О земном и о небесном. Крестовоздвижение

5 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Тема программы сегодня – праздник всемирного Воздвижения Креста Господня. Об истории и традициях поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– В честь какого события установлен этот праздник и почему имеет такое название?

– В начале IV века, при содействии равноапостольной царицы Елены, император Константин, почитавший Крест, который помогал ему в военных сражениях, желая обрести святыню, наконец его нашел. При содействии патриарха Иерусалимского Макария Крест был показан перед собравшимся верующим народом. Поскольку народу собралось много, патриарх Макарий, в сопровождении помогавших ему людей, воздвигал (т.е. поднимал) Крест на все стороны света, чтобы люди могли увидеть эту величайшую святыню, поклониться ей, поскольку мы знаем, что крест для каждого христианина является символом спасения.

– Кто такая равноапостольная Елена и какое отношение она имела к обретению Креста?

– Равноапостольная Елена носит такой титул неспроста, поскольку много содействовала распространению христианской веры, восстановлению святынь (того же Иерусалима), исторических мест, связанных с земной жизнью нашего Спасителя. К сожалению, прошло несколько столетий, и из-за гонений, из-за того, что Иерусалим был разгромлен римлянами, сохранилось лишь устное предание о тех местах, которые связаны с земной жизнью Христа. Равноапостольная Елена была одной из тех, кто содействовал укреплению веры, она искала все эти святыни. Для нас она является прототипом равноапостольной княгини Ольги, потому что во многом своей истинной верой, своими делами показала сыну Константину, что значит быть верующим человеком. Не просто, как мы сейчас говорим, верить в душе, но делами на благо Церкви и всего христианского мира доказывать это ежедневно.

Существуют связанные с равноапостольной Еленой и этим событием три версии обретения Креста Господня. Первая версия была сформирована к началу IV века, когда был разрушен языческий храм Артемиды и под ним нашли три креста. Чтобы определить Крест, на котором был распят Христос, кресты поочередно прикладывали к больному человеку, и от Креста Христова тот был исцелен. Вторая версия сложилась к концу IV века: на месте разрушенного храма в честь римской богини Венеры находились кресты. О них никто не знал, один благочестивый иудей Иуда показал равноапостольной Елене, где эти кресты должны находиться. Третья версия сложилась намного позже, но восходит к I веку христианской веры и свидетельствует о том, что Крест Христов был найден еще до событий, связанных с Воздвижением Креста, однако начались гонения, проблемы в Церкви, и Крест был надежно спрятан. Он был явлен в относительно спокойное время при императоре Константине. Во всех трех версиях фигурирует имя святой Елены, ее сына Константина и святителя Макария.

– Что известно о Храме Воскресения Христа, который строился десять лет? И почему только после его открытия стали отмечать праздник?

– Это очень интересно. Сразу же после обретения и Воздвижения Креста император Константин начал восстанавливать древние христианские святыни в Иерусалиме. Он обновил базилику и фрески первого храма в честь Воскресения Христова. Действительно, храм строился очень долго, потому что это была тщательная и трудная работа, но к 334 году храм был обновлен (можно сказать, перестроен). Такое торжество праздновалось в течение восьми дней, причем оно приравнивалось к праздникам Пасхи и Богоявления и совершалось много веков. Воздвижение Креста (праздник, связанный со Крестом) было иногда включено в праздник обновления Храма Воскресения Христова, но в то же время обновление храма было выше празднования Воздвижения. Однако в XI веке наступает другое время, и праздник Воздвижения потихоньку вытесняет праздник обновления храма. В наше время 26 сентября по новому стилю (13 сентября по старому стилю) празднование обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме является предпразднством празднования Воздвижения Креста Господня.

– Если не ошибаюсь, в этот же день отмечают еще одно событие – возвращение Креста из Персии. Почему оно является таким символичным? Как Крест оказался в Персии и сколько там находился?

– Были военные столкновения Персии с Византией, когда персы захватили Иерусалим, они разграбили город и вывезли святыни, в том числе и Крест Христов. Что интересно, они его не уничтожили, и Крест через несколько десятилетий вернули на место уже при царе Хозрое. Что можно сказать насчет этого факта? Действительно, некоторые историки приравнивают его к празднованию Воздвижения Креста, но в некоторых традициях есть упоминание, что Крестопоклонная неделя (3-я неделя Великого поста) посвящена теме возвращения Креста из Персии. До конца это все не обосновано. В католичестве возвращение Креста особо почитается. Тема достаточно важная, потому что Крест был утрачен, тем не менее торжество и справедливость все-таки возобладали и Крест вернули.

– Как в православной культуре принято отмечать этот праздник, является ли он переходящим или из года в год отмечается в одну и ту же дату?

– Праздник всемирного Воздвижения Креста Господня является двунадесятым непереходящим праздником. В Православной Церкви празднование совершается 14 сентября (27 сентября по новому стилю), в Католической Церкви всегда 14 сентября по григорианскому календарю. Что интересно, в Армянской Апостольской Церкви празднование Воздвижения переходящее (воскресный день между 11 и 17 сентября, праздник всегда совершается в воскресный день). Что касается самого богослужения, то и всенощное бдение, и Божественная литургия сосредоточены на теме Креста Христова. На вечерне и утренней службе Крест находится на престоле в алтаре, там же совершается полиелей, поется величание, там же читается Евангелие, и только на утренней службе, в конце великого славословия, Крест износится в центр храма.

Есть два варианта совершения службы. Если мы говорим о каких-то приходских храмах, то Крест Христов полагается на аналое, перед ним совершается поклонение с пением особого припева: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Т.е. тема Воскресения всегда присутствует на празднике Воздвижения. Второй вариант более распространен в больших соборах или, когда служит архиерей, в монастырских храмах – чин Воздвижения, подобно тому чину, который совершал святитель Макарий Иерусалимский. Предстоятель или архиерей, который совершает службу, становится на возвышение (кафедру в центре храма), в сопровождении других священнослужителей начинает воздвигать Крест, опуская его на землю, поднимая  как можно выше, благословляя стороны света. При служении нескольких священников это все равно совершает предстоятель, а священник его поддерживает. Хор тем временем поет  «Господи, помилуй» на каждое воздвижение, т.е. на север, юг, запад и восток. В конце литургии и богослужений, которые совершаются после празднования Воздвижения (т.е. все дни попразднства) благочестивые верующие вместе со священником в конце службы тоже совершают поклонение Кресту. Есть традиция: крест, который обычно дает священник для целования людей после службы, теперь не дается, потому что лежит Крест Христов в центре храма.

– Правда ли, что есть традиция облачаться в этот день в фиолетовое облачение и почему именно в этот цвет?

– Есть такая традиция – все очень просто. Мы должны понимать, что праздник Воздвижения Креста Господня имеет трагический оттенок. За богослужением мы читаем в этот день отрывок из Страстей Господних, мысленно вспоминаем страдания Спасителя за каждого из нас. Соответственно, в этот праздник всегда постный день, т.е. никогда особых торжеств на трапезе мы не увидим. В то же время у нас есть традиция, когда священнослужители облачаются в облачения более строгого оттенка, цвета. Это не темный цвет, как Великим постом, поскольку это все-таки праздник, мы облачаемся в фиолетовый. Но есть и другие традиции: облачения в бордовый, темно-красный цвет (мы вспоминаем искупительную кровь Спасителя), есть традиция облачаться в золотой цвет, потому что Воздвижение – это больше Господский праздник, посвященный Христу, а богослужебный цвет Господских праздников – золотой. Есть традиция облачаться в зеленый цвет, в честь древ, из которых произошел Крест Христов. Но современная практика и Устав приписывают совершать богослужение в фиолетовых облачениях, мы этой традиции придерживаемся.

– Все-таки право выбора есть?

– Между темно-красным и фиолетовым, но преобладает фиолетовый.

– Как обычно проходят службы у нас в монастырях и храмах епархии?

– Нужно сказать в первую очередь, что Пятигорская епархия и ее верующие жители с особым благоговением относятся ко Кресту. Не только купола храмов венчают кресты, но еще и другие купола – наших горных вершин. На некоторых вершинах установлены специально железные или каменные кресты, на труднодоступных вершинах –  стоят самодельные кресты. Что касается богослужений, мы ничем не отличаемся от других храмов Русской Православной Церкви. На праздничных богослужениях в больших храмах, приходах и соборах совершается чин Воздвижения, о котором я сказал. Есть свой храм в честь Воздвижения Креста Господня в Кисловодске. Наш владыка архиепископ Феофилакт часто в этот день совершает там праздничную Божественную литургию, чтобы поддержать верующих прихожан, которые молятся в этом храме. В монастырях и больших приходах мы полагаем Крест на аналой, он лежит в течение всей недели до отдания праздника, и люди, которые приходят, могут к нему приложиться и еще раз вспомнить о том, насколько велика жертва нашего Спасителя, Который, несмотря на Свою Божественную природу, пошел на Крест, пострадал ради каждого из нас и ради нашего спасения.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​