О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери

2 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Историю праздника обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– У праздника Иверской иконы Божией Матери несколько дат. Почему? И какова история ее происхождения?

– Иверский образ Пречистой Владычицы – это очень древний образ, обладающий серьезной историей. Ввиду того, что человеку свойственно обращать внимание на какие-то экстраординарные моменты, памятные даты (тем более связанные с чем-то дорогим, близким сердцу), дат особого почитания этой иконы достаточно много. В Русской Православной Церкви их обычно выделяют три (но их больше).

Иверский образ Пречистой Владычицы Богородицы – очень древний. По одним данным, это подлинник, написанный самим евангелистом Лукой, по другим − это список с него. Если мы будем смотреть на образ с искусствоведческой точки зрения, то датировка этого образа относится к IX−XV векам (что в любом случае говорит об его исключительной древности).

История образа такова: IX век, Никея, правит император Феофил-иконоборец. Иконоборчество еще в силе, поэтому иконы находятся в большой опасности. Согласно преданию, в дом одной благочестивой вдовы, у которой хранится эта реликвия, приходят воины по повелению императора, уничтожающие иконы по всей империи. Они находят образ Богородицы и сбрасывают его со стены. Один из воинов ударяет копьем, и происходит знаменательное, экстраординарное событие: на глазах у воинов и изумленной женщины из места удара проступают капли крови. Действительно, это не может никого оставить равнодушным. Женщина успокаивает воинов тем, что дает им деньги, чтобы они пощадили икону. Согласно преданию, воины должны были прийти на следующий день и икону каким-то образом уничтожить. В сердце благочестивой женщины возник план. Она со своим малолетним сыном, завернув икону в полотно, ночью решается бросить ее в море, помолившись, чтобы Господь Сам каким-то образом сохранил икону.

– Правда ли, что она плыла вертикально?

– Согласно преданию, да. Икону опустили в воду, через какое-то время она поднялась и начала удаляться от берега. Согласно древним преданиям, мальчик, сын вдовицы, ушел на Афон, а женщина претерпела мучения от гонителей за то, что спасла икону.

Далее двести лет об иконе было ничего не известно. Примерно через двести лет на Афоне некоторые из братии монастыря беседовали на берегу моря, и их внимание привлекло некоторое свечение, столп света. И пешком по отмели, и на лодке никто не мог достичь иконы. Весь Афон говорил об этом событии. Через некоторое время пришел отшельник Гавриил, сказав, что ему было видение от Пречистой Владычицы Богородицы и ему надлежит пойти и взять эту икону. Он пошел по воде, с молитвой взял икону и принес ее в монастырь. Монахи Иверского монастыря приняли икону и внесли в главный храм обители. Но утром обнаружили, что иконы в храме нет. А еще вчера они радовались обретению такой святыни, чуду в их жизни. Оказалось, что икона находится над вратами обители. Несколько раз монахи переносили ее в храм, но она всегда оказывалась на одном и том же месте. Было решено оставить ее там.

Эти события обычно вспоминаются во вторник Светлой седмицы, когда празднуется обретение иконы. Это переходящий праздник. А события, которые мы сейчас вспоминаем в связи с иконой Божией Матери, – это продолжение истории. До XVII века на Руси многие слышали историю иконы, но не знали, как она выглядит. В XVII веке по просьбе русского государя и патриарха был написан точный список Иверского образа Божией Матери. Так и в Русской земле появилась эта святыня – точный список, написанный Ямвлихом Романовым.

– Дата 26 октября – переходящая?

– Нет; 26 октября – это дата, когда мы вспоминаем принесение точного списка с Афона в Москву. Образ очень торжественно встречал государь. Это был большой праздник. Через некоторое время с этого списка была сделана еще одна копия, которая была отправлена на Валдай в новый, устроенный патриархом Никоном, монастырь. Эта икона стала одной из величайших русских святынь.

– Сколько таких списков в России в общей сложности? Какие самые почитаемые?

– Иверский образ Богородицы восходит к типу «Одигитрия». Древних икон такого иконописного типа на Руси действительно много. Если мы говорим об Иверской иконе, часто приходит на ум Иверский образ Богородицы Новодевичьего монастыря; образ, хранящийся в часовне у Иверских ворот Московского Кремля, и множество других икон.

Хотелось бы отметить наш образ, хранящийся в Спасском кафедральном соборе, где правый придел посвящен Иверской иконе Божией Матери. История, связанная с этим образом, не менее увлекательна, чем предыдущая. Было известно, что в Пятигорске есть образ, сохранившийся от старого разрушенного Спасского собора. Но где он хранится и что это за образ, были только догадки. По благословению владыки Феофилакта в собор был взят Иверский образ Божией Матери, хранившийся в Лазаревском храме. Когда его достали из кивота, обнаружили надпись, что этот образ был написан на Святой Горе Афон для пятигорского Спасского собора.

– Ничего себе!

– У нас в городе был большой праздник. В день Торжества православия очень торжественно в сопровождении духовенства, казачества, молящихся образ был доставлен из Лазаревского храма в Спасский кафедральный собор. Для Лазаревского храма был написан новый список.

– Удивительно! А правда ли, что второе название этой иконы, как мы все знаем, «Вратарница»? Действительно ли она должна быть в каждом доме и для чего?

– Икона должна быть в доме для того, чтобы перед ней молиться. Что касается того, что ее нужно повесить в определенное место или следует повесить именно такую икону, то, конечно, это глупость. Повесь икону, и у тебя все будет в порядке − это достаточно странная логика. Молись Богу, обращайся в своих молитвах к Пречистой Владычице Богородице. По этим молитвам Господь пошлет и мир, и духовное успокоение. Но это не значит, что нужно повесить именно какой-то образ.

Очень легко заменить суть некоей видимостью, обрядом: сделай это – получишь то-то. Это нездоровая ситуация. Но если человеку нравится этот образ, ему легко раскрыть свое сердце в молитве перед ним, тогда, конечно, этот образ должен быть у него. Но он не должен быть где-то над входной дверью или на воротах загородного домика. Он должен быть там, где человек будет молиться перед ним.

– Известно, что зафиксировано немало знамений, связанных с этим образом. Расскажите о них.

– Духовная жизнь всегда сопровождается какими-то знамениями, знаками, откровениями. Если каждый из подобных случаев описывать, фиксировать, то из-за большого их количества в скором времени начнется путаница. Есть много замечательных историй, но еще больше незафиксированных. Человек, который получает некое Божественное откровение, должен его принимать как собственное. Поэтому, мне кажется, акцентировать свое внимание на рассказах достаточно странная практика. Каждый из людей, который пытается вести духовную жизнь, может вспомнить неоднократные случаи, когда, молясь в какой-то трудной ситуации (необязательно перед Иверским образом; может быть, даже без образа), он получал помощь.

– С чем обычно обращаются к Божией Матери перед Иверским образом?

– О чем обычно молится человек? О том, что лежит у него на сердце, что его терзает или ищет эмоционального выхода. Со всеми этими чувствами человек, обращаясь к Богу, Пречистой Владычице, находит некое успокоение. Независимо от того, какой образ находится перед ним: Иверская икона Божией Матери, Смоленская, Казанская или Владимирская. Если мы будем разделять: перед этой иконой следует молиться для того-то, а перед этой в таком-то случае, мы встанем на очень странный путь разделения, ведущий к оккультизму или идолопоклонству. Перед образами Богородицы мы молимся о том, что лежит у нас на сердце; ищем поддержки, материнского укрепления; изливаем свою боль, печаль.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать