Хлеб жизни. 15 мая 2023. Епископ Ейский и Тимашевский Павел отвечает на вопросы зрителей

15 мая 2023 г.

– В студии епископ Ейский и Тимашевский Павел, и сегодня владыка будет отвечать на вопросы телезрителей.

Первый вопрос: «Мы постоянно слышим о том, что необходимо для спасения нести свой крест, но ведь крест – это орудие страданий и смерти Спасителя, почему же Православная Церковь призывает как можно больше страдать, чтобы спастись?

– Крест, с момента распятия на нем Господа нашего Иисуса Христа, является орудием любви. Господь Себя Сам принес в жертву на кресте для спасения всех людей. Крест понимается еще как совокупность всех трудностей, скорбей, болезней, которые необходимо человеку пронести через свою жизнь, чтобы очиститься от всего того, что противно Богу, от всего того, что не может существовать в вечности с Богом, поэтому для нас это путь очищения.

Всем известно, что есть разные медицинские учреждения, и когда люди туда приходят, то большая часть процедур там не очень приятна, эти процедуры связаны с приемом горьких лекарств, уколами, операциями, восстановлением. Это больно. Но в то же время все идут в больницу для того, чтобы получить здоровье, чтобы болезнь отступила, организм восстановился, исцелились травмы. Люди сознательно идут туда, чтобы исцелиться. Так и христиане, которые веруют в Бога, знают, чего стоило Богу наше спасение. И они тоже соглашаются нести свой крест.

Несение креста – это проявление нашей веры, любви, это стремление что-то претерпеть для того, чтобы очиститься душой, очиститься от всего, что не может быть в Царствии Небесном, и приобрести все то, что необходимо для вечной жизни с Богом. Поэтому крест христианами воспринимается радостно.

Был такой случай в древности. Один епископ заметил, что женщина плачет перед иконой, воздыхает, изливает свои мольбы. Он подождал, пока она закончит свою молитву, потом подошел и спросил: «Чадо, какие скорби у тебя, что ты так сильно страдаешь? Чем я могу помочь?» Она ответила: «Владыка, уже большое количество времени ни я, ни мои дети не имеем никаких скорбей и никаких болезней. Оставил нас Бог!» И здесь видно, насколько умонастроение христиан прошлых лет отличалось от настроения современных христиан. И нам надо стремиться к тому, чтобы воспринять такое умонастроение, стремиться быть чистыми, а если необходимо, то для этого понести какие-то скорби, страдания, неприятности и научиться молиться за своих врагов, то есть подражать в этом нашему Спасителю. Это для нас дорого, и это должно быть радостно.

– 21 мая Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В кондаке этому святому он назван другом Христовым. Что же означает быть другом Христовым и почему именно Иоанн Богослов был удостоен этой чести?

– Так же говорится и про Лазаря Четверодневного, он тоже был другом Христовым. Да, это особое наименование. Многих святых можно было бы так назвать, в Евангелии говорится о нескольких таких. Иоанн Богослов отличался от всех своей девственной чистотой, своим послушанием,  потому с самого начала своего шествия за Христом он проникал в особые тайны. Когда все апостолы разбежались после взятия Христа под стражу, то Иоанн Богослов не оставил Христа, он увидел, что происходят не просто какие-то сиюминутные события, когда пленили Христа, он видел, для чего это нужно, у него было особое прозрение. И за его чистоту, за его любовь к Богу он назван другом Христовым, за особое дерзновение пред Богом, потому что даже апостол Петр не дерзал Господа спросить о том, кто предатель. Он попросил об этом Иоанна Богослова, и тот уже спросил у Господа, кто Его предаст.

– Вопрос от телезрителя: «Насколько мне известно, в Православной Церкви только три святых почитаются как Богословы: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Почему именно они названы Богословами, что означает этот титул?»

– Да, это так, причем интересно, что они относятся к разным ликам святых: апостол, святитель и преподобный. И к разным эпохам: апостол Иоанн Богослов – современник Христа, святитель Григорий Богослов жил в IV веке, Симеон Новый Богослов – в XI веке. Действительно, только они втроем носят такой титул – Богослов. Связано это с тем, что им особо были открыты Божественные тайны. Сначала Иоанн Богослов говорил в своем Евангелии о Божественности Сына Божия, потом он написал Откровение, когда особые тайны были ему открыты. Он утверждал веру христианскую, православную, евангельскую против первых еретиков, гностиков, и он утверждал ее тем, что созерцал, видел, – и передавал это людям.

Святитель Григорий Богослов очень любил уединение, был созерцательным человеком, молился, ему были открыты многие тайны, и он в своих гимнах описывал жизнь Святой Троицы. А чтобы сподобиться такого тайноведения, нужно быть очень чистым человеком. И через свои стихи, поэмы, трактаты (особо известные «Пять слов о богословии») он утверждал православную веру против еретика Ария и его последователей. И на основе писаний Григория Богослова уже составлены многие гимны, песнопения, церковные каноны, которые, в частности, есть в Октоихе.

