Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 4 ноября, в День народного единства, Православная Церковь совершает память священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского.
Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семен Николаевич), родился 19 июля 1881 года в городе Миргороде Полтавской губернии.
В 1902 году Семен окончил Полтавскую духовную семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен во иеромонахи.
В 1906 году отец Серафим – настоятель Нугекской духовной миссии в Северной Америке. В 1907–1908 годах он преподает в Ситкинской духовной семинарии. В Америке владыка был сподвижником преосвященного Тихона, будущего патриарха, который высоко ценил ревностного миссионера-аскета.
В 1908 году отец Серафим являлся помощником Владикавказского епархиального миссионера, а в 1909 году – духовником Александровской духовной семинарии в городе Ардоне.
В 1910 году его назначают сначала наместником Могилевского Братского первоклассного монастыря, а затем, по желанию преосвященного Тихона, занимавшего тогда Ярославскую кафедру, переводят на должность наместника Ярославского Толгского монастыря. Там отец Серафим пишет серьезный труд по истории Толгской обители, приуроченный к ее 600-летию. Он открывает школу пчеловодства для мальчиков-сирот, а с началом войны устраивает лазарет.
С 1915 года отец Серафим – наместник Угличского Покровского монастыря. В феврале 1920 года он был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
Владыка входил в так называемый «Параллельный Синод», существовавший с молчаливого одобрения Святейшего патриарха Тихона в Свято-Даниловом монастыре. Он был основан священномучеником архиепископом Феодором (Поздеевским) и в него входили видные архиереи: архиепископ Андрей (Ухтомский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский) и епископ Гурий (Степанов). Причиной возникновения «Параллельного Синода» следует считать мнение его членов о том, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем ГПУ, был неэффективен и вынужден был встать на примиренческие позиции.
С июля 1922 года владыка находился в Ярославской тюрьме и после освобождения, в 1924 году, был возведен Святейшим патриархом Тихоном в сан архиепископа. В 1925 году владыка являлся временно управляющим Ярославской епархией.
Священномученик митрополит Иосиф (Петровых), будучи одним из заместителей патриаршего местоблюстителя, на случай своего ареста назначил в 1925 году временных заместителей, в их числе был и владыка Серафим. В 1926 году, после ареста священномученика митрополита Иосифа (Петровых), владыка выпускает послание о вступлении в должность заместителя патриаршего местоблюстителя. Он управлял Церковью до апреля 1927 года, затем передал управление освобожденному из заключения митрополиту Сергию (Страгородскому).
Известно, что в 1927 году владыку вызывали в ГПУ в Москву, где предлагали принять компромиссные условия легализации Церкви, указав кого назначить членами Синода. На это святитель ответил отказом, предложив своих членов Синода и в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», – говорят чекисты. «А ведь он у вас сидит, освободите его», – отвечал святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.
После выхода Декларации митрополита Сергия, святитель примкнул к «Ярославской оппозиции», возглавлявшейся священномучеником митрополитом Агафангелом (Преображенским). С сожалением он писал в январе 1928 года о том, что «поспешно и безоговорочно» передал митрополиту Сергию заместительские права. Он умолял митрополита Сергия проявить мужество и издать другую Декларацию «во исправление первой», которая «отводит от служения истине, а лжи Бог не помогает». Он призывает митрополита обратить взоры к старейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу, передав ему заместительские права.
В апреле 1928 года митрополитом Сергием (Страгородским) владыка был лишен кафедры и запрещен в священнослужении. Вскоре последовал арест, затем высылка из Ярославля в Могилев в Буйничский Свято-Духов монастырь.
В своем январском «Послании ко всей Церкви» 1929 года святитель продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество», за что вскоре был вновь арестован и приговорен к пяти годам лагеря. Но Послание святителя широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.
В заключении на Соловках владыка был на общих работах. Таская кирпичи на постройку здания, он упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. В марте 1932 года он был освобожден из лагеря и сослан на три года в Северный край, где возглавил тайную Церковь, ставил священников, совершал постриги. По воспоминаниям духовных чад, «он слабел телесно, но духом был тверд». Он считал, что в эпоху гонений не должно быть централизованного церковного управления, епископ должен сам управлять своей епархией.
Примерно в 1934 году владыкой было написано еще одно послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещенным в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный Собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства...
В мае 1934 года святитель снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной Церкви» и приговорен к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении Сиблага. Владыка был расстрелян в лагере 22 октября (4 ноября) 1937 года.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается:
празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.);
и память святых:
равноап. Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (ок. 167);
семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450);
сщмч. Александра, епископа Адрианопольского, мч. Ираклия, воина, и мцц. Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III);
сщмчч. Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева, пресвитеров, и прмчч. Германа (Полянского) и Мины (Шелаева), архимандритов (1937);
сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова, пресвитеров, и преподобномученика Григория (Воробьева), игумена (1937);
обретение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского (2012);
совершается празднование в честь икон Божией Матери Андрониковской, Якобштадтской (XVII).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и Днем народного единства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!