Канон. Автор-исполнитель протоиерей Георгий Матвеев. Часть 2

24 февраля 2024 г.

Продолжение беседы с автором-исполнителем протоиереем Георгием Матвеевым. Батюшка расскажет о своем служении, о миссионерской деятельности, о том, как музыка может помочь найти выход из сложных жизненных ситуаций и наладить общение между далекими по своему мировоззрению людьми.

– Сегодня мы продолжаем беседовать с автором-исполнителем протоиереем Георгием Матвеевым.

Протоиерей Георгий Матвеев родился в 1975 году в Забайкалье в семье военного. В связи со службой отца в детстве сменил несколько мест жительства. Окончательно семья осела в Калининграде, где будущий священнослужитель окончил школу и поступил в музыкальное училище имени Рахманинова на факультет звукорежиссуры. В 2009 году окончил Смоленскую духовную семинарию и педагогический университет. В настоящее время возглавляет Отдел по социальному служению и благотворительности Черняховской епархии, является председателем комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства Калининградской митрополии, а также настоятелем храма во имя всех святых в городе Гусеве Калининградской области.

– Отец Георгий, в одном из своих интервью Вы сказали, что священник не должен сидеть на приходе и ждать, когда к нему придут. Получается, что сегодня быть священником – это некая особая миссия; и это не так, как 200 лет назад.

– Двести лет назад большая часть жителей России были крестьянами и глубоко верующими людьми. По воскресеньям они обязательно приходили в храм. Храм был самым красивым местом в деревне, местом общения людей, местом их встречи с Богом. А сейчас у человека мест общения очень много, и в основном они виртуальные. Люди сидят в социальных сетях и посещение храма Божия часто откладывают на потом. Но этого «потом» может никогда не случиться, то есть человек может не встретиться в своей жизни с Богом.

Моя же задача заключается в том, чтобы показать человеку, что приход – это как бы семья, где человек может обрести друзей и найти самое главное: смысл своего существования в служении Богу вместе со всеми. Но люди часто боятся священников, думают, что они ригористичные, строгие: этого не делай, туда не ходи. А когда человек уже находится в непосредственном общении со священником, он понимает, что священник – это такой же человек, как и все, и что он тоже в пути. И можно идти вместе со всеми, преодолевая какие-то трудности.

Для этого я начал ходить в техникумы. Там мне дают возможность беседовать с учащимися, так как у меня есть высшее педагогическое образование (я получил его специально для этого), и мне это интересно. Два-три раза в неделю по полтора часа я общаюсь с 15-17-летними подростками.  

– А как их заинтересовать, как зажечь огонь в их глаза?

– Это, конечно, очень сложно. Мы берем какие-то общие темы; например, семейное просвещение, и вводная беседа здесь – «Как стать счастливым?» Я предлагаю рассмотреть какие-то определенные пути.

– А можно рассказать об этом за полтора часа?

– Трудно, но можно. Конечно, я даю им очень много информации, и я вижу, что в какой-то момент их «флешка» переполняется и они уже почти ничего не воспринимают. Но бывает по-разному. Допустим, если я прихожу в кулинарный техникум, с ребятами будет один разговор. Я говорю им: «Давайте поговорим о рецептах. Какие ваши любимые блюда?» И за это мы цепляемся и продолжаем разговор.

Если я прихожу к программистам, там уже эта внутренняя «флешка» более объемная, они воспринимают очень серьезную информацию, и им это интересно. Я вижу, как загораются их глаза, и потом они подходят ко мне и начинают о чем-то спрашивать. Вообще на 90% мы говорим о психологии, а на духовные темы я почти ничего не говорю. Ну так, немного, между делом. Мы говорим о том, как обрести счастливую семью, как найти замечательного мужа, замечательную жену, о том, что нужно иметь много детей и нельзя делать аборты.

У меня есть еще одно направление моего служения – я являюсь руководителем Отдела по трезвению. Когда я учился в училище, я пережил опыт частого употребления спиртного – в течение трех лет фактически каждый день. Потом, слава Богу, в том числе при помощи Церкви, при помощи Бога, я смог остановиться.

Сейчас я трезвенник, 15 лет вообще ничего не употребляю. Я провожу беседы на тему трезвости и вижу у подростков реальный интерес к этому. Нужно сказать, что детям, подросткам вообще никто не рассказывает о том, какие серьезные последствия для их психологической, духовной, физической жизни могут вызывать, например, аборты или алкоголь. А ведь в нашей стране от последствий алкоголизма – инфарктов и инсультов, умирает 60–70% мужчин, а 6-8 миллионов детей просто не рождаются.

