пограбим. Пограбить можно было собрать небольшой отряд любителей, а то и профессионалов этого дела, а чтобы собрать большой поход, большое количество рыцарей, пехоты, простых людей (даже детские крестовые походы, как мы помним, существовали) – нужна была религиозная идея. Эта идея была – освобождение Гроба Господня от иноверных завоевателей.

С самого зарождения ислама, с момента завоевания Иерусалима мусульманами  (это довольно ранняя история) эта идея будоражила умы европейцев. То, что в конце концов европейские войска оказались вместо Палестины в Константинополе, – это вопрос политический и в значительной степени экономический. Что в Палестине возьмешь? А Константинополь – богатейший город, столица империи (мегаполис, я бы сказал, того времени), там есть что взять. Тем не менее большинством людей, которые шли в крестовые походы, несомненно, двигали религиозные мотивы; во всяком случае, вначале. Другое дело, что руководители крестового похода использовали религиозное чувство людей в своих не всегда религиозных интересах. Мы тоже здесь можем провести параллель с современностью. Очень часто политики пытаются использовать религию в своих интересах. Религия в этом не виновата, потому что учит людей доброму и вечному, а к тем, кто пытается ее использовать, мы относимся совсем по-другому.

– Почему историки считают ключевым моментом падение Константинополя в европейской истории?

– Потому, что вся наша история европоцентрична – мы уж очень сконцентрированы на Европе.

– Увы.

– Да, для нас история французских королей гораздо ближе, чем история византийских императоров, хотя византийская цивилизация гораздо ближе нам в духовном смысле, поскольку от Византии мы приняли православие, и в культурном, и в смысле преемственности основных направлений искусства (той же иконописи, храмовой архитектуры). Это в значительной степени духовная преемственность. До сих пор Русская Православная Церковь основывает свое богослужение, например, на трудах византийских гимнографов, византийских богословов. Поймите, в конце IV века (в 395 году) была создана Византия, а если считать символической датой падения Константинополя 1453 год, то мы видим, что тысячу лет просуществовала Римская империя. Они себя считали не греками, а римлянами. Никто из них не называл себя византийцами – они называли себя ромеями, т.е. жителями Римской империи. Тысячу лет эта цивилизация существовала и была для всей Европы эталоном культуры, государственности, науки, общественного устройства – преемником той самой первой древней Римской империи, которая была разрушена.

Когда Османская и Российская империи оформились (это произошло уже в XVIII веке), Крым стал местом столкновения империй. Не только Крым – вначале Крым, а в XIX веке уже и Балканский полуостров. Сейчас то, что мы имеем на Балканах, в значительной степени продолжение и развитие той истории, которая была заложена в противостоянии Российской империи и Турции. В этот раз уже Турция на протяжении XVIII и XIX веков была наконечником боевого копья европейцев против России.

Последняя война России и Турции (Крымская война) ясно показала, кто стоит за Османской Портой, кто на самом деле руководит и кукловодит всей этой ситуацией. С середины XVIII века, с походов Бурхарда Миниха, полководца Анны Иоанновны (это 1740-е годы, а уже позже при Елизавете Петровне, Екатерине Великой Потемкин, дальше Румянцев, Суворов, отличившийся во множестве походов против турок, в том числе и на Кавказе, и Кутузов), мы фактически (весь конец XVIII и почти весь XIX век), с небольшим перерывом на войну с Наполеоном, воевали с турками, потому что Турция стала тем, чем сейчас опять же является Украина: боевым наконечником копья против России. Использовали чужими руками практику прокси-войны, как сейчас принято говорить. Как видите, истории свойственно повторяться. В конце концов все это дело закончилось разгромом Османской империи. В начале XX века молодая Советская республика и молодая Турецкая республика Мустафы Кемаля оказались в гораздо более лучших отношениях, чем были Российская и Османская империи. В XX веке, мы знаем, ситуация развивалась несколько по-другому.

Если подводить некоторый итог мнению историков, нужно сказать, что падение Византии – это окончательное крушение Римской империи. Римская империя просуществовала, таким образом, несколько тысяч лет; и последнюю тысячу лет именно на Востоке – известная нам как Византийская империя. Это было по сравнению с окружающими варварскими королевствами, которые мы так любим (франков, германцев и всех остальных), – вершиной культуры, науки, государственности, управления. Во многом образец для подражания будущих национальных империй, которые начали складываться в Европе где-то в XXI веках уже как национальные государства. После империи Карла Великого начинают складываться скорее не имперские, а национальные структуры.

Европейские национальные государства окончательно сложились к концу XIX века. Германия объединилась в 1870-х годах. Тогда же объединилась и Италия. До этого ни Германия, ни Италия едиными государствами не были. Несколько раньше объединились Франция и Испания, но там немножко другая история. На самом деле именно Византия была вершиной, образцом, но всегда была другая история, связанная с противостоянием папской власти и власти Православной Церкви. Всегда именно папа собирал крестовый поход, и именно папа влиял на то, будут ли крестоносцы собраны и куда они направятся. Когда мы слышим от одного из римских первосвященников фразу о том, что лучше народу оставаться под мусульманами, чем не быть послушными Римской Церкви, мы понимаем причину того, почему пал Константинополь. Тяга некоторой части Христовой Церкви к земной власти оказалась сильнее желания помочь своим единоверцам.

 

Ведущая Маргарита Рекко

                                                                                                             Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать