Аудио |
|
Скачать .mp3 |
30 октября – день памяти жертв политических репрессий. В России эту дату отмечают ежегодно: организуют митинги, возлагают цветы, проводят уроки памяти в музеях и школах. О страшном периоде, жертвами которого стали миллионы человек, поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.
– С какого момента начались первые политические репрессии в нашей стране?
– Если мы говорим о политических репрессиях советского периода, то они начались в 1918 году, сразу же после окончательного утверждения советской власти на территории нашей страны. Одним из первых под политические репрессии попал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
– В чем «высший смысл»? Зачем нужно было уничтожать целые сословия народа?
– Для Церкви очевидно, что власть, которая допускала такие репрессии в отношении своего народа (сознательное, целенаправленное уничтожение, как они говорили тогда, целых классов общества), является богоборческой. Сейчас мы вполне обоснованно говорим о богоборческих годах гонений, которым подверглись не только вера, Церковь, духовенство и верующие, но и в целом Россия. Когда богоборческая власть пришла в нашей стране к управлению, «высшим смыслом» для тех, кто начал репрессии, было превратить страну в полигон для огромных социальных экспериментов и плацдарм для мировой революции. Первое время (в 20-е – начале 30-х годов) было совершенно четкое представление, что Россия должна стать топливом для мировой революции. Дров, как говорится, не жалели, а дровами были человеческие жизни.
– Циничное обезличивание.
– К сожалению, да.
– Как нам известно, репрессии особенно остро коснулись казачества. В 20–30-е годы, по разным данным, было уничтожено от семисот тысяч до полутора миллионов казаков. Почему именно казаки? Их боялись, чувствовали силу?
– Есть цитата, приписываемая одному из организаторов так называемого процесса расказачивания – Якову Свердлову, который говорил, что казачество подлежит уничтожению, прежде всего, потому, что это единственная часть русского народа, которая остается способной к самоорганизации. Это свободные, вооруженные, умеющие владеть оружием люди, которые привыкли к самостоятельному принятию решений и внутренней свободе в принятии этих решений. Для новой власти такие люди были крайне опасны, поэтому никто не скрывал, что целью расказачивания является уничтожение сословия казаков – максимально полное, наряду с дворянами, духовенством, некоторым высшим купечеством. Эти сословия, по мнению представителей большевистской власти, подлежали уничтожению.
– Ведь священнослужители тоже подвергались жесточайшим политическим репрессиям. Много ли священников было уничтожено, сослано в лагеря? Что происходило в тот период с монастырями, храмами?
– Мы можем до сих пор, к сожалению, даже в пределах нашей епархии наблюдать следы и последствия того, что происходило в советское время с монастырями и храмами. У нас нет такого количества руин, но есть пример – женский монастырь под Тибердой, который остается в разрухе еще с советского времени. Когда монахини оттуда были изгнаны, он был превращен сначала в дом отдыха для сотрудников НКВД, потом в детский лагерь, а затем в больницу. Его постигла печальная участь, которая завершилась разрухой.
Что касается репрессий против духовенства и казачества, то ученые приводят, к сожалению, только оценочные данные. В частности, Михаил Витальевич Шкаровский, известный петербургский архивист, плотно занимается темой отношений Церкви и государства начала прошлого века. Репрессии начались в 1918 году и не закончились даже после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Репрессии против духовенства продолжались и при Никите Сергеевиче Хрущеве, когда в стране началась «оттепель» и люди почувствовали больше свободы. Для Церкви, наоборот, наступила новая волна гонений и новые трудные времена. Поэтому можно сказать, что репрессии против Церкви и верующих начались в 1918 году, а закончились только в 1964 году. Репрессии были разными, в том числе кровавыми и жестокими. Мы знаем, что в Соловецкий лагерь особого назначения, другие части ГУЛАГа ссылали тысячи священников и верующих. Сама по себе вера служила достаточным основанием, чтобы получить 58-ю статью (пункт 10: «Антисоветская агитация и пропаганда», пункт 11: «Организационная контрреволюционная деятельность») и десять лет лагерей.
– Цинизм этого времени повергает в шок. Известен исторический факт, что репрессии осуществлялись на основании плановых цифр, предоставляемых Наркоматом.
– Мы все помним советский лозунг, относящийся к плановой экономике: «План – закон, его выполнение – долг, а перевыполнение – честь». Этот знаменитый советский лозунг касался в том числе и количества репрессированных. Списки предоставлялись Наркомату внутренних дел для того, чтобы двигались советские стройки. Ни для кого не секрет, что в дальневосточных городах такие стройки, как Байкало-Амурская магистраль, многие промышленные гиганты Урала и Сибири были построены в первую очередь заключенными, только потом их достраивали комсомольцы и прочие добровольцы. Фактически по всей стране были лагеря, в которых нужно было работать: начиная с классического лесоповала, заканчивая шахтами, рудниками. Все это хорошо описывает Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ». Эта книга тяжелая для прочтения, не сказал бы, что очень привлекательно ее читать, но читать, может быть, нужно, чтобы понимать, что это в значительной степени еще и планово-экономическая история, когда существовали планы, нужно было много бесплатной рабочей силы; и, следовательно, нужны были враги.
– Получается, полнейшее обезличивание. Человеческая жизнь – плановый показатель, статистика.
– Человеческая жизнь имеет тенденцию превращаться в статистику в любом случае обобщения и выявления каких-то массовых историй. Здесь цинизм заключается в другом: мы перестаем видеть в людях людей. Церковь скорбит и болезнует именно потому, что этот советский недостаток мышления до сих пор не ушел, не искоренен из нашей жизни. Мы не научились видеть в каждом человеке человека, не говоря уже об образе Божием, образе Христа. Ради своих интересов, целей, задач мы склонны забывать о том, что перед нами такой же человек, пренебрегать человеческой жизнью другого человека, если он не наш близкий, не нашего круга общения. К сожалению, происходит печальное возрождение советских образов отношения к другому человеку, человеческой жизни.
Мы возрождаем циничное отношение к человеку другого круга (можно сказать – другого сословия) – это очень удивительно для нашей страны, которая после Крещения Руси всегда была сострадательной, христианской и никогда не была жестко сословной, чтобы представители других сословий считались совсем нелюдями. Были моменты в исторической картине России, когда люди покупались и продавались, но никогда они не переставали быть людьми. До сих пор в себе не можем преодолеть советское отношение к человеку как к винтику, части системы, щепке, которая летит, когда рубят лес. Те события, которые происходят вокруг нас, к сожалению, заставляют снова вспомнить об этом.
– Удивляет и другое: как наша страна, понесшая такие потери (миллионы человек, молодых, сильных воинов трудоспособного возраста, были уничтожены) смогла победить в Великой Отечественной войне?
– Из последних сил. Дело в том, что накануне революции 1917 года Россия находилась на пике своего экономического, демографического роста (во многих семьях было и пять, и десять, и четырнадцать детей). Количество молодых людей в России было очень большим. Существует демографический закон: наиболее революционным является то общество, где больше всего молодых людей. Если этот молодежный навес (от 15 до 25 лет) велик, то велика и опасность радикализации общества, степень возможности появления каких-то общественных революционных настроений.
Россия была как раз на таком пике, когда молодых людей стало очень много, в определенный момент численность населения превышала триста миллионов человек. Весь этот потенциал был исчерпан в двух мировых войнах и в том, что происходило в нашей стране между этими войнами: в гражданской войне против собственного народа, которая, начавшись как гражданская война между красными и белыми, так и не закончилась даже после Второй мировой войны, после победы над нацизмом в 1945 году.
– Порой ощущение, что отголоски доносятся до сих пор…
– К сожалению, да. Тема жертв политических репрессий до сих пор не ушла из политической жизни. Принято эту тему освещать с неким либерализмом, западничеством – только 1937–1938-е годы, только определенные слои общества, представители определенных профессий, определенных вероисповеданий, национальностей или еще чего-то. На самом деле это неправда. Жертвами политических репрессий стало столько людей, что, если копнуть немного глубже, в каждой семье есть человек, который по тем или иным мотивам от этого молоха репрессий пострадал. Мы знаем, что репрессии прошлись по всем слоям нашего общества. Какие-то – более заметные и известные, какие-то – менее, но память о жертвах политических репрессий ни в коем случае не должна и не может разделять общество: эти пострадали, а эти – нет, эти – сидели, а эти – охраняли. Диалектика в том, что те, кто охранял, потом тоже сидели. 1937–1938 годы – это как раз время, когда те, что охраняли в конце 20-х – начале 30-х, сели сами.
Мы знаем из истории, что революция пожирает своих детей. Так же произошло и в случае с репрессиями. Главное, чтобы эти репрессии не разделяли нас сейчас, когда мы говорим: кто написал четыре миллиона доносов? Кто-то охранял, кто-то сидел, есть потомки красных, есть потомки белых... Это все было в нашей истории. Получив горький, важный урок (вакцину от подобных идеологических разделений, можно сказать), нужно прекратить бередить в себе эту рану, боль и обиду, потому что то, что произошло, мы уже поменять не можем. Нужно жить так, чтобы это никогда не повторилось.
Вы удивитесь, но в нашем обществе есть люди, которые воспевают Сталина, Грозного, есть люди, которые говорят: «Ну и что, все равно так было нужно». Это те люди, которые думают, что, оказавшись во время правления этих диктаторов и тиранов, они оказались бы среди тех, кто охраняет. С большой степенью вероятности – наоборот. Нужно понимать, что такого рода возрождение пиетета по отношению к тем, кто уничтожал наш народ, к сожалению – одно из самых печальных последствий того, что мы плохо знаем свою историю и не умеет извлекать из нее уроки.
– Как сегодня Церковь хранит память жертв политических репрессий?
– Для нас это не жертвы политических репрессий, а новомученики и исповедники, собор которых начал пополняться в 2000 году: их сотни человек. Для нас это святые, которые своей кровью укрепляют Церковь Христову, которым молимся, имена которых для нас свидетельствуют о том, что Христос жив, христианская Церковь до сих пор с Ним.
– Нельзя забывать уроки истории.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!