Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 1–13
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в субботу, Православная Церковь воспоминает всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, устанавливая в день их памяти особое евангельское чтение (Мф. 11, 27–30), а также за богослужением читается дневное Евангелие от Матфея (Мф. 6, 1–13).
6.1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
6.2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
6.3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
6.4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
6.5. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
6.7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
6.8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
6.9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
6.10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
6.11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
6.12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
6.13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Мф. 6, 1–13)
В этот последний субботний день перед Великим постом, дорогие братья и сестры, Святая Церковь поучает нас словами Нагорной проповеди, в которой Господь излагает учение о милостыне и молитве, а также наставляет стремиться к главной цели жизни – обретению Царствия Божьего. Предупредив Своих учеников о том, что они должны и чего не должны делать, чтобы достичь блаженства, Господь переходит к вопросу о том, как именно нужно исполнять заповеданное.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф. 6, 1), – предупреждает Господь. Он не запрещает вообще творить добрые дела и милостыню перед людьми, но если такие дела совершены с целью обратить на себя внимание людей, то они не заслужат награды от Бога. В основе таких дел лежит не добросердечное желание помочь ближнему, но самолюбие, а потому единственной наградой и станет лишь похвала людей.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди (Мф. 6, 2) – именно этими словами Спаситель предостерегает от тщеславия, которое, как моль, съедает все добрые дела. Такие дела не должны быть исполнены напоказ, потому что тогда они теряют свою ценность.
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Так говорит Спаситель не потому, что лицемеры имели трубы, но, желая показать их великое безумие, этим иносказанием осмеивая и осуждая их. И хорошо назвал их лицемерами. Милостыня их имела одну только личину милостыни, а сердце их было исполнено жестокости и бесчеловечия. Они творили ее не из милосердия к ближнему, но для получения славы».
В своих молитвах фарисеи обнаруживали то же направление, что и в подаянии милостыни: они молились преимущественно в людных местах, чтобы обрести славу. Конечно, Спаситель не порицает здесь молитвы в синагогах так же, как и молитвы вне синагог и домов, приносимые по сердечному желанию. Воспрещается лишь молиться напоказ, а потому Господь говорит: И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5).
Предостерегая Своих учеников от подражания язычникам, которые в своих молитвах были многословны, Христос добавляет: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 7–8). Разумеется, Спаситель не запрещает продолжительных молитв, а требует только, чтобы они были не пустыми, но искренними и сердечными.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив духом своим во внутреннее общение с Богом. Это-то общение с Богом и есть цель молитвы, достижение чего не зависит от количества произнесенных слов».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят о том, что наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви и бескорыстия, быть очищенной от всякого тщеславия и превозношения. И только в этом случае мы будем достойно вознаграждены в Царствии Небесном!
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 16 октября
День ангела. 16 октября
Церковный календарь 16 октября. Икона Божией Матери Трубчевская
Евангелие 16 октября. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен
Читаем Апостол. 16 октября 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!