О земном и о небесном. О новолетии и Рождестве

4 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Эта программа первая в наступившем 2022 году. Мы поговорим о новолетии и Рождестве Христовом.  Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.

– Что важнее для православного человека: новолетие или Рождество?

– Мы ведем отсчет лет от Рождества Христова. Нашей эрой мы называем эру от Рождества Христова. Так исторически сложилось, что день, в который мы отмечаем наступление Нового года, не совпадает с датой Рождества. В ряде Православных Церквей, к которым принадлежит и Русская Православная Церковь, Рождество  25 декабря по юлианскому календарю. В некоторых Церквах западной традиции –  25 декабря по григорианскому календарю. Для нас Рождество Христово – момент, с которого мы начинаем отсчет новой жизни, нового года.

Для нас смена календарной даты с тридцать первого на первое – это добрый, преимущественно детский праздник, но пост в это время еще продолжается, более того, наступает самое трепетное, доброе и радостное время подготовки к Рождеству Христову. Когда-то было наоборот: празднование начиналось Рождеством Христовым, потом плавно перетекало в Новый год, затем святки завершались Крещением Господним, 19 января. Сейчас немного по-другому: празднование начинается Новым годом, что для православного человека является более скромным вариантом, чем тот, который мог бы быть, останься календарь юлианским. Это уже преддверие Рождества, мы ждем Спасителя. Рождественский пост завершается, и мы в ожидании, предвкушении, нетерпении. Сегодня осталось уже совсем мало дней до Рождества Христова.

– Как Вы считаете, Новый год – дата условная? Ведь летоисчисление ведется от Рождества. Многие утверждают, что в праздновании Нового года есть много языческого.

– Установление праздника новолетия 1 января принадлежит, как известно, Петру I, который перенял европейскую традицию, научившись этому в Немецкой слободе. Вплоть до 1700 года (начиная с 1492 года) мы праздновали Новый год 1 сентября. Этому были свои основания: время нового урожая, заканчивались некоторые полевые работы – было больше возможности праздновать.

Празднование Нового года 1 сентября осталось в школе и в Церкви. Церковь отмечает новолетие 1 сентября по юлианскому календарю, 14 сентября – по новому стилю, григорианскому календарю. В церковном календаре написано: «Церковное новолетие, начало индикта». До 1492 года Новый год праздновали 1 марта, и это большая головная боль для историков, потому что мартовские и январские годы не всегда совпадают. Мы читаем летопись: лето от сотворения мира такое-то. Чтобы понять, какой это год, остается гадать: тот март, который был перед январем, или тот, который будет после января? Эта дата больше никакого интереса для нас не представляет, только добавляет головную боль историкам.

Сейчас мы празднуем Новый год 1 января. Конечно, в этом есть древнеримская, западная традиция. Январь – месяц бога Януса, известного двуликого бога, который одним лицом смотрел в прошлое, а другим – в будущее, завершал уходящий год и начинал новый. Некоторые новогодние традиции мы продолжаем сохранять, они действительно имеют языческие корни. Христианство не стремится искоренить или вычеркнуть из жизни человека его прошлое, в том числе и языческое. Христианство стремится переосмыслить, наполнить новым духовным содержанием древние традиции.

– В продолжение праздничной темы: каким должен быть рацион православного человека на Новый год?

– В нынешнем году так получилось, что Новый год выпал на субботу, и многие православные христиане в преддверии Рождества Христова, завершая Рождественский пост, в субботу и воскресенье причащались Святых Христовых Таин. Считается правильным, прежде всего, посвятить пост молитве, причащению Святых Таин, покаянию – для этого нужен пост, а диета так или иначе – средство. Для многих наших зрителей, слушателей эти дни были посвящены подготовке к причастию, исповеди, их рацион регламентировался этим процессом.

Для тех же, кто не готовился к причастию в эти дни, рацион был достаточно скромным, легким. Вполне возможно отпраздновать Новый год за столом, поздравить близких, тех, кто дорог, друзей, приятелей, коллег, при этом не делать акцент на оливье, а поставить на стол вполне допустимую, постную еду, небольшое количество вина. Вино в пост разрешается, вопрос в мере, причем мера не должна быть мерой древнерусского объема в двадцать два с лишним литра. Мера – это достаточное количество, чтобы развеселить сердце человека, но в то же время не напиться. За таким скромным, добрым столом, наполненным не обжорством и пьянством, а добрыми пожеланиями и сердечным общением, православные люди встретили Новый год. Кстати, архиепископ Феофилакт встретил Новый год в монастыре чином Божественной литургии. Те, кто знает об этой доброй традиции, прибыли во Второафонский Бештаугорский монастырь, где живет наш владыка, и приняли участие в ночном богослужении. Такая возможность в этом году, как и во все последние годы, была.

