Евангелие от Марка, глава 14, стихи 3–9
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 14, 3–9).
14.3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
14.4. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
14.5. Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
14.6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
14.7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
14.8. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
14.9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.
(Мк. 14, 3–9)
Событие, описанное евангелистом Марком, предшествует предательству Иисуса Христа Иудой Искариотским.
Господь вместе с учениками приходит в дом Симона прокаженного, где некая женщина изливает на Него благовонное нардовое миро. Мы встречаем похожее событие, описанное и в Евангелии от Луки, но там речь идет о Симоне-фарисее, и многие толкователи Священного Писания указывают, что это были абсолютно разные люди и два разных случая излияния благовонного масла на Спасителя.
Что же касается Симона прокаженного, то блаженный Феофилакт говорит о нем следующее: «Симона-прокаженного некоторые считают отцом Лазаря: Господь очистил его от проказы и был им угощен. Полагают также, что когда Господь говорил ученикам: «идите к такому-то, и он покажет вам горницу убранную», то посылал их именно к Симону; он-то, как говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него Пасху».
Пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову (Мк. 14, 3). Алавастр представлял собой род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовляли разные вазы и сосуды для хранения ароматических веществ. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно – из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.
Как указывает Александр Павлович Лопухин: «Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено “из нарда” – по-еврейски “неред”, т. е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках».
Именно такое дорогостоящее ароматное масло возлила на голову Спасителя некая женщина. Но тут произошло необъяснимое: Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. (Мк. 14, 4–5).
Недовольство окружающих объяснялось просто: такой сосуд благовонного масла стоил триста динариев, а динарий составлял дневную заработную плату наемного рабочего. Простой человек должен был работать почти год только на то, чтобы купить такой сосуд благовонного масла. Некоторым из присутствовавших это показалось безрассудным расточительством, ведь деньги можно было бы отдать бедным. Но Господь быстро прервал этот ропот и потребовал, чтобы люди не смущали и оставили бедную женщину.
Борис Ильич Гладков пишет: «Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня. Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла: она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».
И действительно, мы видим, что повествование об этом не только записано в Евангелии, но включено и в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной cедмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Поступок этой женщины учит нас, дорогие братья и сестры, что настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно отдать, чтобы это казалось правильным. Дающий от любви даже все, что у него есть, понимает, что этого недостаточно и дар этот слишком мал. И если мы постараемся приносить Господу благоухание такой всецелой любви, полной самопожертвования, то Спаситель помилует нас и приведет к жизни вечной, отворяя для нас двери Царствия Небесного.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН С АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит_Кирилл — О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ТАЙНЕ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!