Я имею возможность быть как бы внутри этой проблемы. По своему служению я еще дежурю в женской консультации и помогаю психологам отговорить женщину от совершения этого шага – аборта, и там я увидел, что отговорить можно всего лишь 10% женщин. То есть сознание их очень статическое, трудноизменяемое.

– Получается, что душа их покрыта какой-то коркой, до них невозможно достучаться?

– Протоиерей Димитрий Смирнов говорил, что только 10% людей имеют критическое мышление, а остальные 90% просто берут какие-то решения извне. Например: «Если бабушка и мама делали аборт, то почему мне нельзя его делать?» И я вижу, что единственная возможность изменить сложившуюся ситуацию – это изменить мировоззрение человека, а оно начинается с детства.

И как раз в сознательном подростковом возрасте, когда ребенок уже пришел к Богу, его нужно поддержать, рассказав ему обо всех опасностях в жизни, и показать ему путь, по которому он должен пройти, как между Сциллой и Харибдой, и выжить. Нужно помочь подросткам не попасть в эту психологическую мясорубку, связанную с алкоголем, с абортами и так далее.

– Отец Георгий, это очень важное дело, и мы встретились с Вами в московской студии телеканала в том числе благодаря тому, что Вы приезжали в Москву в зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на Съезд по социальному служению. Расскажите, пожалуйста, об этом Съезде, какие вопросы поднимались, что удалось достичь.

– На Съезд собираются со всей России люди, проявляющие инициативу, делающие какие-то интересные, добрые дела. Например, приезжал батюшка, который поднимает на ноги детей-инвалидов с помощью иппотерапии.

– То есть с помощью лошадей?

– Да, благодаря общению с лошадьми. В свое время лошади помогли ему, и он создал такой центр. Через общение с лошадьми на ноги встают даже лежачие инвалиды – происходят такие чудеса. Создаются дома для мам – молодых женщин, оказавшихся в сложной ситуации, когда, забеременев, они боятся сказать об этом мамам, потому что все вместе живут в «однушке» или в комнате в коммунальной квартире. Таким женщинам предоставляется жилье, и их детям сохраняется жизнь.

– Здесь важно понимать, что таких проектов в России достаточно много, но когда женщины, семьи становятся перед выбором – сделать аборт или оставить ребенка, зачастую они не имеют информации о том, как им могут помочь.

– Да. Сейчас эта тема активно развивается в церковных кругах, и государство начало серьезно этим заниматься.

– Слава Богу!

– Да, наконец-то. И поэтому женщина всегда может найти такую поддержку. Сейчас выплачиваются немалые материальные средства семьям, имеющим детей. Например, если в семье четверо детей, может выплачиваться 50 тысяч рублей.

Когда собираются вместе инициативные люди, вдохновляющие друг друга, может получиться очень хороший результат. То есть люди, которые тоже хотят что-то сделать, видят, что есть такая возможность, что кто-то до них, пройдя все трудности, уже достиг какого-то замечательного результата.

Мы на нашем приходе хотим создать реабилитационный центр для подростков, находящихся в состоянии конфликта с законом. Я делал на Съезде доклад на эту тему. Рядом с нашим приходом долгое время находился детский дом, куда привозили подростков, которые терроризировали всю округу. Они воровали по ночам, оскорбляя при этом воспитателей, выбивая окна и двери. Приезжала полиция, заводились дела, но на следующий день эти подростки делали то же самое, потому что они знали, что до 18 лет посадить их невозможно, и творили полное беззаконие.

Но оказалось, что с ними можно работать. То есть с этими ребятами можно проводить психологическую, педагогическую, воспитательную реабилитацию, и в итоге они приходят в себя и становятся нормальными членами общества, а не садятся в тюрьму. А ведь государство не знает, что с ними делать. Можно, конечно, их увещевать: «Ну давай ты будешь хорошо себя вести, давай ты не будешь воровать». – «Ага, хорошо. Да, конечно». Но, выходя на улицу, они тут же закуривают, выпивают, и все продолжается. И государство здесь бессильно.

– А как подобрать к ним ключик? Как Вы его находите? Может быть, Вам помогает этот инструмент за Вашей спиной?

– В том числе и он помогает, конечно. Я выступал с гитарой перед этими ребятами. За основу нашего реабилитационного центра мы взяли Центр адаптации святителя Василия Великого в Петербурге. Замечательный руководитель центра Юлиана Владимировна 20 лет занимается трудными подростками, и 80% ребят в центре приходят в себя. Представляете, какая цифра? Но в России есть только один такой центр.

Мне захотелось как-то масштабировать этот опыт. Юлиана Владимировна приехала в наш город, посмотрела и сказала, что это возможно. И вот вчера я выступал на Съезде, по сути, ничего еще не сделав, вдохновляя других к тому, чтобы они тоже занялись этим очень важным и нужным для нашей молодежи и для страны делом.

– Здорово, что есть такие неравнодушные люди. Спасибо вам. Отец Георгий, а Вы можете что-нибудь для нас исполнить, чтобы согреть наши сердца?

– Да, хорошо.

(Звучит песня «Лёд тронулся», автор Г. Матвеев, в исполнении Георгия Матвеева.)

– Отец Георгий, скажите, а как появляются на свет Ваши песни? Что Вас вдохновляет?

– Песня, которую я сейчас спел, посвящена ребятам, находящимся на фронте. Изучая историю России, я увидел закономерность, что фактически все страны, граничащие с нашей страной, когда-либо с ней воевали. Эти страны – Япония, Монголия, Турция, Швеция, Польша, Финляндия, причем некоторые воевали с Россией много раз: несколько войн было со Швецией, с Турцией. И только одна европейская страна не воевала с Россией – Сербия. Когда к 2010 году я это понял, я подумал, что вот начинается XXI век и сейчас что-то должно произойти.  

– История циклична.

– Да. Как правило, в начале каждого века все враги объединялись и набрасывались на нашу страну. Это Смутное время конца XVI – начала XVII века, Северная война со шведами с 1700 по 1721 год, война с армией Наполеона 1812 года.

Я являюсь настоятелем храма, посвященного памяти павших в Первой мировой войне русских воинов, и я изучаю историю Первой мировой войны 1914 года – тоже войны начала века. Так вот, в 2010 году я подумал, что что-то должно произойти. Я даже написал об этом пост в группе «ВКонтакте». И когда начались нынешние события, я подумал: «Ну вот и началось».

Господь дает нашей стране пройти через эти испытания, и это образ любви Бога к нашему народу, потому что, пройдя через них, народ преображается, изменяется к лучшему. А вообще наше время очень необычное. В эпидемию ковида два года мы сидели по домам, размышляя о смысле жизни, а вокруг умирали наши родные и близкие. А потом вдруг эти события, и я решил написать песню в поддержку тех, кто сегодня отдает свои жизни за нашу Родину.

– Дай Бог здоровья всем нашим защитникам, чтобы все они вернулись живыми.

– Да. Надеюсь, что наша страна все это преодолеет. Человек, отдавший жизнь на фронте за свою Отчизну, переходит в Царство Небесное. В нашем храме мы все время служим панихиды о воинах, скоро у нас будут мемориальные доски. Мы все время говорим о защитниках нашего Отечества. Слава Богу, что они есть. Без них наша страна не смогла бы существовать.

– Скажите, а к очищению и пониманию смысла жизни человек всегда приходит через скорби? Другого пути нет?

– Я думаю, что есть и другие пути, но этот все-таки более короткий. Чаще всего к Богу, к добру, к свету человек приходит через тьму, через зло. Федор Михайлович Достоевский говорил: «Моя ''аллилуйя'' прошла через многие страдания».

К сожалению, когда у человека в жизни все хорошо, о вечной жизни он не задумывается, ему это как бы неинтересно, потому что у него и так все нормально. А как только у него появляется какая-то небольшая болезнь, или его увольняют с работы, или постигают его какие-то события геополитического масштаба, он уже начинает задумываться, искать какую-то опору, основу в своей жизни и часто приходит к Богу. И Господь это знает, поэтому Он не дает нам расслабиться. Святые отцы говорили: «Господь не успокоится, пока не сокрушит или наши кости, или наше сердце».

– Отец Георгий, хотелось бы услышать еще одну Вашу песню в укрепление наших сердец.

(Звучит песня «Странник», автор Г. Матвеев, в исполнении Георгия Матвеева.)

– Спасибо Вам за эту песню. И по традиции я прошу Вас ответить на короткие вопросы. Три Ваши любимые музыкальные произведения?

– Песня Вячеслава Бутусова «Я хочу быть с тобой», балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» и «Реквием» Моцарта.

– Три самые важные книги в Вашей жизни?

– Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского, «Бесы» Достоевского и Евангелие.

– Продолжите: моя профессия…

– Моя жизнь.

– Если бы не было музыки…

– Можно и без музыки.

– Я счастлив, когда…

– …общаюсь с Богом и ближними.

– Больше всего в людях я ценю…

– …терпение, смирение и любовь.

– И заключительный вопрос: Бог – это…

– Любовь.

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 апреля: 21:30
  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать