Наш сегодняшний выпуск посвящен преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне и основанной ею Марфо-Мариинской обители милосердия.
Игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия:
– Великая княгиня Елизавета Федоровна, как мы знаем, была немецкой принцессой и в то же время внучкой королевы Виктории. Родилась в Германии, воспитывалась практически при английском дворе, поэтому тот опыт, который она имела, образцы, которые были перед ее глазами, относились к опыту протестантской церкви. Более того, можно сказать, что бабушка Елизаветы Федоровны по отцовской линии в то время, когда будущая великая княгиня жила в Дармштадте, основала Дом диаконисс. Он до сих пор существует. В то время были широко распространены общины пастора Теодора Флиднера, который тоже создавал общины диаконисс, их было много по всей Европе (до нескольких тысяч). Этот пример был перед глазами Елизаветы Федоровны, поэтому, я думаю, форма обители милосердия идет оттуда.
С другой стороны, приняв в России православие, Елизавета Федоровна хотела создать православную общину – православную обитель милосердия. Она пригласила замечательного священника, впоследствии своего духовника, протоиерея Митрофана Серебрянского (он был в свое время полковым священником 51-го Черниговского полка) именно для того, чтобы выстроить обитель в духе православия. Если сравнивать Марфо-Мариинскую обитель с русскими монастырями, где тоже было много благотворительных проектов (как мы это сегодня называем) – школы и разные другие учреждения, то, конечно, эта обитель в корне от них отличалась тем, что здесь в тот момент не было монахинь.
Елизавета Федоровна очень много внимания уделяла именно форме. Как устроить обитель, чтобы, с одной стороны, это были не монахини, потому что она считала, что все-таки монахини не должны выходить на служение ближним в мир. С другой стороны, чтобы это учреждение было максимально приближено к монастырю, потому что главной ее целью было служить Богу, Христу, служить людям, служа Богу. Поэтому она очень хотела, чтобы здесь был монастырский устав. Наверно, и сделала бы монастырь, но останавливало ее то, что для монашествующих не самое правильное дело самим широко заниматься благотворительностью. Обычно монастыри только инициируют и направляют эту работу, а выполняют ее все-таки миряне. Так что эта обитель в России на тот момент была уникальной. Но какие-то предпосылки к этому мы видим в прошлом великой княгини.
Елизавета Федоровна на переломе жизни, когда погиб от руки террориста ее любимый супруг, как и многие в такие моменты, встала перед выбором: что же делать дальше? Она молилась у мощей святителя Алексия, митрополита Московского, и вообще, наверно, много молилась, и Господь вложил в ее сердце мысль о том, что дальнейшая ее жизнь должна быть посвящена Богу, служению Богу через помощь ближним. Создавая эту обитель, она преследовала только одну цель – служение Богу до конца.
Как мы знаем, она претерпела очень много нареканий и со стороны своих родных, близких, и даже со стороны священноначалия. Многие считали, что для того, чтобы служить Богу и делать дела милосердия, совершенно необязательно уходить из дворца, затворяться в келье. Другие считали, что эта обитель какая-то странная и очень похожа на протестантские монастыри. Поэтому Елизавете Федоровне пришлось через многое пройти, чтобы остаться верной этой идее, воплотить ее в жизнь. То, что сегодня обитель живет, наверное, результат ее стойкости, потому что обитель актуальна сегодня, а тогда была очень непонятна для всех. Но Елизавета Федоровна опережала свое время.
Главным служением Елизаветы Федоровны была полная сосредоточенность на служении Богу, на том, чтобы служить Ему самой и вести за собой своих сестер, помогать тем людям, которые к ним приходят. К сожалению, нам не достался архив обители – он утерян. Есть, конечно, достаточное количество писем и других свидетельств, откуда мы знаем, что Елизавета Федоровна, как и многие аристократки того времени, старалась сама принимать участие во многих начинаниях, которые предпринимала. В частности, она сама ухаживала за больными. По воспоминаниям сестер, могла всю ночь просидеть с больным. Некоторым больным становилось намного легче в ее присутствии.
Елизавета Федоровна сама посещала Хитров рынок, где находила маленьких детей-сирот или же детей, за которыми не могли ухаживать их родители, – забирала их в обитель, заботилась о них.
Таким образом, с одной стороны, она занималась устроением обители, думала о ее концептуальном устройстве; с другой стороны, сама принимала участие в уходе за больными, обучалась тому, как ухаживать за ними. При этом она как великая княгиня не оставляла тех «покровительств», что были возложены на нее государем-императором. В письмах мы часто замечаем, что она пишет: «Ты не переживай, я не оставляю ни одно из своих покровительств». Мы знаем, что, например, в Марфо-Мариинской обители храм Марфы и Марии расписывали студенты Строгановского училища. Росписи в храме Марфы и Марии (сейчас они не сохранились) выполнялись по эскизам Нестерова студентами Строгановки. Великая княгиня хотела, чтобы талантливые студенты помогали в этой работе, за что она платила деньги, и они могли продолжать свое обучение.
Ведущая Елена Чач
Записала Людмила Кедысь
Мы продолжаем рассказ с временной выставки "Сотворение мира", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 22 мая
День ангела. 22 мая
Церковный календарь 22 мая. Пророк Исаия
Евангелие 22 мая. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца
Читаем Апостол. 22 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!