Хранители памяти. Зарайский кремль. Часть 3

20 сентября 2022 г.

Мы завершаем серию выпусков из Зарайского кремля. О дошедших до наших дней и о разрушенных храмах Зарайска, о башнях Зарайского кремля, хранящих память о снесенных в советское время церквях, о событиях эпохи Смутного времени и о многом другом рассказывает ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» Николай Викторович Невский.

Мы находимся на территории Музея-заповедника «Зарайский кремль» и продолжаем рассказ об истории Зарайска, его культурных и церковных памятниках. Древний город Зарайск отсчитывает свое существование с XII века. Главной святыней города является чудотворный образ святителя Николая, принесенный в эти земли в XIII веке из Корсуни (так в древности называли Херсонес). С давних времен икона находится на территории Зарайского кремля, дошедшего до наших дней во многом благодаря местным купцам, которые выступили с инициативой его ремонта и сохранения. Купечество издавна было заметной частью населения Зарайска, стоящего возле важных дорог, способствовавших развитию торговли. Перед революцией Зарайск был небольшим, но процветающим городом с развитой промышленной и социальной инфраструктурой и четырнадцатью храмами.

Николай Викторович Невский, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»:

– Часть зарайских храмов не дошла до наших дней, но память о них, можно сказать, хранят башни кремля. Некоторые называются как раз по названиям церквей, которые находились напротив них. Так, например, южная башня кремля называется Спасской, и вся та часть города, которая поднимается вверх от кремля к югу, называется Спасской стороной, потому что там стояла древняя Спасская церковь. Сперва, как водится, деревянная, впоследствии перестроенная в камне. Там же, но подальше, совсем на окраине города, находилась еще деревянная Спасская церковь, единоверческая. Но до наших дней ни одна из этих церквей не дошла. Мы их можем увидеть только на старых открытках или архивных фото, однако башни кремля хранят их название.

Аналогичная история у нас с западной башней кремля, у нее два названия – Егорьевская и Богоявленская. Егорьевская церковь находилась к западу от кремля, на противоположном берегу Осетра, который как раз течет с той стороны от этого высокого кремлевского холма. Причем посвящение у нее было другое – это была церковь Входа Господня в Иерусалим, но при этом находилась она в Егорьевской слободе, поэтому ее все равно называли Егорьевской. Однако уже на рубеже XIXXX веков там была поставлена еще одна церковь, уже в честь Георгия Победоносца, в нарядном русском стиле. Соответственно, это дает одно название башни. Богоявленская церковь находилась буквально через дорогу от кремля, очень близко, при этом один из приделов был посвящен святителю Николаю. Есть даже версия, что до строительства кремля икона святителя Николая находилась как раз в том месте, где стояла Богоявленская церковь, однако сейчас это сложно с точностью установить, потому что ничего от этого не осталось.

– Особой страницей в истории Зарайска стала эпоха Смутного времени.

– Эпоха Смутного времени не обошла Зарайск стороной, сюда в 1608 году пришли войска польского атамана Александра Юзефа Лисовского, сторонника Лжедмитрия II, и это был единственный случай в истории Зарайского кремля, когда он был взят неприятелем. Войска здесь простояли одну зиму, после этого пошли дальше, но, когда они только сюда пришли, жители постарались дать им решительный отпор. Под руководством местного протопопа, настоятеля Никольского собора протоиерея Дмитрия Леонтьева, было собрано небольшое ополчение. Также из соседней Рязани были присланы 300 воинов, рязанцев и арзамасцев, которые вместе вышли на бой с войсками Лисовского, но все полегли смертью храбрых. Мы с вами находимся возле кургана, в котором как раз лежат эти 300 воинов. Впоследствии возле этого кургана была воздвигнута Благовещенская церковь, и она интересна тем, что это единственная церковь в Зарайске, которая не только не была разрушена в советское время, но даже никогда не закрывалась; по всей видимости, в силу того, что находится как раз в таком важном для истории города месте, окутанном воинской славой.

После неудачной попытки выбить поляков зарайского протопопа взяли в плен, вместе с коломенским протопопом и другими пленниками его отправили в Москву в ставку Лжедмитрия II, но, по счастью, по пути повстречались войска Василия Шуйского, пленных отбили, зарайского протопопа представили царю. Василий Шуйский оценил его верность, его стремление к тому, чтобы город оставался на стороне Москвы, и подарил драгоценный оклад из серебра и золота, с большим количеством драгоценных камней, на икону Николы Зарайского. Этот оклад до революции также находился в Зарайске, впоследствии некоторое время в музее, а дальше, по всей видимости, оказался в Оружейной палате Московского Кремля. Помимо оклада царь присылает в Зарайск своего воеводу Дмитрия Пожарского, который здесь в течение года несет воеводскую службу, как раз это 1610–1611 годы. Непосредственно перед своим походом со вторым ополчением и освобождением Москвы он собирает здесь сторонников, набирается боевого опыта и в целом поддерживает порядок.

– После окончания эпохи Смутного времени город продолжил развиваться как крупный центр ремесла и торговли. Тогда же, в XVII веке, за ним окончательно закрепилось название Зарайск, дошедшее до наших дней.

– Современный Зарайск во многом сохранил свой архитектурный облик. Это касается и купеческой застройки XIX века, и древних каменных церквей, и сердца Зарайска – Зарайского кремля. Это город с глубокой историей и богатыми духовными традициями.

– Дорогие телезрители, мы завершили серию выпусков «Хранители памяти» из Зарайского кремля.

Ведущая Елена Чач

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать