О земном и о небесном. Молодёжные группировки

20 марта 2023 г.

Сегодня поговорим о молодежных группировках, течениях; например, об активизировавшейся в последнее время в стране ЧВК «Редан». Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

– Сразу возникает вопрос: почему ЧВК? Аббревиатура вызывает стойкую ассоциацию с частной военной компанией, а тут молодежная интернет-группировка. Кстати, кем и для чего создана?

– Во-первых, именно потому ЧВК, что это звучное, громкое название, к которому люди привыкли за последнее время, стойко ассоциируется с некоей брутальностью, мужественностью. Кем создано и для чего? Насчет «для чего» мы пока не узнаем, а создано детьми, как всегда. Все сетевые группы или же субкультуры всегда создаются детьми, подростками. В юности обычно много ошибок, которые приходится исправлять в зрелом возрасте. Конечно, лучше обойтись без них, но это естественно для подростков.

– Чем это так притягивает? Считается, что в социальных сетях у ЧВК «Редан» более ста пятидесяти сообществ. При чем тут клетки, пауки? Что это все означает?

– Секрет успеха заключается в том, что сам информационный повод был очень сильно раздут, это не что иное, как, условно выражаясь, самосбывающееся пророчество. СМИ из сетевого мема раздули целую историю. Если к этой истории начинает приковываться внимание, то, естественно, в нее вливается много последователей, которые узнали о том, что нечто подобное есть, только из самих СМИ. Обратим внимание на социальные сети: молодежные группы создаются сами собой с единственной целью – для общения. Будь то клуб или кружок любителей вольной борьбы или макраме.

– Но общение, как мы видим, деструктивное – массовые драки; только в конце февраля было задержано порядка пятисот человек.

– Если какая-то молодежная группа конфликтует с кем-то, это, конечно, не может не привлечь внимание общественности, но так было всегда. Обратим внимание на недалекое прошлое: существовали различные молодежные субкультуры, которые так или иначе создавались не для какого-то противодействия, но они конфликтовали, потому что молодой, горячий, чрезмерно эмоциональный в силу возраста человек, естественно, стремится к эпатажному поведению и самовыражению через какие-то атрибуты, будь то одежда или какой-то вызывающий внешний вид. Он привлекает к себе внимание, в том числе и нежелательное.

Нельзя сказать, что это что-то уникальное и что мы никогда с этим не сталкивались. В любом случае время сейчас неспокойное, и если какие-то группы начинают массовые драки, безобразия в общественных местах, это уже привлекает массу внимания и негативных оценок со стороны общественности, что естественно. А если примешается какой-нибудь этнический конфликт или религиозный? Здесь тем более будет привлечено еще больше внимания и спрос будет еще более серьезный. Ввиду того, что у нас новости и вообще в информационном поле все работает лучше, если имеет отрицательную коннотацию, то те или иные СМИ хватаются за подобный информационный повод и начинают его всячески раздувать.

Несколько детей повздорили между собой в торговом центре, пару человек сняли это на видео, и через неделю мы уже читаем про триста человек, через две недели уже про пятьсот человек. Естественно, это привлекает внимание самих этих детей, которые начинают этому подражать или пытаться каким-то образом эту волну оседлать. Ведь время такое, у детей есть такая «валюта», как «лайки», и естественным образом всякий сетевой персонаж так или иначе пытается увеличить их количество. Обратим внимание: на этой неделе никто уже об этом не говорит, через неделю все забудут это как любой сетевой мем. В этом нет ничего, это пустышка, не какая-то проблема, трагедия, а некое следствие того, когда ребенку нечем себя занять и он не имеет возможности себя реализовать. Вот это проблема и трагедия. А то, что дети смотрят мультфильмы и каким-то образом странно одеваются, это естественно для подростка.

– Если говорить о молодежных течениях и субкультуре в нашей стране, когда все это появилось?

– В ХХ веке. У нас в девяностые годы начался большой подъем, но, обратим внимание,  существовали и до этого различные течения. Они ведь могли быть разными. То, что мы сегодня называем субкультурами, – это очень широкое понятие. Само слово «субкультура» – что-то меньшее, как некая подчасть культуры или противопоставляющая себя ей. Обратим внимание, люди всегда собирались в кружки по интересам – это каким-то образом отражалось и на их внешнем виде.

– Эмо, готы – помним.

– Все начинается намного раньше («клубные пиджаки»). Человек, стремящийся к общению, будет проводить время и общаться с теми, с кем ему интересно и комфортно, с кем есть общие интересы. Если это «клуб любителей японских мультиков» – они и будут выглядеть как любимые персонажи. В этом нет ничего экстраординарного, но обратим внимание, если человеку есть что сказать, он должен иметь возможность самовыражения, но это не значит, что все окружающие обязаны его слушать.

Мы видим, что молодежь, в свойственной ей чрезмерной эмоциональной манере, пытается самовыразиться. Это нормально, в какой-то промежуток времени все закончится. Если это начинает нарушать покой и каким-то образом вредить окружающим, следует обратить на это внимание, но это не значит, что нужно все запретить. Уже раздавались голоса: «Давайте запретим японские мультики, аниме очень вредное». Запретить не так сложно. Telegram уже как-то запретили – очень помогло? А может быть, стоит задуматься о другом? Может быть, сначала предложим какую-то альтернативу? Проблема не в том, что детям что-то нравится, а в том, как этим пользоваться. Есть ли выбор?

Что касается молодежной организации, о которой мы сейчас говорим, все достаточно сложно еще потому, что никакой информации нет, кроме пересказов журналистов и каких-то репостов с одного информационного агентства на другое. К чему в конечном итоге все это приходит? К тому, что молодежи ничего иного не остается, как проводить время в торговых моллах, потому что там тепло, светло, есть фудкорт, бесплатный Интернет, они могут там собираться и проводить время вместе. Но если бы было предложено что-либо еще, у них был бы выбор и они им могли бы воспользоваться. Если посмотрим – ничего другого не предложено.

– Согласна. Но ведь нельзя опускать тот факт, что это общение не всегда безобидно. Есть такие группы, которые насаждают мысли о насилии, суицидальные мысли подросткам и так далее. К сожалению, находятся «умельцы», которые подло  пользуются неокрепшей психикой.

– Да, в информационном поле очень много грязи и откровенно опасных вещей. Даже если мы говорим о японских мультиках, почему дети так эмоционально на них реагируют? Потому, что японская культура очень сильно отличается от нашей. В аниме нет четких определений морали, потому что японская культура – не христианская. У нас есть четкие представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о праведном и греховном. У японцев подход немножко другой, ввиду того что у них другая культура. Когда смотришь японские мультипликационные сериалы, видишь, что есть отрицательный персонаж, а он и не такой уж отрицательный. Есть положительный персонаж, а он оказывается не совсем положительным. В течение всего сериала не все так однозначно.

Ввиду того что четкого разделения на добро и зло нет, мы видим, что и отношение к суициду достаточно спокойное. Вспомним японскую культуру: сеппуку, харакири и прочее – это нормально в этих представлениях. Когда наши ребята смотрят эти мультфильмы, не значит, что, посмотрев несколько сезонов японского мультсериала, они все станут склонны к суициду, но если даже один из десятка или сотни начнет в себе взращивать подобные идеи, это уже повод для взрослых задуматься.

Отсюда вытекает второе, о чем следует сказать (это наиболее важное): да, в Интернете могут всегда найтись люди, которые смогут уделить время и внимание твоему ребенку, но через некоторое время, совсем небольшое, этот кто-то (сетевой аноним) займет твое место. Поэтому все, что мы можем сказать о молодежных группах, движениях, субкультурах и прочем, заключается в том, что если взрослой части общества (необязательно родителям) откровенно все равно, чем занимаются дети, что их интересует и чем их можно было бы увлечь, то найдутся те, кто обязательно предложит свою помощь, но эти увлечения и интересы в 90% случаях очень не понравятся родителям. К сожалению, может случиться так, что будет уже поздно.

Каждый должен сам брать на себя вопрос воспитания ребенка. Не школа же должна воспитывать ребенка, не условная общественность, а родители. Ребенок приходит в семью, в этой семье ему должно найтись место хотя бы высказаться, выразить свои эмоции. Если детям не уделять внимание, то ни к чему хорошему это не приведет. Мы сегодня говорим: «Музыка какая-то недостойная, нехорошая». Послушай ее с ребенком, обсуди. Конечно, любой взрослый человек не сможет долго слушать молодежную музыку, как и наши родители не могли слушать ту музыку, которую слушали мы в пятнадцать лет, – это естественно. Не случайно само название «молодежная субкультура»: взрослый, зрелый человек не является участником субкультурных движений, он это перерастает. Ребенку, молодому человеку нужно помочь как можно меньше совершить ошибок, чтобы в зрелом возрасте не пришлось их исправлять, надо дать им, наоборот, больше каких-то возможностей и шансов для реализации.

– Полностью с Вами согласна, отец Владимир. Как бы банально это ни звучало, будем внимательнее к своим детям.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать