Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Неделя о мытаре и фарисее. Два человека вошли в храм помолиться: один был фарисей, другой – мытарь. Фарисей встал впереди, довольный собой, стал перечислять свои заслуги перед Богом: «Благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие человецы: воры, прелюбодеи, прочие грешники или как вот этот мытарь. Пощусь как положено, десятину даю». А мытарь не смел поднять очи свои к Богу и, бия себя в грудь, произносил: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Эту историю Господь заканчивает такими словами: «Говорю, что сей последний вышел из храма более оправданный, нежели фарисей».
Эти названия стали нарицательными. Фарисей – человек высокоумный, самодовольный, с огромным самомнением, с определенными духовными дефектами. А мытарь – это вроде как сборщик подати. Но всегда, когда мы слышим эту историю, нам хочется у него поучиться. Несмотря на все его грехи, он смог из себя родить тот плод, который для Бога самый дорогой, и этим оправдался.
Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Внутри каждого из нас постоянно происходит борьба двух сторон нашей личности. Апостол Павел говорит: «Я нахожу, что внутри меня живет некоторый закон, который борется с законом ума моего. Потому что умом я понимаю сладость и необходимость исполнять заповеди Божии. Но чтобы выполнить их, не нахожу в себе сил. И всегда, когда хочется сделать доброе, прилежит мне злое. Бедный я человек! Кто меня избавит от сего тела смертного?»
Да, внутри каждого из нас постоянно происходит борьба противоположностей. Наша больная грехом природа – и наша совесть, которая периодически слышит голос Божий, внутри себя несет нравственный закон. Кто победит? Человеку невозможно победить самого себя в себе. Потому что с той стороны не только наша плоть, там и сущности с огромным, многовековым (даже тысячелетним) опытом борьбы с человеком, управления им, низвержения даже великих святых в грех и погибель.
Кто избавит от сего тела смертного, через которое мы находимся в этом плену? И сам апостол Павел отвечает: «Господь Иисус Христос». «Боже, милостив буди мне, грешному» – молитва, которая рождается из духовной нищеты, осознания своей немощи, понимания, что ты сам по себе, своими заслугами, делами, постом и молитвами ничего не сделаешь. Все это не имеет цены, если не рождается плод – елей благодати Божией, который приходит в сердце от покаянного вопля, от осознания того, что я сам по себе ничего из себя не представляю, ничего не могу сделать без Бога.
Это очень важный духовный момент. Ведь можно жизнь прожить с упором на внешнее: на внешне приличную одежду, поклоны, внешнее чтение молитв. И это будет неким красивым светильником. Человек может с ним ходить и любоваться, как все здорово и красиво: как здорово на богослужении, как в храме все дорого-богато, красиво, как в жизни все идет более-менее. Но если нет елея, внутренней жизни, покаяния, молитвы, сердечной связи со Христом, нет жажды Его, внимания к своим помыслам и жизни, нет внутреннего делания, тогда будет та же история, как у немудрых дев. Они вокруг внешних светильников всю свою жизнь организовали, а елея не запасли. И оказалось, что они вне Царствия Небесного.
Мы с вами входим в тот период, когда вновь и вновь будем делать усилие, чтобы возжечь свои светильники сердца и запасти елей – внутреннее делание, которое является сутью духовной жизни. Дай Бог, чтобы у нас получилось запасти этот дорогой елей. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием
Читаем Добротолюбие. «Против человекоугодия». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Преображение через Пасху. Людмила Васильевна Кадема
О земном и о небесном. Пасха: история и традиции
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!