Евангелие от Марка, глава 1, стихи 35–44
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, за богослужением читаются два евангельских чтения: заупокойное и рядовое Евангелие от Марка (Мк. 1, 35–44).
1.35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
1.36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним
1.37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
1.38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.
1.39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
1.40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
1.41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
1.42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
1.43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
1.44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
(Мк. 1, 35–44)
В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми».
Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46).
Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, с всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ, и кричать всякому встречному: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45).
В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой такой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что прокаженный «с великою горячностью… просит Его (Христа. – Прим. ред.), просит с искреннею верою… "аще хощеши, можеши мя очистити". Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление и свидетельствует о Его высочайшей власти».
Мы видим, дорогие братья и сестры, как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался: если Спаситель захочет, Он сможет очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, тем самым показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.
Мы также можем поучиться у прокаженного смирению: он не требовал исцеления. Упав перед Господом на колени, он лишь сказал: если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 1, 40). В этих словах раскрывается смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается к Спасителю.
И вот такое обращение снискало благоволение Господа. Во-первых, прежде всего Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе чем на два метра, но простирает к нему Свою руку и касается его.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Прокаженный, видимо с глубокой верой, смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, что здесь находится Сам Господь закона. Просьба его об исцелении полна столь же глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному».
Для Спасителя в жизни существовало только одно стремление – помогать. И только один закон, – закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.
Господь Своими словами: хочу, очистись (Мк. 1, 41), а также прикосновением исцеляет прокаженного. И, по свидетельству евангелиста, после сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист (Мк. 1, 42). После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, прося никому ничего не говорить об исцелении.
Блаженный Феофилакт замечает: «Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим».
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Господа в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе: оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божией.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!