О земном и о небесном. Новый учебный год

16 августа 2022 г.

Совсем немного времени осталось до начала учебного года, и все родители школьников, безусловно, встревожены тем, как ребенка к этому подготовить, настроить и вообще каким будет новый учебный год. Все это сегодня обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

− Каникулы на исходе. Уже совсем скоро для школьников прозвенит учебный звонок. Ни для кого не секрет, что в наше время собрать ребенка в школу не так просто, особенно семьям с низкими доходами, многодетным, неполным. Как в этом серьезном вопросе им помогает Пятигорская и Черкесская епархия?

− На любых приходах в конце лета идут сборы денежных средств, чтобы помочь многодетным семьям, в том числе и семьям прихожан, а также тем, кто в этом нуждается, чтобы собрать детей в школу, потому что сейчас это не только ручка и тетрадь, а огромный перечень если не учебников, то различных атласов по географии, рабочих тетрадей, различных приспособлений для каких-то естественных предметов, особенно если это старшие классы (там речь идет также о сборниках по подготовке к Единому государственному экзамену). Очень много средств надо тратить даже обеспеченной семье на школьника. Поэтому в конце лета идет сбор на помощь таким семьям, особенно семьям с низким достатком.

Стоит сказать, что это не только сборы, даже подарки делают детям в начале учебного года или в конце лета на благодарственных молебнах в храмах нашей епархии, когда начинается учебный год. Семьям, которые молятся за этим молебном, или тем, кто просит, дарят определенные вещи: набор ручек, фломастеров, то, что необходимо для обучения. На территории епархии еще действует кризисный центр «Дом для мамы», который помогает семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также летом идет сбор на покупку школьных принадлежностей, которые раздаются в начале учебного года.

− Прекрасно, что такая помощь оказывается, она очень нужная, перед началом учебного года своевременная, но, как мы понимаем, к учебному году готовятся не только семьи, родители и дети, но и учебные заведения. В Свято-Никольской православной гимназии, в которой Вы преподаете, как идет подготовка к учебному году и каким в этом году будет учебный процесс?

− Как и в любой общеобразовательной школе, в нашей православной гимназии педагоги делят летнее время на несколько частей. Для большинства детей и их родителей (кроме выпускных классов) каникулы начинаются в июне, заканчиваются 31 августа. Что касается учителей, у них отпуск начинается с 1 июля и заканчивается в середине августа, потому что июнь − это время подготовки к выпускным экзаменам, непосредственно выпускные экзамены, еще и работа с одаренными детьми, их подготовка к будущему проведению Всероссийских общеобразовательных олимпиад. Также это подготовка детей, которые не успевают по каким-то предметам, особенно по которым нужно сдавать экзамены. Поэтому в июне работа кипит, школа работает так же, как и всегда.

Что касается середины августа, учителя, как и в других школах, выходят на работу. Это связано не только с тем, что надо приготовиться морально к началу учебного года, встрече наших дорогих детей, но еще огромная работа ложится на наших завучей. У нас есть завуч по общим вопросам, которая занимается ремонтом кабинетов, покупкой каких-то новых материалов, учебников, книг, приобретением информационных технологий, которые необходимы для проведения уроков. Завуч по учебной работе занимается непосредственно документацией и внедрением новых общеобразовательных стандартов, предметов, составлением расписаний, удобных для учителей, детей и родителей. Завуч по воспитательной работе готовит целый ряд мероприятий на весь учебный год. И, конечно, в первую очередь идет подготовка к 1 сентября, Дню знаний, который у нас в гимназии начинается всегда с приезда владыки, архиепископа Пятигорского Феофилакта, который возглавляет молебен на начало учебного года и благословляет наших детей, поэтому работа в гимназии кипит уже в августе.

− А как в течение года строится учебный процесс? Например, у младших школьников есть ли группа продленного дня? Сколько времени они там находятся? Или есть просто уроки?

Обязательно есть группа продленного дня для первых-четвертых классов − это младшая школа, у нас она называется прогимназией. Здесь ведется большая работа, в том числе творческая. У нас проводятся различные кружки для детей, которые находятся в гимназии до определенного времени (до четырех-пяти часов вечера, когда их забирают родители, возвращаясь с работы), т.е. на учителя младших классов ложится колоссальная работа. Но она такая же и в старшей школе.

В этом году будут изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте, поменяется ряд предметов, направлений в первом-пятом классах – это так называемый государственный стандарт нового поколения, который внедряется во все школы. Мы являемся частной школой, но неотделимы от государственных программ, потому должны следовать этим требованиям − мы их выполняем. Учителя думают, как лучше, доступнее, понятнее использовать предоставленный материал. Так и в воспитательной сфере: что предложить детям по духовно-нравственному или патриотическому воспитанию. В этой сфере, особенно в наши дни, это актуально, чтобы наши дети смогли больше любить свою страну, понимать, что есть истинная добродетель. Такая же колоссальная работа проходит и в других школах.

− Мы знаем, что по инициативе Госдумы и Минобразования страны в школах вводится должность советника директора по воспитательной работе. А в гимназии нужна ли эта должность, на Ваш взгляд?

− Она необходима, безусловно, потому что та колоссальная работа, которая лежит на учителях-предметниках и классных руководителях, не позволяет в стопроцентном объеме заниматься воспитательной частью. Если мы говорим о младшей школе – это элементарные уроки вежливости и адаптации в окружающей среде. В старшей школе − это уже проблема воспитания. Наконец, государственные экзамены, реализация себя в обществе, какие-то индивидуальные достижения, конкурсы − все это имеет место и ложится на учителей. Советники директоров по воспитательной работе необходимы в тех школах, где количество детей огромно, т.е. есть это несколько параллелей, учителя более задействованы в общеобразовательной жизни всего города, в том числе и в каких-то Всероссийских олимпиадах, которые начнутся в осенний период.

В нашей школе 250 человек. Коллектив, который насчитывает более двадцати пяти преподавателей, в целом справляется со своей задачей. Плюс у нас есть еще детский психолог, духовник, те священники, которые преподают в школе. Они занимаются не только вопросами обучения, но и духовной частью воспитания детей. Духовник с понедельника по пятницу, когда идет образовательный процесс, всегда находится на территории школы, потому что это необходимо.

− Кстати, о педагогах: на государственном уровне принят очень важный закон о разбюрократизации системы образования, т.е. обязательная отчетность учителей составит пять обязательных документов. Наверно, будет больше времени для того, чтобы непосредственно учить?

− Я думаю, многие нас сейчас поддержат. Главной претензией со стороны родителей является то, что учитель мало времени уделяет детям. Естественно, для родителей их ребенок самый талантливый, успешный, способный, а учитель его не замечает. Иногда, стоит сказать, это справедливое обвинение, потому что действительно учитель слишком занят заполнением документации, причем она не только на бумажных носителях, но еще и на электронных дублируется.

− Тематическое поурочное планирование.

− Это огромный перечень документов. Многие учителя в течение года хватаются за голову и говорят: «Как можно столько документов заполнять?!» Причем заполняют их не в конце четверти или в конце полугодия, года, а ежедневно. И почти все учителя школы задействованы в проведении экзаменов или Всероссийских олимпиад. И чтобы их провести, нужно пройти соответствующие курсы. Поэтому учителям очень сложно. Надо сказать, что снижение документации очень поможет в будущем учебном году как раз минимизировать работу в этой сфере и заняться тем, чем обязаны заниматься учителя: душой, развитием, воспитанием школьников.

− Еще один важный закон, исключающий понятие «услуга» в сфере образования, президент подписал буквально в середине июля. Вместо этого теперь будут говорить о реализации образовательных программ. На Ваш взгляд, это что-то изменит?

− Хотелось бы в это верить, видя усилия нашего президента в том, что он пытается поднять в обществе уровень в первую очередь таких замечательных профессий (которые называются призванием), как учитель и врач. Я надеюсь, его предложения и внесение определенных указов, законов положительно на этом скажутся. Режет слух, когда мы говорим: «образовательные услуги». Страшно, когда кто-то из родителей или родственников детей говорит учителю: «Вы нам должны». Для многих учитель − это такой человек, сотрудник, который работает по найму, выполняет какие-то определенные услуги. Это мне кажется несправедливым, неправильным. Больно смотреть на наших учителей, с которыми так обращаются, поскольку мы перечислили, что они делают, и еще много чего не сказали (это, естественно, подготовка к самим урокам). Действительно, учитель отдает любому классу, на любом уроке часть своей души. Когда ему предъявляют то, что на самом деле он является не просто человеком, который несет подвиг, а наемником, оказывающим определенные услуги, − это очень обидно. Я надеюсь, что правильное распределение понятий, которые нам предлагает глава государства, поможет не только учителям и родителям, но и всему обществу пересмотреть те ценности, которые сложились на протяжении тридцати лет в нашей стране. Тогда уважение и почтение к учителям вернется.

− Отец Иоанн, благодарю Вас. Будем готовиться к началу учебного года и надеяться, что он будет интересным, успешным и для педагогов, и для учеников.  

 Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать