Хлеб жизни 28 ноября. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы

28 ноября 2022 г.

– Владыка, благословите.

– Бог да благословит всех нас.

– Мы продолжаем отвечать на вопросы телезрителей. Один из них такой: «Кого можно считать воцерковленным человеком? Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью, и что можно считать своего рода невоцерковленностью и личным недохристианством?».

– Человек воцерковленный – это тот, кто находится в Церкви во всех отношениях: он и духовно с церковью, и физически приходит в церковь каждый воскресный день, включая вечер субботы, а также великие праздники и канун этих праздников. Тот, кто строит свою жизнь по церковному календарю, ориентируется прежде всего на времена постов и на время праздников, соблюдает праздники, молится в храме, подготавливается к встрече праздника, даже дом свой украшает для встречи с этим праздником. А также соблюдает посты, даже домашнюю обстановку выстраивает так, что видно, что идет пост. И внешне, и внутренне этот человек в церкви.

Если почитать любые произведения наших классиков XIX века, то зачастую простой народ не говорил «после 20 декабря я приду», а говорил: «после Николы», или «на Георгия приедем», или «после Юрьева дня», то есть ориентировался не на даты календарные, а на праздники. То есть в приоритете был церковный календарь. Так и сегодня. Когда современный воцерковленный человек едет в командировку, у него всегда мысль, что там надо какой-то храм найти, он заранее просматривает, куда пойти в храм и совершить попутно с командировкой паломничество. В советское время, например, ехали в Саров, в закрытый город, старались храмы саровские посетить и, к примеру, заехать в Дивеево. Или сейчас, например, кто-то в командировку в Москву летит, думает: надо к Матроне зайти, к преподобному Сергию попасть.

Если, например, врачи говорят: «В связи с ухудшением здоровья вашего ребенка, вам нужно в теплые края переехать», опять же, церковный человек смотрит наиболее благополучное место в религиозном отношении. Хороший климат, но надо, чтобы там были рядом храмы, быть может, монастыри. То есть на первом месте все церковное. Тот, кто ходит в храм, все дела приходские старается устроить по правилам церковным. На приходе бывают и недостатки. Нехорошо, когда верующий пытается исправить их комсомольскими методами или супердемократическими и начинает всех возмущать, писать. А по- церковному как написано? Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18, 15–17). Может быть, он заблуждался или увидел ошибку. Другого возьми, пообщайся с ним. Если уж не получилось, тогда расскажи церкви (настоятелю, благочинному, архиерею).  Я сам встречаюсь с такой недовоцерковленностью, когда люди говорят «я уже 25 лет хожу в храм, поэтому вижу все недостатки», и нет, чтобы мне поведать, он сразу в Интернет пишет. Это значит, что он, хотя и ходит в храм, еще внутренне невоцерковлен.

Я думаю, что воцерковленным можно назвать того, кто умеет читать по-церковнославянски и понимает богослужебные тексты, того, кто любит само богослужение, догматику. Странно, когда кто-то ходит 25 лет в храм, и его никак не интересует Сам Бог, учение о Святой Троице, Боговоплощение, учение о пресвятой Богородице. Такой человек просто ходит молиться о земном благополучии, и это тоже недовоцерковленность. То есть он не полностью соответствует тому, чему учат в храме. Я думаю, у настоящего христианина стержень его духовной жизни – покаяние. Потому что мы отходим от Бога грехами, страстями, а возвращаемся к Богу покаянием. Воцерковленный – тот, кто любит молиться: совершает утреннее и вечернее правила у себя дома, перед едой молится и после еды благодарит Бога, знает, в том числе, и этикет церковный, ведь странно было бы от людей, ходящих в храм, слышать совершенно неправильное обращение, неправильные понятия. Человек, который старается быть похожим на Христа, на святых, который почитает иконы, разделяет всю догматику, почитает церковноначалие, – воцерковленный.

– Будем надеяться, что таких будет становиться больше.

– Над этим надо работать.

– Сегодняшний человек, как правило, весьма горд собой, и почти каждый считает, что он сам формирует свое мировоззрение, не любит проповеди, наставления, думает, что сколько голов, столько и мнений, что он самый-самый и его точка зрения самая правильная. Как проповедовать Христа в современном обществе, когда достаточно часто встречаются люди с таким мнением?

– Кто-то из современных богословов сказал: «Человек – это звучит гордо», но дьявол звучит еще более гордо. Дьявол переводится как «клеветник», а сатана переводится как «противник Богу», поэтому тот, кто гордится, подражает дьяволу, действует против Бога, против самого себя, против ближних. Гордость – это фундамент всех остальных страстей, печалей, горестей. Зачастую гордые и осознают, что они мучаются от гордости, но по гордыне не хотят отказаться от этого своего нрава, хотя надо бы смириться. Смирение – противоположность гордости. Но гордость живет в каждом из нас, и мы должны признать это и понимать, что она отдаляет нас от Бога, и должны искать пути к смирению.

Преподобный Силуан Афонский говорит, что вся наша жизнь – борьба за смирение. Надо понимать, хотя бы умом осознавать, что гордый будет с гордым диаволом в вечности, а смиренный человек – со смиренным Богом. Хотя бы из этого надо начинать свое исправление, хотя бы, как святые говорят, из страха вечного мучения. Потом уже появляется надежда на Божие милосердие и сыновья любовь к Богу. Поэтому надо над собой поработать и серьезно меняться.

Я встречал людей, которые говорят: «Я Библию читал, я Коран читал – все одно и то же говорят, я сам разобрался, историю знаю». А когда с ним начинаешь беседовать, оказывается, что это верхоглядство, и он не разобрался ни в одной религии. Он не познал православие, не познал ислам, не познал буддизм и прочие религии, о чем он так смело заявляет. Не желающий учиться даже в миру не считается хорошим и перспективным, если считает, что достиг совершенства в каком-то деле. Этот человек ущербный. Мудрые люди говорят: всегда есть чему учиться, и они учатся не только от тех, кого признают авторитетами, а, бывает, даже у людей простых. Таких историй очень много в жизнеописании великих людей, когда они, хоть и великие, не гордятся этим, а пытаются научиться, приобрести какие-то навыки, что-то познать от простых людей. Поэтому совет всем тем, кто считает, что им не нужны проповеди, все-таки не гордиться, а смириться.

Был такой случай. Пахомий Великий несколько раз в неделю произносил поучения, на которые собирал весь свой монастырь, где жили несколько тысяч человек. Потом он вместо себя посадил своего ученика, молодого 20-летнего Феодора Освященного и говорит: «Сегодня ты будешь учить, а я послушаю». Тот стал смиряться: «Я такой молодой, мне неудобно, старцы сидят… Чему я могу их научить, я сам еще новоначальный?»  Но Пахомий грозно приказал ему: «Я тебя благословляю, произноси поучение». Тот по послушанию со страхом, с трепетом стал произносить поучение о молитве. Потом Пахомий заметил, что с задних рядов стали выходить старцы, старшие монахи. Он их встретил: «А вы куда уходите?». Они ему говорят: «Ты издеваешься над нами. Мы по 50 лет прожили в монастыре, а сейчас ты поставил нам в учителя этого молодого инока». Тогда Пахомий их поругал: «Хоть вы и 50 лет в монастыре, вы еще ничему не научились. Я сам, когда сидел, многому научился от него, и вам надо бы учиться». И посадил их на место: сидите и внимайте то, что он говорит.

Здесь как раз проявление гордости таких людей, которые считают, что они выше всех и им нечему научиться, а на поверку оказалось, что еще недостаточно научились. Поэтому и совет всем такой: надо всегда научаться и слушать проповеди, читать проповеди. Если не устраивают современные проповедники, можно почитать Иоанна Златоуста или послушать аудиокниги. Надо учиться.

– Есть такой вопрос: «Чего не хватает современным миссионерам? Мы – последователи апостолов, но, увы, и близко не сравнимы с ними. Что же мы, современные люди церкви, зачастую делаем не так, и как надо?».

– Когда люди видели апостолов, они в них видели Христа, то есть апостолы поступали, как и Сам Господь наш Иисус Христос. У них были те же чувства, что во Христе Иисусе. Вы знаете, бриллиант сверкает, когда есть солнечный свет, луч света, и когда сам бриллиант не замутнен. Тогда все видят свет и идут к этому свету. Соответственно, миссионерам необходимо заботиться о своей чистоте, своем смирении, приближении к Богу, исполнения заповедей, прохождения пути покаяния. Апостол Павел говорит, что помимо других, я должен еще о себе заботиться, постоянно смирять себя, быть в молитве. Все наши святые делали так. Ежели современные миссионеры, научившись методам, приобретя знания, идут к людям и несут учение, рассказывая о Христе, но сами не живут жизнью, подобной Христу, то эффект будет маленький от миссии. Надо стараться подражать Христу в том числе и, наверное, самое трудное – страдать от тех, кому несешь благовестие. Во многих житиях святых об этом говорится, и когда проповедовали апостолы, их гнали, они все это терпели и молились за этих распинателей, и потом Господь им давал такую силу, которая обращала этих людей в христиан. Поэтому те, кто желает заниматься миссионерством, должны очищать свою душу и просить у Бога помощи в этом деле. Миссионеры бывают профессиональные, но и каждый христианин тоже должен быть миссионером в своей жизни и, прежде всего, жить сам по заповедям. Тогда бывает, как апостол Павел пишет про женщин-христианок: те женщины, у которых мужья неверующие и не идут к вере, должны поучаться от вида жизни своих жен-христианок. Было очень много случаев, когда жесткие мужчины, ничего не желающие слушать, наблюдая за жизнью своей жены-христианки приходили к вере во Христа.

Еще вспомнился случай, когда один язычник, богатый человек, нанимал себе работников и, нанимая одного христианина, сказал: «Чтобы только я от тебя не слышал ни одного слова о Христе». Он говорит: «Хорошо, не услышишь». И он так хорошо исполнял все возложенные обязанности и так смирялся перед другими людьми и молился за всех, что через несколько лет этот богатый человек пришел, поклонился ему в ноги и говорит: «Молю тебя, соделай меня таким, какой есть ты». Вот миссионер привел ко Христу эту душу. Так и нам надо стараться.

– Наша программа подошла к завершению, большое Вам спасибо за беседу.

Ведущая Елена Глушкова

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать