Благая часть. 23 января

23 января 2023 г.

– Сегодня память удивительного человека, одного из учителей духовной жизни, учителей русского православия святителя Феофана, затворника Вышенского. Мы его знаем по тем многим книгам и трудам, которые родились от его живого опыта богообщения. И, наверное, один из самых популярных трудов – это книга, с которой у многих началась духовная жизнь. Она так и называется: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»

Эта книга родилась в результате переписки с молодой девушкой, которая своим пытливым умом искала ответы на вопросы, что такое духовная жизнь, как устроена душа, как устроен человек, как жить, чтобы достигнуть Царствия Небесного, приобрести дар Духа Святого, научиться молиться, как бороться с собственными эмоциями, вспыльчивостью, неуравновешенностью, как быть в общении со своими друзьями, близкими и так далее.

В результате такого духовного общения (хотя не говорится, были ли они очно знакомы) родилась книга, которую я всем рекомендую к неоднократному прочтению. Потому что всякий учебник недостаточно просто пролистать или проглотить – им нужно жить. Поэтому книги святых отцов, особенно те, которые затронули вашу душу, в которых вы почувствовали правду, которые открыли вам духовные истины, обязательно нужно перечитывать. Например, раз в год перечитывать книги аввы Дорофея, святителя Феофана, святителя Игнатия. Это книги, которые все время могут нам дать что-то новое и подтянуть нас вверх.

Если бы у этой девушки был современный гаджет, я думаю, что ничего бы не получилось и не было бы этой книги. Просто потому, что из-за увеличения скорости передачи информации увеличилась пустота. Нет глубины мысли, вдумчивости, взвешенности, мы бросаемся словами, свои эмоции абсолютно не контролируем. Какой-то помысел пришел (а вы же знаете, что дьявол с нами враждует помыслами), включил какой-то процесс внутри, человек забеспокоился, захотел разобраться, сразу что-то написал. Дальше этот помысел, этот яд невзвешенной, неуспокоенной эмоции впрыснул в другого человека. И пошла волна: тот расстроился, рассердился, пришел домой – домашним высказал что-то в этом настроении. И от этого камня пошли круги, стольких людей зацепили... Конечно, не рождается духовная книга в таком моменте.

Но, слава Богу, тогда писали письма, почта их своим порядком доставляла. Адресат, которому было направлено письмо, читал, думал, рождался какой-то процесс, писал ответ. Вот так скопились эти письма, поэтому мы сейчас имеем такие книги, как, например, эпистолярное наследие Амвросия Оптинского или письма Иосифа Исихаста. Слава Богу, что все это есть. Ты их читаешь, и как будто они тебе адресованы. Потому что принципы духовной жизни одинаковые для всех. Нюансы есть (возраст, пол, образование), но суть от этого не меняется. Поэтому мы читаем переписку девушки со святителем и приобретаем полезное для себя.

Но чтобы дать хлеб алчущим, его, конечно, нужно вырастить. Святитель Феофан не случайно называется Затворником. Таких наименований в Церкви очень немного: пустынник, затворник, столпник, отшельник. Феофан Затворник действительно шел к уединению, потому что он нащупал, что именно там, в этом состоянии, когда тебя не отвлекают даже самые правильные житейские вещи (как это бывает в обычной жизни монастыря), ты приобретаешь большее, теряя меньшее.

Святитель Феофан поступил в монастырь и сначала имел привычку вести очень широкую переписку. А потом понял, что многие люди это не ценят. Они тебе пишут, ты тратишь на них свое время, силы, мысли, которые забираешь у Бога, у молитвы, а люди это не ценят. Поэтому он максимально ограничил контакты с внешним миром.

У него еще была такая привычка – выходить из монастыря на природу. Он и это ограничил, как бы еще сужая кольцо затвора. Потом он стал прогуливаться по монастырской стене, чтобы хотя бы так видеть красоту окружающего мира. И в какой-то момент он понял, что это тоже меньшее, от которого можно отказаться.

Затем он затворяется в келье и ограничивает свою жизнь храмом, трапезной и кельей. Дальше уже никуда не ходит, живет в этом режиме. Потом понимает, что и этого недостаточно для стяжания благодати Духа Святого, и затворяется в келье. Ему туда приносят пищу в определенное время, и он живет уединенной жизнью.

Этого уединения также очень искал Иосиф Исихаст, тоже отшельник, затворник, чтобы в своей пустыньке быть только с Богом. Есть такие души, которые не готовы размениваться на многое. Они готовы сосредоточиться на одном и в этом достигнуть высоты.

Святителю отче Феофане Затворниче, Вышенский чудотворче, моли Бога о нас!

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 07:30
  • Суббота, 27 апреля: 14:00
  • Суббота, 27 апреля: 21:55

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать