Хранители памяти. Деревянные резные и скульптурные произведения на экспозиции в Музее имени Андрея Рублева. Часть 3

28 ноября 2023 г.

Мы продолжаем рассказ о деревянных скульптурных произведениях, которые представлены на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. В этом выпуске заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея, кандидат исторических наук Елена Владимировна Давыдова расскажет о скульптуре "Христос в темнице" и рельефной иконе святого Мины.

Мы продолжаем рассказ о скульптурных произведениях, которые можно увидеть на основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева.

Елена Владимировна Давыдова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела Музея, кандидат исторических наук:

– В XVIII – первой половине XIX века большое распространение получили образы Спасителя, называемые «Христос в темнице». Их иконографические особенности в том, что Христос изображен в набедренной повязке, очень часто с терновым венцом, скорбно прижавшим руку к щеке. Считается, что Он изображен в момент нахождения в темнице, накануне казни. Такие скульптуры появились в Западной Европе еще в раннее Средневековье, и в то же время этот образ был известен Восточной христианской Церкви. В частности, в Святой Земле были многочисленные гравюры, которые привозили паломники, с изображением такой фигуры Христа. В XVII – XVIII веках живописные иконы «Спасителя в темнице» помещали в иконостасы некоторых греческих храмов.

Как полагают ученые, самая древняя скульптура на Руси была изготовлена для Новоиерусалимского монастыря. По крайней мере, сохранилась колодка для ног Христа – деталь этой скульптуры. Поскольку колодка объемная и в ней есть отверстия для ног, то на этом основании мы предполагаем, что была изготовлена скульптура, но сама она, к сожалению, не сохранилась. Те образы, что находятся в собраниях музеев и в некоторых храмах, созданы, как правило, во второй половине XVIII или первой четверти XIX столетия. Этот образ Христа очень почитался верующими. Как говорили некоторые простые женщины: «Христа жалко». Здесь делается акцент на человеческую природу Христа, Его страдания перед смертью. Очень часто скульптуры не выставляли в храмах в таком обнаженном виде, а прикрывали, надевали одежды – из благочестия и чтобы Он не замерзал. Как правило, фигура Христа ставилась в так называемые «темнички» – узкие будки с окошками, в которые можно было наблюдать скульптуру. Темнички имели сложное завершение: часто там помещали небольшие скульптурные изображения ангелов, они держали в руках орудия Страстей Христа, напоминая о Распятии и о принесенной жертве Спасителя. Эти образы очень почитались и получили широчайшее распространение по всей России: и в Центральном районе, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, за исключением самых северных областей.

Рельефная икона святого Мины при поступлении в музей была датирована XIX веком, но когда началось исследование, когда ее отдали в Реставрационный центр имени Грабаря, то реставраторы Владимир Симонов и Людмила Синицына обнаружили, что это не рельефная икона, а скульптура, которая в XIX веке была утоплена в доску. Для нее специально вырезали углубление, и, таким образом, она стала рельефом. Кроме того, были развернуты ножки святого, они изначально смотрели носками вперед, и правая рука, держащая Крест, была дорезана от локтя. Благодаря этому, а также живописному поверхностному слою и форме дорезанного креста, характерной для XIX века, икона и была датирована этим поздним временем. Оказалось, что скульптура была покрыта восемью живописными слоями, то есть она необычайно почиталась и неоднократно поновлялась. К сожалению, первоначальная живопись сохранилась очень слабо или почти не сохранилась. Сейчас одежда воина грязновато-сероватых тонов. Изначально же была золотая кольчуга, при ее создании использовалось листовое золочение, по которому были прописаны черным цветом узоры. Очень красивая была скульптура.

Она необычна еще и тем, что сделана не только из дерева, но и с использованием специальной гипсовой массы, что было характерно для московского искусства XVII века. В московских великокняжеских мастерских в это время работало много иностранных мастеров, они и привносили новые техники. Очень необычно сделаны ноги святого. При рентгеновском исследовании оказалось, что у него в ногах деревянные штыри, обозначающие кости, а дальше использовалась гипсовая масса. Разгадку этому удалось найти в житии святого. Во время мучений, чтобы заставить его отречься от христианской веры, император сказал, что если он уничтожит плоть святого (например, срежет мышцы с ног), сможет ли Господь, Которого святой так почитает, исцелить его и вернуть потерянную плоть? После страшной пытки, ночью в темнице, святому явился Господь и восстановил ему плоть ног. Видимо, таким образом мастер решил отделить обоженную, новую плоть, от изначальной человеческой природы, так сказать. Благодаря этому интересному исследованию удалось передатировать скульптуру концом XVII века.                                        

Ведущая Елена Чач

                                                                                                   Записала Ксения Комарова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 мая: 06:15
  • Суббота, 25 мая: 16:05
  • Понедельник, 27 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем рассказ с временной выставки "Сотворение мира", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать