Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучение Священной Евангельской истории и в данной программе поговорим о возвращении Святого семейства из Египта и его поселении в Назарете, опираясь на текст Евангелия от Матфея (Мф. 2, 19–23).
2.19. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
2.20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
2.21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
2.22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
2.23. и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
(Мф. 2, 19–23)
Нам неизвестно, сколько времени пробыл Иосиф с семьей в Египте. После смерти Ирода Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 19–20).
Интересно отметить почти дословное совпадение этих стихов со стихами 4-й главы Книги Исход в греческом переводе:
4.19. И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.
4.20. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую.
(Исх. 4, 19–20)
В изложении евангелиста Матфея мы также встречаем слова: ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). И хотя было сказано о смерти одного Ирода, евангелист не случайно употребил здесь множественное число, подразумевая не только смерть Ирода, но и составлявших его окружение, то есть единомышленников и подчиненных, исполнявших его желания и намерения.
Римские императоры не стремились к полному подчинению своих провинций, а сохраняли в них некоторые возможности самоуправления. Доверяя Ироду, они позволяли ему управлять значительной территорией, но Ирод хорошо понимал, что ни одному из его сыновей Рим не предоставит такой же власти.
После смерти Ирода его царство было разделено между тремя его сыновьями: Архелай получил Иудею, Самарию и Идумею, Антипа – Галилею и Перею, Филипп – земли за Иорданом. Они не получили царских титулов. Архелай назывался этнархом, то есть правителем народа, а его братья – тетрархами, то есть правителями четвертой части страны. Утверждая эти должности, Риму легче было обеспечивать лояльность местных элит и поддерживать стабильность на своих окраинах.
Следуя повелению ангела, Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (Мф. 2, 21). Дойдя же до Израилевой земли, Иосиф намеревался поселиться в Иудее, то есть в Вифлееме, откуда, по пророчеству Михея, должен был выйти Христос; но услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти (Мф. 2, 22).
Дело в том, что Архелай во всем напоминал своего отца и ознаменовал начало своего правления массовыми убийствами: по словам Иосифа Флавия, в первые дни своего царствования Архелай умертвил в храме в праздник пасхи три тысячи евреев. К тому же он был настолько скверным правителем, что его подданные в конце концов не смогли больше терпеть его и отправили в Рим посольство с просьбой освободить его от правления. Это и сделал римский император Август, лишив его звания и отправив в ссылку в Галлию, где тот и умер.
Но все это произойдет позднее. А в тот момент совершенно очевидным было, что, несмотря на смерть Ирода, было все еще опасно возвращаться в Иудею, ведь на престоле находился жестокий Архелай. И потому Иосиф, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские (Мф. 2, 22), где царствовал более умеренный Ирод Антипа.
Галилея представляла собой область, расположенную на севере Палестины. Назарет, в котором поселился Иосиф с семьей, был настолько небольшим и незначительным городком, что не был ни разу упомянут ни в Ветхом Завете, ни (позднее) в Талмуде.
Матфей пишет: и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 23). Эти слова представляют большой интерес. Дело в том, что таких слов нет ни у кого из пророков. Иоанн Златоуст полагал, что изречение это взято евангелистом из ветхозаветной книги, потерянной евреями. Епископ Михаил (Лузин) в своем труде «Толкование на Евангелие от Матфея» пишет, что евангелист не указывает, в частности, ни на одно пророчество, но имеет в виду общий характер пророчеств об уничиженном состоянии Христа, так как не говорит «реченное через пророка», но «через пророков».
Евангелист Матфей, несомненно, видит исполнение пророчеств в том факте, что семья поселилась в Назарете. Словом «назорей» (а точнее, «назир») в Ветхом Завете назывался человек, посвятивший себя Богу и в знак этого принявший на себя определенные обеты: не стричь волос, не пить спиртных напитков (Числ. 6, 1–21) и другие. Конечно, такое определение скорее подошло бы аскету Иоанну Крестителю, чем Иисусу Христу. Но это слово приобрело и более широкий смысл, например «святой», как часто оно переводится в Септуагинте.
Пророки, предвозвещая о Мессии, часто говорили о Его униженном состоянии. А жители Назарета были презираемы евреями; выйти из Назарета, или являться назореем, означало быть в пренебрежении, презрении, быть уничиженным, отверженным.
На Христе, поселившемся в Назарете, бывшем в уничижении, дошедшем до смерти на кресте, и исполнилось в точности сказанное через пророков.
Завтра в нашей программе, дорогие братья и сестры, мы внимательно рассмотрим историю посещения Отроком Иисусом Иерусалимского храма, которую описал в своем Евангелии апостол Лука.
Помогай нам в этом Господь!
У книжной полки. Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветник чудес
Этот день в истории. 12 февраля
День ангела. 12 февраля
Церковный календарь 12 февраля. Мученик Феофил Новый
Евангелие 12 февраля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!