Беседы с батюшкой. Жёны-мироносицы. Игумен Флавиан (Матвеев) 3 мая 2023

3 мая 2023 г.

В гостях у нас наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Миновала Неделя святых жен-мироносиц. Этот день еще называют православным женским днем. Почему сложилась такая традиция? И правильно ли поздравлять православных женщин в этот день?

– Можно порассуждать о том, что это неофициальный православный женский день, и в таком дне есть некая потребность. Потому что в течение всего советского времени праздновали Международный женский день 8 Марта, и это был выходной день для всей страны, то есть праздновали его хорошенько. Если возникает осмысление этого праздника с православной точки зрения, можно ли его считать своим, то своим его считать как-то не получается, ведь если взглянуть на основательниц этого праздника – Розу Люксембург и подобного рода женщин, на коммунистическую идеологию, то верующему сердцу здесь не возрадоваться, скажем так. А привычка праздновать день женских добродетелей есть. И очень быстро нашли в церковном календаре день жен-мироносиц, который очень подходит для этого.

Православных христианок в этот день можно и нужно поздравлять. Но должен ли этот день появиться в церковном календаре, можно порассуждать. Я, например, не уверен. Пусть лучше это останется неофициальным праздником. Есть у нас православный мужской день? Нет.

– Вместе с женами-мироносицами были еще святые Никодим и Иосиф. Кажется, о них мы как-то забываем в этот день.

– Когда священник говорит отпуст в воскресный день, то поминает наряду с женами-мироносицами и этих двух достопочтенных праведных мужей. В этот день всегда совместное празднование в честь жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима. Да, они немножко остаются в тени, потому что Неделя называется в честь жен-мироносиц, и основная тема проповеди священника – об этом. Но в богослужебных песнопениях Иосиф с Никодимом упоминаются, вспоминаются и те песнопения, которые в честь святого Иосифа пелись в Страстную седмицу: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи».

Святой Иосиф был тайным учеником Христа и достопочтенным членом синедриона. Это был именно тот человек, который пошел просить тело Иисуса, чтобы его похоронить. И к нему присоединился Никодим, тоже тайный ученик Христа. И в тот момент, когда они хоронили Христа Спасителя, умершего за род человеческий, вся тайна открылась. Несомненно, они проявили смелость, потому что засвидетельствовать какое-то отношение к Человеку, Которого казнили как народного смутьяна и богохульника, было рискованно – самим можно было оказаться в такой же ситуации. Мы знаем, например, что апостолы, когда собирались вместе, всегда держали двери закрытыми, потому что боялись. Но эти два мужа взяли тело Христово, собрали все необходимое для погребения (благовония, специальное покрывало) и погребли Христа в новой гробнице, высеченной в скале. Два достопочтенных человека, которые до поры до времени держали свое почитание Спасителя мира в тайне, теперь внезапно открылись, потому что считали Христа своим любимым Учителем.

– Давайте поговорим о том, кто были эти жены-мироносицы, которые пришли совершить миропомазание тела Иисуса Христа.

– Жены-мироносицы – женщины разные. Кто-то находился в родственных отношениях с Пресвятой Богородицей через Иосифа Обручника. Насколько я помню, Мария Клеопова была родственницей Иосифа Обручника. Кто-то входил в дружеский круг Христа Спасителя: Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного, который в Евангелии называется другом Христовым и которого Христос воскресил накануне Входа в Иерусалим. Саломия, как говорит Предание, имела доступ к материальным средствам, и за счет ее пожертвований проповедь Христа и апостолов могла продолжаться, потому что она материально поддерживала общину Христовых учеников и Господа. Среди жен-мироносиц была Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, которая, по-видимому, тоже снабжала материальным достоянием Христа Спасителя и апостолов. В Евангелии осталось такое упоминание: служили Ему имением своим. Мария Магдалина – наверное, самая известная среди этих женщин; она была исцелена Господом от семи бесов и потом всюду следовала за Христом Спасителем, потому что была преисполнена благодарности.

Это были разные женщины, но всех их объединяла большая любовь ко Христу, и они вместе с учениками Христовыми следовали вслед за Господом Иисусом Христом. Это отдельный подвиг, потому что роль женщины – это всегда привязанность: сначала к своей семье, к семье родителей, потом к мужу. Одним словом, семейственная привязанность была нормой того времени. Но эти женщины считались ученицами Христа, перемещались вместе с Ним и учениками с места на место, осуществляя какое-то простое женское служение (стол накрыть и так далее).

Они были разными, но их объединяли те женские добродетели, за которые мы их любим, ценим и обращаемся к ним молитвенно. К ним обращаются и мужчины, и женщины. Мы живем в XXI веке, а много ли в нас любви, заботы, желания послужить ближнему своему? Каждый раз у нас есть в этом смысле в чем покаяться, приходя на исповедь, потому что мало у нас этого. Поэтому нам есть о чем просить у жен-мироносиц, есть что позаимствовать у них.

– Кажется удивительным, что не ученики Христа пришли миропомазать Его тело, а именно жены-мироносицы, которые первыми и узнали радостную весть о Его воскресении.

– Если вспоминать обстоятельства, как они изложены в Евангелии, то у учеников, по-видимому, и не стояла задача восполнить похороны. Возможно, они довольствовались тем обрядом, который по ветхозаветным правилам совершили Иосиф и Никодим. А вот жены-мироносицы, вполне возможно, не прикасались к телу Христа Спасителя после Его смерти и во время погребения. В Евангелии же написано, что они смотрели, где Его полагали. По ветхозаветному закону к мертвому телу прикасались только те, кто непосредственно его хоронил. В Ветхом Завете сказано: кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней (Чис. 19, 11). Много раз подумаешь, прежде чем прикоснуться к мертвому, потому что это налагало определенные ограничения в жизни, в быту и так далее.

Но у жен-мироносиц было настолько сильное желание! Мало им было благовоний, которые возлили на Христа Спасителя. Евангелие описывает, что еще в сущей тьме они пошли ко гробу Иисуса, уже неся с собой эти благовония. Им же надо было где-то их купить, наверное, кого-то разбудить для этого ночью... То есть надо было где-то взять эти ароматы и, вместе собравшись, пойти ко гробу. И в дороге они рассуждали, кто же им отвалит камень. То есть это был план без плана, действие, когда непонятно, как действовать. И они ведь были в курсе, что ко гробу приставили стражу. Как взаимодействовать со стражей? А что будет, если стража возмутится, что какая-то группа женщин пришла?..

То есть много вопросов, которые они, по идее, должны были себе задать. Но женская логика была такая, что благовоний, которые вылили на мертвое тело Христа Спасителя, было недостаточно, и они решили это восполнить. Вот такое необыкновенное дерзновение, как оказалось, было в курсе Промысла Божия. Всеведущий Господь знал, что у них такое желание.

Когда они пришли, увидели, что уже и стражи нет, и камень отвален. Там сидел юноша в белых облачениях, который сказал им: «Ищете Иисуса Назарянина распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Он будет ждать вас в Галилее, как Он и сказал вам».

Разные Евангелия сообщают нам разные элементы этого утра. По-видимому, жены-мироносицы в неполном составе ушли возвестить эту весть апостолам. Мария Магдалина осталась у гроба, и ей явился Христос Спаситель. Затем прибегали апостолы то в одном составе, то в другом. Все утро была тревожная и радостная беготня, как говорится. Гробница была пуста; казалось бы, все из них к этому должны были быть готовыми. Но, как оказалось, никто к этому не был готов. Поэтому были события, полные драматизма, святой радости и какой-то святой суетности, если можно так выразиться.

– Получается, что ученики Спасителя узнали о Его воскресении от жен-мироносиц согласно тому, как эти события разворачиваются на страницах Евангелия.