Преподобный Симеон Новый Богослов жил в то время, когда многие сомневались в возможности достижения святости. А он стремился к этому и говорил, что раньше были святые, значит, и теперь возможно стать святым человеком. И он нашел себе духовного отца, который уже был святым человеком. Он с болью молился о своих современниках, потому что многие из них удовлетворялись просто внешними сторонами жизни христианства, но не искали глубины, не искали святости. Он с юности пылко молился, и ему тоже Господь открывал многие тайны. В частности, о пути восхождения человека к Богу, о путях очищения души, о стяжании добродетелей, о стяжании благодати Святого Духа. И многие потом на его труды ссылались.

То есть Богослов – это человек, который получает откровение от Бога и оказывает величайшее влияние на своих последователей, на целые эпохи.

– Но, получается, чем дальше от тех событий мы отдаляемся, тем меньше у нас надежд и возможностей, что кто-то еще этот титул приобретет?

– Это дается как дар от Бога не только конкретному человеку, а всему христианству. Если будет такая необходимость, то Господь явит миру еще людей такого духовного уровня, чтобы поддержать учение о православной вере и учение о восхождении человека к Богу.

– 25 мая Церковь будет праздновать Вознесение Господне. Что это событие означает для нас, христиан?

– Вспомним это событие, которое было в Евангелии. В течение 40 дней после Своего воскресения Господь являлся Своим ученикам и беседовал с ними. Только Он уже имел особое тело, проходил через закрытые двери, хотя на этом теле еще оставались раны от распятия. Господь поучал Своих учеников, как они должны идти по всей земле и проповедовать Царствие Небесное, проповедовать Евангелие. И сказано, что они взошли на гору, и Господь на виду у всех Своих учеников стал возноситься на небо. Они долго смотрели на небо, пока Господь не скрылся в облаках. Потом явились два ангела и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Когда Господь совершил дело нашего спасения на кресте, умер и потом воскрес из мертвых, видел смерть, открыл райские врата, Он был в Ипостаси Сына Божия и вместе с тем воспринял всю природу человеческую, дух, душу, тело человеческое. И Он вознес эту человеческую природу к Богу Отцу, воссел одесную Бога Отца. Это означает, что наша человеческая природа теперь одесную Бога Отца, значит, и мы тоже можем возноситься к Богу и быть рядом с Богом в вечности, для нас теперь открыто Царство Небесное.

– В Церкви много говорится о послушании, об отсечении своей воли, о следовании церковным уставам. А для разума человека, для его творчества остается ли место?

– Высшим творчеством в человечестве что признается? Наверное, это классическая музыка,  композиторы, которые пишут свои произведения для симфонических оркестров. Это художники, скульпторы, мастера словесности, поэты, писатели. Это основные направления искусства. С чем эти люди работают? Кто-то работает с нотами и музыкальными инструментами, кто-то – с красками, кистями и холстами, кто-то – с камнем. А с чем работает подвижник? Монах, который решил посвятить всего себя Богу? Он работает со своей душой. То есть предмет его творчества тварный, но не рукотворный – это душа, предмет вечный. И нам наша земная жизнь дана для того, чтобы за это время душу очистить от всего лишнего, как скульптор отсекает лишнее от камня, и украсить добродетелями, как раскрашивают картину художники. И чтобы была своя гармония в душе, своя мелодия вечной жизни, созвучная с жизнью Бога, симфония с Божественной жизнью.

Подвижничество в православной жизни – это самое высшее творчество на земле, наука из наук и искусство из искусств. Мы называем мужественными воинов, которые выступают против сильного врага. Либо это коллективное сражение, либо кто-то один на один вышел на противника – и победил, и он герой. А с кем воюет подвижник? Он воюет с дьяволом, который существо сильное, хитрое, лукавое, не ест и не спит, а только думает, как погубить человека. И подвижник выходит с ним на борьбу. Если почитать жизнеописание Иосифа Исихаста, когда на него напали бесы, он одного из них схватил и начал им разгонять других. Или вспомнить Сергия Радонежского, Серафима Саровского, на которых нападали бесы, но они бесстрашно с Божией помощью их побеждали.

И мы видим, что настоящий православный христианин, подвижник – он самый лучший в искусстве и в науке, и он мужественный. Поэтому для людей творческих тут такой большой простор, так много лишнего нужно в себе убрать и приобрести так много хорошего, что хватит для реализации всех талантов: душевных, интеллектуальных, духовных. Работа найдется и для тела тоже, ведь подвижнику и телом тоже нужно трудиться, поэтому самые творческие люди – это люди духовные.

Ведущая Елена Глушкова

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать