Евангелие от Луки, глава 18, стихи 15–17, 26–30
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, Святая Церковь чтит память святой великомученицы Екатерины, предлагая для нашего размышления два евангельских чтения от Луки: посвященное святой (Лк. 21, 12–19) и рядовое чтение (Лк. 18, 15–17; 26–30).
18.15. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
18.16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
18.17. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
18.28. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
18.29. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
18.30. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
(Лк. 18, 15–17; 26–30)
В первую годовщину дня рождения детей матери по обычаю приносили их к известному учителю для благословения. Для этого же матери начали приносить своих младенцев к Спасителю. Вера народа была настолько велика, что одно возложение Христом рук принималось как благословение для детей.
Ученики же, зная, что Господь находится на пути в Иерусалим, где Его ожидают страдания и крестная смерть, не хотели, чтобы люди беспокоили Его. Потому и возбраняли им это. В ответ на это Господь говорит: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк. 18, 16).
Не отвергая младенцев, но с удовольствием принимая их, Своим примером Господь научает смиренномудрию и тому, что Царствие Божие необходимо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, какое бывает у малых детей, что еще не испорчены нравственно.
Блаженный Феофилакт замечает: «Учит Он и "словом", говоря, что таковых есть Царствие Небесное, кои имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом».
Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем желающим войти в Царствие Небесное, говоря: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк. 18, 17).
Кто не принимает проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не верует всем сердцем во Христа, тот не сможет войти в Царство Его. Как дети полностью доверяют родителям, так и мы должны доверять Господу, преклоняясь перед изумительным Его величием, сохраняя способность повиноваться Ему, прощать и просить оставления грехов, с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на Его дар.
Размышляя о том, как достичь такого душевного устроения, и зная, как сильно человеческие сердца привязаны к миру, ученики вопрошают: кто же может спастись? (Лк. 18, 26), – на что Господь дает ответ: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).
Под этими словами Господь подразумевает, что всесильная благодать Божия может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, устремляясь в сторону, противоположную греху.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «То есть милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами».
В ответ на слова апостола Петра о том, что они всё оставили и последовали за Христом, Господь замечает: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк. 18, 29–30).
Действительно, в первые века христианства во время гонений все христиане составляли как бы одну семью, являясь братьями и сестрами во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для всякого христианина, становясь как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа.
Таким образом, каждый отрекшийся ради Христа и Евангелия от своего дома и своей семьи вступал в такой дом как в свой собственный и находил в нем для себя как бы новую семью: и отца, и мать, и братьев, и сестер, и детей. Но главной наградой, ожидавшей в грядущем веке, становилась вечная жизнь.
Господь, дорогие братья и сестры, научает нас, что нет человека, который оставил бы блага и выгоды этого мира ради Царства Божия и не получил бы во много раз большего и не сравнимого ни с чем воздаяния за все свои потери в радости покаяния очищенного сердца и общения с Богом. Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком дано в этом мире и в веке будущей вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!