– Главные явления Христа Спасителя ученикам были в Галилее. Мария Магдалина, увидев Христа, вначале приняла Его за садовника, потом поняла, что это был Господь. Каждый евангелист дополняет другого, сообщая о тех обстоятельствах, которые лично ему кажутся важными. Так получается, что эти события во всех четырех Евангелиях изложены разным образом. Чтобы все понять, осознать, имеет смысл почитать Толковое Евангелие, где все собрано воедино. Также есть специальные учебные пособия, где все евангельские события выстроены в той хронологии, в которой они совершались. Чтобы правильно все понять, можно воспользоваться таким пособием (оно называется синопсис).

– Есть ли в богословии ответ на такой вопрос: знала ли Пресвятая Богородица о том, что Ее Сын воскреснет?

– Мне сложно говорить. Можно порассуждать. Христос Спаситель много раз говорил Своим ученикам о Своей грядущей смерти и о Своем воскресении. Для Пресвятой Богородицы эти проповеди секретом не были. Поэтому в этом смысле Пресвятая Богородица знала, что Ее Сын умрет и воскреснет. Об этом знали и апостолы, и жены-мироносицы. Но жены-мироносицы шли ко гробу без уверенности в том, что гробница будет пустой. У них не было какой-то твердой веры в то, что Христос уже воскрес. Может быть, у них были предположения, что Христос воскреснет тогда, когда они будут возливать на Него ароматы, например. Так или иначе, если они шли ко гробу, рассуждая, кто им отвалит камень, значит, у них было представление о том, что они придут к закрытой гробнице, в которой будет лежать мертвое тело Господа. В этом смысле твердой уверенности, что Он воскрес, у них не было.

Апостолы наверняка знали, что жены-мироносицы замышляли такой утренний поход. Когда те им возвестили новость о том, что Христос воскрес, они стали бегать к гробнице, чтобы убедиться, что гробница пуста и жены-мироносицы говорят правду – Христос действительно воскрес. Они не могли поверить этому счастью. Слова Христа Спасителя туго до них доходили; мы знаем это из предшествующих событий. Не было ведь такого, что жены-мироносицы возвестили апостолам весть о воскресении Христа, а они ответили: «Мы знаем, Он же нам говорил об этом. Мы нисколько не удивлены». Такого в Евангелии нет.

И про Пресвятую Богородицу можно сказать примерно то же самое. По одному из преданий, Пресвятая Богородица первой узнала о том, что Христос воскрес. По другому преданию, Она могла быть в составе жен-мироносиц. Судя по тому, как складывались события, все они одновременно и знали и не знали, и верили и не верили. Это было нечто между верой и сомнением, между верой и какой-то человеческой инерцией. Не сразу доходит… Такое бывает.

– Тертуллиан, Иустин Философ в своих сочинениях упоминают о том, что была некая переписка между римским императором Тиберием и Пилатом Понтийским, в которой якобы Пилат раскаивается за свое решение распять Христа. Насколько можно доверять этим сведениям? Вы вообще об этом слышали?

– Нет, я об этом не слышал. Не так часто я читаю Тертуллиана и других историков того времени. По крайней мере, такая переписка могла быть, и такое отношение у Понтия Пилата могло быть. Потому что в Евангелии мы читаем о том, что было тогда, когда Понтий Пилат то беседовал со Христом, то выходил к народу, то опять беседовал со Христом, то снова выходил... В конце концов уже умыл руки, когда под напором людской массы, проявив не самые лучшие человеческие качества, явно неповинного Христа Спасителя отдал на смерть.

Из этого повествования видны были его терзания, потому что он не был врагом Христовым. Он явным образом тяготел к тому, чтобы был совершен именно праведный суд. На этом же настаивала его супруга, у которой было какое-то откровение о том, что Христос Спаситель невиновен и не должен быть предан смерти. Такое могло быть.

Опять же можно порассуждать, каков плод этих сожалений. Не у всяких сожалений бывает какой-то благой плод. Мы можем сравнить двух учеников Христовых: апостола Петра, который трижды отрекся от своего Учителя, и апостола Иуду, который Его предал на смерть, на распятие. Он указал желающим Его схватить, где Он и Кто Он, – и в Гефсиманском саду Христос был схвачен и арестован.

Но Петр, осознав свое предательство, умылся слезами. И именно эти слезы, это действенное раскаяние, сожаление с желанием измениться навстречу правде Божией увенчались тем, что ангел, который общался с женами-мироносицами, выделил его отдельно: «Идите и скажите ученикам Его и Петру…» Он не исключен из числа апостолов, Христос Спаситель считает его Своим учеником. Потому что он омылся слезами и раскаялся.

Сожаление Иуды было совершенно другого рода. Он впал в отчаяние, пошел и наложил на себя руки, удавился. Церковное Предание сообщает нам только об этом факте – Понтий Пилат пожалел о том, что произошло. Если бы у него была хотя бы какая-то толика здравого смысла, он, конечно, должен был пожалеть о случившемся, потому что с его участием явно было совершено беззаконие. Его имя осталось в Символе веры – привязка к истории, к конкретному времени и лицу, от которого зависело принятие этого решения.

– Как сложилась дальнейшая жизнь святых жен-мироносиц? Мы об этом знаем?

– Об этом есть определенные церковные предания, очень скупые, сдержанные. Про святую Марию Магдалину известно то, что она побывала даже у императора с маленьким скромным даром – куриным яйцом. Видимо, ничего другого у нее просто не было по скудости, бедности, и она подала его императору со словами: «Христос воскрес!» А император усомнился в этом и сказал ей: «Я скорее поверю, что это яйцо, которое ты мне принесла, станет красным, нежели мертвый человек воскреснет». И в тот же момент яйцо стало красным.

Мы знаем это предание, оно очень умилительное, трогательное по своей величайшей преданности Христу Спасителю, по огромному желанию поделиться этой радостной вестью, проповедовать. Святая Церковь считает Марию Магдалину равноапостольной, она так и записана в церковном календаре. Вполне возможно, что ее жизнь сложилась так, что она дожила до глубокой старости в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Но есть и другое предание, которое говорит о том, что она жила отшельницей в какой-то очень отдаленной пещере. И ее перед смертью причастил священник, который Промыслом Божиим был послан для того, чтобы ей перед смертью преподать Святое Причастие.

У нас бывает такое, что в отношении одного и того же человека есть разные предания. Иногда эти предания дополняют друг друга, иногда одно воспринимается как бы отдельно от другого. Можно ли совместить эти два предания? Вполне возможно, что да. Какое-то время она, может быть, и провела отшельницей. Но, судя по тому, что Церковь почитает ее как равноапостольную, она проповедовала и остаток своих дней провела вместе с ближними апостола Иоанна Богослова…

Про Иоанну, супругу Хузы, домоправителя Иродова, есть предание, что она позаботилась о том, чтобы благоговейно похоронить главу святого Иоанна Предтечи. Тоже мы что-то об этом знаем. А о других женах-мироносицах Предание умалчивает.

– Почему имя Мария было так распространено в то время?

– Имя Мария означает «желанная». Быть желанной среди людей – это хорошо, приятно. Быть желанной для Бога – это еще более хорошо и радостно. Для девушек Ветхого Завета важно было стремиться быть желанной для Бога, чтобы Он избрал одну из них для того, чтобы она стала матерью грядущего Мессии. Вера в грядущего Мессию была верой всех девушек Ветхого Завета, и каждая могла предполагать, что, может быть, она окажется желанной для Господа Бога именно в этом качестве.

– Некоторые современные православные женщины названы как раз в честь святых жен-мироносиц, потому что рождались в день их памяти. Какое церковное служение сейчас можно было бы назвать близким к тому служению, которое было у святых жен-мироносиц?

– Мы знаем, что жены-мироносицы делились с апостолами и с Самим Господом тем, что у них было. Любое служение, которое связано с тем, чтобы помогать слабым, больным, инвалидам (это сейчас называется благотворительностью, социальным служением), сегодня очень актуально.

Но сейчас женщины гораздо более свободны, чем это было в Ветхом Завете, они могут получать серьезное духовное образование, быть учеными-богословами, учеными в разных сферах. Женщины в наше время могут быть проповедницами. Это тоже близкая тема. Ведь святую Марию Магдалину мы почитаем как равноапостольную. Следовательно, такое служение тоже возможно. В конце концов, все, что связано с такой любовью, которая готова предложить себя Богу и ближнему, с любовью самоотверженной, без остатка. Так мало примеров подобной любви в нашем суетном и эгоистичном XXI веке. Поэтому, конечно, здесь нужно только черпать эти примеры у жен-мироносиц и обращаться к ним в молитве.

– Какие еще Недели будут праздноваться после святой Пасхи до Вознесения Христова и что они символизируют, какие смыслы в себе несут?

– Следующая Неделя – о расслабленном. Это воскресенье, в которое читается Евангелие об исцелении расслабленного человека, пораженного тяжелой болезнью – параличом. В этот день остроумные семинаристы друг друга любят поздравлять с днем ангела, потому что все мы сегодня расслабленные. В каком-то смысле это празднование о нас.

Конечно, это шутка. Но, с другой стороны, в каждой шутке есть доля правды. Когда мы читаем Евангелие, очень хорошо было бы размышлять о нем. Не просто читать и пытаться понять, а именно размышлять, что было бы, если бы мы оказались в то время и в том месте. Что было бы, если бы мы оказались в числе тех людей, которые окружали Христа Спасителя в тот момент, когда Он исцеляет этого несчастного расслабленного? А что было бы, если бы я был этим расслабленным? Такого рода размышления иногда бывают полезны для того, чтобы лучше всмотреться в саму фактуру Евангелия и лучше понять, что именно происходило в тот самый момент.

Потом будет Неделя о самаряныне. В это воскресенье читают длинное евангельское повествование о беседе Христа Спасителя с самарянкой и о последующей беседе с учениками, которые на тот момент, когда Он говорил с ней, отлучились в близлежащее селение, чтобы купить еды. Христос Спаситель остался отдыхать в тени деревьев, которые росли около колодца. И тут к нему пришла самаритянская женщина, с которой у Него был очень примечательный разговор.

Евангелие говорит и о том, что произошло в результате всего этого. Разговор Христа с самарянкой, потом разговор с учениками. Потом самарянка идет в свой город, откуда она пришла, рассказывает, что встретила необыкновенного Человека. Люди говорят: так приглашай Его скорее, пусть Он и нам что-нибудь расскажет про то возвышенное, что ты от Него услышала. И Христос Спаситель на целых три дня остается в этих местах проповедовать. А потом уже жители этого города говорят самарянке: «Теперь-то мы уже поняли, что это совершенно необыкновенный Человек, Проповедник. И мы уже веруем в Него, в Его высокое достоинство не по твоим словам, а потому, что сами убедились, что это именно Тот Проповедник, в Которого можно и нужно веровать».

И потом будет последнее воскресенье перед Вознесением Господним – Неделя о слепом. Здесь речь идет об исцелении слепого человека. И тоже семинаристы любят поздравлять в этот день очкариков с днем ангела (потому что у них зрение не очень хорошее).

Христос Спаситель заботился о людях. И в тех Евангелиях, которые вошли в состав Нового Завета, были наиболее достоверно описанные события, касающиеся людей. Ведь Христос Спаситель не совершал каких-то чудес ради того, чтобы просто будоражить воображение собравшихся. Всегда Его чудеса были направлены на то, чтобы помочь людям получить здоровье (некоторые его лишились, некоторые не имели с самого рождения). И чтобы вокруг исцеленного возник такой разговор, который послужил бы назиданием для всех видевших это чудо. Такова была забота Христа Спасителя о людях.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать