О земном и о небесном. День братьев и сестёр

12 апреля 2022 г.

День братьев и сестер – 10 апреля. О родственных связях (и не только) мы поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– Брат и сестра – казалось бы, кто может быть ближе? У них одни и те же родители, они растут и воспитываются в одной семье… Но почему же часто бывает, что именно между кровными братом и сестрой возникают противоречия, появляется  ревность?

– На этот вопрос отвечает Священное Писание – отвечает Сам Господь Иисус Христос Своей притчей о блудном сыне. Мы с вами знаем этот евангельский отрывок. В нем говорится о том, что младший сын после своего греха (после того, как он неблагодарно покинул родительский дом) оказался в далекой стране. И там, в нищете и забвении, он пришел в себя – вернулся обратно в отчий дом с покаянием и просьбой простить его.

Отец не только его прощает, но и дает ему лучшую одежду, устраивает пир в честь его возвращения. И тут же в Евангелии мы видим состояние старшего сына, который, казалось бы, всегда был верен отцу, всегда был с ним рядом. Старший сын видит, что тот, кто совершил грех (можно даже сказать, преступление на родственном уровне), теперь не только в почете – в честь его еще и пир устраивается, собираются гости… И он с недоумением обращается к отцу: «Почему так происходит?»  

То есть подобные отношения – проблема старших и младших братьев и сестер – это не новая болезнь, не новая проблема, с которой сталкивается наше христианское, да и вообще все общество. Если мы говорим о христианской традиции, важно понимать, что должно быть мерилом в воспитании старших и младших в одной семье. С одной стороны, родители не должны переступать грань – не должны давать неограниченную власть и привилегии старшим, поскольку это может вылиться в некое противостояние в отношениях между братьями и сестрами, между младшими и старшими. С другой стороны, когда в семье рождается второй или третий ребенок, важно не забывать о том, кто теперь является старшим.

Нужно давать детям такие подсказки: если ты старший, значит, на тебе лежит ответственность за младшего брата или сестру; ты должен помогать родителям в воспитании, в укреплении его или ее знаний; ты должен быть примером и образцом для подражания для своего брата или для своей сестры. А если ты младший, то проявляй уважение к старшему, советуйся с ним, принимай активное участие в жизни семьи на уровне младшего.

Всегда необходимо находить компромиссы и нужные рычаги в воспитании. Для этого есть масса различных, в том числе и православных, справочников, пособий (педагогических и психологических) о том, как нужно воспитывать своих детей. Важно понимать, что главным принципом воспитания является любовь.

Но это не слепая и безумная любовь к своему ребенку – маленькому и беззащитному человеку, когда ты готов забыть обо всех моральных принципах и думать, что только ребенок прав. Надо понимать, что к своим детям нужно проявлять особую любовь и особую заботу, нужно воспитывать их в православной традиции.

Такое же правило взаимоотношений существует между Поместными Церквями и между христианскими общинами. С древних времен мы знаем о существовании разных общин, среди которых были и «старшие». Но община была старшей не потому, что она имела какие-то привилегии или полномочия, а главным образом потому, что она заботилась о младших общинах – о тех, кто нуждался в покровительстве, заботе, любви.

– Продолжаем семейную тему… Когда брат или сестра вырастают, то могут ли они впоследствии стать крестными для своих племянников? И правильно ли это?

– Каноническое право предусматривает такую практику: восприемниками, то есть крестными родителями, могут быть родные братья и сестры кровных родителей ребенка. Более того, можно сказать, что это является правильным действием со стороны Церкви. Кто проявит больше заботы и внимания к ребенку на духовном уровне (что и предписывается делать крестным родителям)? Естественно, те люди, которые чаще других бывают в тесном контакте, в общении с семьей ребенка, принимающего крещение, – это родные братья и сестры его родителей (для ребенка – дяди и тети).

Когда священник на огласительных беседах разговаривает с людьми, желающими стать восприемниками, на это обращается особое внимание. Крещение – это не какое-то обрядовое действие, после которого все могут разойтись и забыть о своих обязанностях. Это еще и наделение крестных родителей особым статусом и правом особых действий, которые те должны совершать в отношении своих духовных чад.

Иногда допускают такую ошибку: родитель берет в крестные своего брата и его жену или свою сестру и ее мужа, то есть муж и жена становятся еще и крестными мамой и папой одного и того же ребенка. Этого быть не должно, потому что духовный союз на уровне таинства Крещения, несомненно, выше, чем союз земной. Об этом нужно всегда помнить и говорить.

– Вернемся к теме братьев и сестер. Могут ли люди, не связанные кровными узами, называться братом и сестрой? В каких случаях? И почему в православии все мы братья и сестры? Почему именно так к нам обращаются священники?

– Для нас единый и несомненный Отец – Господь Бог, поэтому каждый христианин является по отношении к другому братом или сестрой. И еще: мы воспринимаем нашего Бога не как какого-то ужасного безжалостного судью. Святые отцы учат, каким должно быть наше отношение к Богу.

Оно состоит из трех стадий. Первая стадия: мы относимся к Богу как к неумолимому, безжалостному Судье, который может покарать человека. Таким образом, мы из страха стараемся не совершать грехи, ошибки. Вторая стадия – это стадия наемничества. Мы пытаемся совершать добрые дела потому, что надеемся, что Бог нам за это что-то даст (как работодатель).

Третья стадия – самая высшая и самая главная, к ней все должны стремиться. Когда мы до нее доходим, мы не желаем совершать грех, желаем творить добро, потому что не хотим обидеть нашего Отца Небесного. Мы надеемся, что обрадуем Его тем, что мы как часть человечества, венца Его творения, делаем то, что обязаны делать: творим добро, сеем любовь в этом мире и таким образом достигаем Царства Небесного уже здесь, на земле. В таком понимании мы и есть братья и сестры.

Конечно, как граждане одной страны, на общественном уровне, мы тоже называем себя братьями и сестрами во Христе, сохраняем эту позицию, эту идею.

Исторически (с самого начала, с Крещения Руси) на территории нашего Отечества существовали так называемые братства – это те церковные общины, которые собирали людей по принципу распространения и защиты нашей православной веры, по принципу просвещения и катехизации, распространения священных текстов и так далее. Такие братства появлялись с 1158 года.

Особенно активно они развивались в Западной Руси: во Львове, Галиции, Вильно. И они  не просто существовали, а отстаивали православную веру в XV веке. Они защищали в тех краях нашу веру и делали это не только благодаря своим убеждениям, но и благодаря сплоченности, единству, которое у них было. Они ничего не боялись, потому что знали: когда они вместе, кто сможет отлучить их от Бога? Кто сможет отлучить от Его правды? Никто. Так и было.

Озвучу еще одно направление их деятельности – это образование и просвещение. От тех братств родились наши первые школы. Затем от них в Российской империи пошли и  академии, и университеты. Нельзя забывать о том, что наше образование берет начало от братств, которые создавались на том основании, что у нас есть единый Отец.

– Как сейчас продолжается эта традиция?

– Братства были распространены в XIX – начале XX века. Они существовали и в столице Российской империи, и в других городах. Сейчас мы не называем так определенные официальные организации, но сегодня принцип братства сохраняется даже в храмах. Любой человек, который приходит туда, который желает жить евхаристической жизнью прихода, хочет быть его непосредственным участником, становится для других братом или сестрой во Христе.  

К сожалению, у нас немного верных и воцерковленных прихожан. Нередко люди приходят в церковь только для того, чтобы поставить свечу, а потом развернуться и уйти. И таких людей назвать братом или сестрой, принять в свою церковную соборную семью очень трудно, тем более когда сами они этого не хотят. Однако принципы единства сохраняются.

– У Господа были братья и сестры? Если не ошибаюсь, в Новом Завете упоминается порядка шести сродников Христа. Но родственники ли они на самом деле? И почему многие ученые задаются этим вопросом?

– В Священном Писании действительно находят сведения о том, что у Христа было около шести братьев и сестер. Имена сестер там не указаны, а имена братьев – Симон, Иосия, Иуда и Иаков. Апостол Павел в своих посланиях говорит о том, что Иаков был наиболее известным братом Христа по плоти – он даже был первым епископом Иерусалима.

Стоит сказать, что даже церковные ученые и святые отцы расходятся во мнении, кем же так называемые братья и сестры приходились Христу на самом деле. Есть версия, что все они были детьми от первого брака Иосифа Обручника. Вторая версия – они были детьми родственницы Пресвятой Богородицы (в Священном Писании указывают, что ее тоже звали Мария).

Тем не менее существуют такие наименования: брат или сестра Христа по плоти. Непосредственно о них упоминается в Евангелиях от Матфея и от Марка, что очень важно. Церковная традиция также предписывает поминать в первое воскресенье после праздника Рождества Христова Иакова, брата Господня по плоти, и Иосифа Обручника. Мы видим, что родственникам Христа уделяется особое внимание.

– Продолжим о жизни земной. Ведь люди, народы, объединенные общими корнями, традициями тоже являются братьями? Например, мы и народ Украины – братья? Или нет?

– Мы, конечно, хотим в это верить. Здесь я скажу так: с разных сторон звучат слова, что мы перестали быть братскими народами. Отвечать на это сложно. Но в одном я уверен точно: у нас остался общий Отец, Господь и Бог наш Иисус Христос. Ведь сейчас, в эти трудные времена, мы молимся не о победе в войне, а победе в мире – это очень важно. Я уверен (все мы должны быть уверены), что Бог, как Отец, не хочет, чтобы Его дети воевали.

У Него нет разделений по национальным признакам, по цвету кожи и глаз – для Него все мы дети. Как любящий Отец, Он хочет, чтобы мы жили в мире. Как Он это устроит? Ему все известно, не зря святые отцы называют Его опытным Педагогом. Я уверен, что это произойдет – устроит.

– Дай Бог.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​