– Невзирая на пост, для большинства из нас Новый год – это особое время волшебства и чудес. Все мы с детства привыкли связывать с этим праздником мечты и надежды. Стоит ли с православной точки зрения навязывать или прививать детям веру в Деда Мороза? Многие считают, что это навязывание ложных убеждений.

– Дед Мороз – замечательный сказочный герой, ставший для наших детей родным аналогом святителя Николая. В Европе ведь нет Деда Мороза, а есть Санта Клаус –святитель Николай. Сначала в годы атеизма пытались его вовсе отменить. Елку в 1935 году нашим детям вернули благодаря идее партийного деятеля Постышева, но вместе с Дедом Морозом. В сказочных героях нет ничего плохого, что бы в них ни вкладывали люди. Сказки бывают разные.

История Деда Мороза и Снегурочки, которую мы знаем в том числе по знаменитой опере, – это добрая сказка, она учит тому, что за дела, которые мы делаем в нашей жизни, следует воздаяние. В этом смысле сказка несет христианские идеи. Другое дело, что до детей трудно донести идею воздаяния за наши дела в мире ином, поэтому эта идея современным детям, как в Ветхом Завете – нашим древним предкам, показана здесь, на земле. В Новый год дети, что хорошо себя вели, получают подарки, которые хотели и о которых просили, а если они вели себя не так, как должны были, то не получают того, что хотели.

– На архиерейские елки, епархиальные праздники Деды Морозы, Снегурочки приглашаются?

– Сейчас время всемирных коронавирусных трудностей. В прошлом году у нас, к сожалению, не было новогоднего и рождественского представления. В этом году мы возобновляем традицию епархиальной рождественской елки, новогодних представлений. Обычно приглашаются Дед Мороз, Снегурочка, только мы, как правило, воздерживаемся от представлений, в которых фигурируют всякого рода силы зла.  Но, как всегда, будут подарки для малоимущих, детей прихожан, учеников православных гимназий, воспитанников воскресных школ. В прошлом году подарки тоже раздавались, несмотря на то, что представлений не было. В этом году представление будет без взрослых, только дети от восьми до тринадцати лет соберутся отпраздновать, получат подарки от владыки. В каждом подарке, помимо сладостей, послание от владыки, архиепископа Феофилакта – небольшое красочное поздравление-открытка. Сказочные герои будут только добрые.

– Совсем скоро нас ждет еще один замечательный праздник – Рождество Христово. Как правильно его отмечать? Есть мнение, что в двенадцать ночи следует загадать желания. Так ли это? Или это время веры и светлых молитв?

– Это время богослужения. Рождество – одна из двух служб, которые, как правило, в большинстве случаев, если позволяет возможность, совершаются ночью. Есть пасхальная ночь и рождественская. Господь и Спаситель Христос и родился ночью, и воскрес рано утром, практически ночью. Эти два богослужения, как правило, ночные, поэтому в двенадцать ночи, если есть такая возможность, христианин встречает Рождество в храме Божием за Божественной литургией вместе со всей Церковью, молясь, прославляя Бога, радуясь пришествию в мир Христа, любуясь вертепом, украшенным гирляндами, храмом, лицами прихожан, что радуются и окончанию Рождественского поста, и самому празднику, к которому так долго, с конца ноября, шли, к которому готовились.

Самое главное, что в этот момент мы не задумываемся о своих личных, сиюминутных просьбах, с которыми часто приходим в храм; в этот момент мы вместе, всей Церковью радуемся одному – рождению в мир Спасителя. На рождественском богослужении всех нас объединяет одно – мы пришли на день рождения, удивительный праздник, когда Сам Бог в образе Младенца, в подлинном виде Человека, становится Богочеловеком, чтобы изменить весь мир к лучшему. Праздник этот – светлая надежда, которая вдохновляет, потому что после рождения в мир Христа все меняется: мы перестаем быть рабами греха, обязательными рабами смерти, теперь мы претендуем на вечность, для нас открыты двери Царства Небесного. Эта надежда наполняет сердца в светлую рождественскую ночь. Об этом думает, мечтает, мыслит в момент рождественского богослужения православный христианин. А потом, немного поспав после службы, он встречает гостей; застолье, разговение, праздники, святочные гулянья. Впереди святки, с 7 по 19 января – святые дни, как они еще называются, со своими особыми традициями, обычаями. Думаю, что о них можно будет еще много сказать отдельно.

– Обязательно еще поговорим на эту тему. Отец Михаил, благодарю Вас. С новолетием и наступающим Рождеством Христовым!

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​