Епископ Пахомий о почитании святых мощей

2 сентября 2022 г.

– Как родилась традиция поклоняться мощам святых и какой в этом смысл?

– Традиция поклонения мощам святых в нашей Церкви очень глубокая и древняя. Практически с первых лет существования христианской Церкви люди очень благоговейно относились к мученикам – страдальцам, которые отдали свою жизнь за исповедание Евангелия, веры Христовой. Более того, до сегодняшнего дня до нас дошла традиция: во время совершения литургии мы обязаны использовать антиминс – престол, в котором находятся частицы мощей мучеников. То есть почитание мощей – это одна из древнейших и глубоких традиций нашей Церкви.

– Что дает верующему человеку поклонение святым мощам?

– Почитание мощей, как я уже сказал, одна из древнейших традиций нашей Церкви. Зачем мы это делаем? С глубокой древности (прежде всего в христианстве) мы верим, что тело человека, как и его душа, – это дар Божий. То есть христианство не исповедует платоновский принцип, что душа – это добро, а тело – это темница. Вовсе нет. Христианство исповедует, что данное Богом человеку тело так же священно, как и душа. И сегодняшняя смерть, с которой сталкивается каждый человек, – это последствия грехопадения.

Бог не творил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. И обожение, восстановление того первозданного единства и есть цель человеческой истории. Отсюда и почитание мощей святых. То есть останки человека, который жил святой жизнью, – это своего рода свидетельство того, что бессмертие существует. Более того, Церковь верит во всеобщее воскресение мертвых. То есть в конце времен, во время Страшного суда, тела всех людей, живших во все времена, будут воскрешены и соединятся со своими бессмертными душами.

Христос Сам стал Человеком. Сын Божий вочеловечился, то есть обожил человеческую природу, дал возможность человеку надеяться на то, что он примет это обожение. Поэтому естественным образом мы почитаем тела или мощи святых, которые своей жизнью свидетельствовали об этой истине, достигли определенной святости. И для нас это один из очень важных моментов церковного почитания, церковной жизни, вообще христианской жизни.

– Что делать человеку, если не получается преодолеть брезгливость к святым мощам?

– Я глубоко убежден, что человек, приходящий в храм, должен иметь определенное мужество отказаться от каких-то своих воззрений и принять новую реальность. Это то же самое, как человек пришел учиться в институт или школу, ему профессор или преподаватель что-то объясняет, а он говорит: я в это не верю, не хочу с этим соглашаться. Тогда возникает вопрос: а что же ты здесь делаешь? Как же ты научишься, приобретешь свой опыт, если ты никого и ничего не слушаешь?

Когда мы говорим о церковной жизни, здесь речь не о слове священника или какого-то опытного наставника в церковной жизни. Мы обращаемся прежде всего к авторитету и слову Церкви. И для христианина слово Матери Церкви является абсолютным законом. Я думаю, если человек по-настоящему глубоко и серьезно настроен, со временем многие переживания, какие-то ошибочные представления рассеются, придут в норму, и человек совершенно по-другому на это посмотрит.

То есть я сторонник того, чтобы мы чаще прислушивались к голосу Церкви, к тому, что она нам говорит. У нее есть огромный опыт, она, как никто другой, знает человека и может нам подсказать правильное, нужное, верное решение. Так что лучше ее слушать и принимать это.

 В нашем соборе есть несколько святынь и несколько ковчегов с мощами. Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев. На протяжении почти что тысячелетия на территории Киево-Печерской лавры (а в древности это был просто Киево-Печерский монастырь) подвизались десятки, сотни очень интересных и великих подвижников, которых наша Церковь глубоко чтит (прежде всего, это преподобные отцы). Кто бывал в Киеве, знает, что есть Ближние и Дальние пещеры. Здесь как раз у нас собраны эти мощи.

В свое время один очень уважаемый, замечательный человек владыка Ириней (уже ныне покойный) похлопотал, и по благословению митрополита Онуфрия в нашу епархию, в наш кафедральный собор были переданы частицы мощей Киево-Печерских угодников. Чаянием наших добрых помощников-прихожан был изготовлен ковчег, вставлены туда частицы мощей. И сегодня все наши гости, прихожане, христиане нашего города, могут, придя в храм, поклониться памяти и подвигу замечательных Киево-Печерских подвижников.

Также у нас есть мощи исповедника святого Гавриила. Этот человек начинал свое служение здесь, в Троицком храме, в начале XX века. Потом жизнь забросила его в другие края, и он сегодня прославлен как Гавриил Мелекесский. Наряду с этими двумя ковчегами в нашем кафедральном соборе в алтаре хранятся несколько святынь. Это ковчеги с мощами разных святых. Там есть и частицы мощей Серафима Саровского, и многих других подвижников. Но эти частицы мощей мы выносим на поклонение верующим только в день памяти того или иного святого.

Такая традиция есть не только в нашем храме. Она существует и в других храмах, епархиях и даже в других Православных Церквях. Я с этой традицией столкнулся в Греции, на Афоне, там благочестивым паломникам мощи выносятся для поклонения в определенный момент богослужения, либо во внебогослужебное время. У нас такая традиция тоже существует.

Если говорить о поклонении святым мощам, то, безусловно, мы поклоняемся не самому телу, не самому подвижнику в прямом смысле этого слова. Христианин кланяется только Богу. А если говорить об иконе, мы совершаем почитание образа, то есть того, кто изображен на этой иконе. Мощи – это возможность иметь какое-то вещественное подтверждение нашей веры. И, совершая поклонение перед мощами, мы, конечно, почитаем Дух Божий, живущий в этом угоднике Божием, которого мы чтим, любим и прославляем.

– Можно ли получить от святых мощей исцеление или исполнение желаний?

– Конечно, каждый человек верит ровно настолько, насколько позволяет ему его сердце. У каждого человека своя глубина познания, веры, любви, в конце концов. Один любит глубоко и искренне, другой чуть меньше, а в кого-то это чувство как бы Богом вложено с рождения. Так и поклонение, и почитание святых, и какие-то другие аспекты церковной жизни.

У каждого своя мера, свое понимание. Кто-то просто банально, может быть, даже отчасти материально относится к святыням, к мощам святым. Конечно, хочется верить, что со временем такой человек более глубоко подойдет к этому вопросу, что-то переосмыслит.

Я думаю, это как с молитвой. Начинающий молится прежде всего о каких-то своих повседневных нуждах, он просит: «Господи, дай…».  Через некоторое время такой человек уже начинает осознавать свою греховность и обращает к Богу молитву другого качества. Он говорит: «Прости». И третья молитва «Слава Тебе, Боже!» возникает, когда человек достигает некоей меры, некоего понимания. Мне кажется, нечто подобное можно сказать и о поклонении святым мощам. У каждого своя мера, свое прошение и свой вопрос.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать