ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: МОЙ ГОРОД СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ. КОНКУРС ЭССЕ И ИСТОРИЯ ХРАМА

17 ноября 2023 г.

- Об истории строительства собора святой Екатерины в Екатеринбурге рассказывает Светлана Жданова - сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке.
- Встреча членов жюри конкурса эссе «Мой город святой Екатерины».
Ведущая в студии: Надежда Калинина.

Надежда Калинина:

– 18 ноября Екатеринбург отметил свой 300-й день рождения. Именно в этот день в 1723 году состоялся первый пробный пуск водяных молотов Екатеринбургского железоделательного завода, и именно этот день считается датой основания города. Вместе с постройкой завода возвели небольшую мазанковую церковь, на месте которой в будущем появился собор Святой Екатерины Александрийской. О храме и о первых днях жизни города в нашем репортаже.

Светлана Владимировна Жданова, сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале:

– Наша экскурсия рассказывает об истории Екатерининского собора, главного городского собора Екатеринбурга. Начать хочется с очень непростой истории создания этого собора. В 1723 году строится город по указу императора Петра I. Город не мог существовать без церкви. Поэтому одновременно начинается строительство мазанковой церкви. Ее возведение занимает два с половиной года.  Уже в 1726 году проходит освящение мазанковой церкви, которая строилась без проекта, на глазок. Как сообщают документы того времени: «Складена меж деревянныя столбы из кирпича, выбелена известью, столбы у дверей и у окончен рамы высмолены смолою. На церкви глава обита белой жестью, над папертью – колокольня, на которой шпиц покрыт белой жестью». Но это мазанковый храм, ненадежный, временный, соответственно, одновременно с его постройкой поднимается вопрос о строительстве каменной церкви.

Это совсем не просто – на строительство требуется высочайшее благословение императора.  В то время действует указ Петра, что только по его соизволению можно строить из камня, потому что весь камень нужен для новой столицы – Петербурга. Де Геннин отправляет письмо на высочайшее имя с просьбой разрешить строить каменный собор в Екатеринбурге. Ответа нет. Были отправлены три прошения.  Видимо, у Петра I, человека очень деятельного, в это время была масса других, более важных забот. Но для де Геннина и горного руководства важно, чтобы собор был основательный, не подвергался пожару, поэтому Вильгельм де Геннин, человек политически опытный, обращается уже к императрице Екатерине I с той же просьбой: добиться высочайшего соизволения на строительство каменного собора. Ход очень умный. Дело в том, что святая Екатерина с давних времен была покровительницей царского рода по женской линии. Это относилось как к Рюриковичам, так и к Романовым. Это одна из линий, которая оправдывает его обращение к Екатерине I. Также, скорее всего, он надеялся, что Екатерине будет лестно, что в ее честь будет назван следующий город, не менее важный для государства (после столицы, Санкт-Петербурга, названного в честь ее супруга), где будет все железоделательное производство. Какие интересы Екатерины были затронуты, мы не знаем, но она ответила довольно быстро, и так было получено разрешение.

Хотелось бы показать тех, кто своими руками строил и потом ходил в эту церковь на праздники и молился там. Но поскольку это были простые люди – ремесленники, крестьяне, их портретов не найти. А как выглядел сам город, мы можем увидеть на ранних гравюрах европейских авторов, которые наш город изображают. Итак, собор основан, он действует и становится центром жизни всего города. Через него начинается любое важное событие, любой городской или престольный праздник, хоть отправка на войну. Все с этого места начинается. Это действительно сердце города, через которое каждый получает силу, благословение и дальше может двигаться.

Надежда Калинина:

– Ко дню памяти святой Екатерины и к юбилею основания города в Екатеринбурге проходит конкурс школьных эссе «Мой город святой Екатерины».

Татьяна Сергеевна Романюк, заведующая Музеем святой царской семьи:

– В этом году определены четыре темы: «Герои города святой Екатерины», «Традиции милосердия и благотворительности», «Таланты города святой Екатерины» и «Педагогический подвиг вне времени». До 26 декабря будет прием заявок и эссе на конкурс, до 13 января будут определены победители, и награждение состоится до 26 января 2024 года. В этом году три возрастных категории участников: от 8 до 10 лет, от 11 до 14, от 15 до 18 лет. Участвовать в конкурсе могут учащиеся любых учебных заведений, общеобразовательных и средних, учащиеся воскресных школ и представители общественных организаций и объединений. Не только горожане, но и жители Среднего Урала. Были прецеденты, когда не жители Екатеринбурга писали о своих любимых местах в Екатеринбурге. Как и в прошлые годы, по итогам конкурса будет издана детско- юношеская газета. Работы будут опубликованы в сети «ВКонтакте».

Галина Васильевна Юрьева, учитель русского языка и литературы, лауреат Дягилевской премии:

– Хочу начать с благодарности за организацию этих конкурсов, ведь они способствуют творческому росту участников и учителей, которые пожелали вместе с детьми участвовать в них. Это опыт бесценный.  В нынешнем году тема очень многогранная и очень ответственная, заставляющая погрузиться в себя, проанализировать свои поступки, мысли. «Какой ты в жизни след оставишь…» – это из знаменитого стихотворения Леонида Мартынова «След». Поэт известный, участник Великой Отечественной войны. Стихотворение написано в 1945 году, когда страна только-только стала оперяться после страшной войны, и нужно было определиться, люди разного возраста были в растерянности.

Какой ты в жизни след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

Или другой, на много лет…

Желание поэта побудить человека к самоанализу, к осознанию чувства ответственности перед Отечеством очень ценно и важно. По-моему, это вечная тема. Тема, которая заставляет человека и самокритично отнестись к себе, и почувствовать ответственность не только за свою жизнь, а именно за цель жизни, ее содержание. Вот это очень важно. То, что мы сделали акцент на такой теме, – верный шаг.

Всеволод Сергеевич Кривцов, начальник Совета Братства православных следопытов России:

– Тема очень близкая нам. Позвольте напомнить, что наш основной девиз – служение ближним, ни дня без доброго дела. И, конечно, нам очень бы хотелось, чтобы то, чему мы учим своих ребят, осталось с ними на всю жизнь. Ребята становятся подростками, молодыми людьми, уходят из нашей организации, но мы верим в то, что с ними остаются самые главные ценности. Конкурс в этом году взял прямо нашу тему, тему того, что мы должны оставить после себя. Очень мне нравится: «оставить после себя свет». Хотелось бы, чтобы своими добрыми делами ребята оставили на этой земле свет, изменили нашу страну к лучшему, помогли ей сохранить традиционные ценности и олицетворяли собой тот высший идеал человека, который должен быть всегда впереди и к которому мы все стремимся: быть похожими на наших святых.

Наталья Лечевна Просянкина, директор музея «Шурави»:

– Я разделяю все те принципы, о которых коллеги говорили. Наш музей для этого и работает, чтобы тот след, который люди оставили в истории нашей страны, не был забыт, и наша работа полностью на это направлена. У меня просто огромное любопытство и нетерпение почитать, что наши земляки будут писать. Я считаю, очень важно понять, увидеть, сделать некий срез того, чем живут в сегодняшнем дне наши соотечественники, какие у них мысли, рассуждения. На мой взгляд, это интересно, а главное – очень нужно и важно.

Записала Ксения Комарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать