Эта книга родилась в результате переписки с молодой девушкой, которая своим пытливым умом искала ответы на вопросы, что такое духовная жизнь, как устроена душа, как устроен человек, как жить, чтобы достигнуть Царствия Небесного, приобрести дар Духа Святого, научиться молиться, как бороться с собственными эмоциями, вспыльчивостью, неуравновешенностью, как быть в общении со своими друзьями, близкими и так далее.
В результате такого духовного общения (хотя не говорится, были ли они очно знакомы) родилась книга, которую я всем рекомендую к неоднократному прочтению. Потому что всякий учебник недостаточно просто пролистать или проглотить – им нужно жить. Поэтому книги святых отцов, особенно те, которые затронули вашу душу, в которых вы почувствовали правду, которые открыли вам духовные истины, обязательно нужно перечитывать. Например, раз в год перечитывать книги аввы Дорофея, святителя Феофана, святителя Игнатия. Это книги, которые все время могут нам дать что-то новое и подтянуть нас вверх.
Если бы у этой девушки был современный гаджет, я думаю, что ничего бы не получилось и не было бы этой книги. Просто потому, что из-за увеличения скорости передачи информации увеличилась пустота. Нет глубины мысли, вдумчивости, взвешенности, мы бросаемся словами, свои эмоции абсолютно не контролируем. Какой-то помысел пришел (а вы же знаете, что дьявол с нами враждует помыслами), включил какой-то процесс внутри, человек забеспокоился, захотел разобраться, сразу что-то написал. Дальше этот помысел, этот яд невзвешенной, неуспокоенной эмоции впрыснул в другого человека. И пошла волна: тот расстроился, рассердился, пришел домой – домашним высказал что-то в этом настроении. И от этого камня пошли круги, стольких людей зацепили... Конечно, не рождается духовная книга в таком моменте.
Но, слава Богу, тогда писали письма, почта их своим порядком доставляла. Адресат, которому было направлено письмо, читал, думал, рождался какой-то процесс, писал ответ. Вот так скопились эти письма, поэтому мы сейчас имеем такие книги, как, например, эпистолярное наследие Амвросия Оптинского или письма Иосифа Исихаста. Слава Богу, что все это есть. Ты их читаешь, и как будто они тебе адресованы. Потому что принципы духовной жизни одинаковые для всех. Нюансы есть (возраст, пол, образование), но суть от этого не меняется. Поэтому мы читаем переписку девушки со святителем и приобретаем полезное для себя.
Но чтобы дать хлеб алчущим, его, конечно, нужно вырастить. Святитель Феофан не случайно называется Затворником. Таких наименований в Церкви очень немного: пустынник, затворник, столпник, отшельник. Феофан Затворник действительно шел к уединению, потому что он нащупал, что именно там, в этом состоянии, когда тебя не отвлекают даже самые правильные житейские вещи (как это бывает в обычной жизни монастыря), ты приобретаешь большее, теряя меньшее.
Святитель Феофан поступил в монастырь и сначала имел привычку вести очень широкую переписку. А потом понял, что многие люди это не ценят. Они тебе пишут, ты тратишь на них свое время, силы, мысли, которые забираешь у Бога, у молитвы, а люди это не ценят. Поэтому он максимально ограничил контакты с внешним миром.
У него еще была такая привычка – выходить из монастыря на природу. Он и это ограничил, как бы еще сужая кольцо затвора. Потом он стал прогуливаться по монастырской стене, чтобы хотя бы так видеть красоту окружающего мира. И в какой-то момент он понял, что это тоже меньшее, от которого можно отказаться.
Затем он затворяется в келье и ограничивает свою жизнь храмом, трапезной и кельей. Дальше уже никуда не ходит, живет в этом режиме. Потом понимает, что и этого недостаточно для стяжания благодати Духа Святого, и затворяется в келье. Ему туда приносят пищу в определенное время, и он живет уединенной жизнью.
Этого уединения также очень искал Иосиф Исихаст, тоже отшельник, затворник, чтобы в своей пустыньке быть только с Богом. Есть такие души, которые не готовы размениваться на многое. Они готовы сосредоточиться на одном и в этом достигнуть высоты.
Святителю отче Феофане Затворниче, Вышенский чудотворче, моли Бога о нас!
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!