– Отец Иоанн, «История государства Российского» (первые восемь томов после выхода в свет в 1818-м небывалым тогда тиражом 3 000 экземпляров) сразу стала пользоваться невероятной популярностью, в том числе и у светских женщин. На Ваш взгляд, в чем секрет успеха?
– Даже сегодня, когда мы говорим о Карамзине и его великом творении «История государства Российского», у любого человека (пожилого, молодого, школьника, студента) возникает ассоциация с великим трудом, который был проделан в то время, с каким-то эталоном (как надо работать с документами, особенно с такой непростой тематикой, как история нашего Отечества). Говоря о том, что это было, почему у людей возник такой интерес, надо задуматься о самом главном. На дворе начало ХIX века, уже много сделано для того, чтобы Россия (тогда Российская империя) стала одним из могущественных и важнейших государств на политической арене во всем мире, которое решает огромное количество вопросов, в том числе и геополитических.
И, естественно, большое количество европейских народов знало историю нашего государства, а наш народ свою историю не знал. Это уже начало ХIX века. И становится даже немного не по себе, когда мы с сегодняшнего ракурса смотрим на тогдашнее невежество. Хотя уже был прогресс и в техническом плане, и в перевооружении армии, были наши постоянные достижения на всех фронтах. И тут – незнание собственной истории. Это большое невежество и упущение, и это связано с тем, что различные хранители документов, летописей, важнейших архивных данных не делились этим с государством. Это касалось, к сожалению, и Церкви, и монастырей.
– Может, задача была – умолчать, чтобы люди не знали?
– Наверное, с одной стороны, этим никто не занимался и об этом не думал. Потому что мы видим, насколько сильно отреагировал император Александр I на предложение Николая Карамзина написать историю нашего государства. На его воодушевление этой темой вообще. Ведь этот вопрос он мог поднимать и при Павле I, и при великой Екатерине II. Она была одним из самых прогрессивных правителей России. Тем не менее эти вопросы не поднимались. Только в начале ХIX века вопрос был поднят. Как писалось это великое творение? Николай Карамзин на несколько лет ушел в заточение, можно сказать, удалился в свое поместье в Остафьево и там проводил огромное количество времени, не контактируя со светскими людьми, обществом, полностью погружаясь в материал, архивные данные. Конечно, нужно сказать, что он назначением императора, его указом, стал первым историографом.
– Единственным.
– Да. Это позволило ему войти во все архивные библиотеки, монастыри и остальные заведения, где находилась ценнейшая, важнейшая информация, чтобы составить единообразное и точечное произведение, которое будет отражать всю нашу историю. После первых томов успех был ошеломляющий. Но это колоссальный труд, он был закончен уже после смерти Карамзина.
– Двенадцатый том издавали уже после.
– Да. И это дань его гению, полной отдаче и самопожертвованию, чтобы сделать наше государство и людей, которые там жили, более осведомленными.
– Как Вы верно отметили, он действительно боролся за достоверность в изложении фактов, боролся с идеалистической пропагандой и был, конечно, новатором.
– Даже в XX веке, наверное, ничего подобного, масштабного не писалось, хотя, конечно, эти тома заканчивались Смутным временем, но они в дальнейшем дополнялись. Он преподнес стиль, вкус, который сам, можно сказать, сотворил. Отразил дальнейшее желание историков и людей, которые этим занимались, работать именно в этом ключе. Почему? Ответом служат первые строки «Истории государства Российского», где сам Карамзин пишет о том, что это труд, который поможет любому читающему человеку, особенно русскому, в самые трудные для него времена обратиться к истории своих предков, увидеть, что им тоже было тяжело. (Они тоже десятки, сотни раз сталкивались с различными препятствиями: войнами, голодом, погромами, какими-то ужаснейшими трагедиями, катаклизмами. И с честью, гордостью, мужеством, с желанием победить зло все это преодолевали.) Чтобы читающий человек черпал оттуда воодушевление.
Ведь если обратиться к истории уже XX века, к самой трагичной главе этого времени в нашей стране – Великой Отечественной войне, мы вспомним, как товарищ Сталин, когда обращался к людям, вспоминал о великих полководцах Кутузове, Александре Невском, Димитрии Донском. Тут уже прослеживается яркий показатель того, что люди понимали, о ком идет речь. Они понимали, что именно эти имена им дают силы, мужество.
– Символы эпохи.
– Да. Это имена тех, кто боролся со злом, насилием, вражеской интервенцией. При воспоминании о них в те годы, наверное, людям становилось немного легче, хотя было время тяжелейших испытаний. Мы знаем, как жители блокадного Ленинграда, находясь в истощенном, полуобморочном состоянии, даже умирая от голода в подвалах, квартирах, постоянно подвергаясь бомбежкам, с упоением читали. Причем читали очень часто книги по истории нашего Отечества, чтобы проследить, увидеть что-то знакомое в истории. Чтобы как-то этими примерами воодушевиться и помочь самим себе преодолеть неминуемый ужас, депрессию и уныние. И в этом заслуга Карамзина. Это он создал не только эти замечательные тома, это творение, но еще и дал мощный импульс к тому, как надо излагать историю Отечества, в каком направлении действовать. Конечно, нужно еще сказать, что он был новатором в плане составления текста. Это уже не Нестор Летописец…
– Стилистика современная, да?
– Да. Это новый стиль, новые слова. Он стал автором огромного количества новых слов, в том числе слов «этика», «мораль». Это очень важные термины, которые мы и сейчас используем.
– А в XX веке кого из историков можно было отнести к последователям Карамзина? Может быть, в точности изложения материала? Или сложно так сейчас поименно сказать?
– Да сложно говорить, потому что все философы (Ильин, Ключевский, Бердяев) обращались к истории нашего Отечества того периода, пытаясь понять, в какие потрясения входит Российская империя. В дальнейшем много советских исследователей пытались мыслить в этом направлении, дополнять то, что уже было написано в Новейшей истории ХIX и XX столетий. Здесь можно, чтобы никого не обидеть, не называть имена всех, но достойных людей много. Самое главное, что на различных факультетах изучалась история, и на сегодняшний день «История государства Российского» является неотъемлемо важнейшим источником, документом, памятником изучения нашей истории, историографии. И уже современные исследователи в своих новых статьях, исследованиях на всевозможных конференциях постоянно обращаются именно к этому труду.
– Даже два века спустя?
– Да. Смотрим сначала, как у него было написано (если мы говорим о той эпохе, о тех временах), ну а потом уже то, что там еще было, какое дополнение. Чтобы была ясная, точная картина.
– Давайте поговорим о современной истории. На основе того, что сейчас происходит, кто-то уже создает какие-то серьезные исследовательские труды?
– Недавно был представлен всей нашей стране новый и, самое важное, единый учебник по истории нашего Отечества для старших классов. Это очень удачно, потому что самое главное – он единый. Нет разных учебников, которые раньше были рекомендованы…
– Программы разнились в разных школах…
– Да, программы разнились, а все-таки единый госэкзамен требует единого знания, комплекса связанных между собой тем. Соответственно, школьники могут узнать о вопросах, которые будут перед ними, из этого учебника. А дополнительные материалы, которые в том числе могут включать в себя различные памятники истории, которые наши учителя пытаются детям не только представить, но и приобщить их к чтению этих памятников, их изучению, тоже, несомненно, важны. Есть определенный костяк, стержень. Но то, что было создано, сделано, не предается забвению, об этом уже было сказано, и не только в вузах, но еще и школьникам. Со школьной скамьи надо детям дать возможность почувствовать важность и необходимость знания собственной истории. Чтобы мы не возвратились опять в ХIX век, когда нашу историю извращали, над ней глумились, над нами смеялись, а мы были как Иваны, не помнящие своего родства. Карамзину удалось это упразднить, и то, что он сделал, нельзя предавать забвению.
– Ведь сейчас в невероятно сложное, но тоже интересное время мы живем. История создается буквально на наших глазах, и все мы в некотором смысле являемся ее свидетелями.
– Это правда. Мы не только свидетели, но и создатели этой истории.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Ольга Смирнова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Дорога в небесный дворец
У книжной полки. Сборники стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Врач, исцели самого себя
Письма из провинции. 14 ноября 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!