Беседы с батюшкой. Война и мир. Священник Олег Патрикеев 24 февраля 2023

24 февраля 2023 г.

В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Ленинградской области.

– Тема сегодняшней передачи: мир и война. Наверное, преамбула не очень нужна. Мир и война для нашего сегодняшнего духовного осмысления – тема чрезвычайно важная. Это безо всяких оговорок. Я не думаю, что есть хотя бы один человек, который не задается этими вопросами. Но мне бы хотелось попросить Вас начать со следующего. Сейчас я часто слышу некие размышления и недоуменные вопросы по поводу того, что, мол, Русская Православная Церковь не заботится о мире; более того, благословляет оружие и прочее. Я бы хотел, чтобы в этой передаче мы ответили на самые важные вопросы. Я хорошо знаю приход вашего храма и знаю, сколько всего замечательного там происходит. И я понимаю, что, наверное, Церковь сейчас стоит на передовой в духовном смысле, и не только в духовном, потому что священники идут на передовую для того, чтобы духовно окормлять наших воинов.

– Это очень трудная тема. Мы, наверное, не разберем и десятой части всех тех вопросов, которые могут возникать и у нас, священников, и у простых людей в отношении того, что же такое мир и что такое война. Почему мы так назвали передачу? Да простит нас Лев Николаевич, но мы назвали ее не «война и мир», а «мир и война». Потому, что мир был создан прежде, чем война. По некоторым данным, Лев Толстой хотел написать слово «мир» с буквой «i», то есть это «общество, вселенная». Тогда и перевод получается другой.

А если понимать, что Вселенная была создана до войны, то мы сегодня поговорим о том, почему в мире происходит война и почему мы живем в матрице войны уже несколько тысяч лет. Не как в песне у Цоя: «И две тысячи лет – война…». Она началась намного раньше, и первая фраза о войне была сказана еще в раю: и вражду положу между тобою и между женою. Мы теперь всю Библию можем рассматривать посредством этих военных действий, операций, войн… Все духовное начинается именно с этого момента.

А всем остальным зрителям или участникам этой войны просто нужно понять, на какой стороне ты воюешь. Можно не быть в окопе, необязательно выбегать вперед в бронежилетах, но все-таки нужно понять, что война – это война против духов поднебесных, которые снова начинают свои военные действия, и война продолжается уже на земле. Но у них должно быть оружие. У темных сил есть люди, которые им служат. Конечно же, они берут это оружие и воюют как будто бы во имя Бога, как говорил Христос апостолам: всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Дьявол очень хитер и очень мудр. Мы все-таки должны расставить точки над i: откуда идет именно война в этом мире? А это очень сложно. Смотря на историю всего человечества, мы видим, что люди постоянно находятся во вражде. Войны ведь можно разделить по различным аспектам; войны бывают религиозные, захватнические, народные. Поэтому мы должны вовремя успеть понять, за кого воюем. Вот это важно!

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Есть еще невидимая война. Когда происходят какие-то столкновения или военные действия, у многих появляется ненависть друг к другу, в сердцах зарождается злоба. Как этого не допустить в свое сердце? Как избежать этого? Я молюсь о любви между народами, об умягчении сердец, о том, чтобы не было злости и ненависти в сердцах людей. Что Вы скажете, батюшка?»

– Очень хороший вопрос, тем более что из Гатчины. Буквально вчера я вернулся из Гатчины. Мы с нашей воскресной школой ездили навещать в госпиталь наших бойцов. Мы организовали концерт, подарили подарки. Я просто воочию увидел вот ту озлобленность сердца, о которой Вы сейчас говорите. Это серьезный психологический надрыв у человека. Тем более когда он находится в лежачем положении несколько месяцев в крови, то, конечно, происходит непонимание происходящего. Я походил по палатам, поговорил с бойцами. Конечно, мы будем их навещать.

Именно в тот момент, когда человек задает прямой вопрос не «за что?», не «почему?», а «кто я такой, кто я сейчас и здесь?», Господь отвечает на эти вопросы. Потому что сейчас самая почва сеять в сердце Евангелие, слово о вечной жизни. Тогда у человека через этот дух будет опыт настоящей личной молитвы. Я думаю, вряд ли мы в окопах найдем неожесточенные сердца. Там идет бой. В бою нужна смекалка. Тут должна быть немножко другая история. Хотя есть люди как священники, у которых, когда они туда приезжают, сердце спокойное. Они не воюют на какой-то стороне. Хотя их тоже убивают. Но они как раз воюют с теми духами злобы, которые заставляют человека брать оружие и воевать против правды, против истины.

Мы военнослужащим раздавали молитвословы, чтобы до их сердца дошло, что это не война, не операция, где надо – кровь из носа – умереть или что-то еще. Цель совсем другая. Цель – это как раз найти тот мир через войну. Мы по-другому не можем. Наш мир так устроен. У нас не было ни одного часа и дня, чтобы не выстрелил кто-то из пистолета. У нас не было ни дня, ни часа, ни секунды, чтобы не было изнасилования или какого-то греха, который совершают люди. Нет ни дня, ни часа, когда где-нибудь не делают аборт. Разве это не война? Это та же война. Только нужно понимать: кто же противник в этой войне? Мы воюем не с людьми, а с теми условными духами поднебесными, бесами. Сам сатана сейчас встал.

Здесь надо понимать очень четкую линию, и Церковь сейчас доносит именно это, молясь ежедневно. В каждой церкви есть благословение Патриарха о молитве о мире, об этой операции, чтобы поскорее Господь услышал наши молитвы. Потому что пока мы не достучимся до Господа, мы сами не сможем решить этот вопрос. Он будет слишком затянутый. Мы знаем длинные войны, которые были перекрестными. Мы можем остановиться на них, но ведь это не будет мир.

Да и мир практически невозможен, потому что мир и правда не могут быть рядом с ложью. А там очень много лжи, там очень много антиевангельских целей, которые преследуют западные средства массовой информации. Мы же абсолютно точно понимаем, кто их этому учит. У нас есть писания святых отцов. Сегодня я как раз читал очень хорошее повествование о конце мира Ефрема Сирина. Он прекрасно расписывает, Духом Святым открывает нам тайну о том, каким будет пришествие антихриста, как это будет подготавливаться. Все это подготовка к его пришествию. Мы сейчас как раз должны брать на вооружение Евангелие, которое, может, раньше не брали. А сейчас надо взять. Это тоже оружие. Одно чтение Евангелия может защитить несколько человек, если ты молишься с Евангелием в руках за людей. Это будет еще один бронежилет и скорейшее понимание ситуации.

– Я недавно столкнулся с такой ситуацией, когда одна женщина говорила, как она пришла к вере. Она сказала: «Я вдруг почувствовала, что моя жизнь подходит к концу, а я не понимаю, что такое вера, что такое Бог. Я начала читать молитву как считалочку». Это ее фраза. Но вот она начала это делать так, а в результате стала монахиней. Потому что, оказывается, мы даже не понимаем той силы, которую дает молитва. Вот здесь у меня возникает вопрос, связанный с темой общества и войны в этом обществе. Война действительно проходит по нашим сердцам. Если мы не поймем, что такое молитва, зачем нужно молиться, то, наверное, эта война будет долгой. Так как Вы занимаетесь духовным окормлением военных, Вы же наверняка встречали людей, которые пережили некое перерождение, или все у них остается по-прежнему?

– Наш прихожанин Игорь пошел добровольцем, служит в разведке. Он буквально недавно вернулся и прислал нам икону Божией Матери из храма, который был сожжен с той стороны. Там немножко остались лики и Христа, и Богородицы. Мы хотим ее отреставрировать и отправить обратно на передовую. Когда мы ее выставили, люди, подходя к ней, просто плакали. У нас сейчас вот такая жизнь. Богородица на иконе тоже плачет и ждет, когда «Отче наш…» прочитают абсолютно все одновременно. У меня была такая детская мечта, чтобы все люди на земле одновременно прочитали «Отче наш…». Неужели тогда ситуация не изменится?

– Вы помните фильм «Придел Ангела»? Там есть три момента, когда люди читают «Отче наш…». Первый раз – когда расстреливают священника, второй раз – финн читает на финском языке; и в конце фильма человек, который прошел путь покаяния, тоже перед смертью читает «Отче наш…».

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Сказано: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Если человек перед тем, как отдать жизнь за своих друзей, уложил 30 человек, а потом потерял жизнь, то о какой любви тут идет речь? Может, человек не должен причинять вреда другим людям?»

– Это вопрос не ко мне, а к Богу, потому что Он решает, помиловать ли человека. Будет смотреть не только на момент смерти или момент боя, когда, например, был подбит танк, а на расположение сердца человека: зачем ты пришел на эту войну. Ведь любое действие должно прославлять Бога. Даже смерть в бою не может быть без молитвы и покаяния. По уставу на солдат, пришедших с войны, накладывается небольшая епитимья. Через молитву и покаяние, в связи с началом Покаянного канона, самое время для вернувшихся с войны, кто находится в госпиталях, пройти новый путь очищения. Поскольку покаяние – это второе крещение. Нам этого не хватает. И тем ребятам, которые пришли, нужно это сделать. И тогда у них в голове все изменится. Произойдет метанойя, Господь их простит, потому что чистосердечное раскаяние, а не просто признание греха меняет человека. И многие с войны приходили верующими. Ведь кто на фронте не бывал, тот Богу не молился. Поэтому они оттуда приходят совсем другими. И как раз самое время им дать Евангелие, познакомить их с Тем, Кто в этом мире победил уже этот мир, дал абсолютно другой, настоящий мир. Что же такое настоящий мир? Мир, где нет войны.

Вспомним отца Кирилла из Троице-Сергиевой лавры, защитника Дома Павлова, который стал монахом. Не могу представить, что он никого не убил.  Или Александр Невский, который закончил свою жизнь в монастыре… И когда мы смотрим на примеры героев Великой Отечественной войны, мы видим, что положить живот за други своя не значит не останавливать врагов. Об этом хорошо сказал Антоний Великий – ветхозаветная заповедь теперь звучит по-другому в Новом Завете. Но это отдельный разговор. Вернемся к Церкви и обществу. Мы, не пребывая на войне, враждуем, спорим с друзьями. Вчерашние друзья становятся врагами. Происходит полное непонимание. И что с этим делать, как этого избежать, ведь в обществе идет та самая война?

– Очень трудно сделать вывод. Из моего опыта общения с военными, генералами и солдатами (так как я их окормляю) ясно, что у всех свое отношение к происходящему. А у мирских людей совсем другое понимание. У некоторых такое: все сровнять и построить новый мир, как, например, было в революцию. Но так не получится. Еще раз объясню, что военные действия – это время проявления духовных сил, борьбы.  Шла борьба за Церковь на Украине. Она пострадала в первую очередь, лишенная материнской помощи, стала подвергаться разграблению иноверцами и псевдохристианами. Томос, выданный вопреки всем Вселенским Соборам, – повод для подготовки начала военных действий.  Было понятно, что мы пойдем своих спасать, что мы своих не бросим. Как бы разбудили русского медведя, которого дразнили палкой: «Ну, что ты спишь?»

Это всё как образы, конечно, и мы не знаем всей правды. Знаем только одно, что Церковь стала подвергаться гонениям. Значит, началась война, именно духовная. И кто бы ни стоял у власти с той стороны, вряд ли они поймут, что они научены не Христом, а другими силами тьмы мира сего. Цели у них совсем иные. Потому что цель сатаны – умертвить православие, стереть его с лица земли. Как только Русь приняла православие, так все это и началось. Пошли постоянные междоусобицы, войны… И в последнюю революцию все было направлено на то, чтобы разрушить церкви и храмы. Но это невозможно априори. Так Христос сказал: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. А сатана все пытается это сделать руками людей, но до пришествия антихриста у него ничего не получится. Дело антихриста состоит в том, чтобы принести мир и безопасность, но каким путем?..  Моисей взывал: «Хватит убивать наших детей и священников, отпустите народ». Так и мы восемь лет говорили. Этот ветхозаветный сюжет стал неким прообразом… Как только человек или общество отпадает от Бога, начинаются катаклизмы. Мы видим по еврейскому народу, какие были у них проблемы: рабство, восстания, попытки обрести государственность. И что все шло через войну. Мирных путей практически не существует.  

Вопрос телезрительницы из Ульяновска: «Хочу рассказать про отца и человека, спасшего ему жизнь. Какая была любовь! В концлагере всех людей выстроили в ряд и через одного отправляли в печку. Папина очередь была идти в печку, но вместо него туда пошел пожилой мужчина. Такая любовь была, такие люди были в войну».

– Это и есть отдать душу свою за други своя, даже за незнакомого человека, исполнение Евангелия, которое так сильно запоминается. Мы не знаем всех мучеников и новомучеников, отдавших жизнь за правду и истину. Война – дело страшное. Это настолько стало естественным для человечества… И мы видим, что буквально исполняется пророчество Христа: придут дни, когда начнутся глады, смятения, войны; не ужасайтесь, ибо всему этому подобает быть; восстанет народ на народ. Это все идет. Господь готовит последнюю очистительную «опцию», чтобы отделить одних от других. Все сбывается по Писанию.

Да, как сказано в Евангелии от Луки, будут двое на одной постели, один возьмется, а другой оставится. И так же, когда будут в поле, один возьмется, а второй останется.

– Сейчас мы должны сделать выбор. Это очень важно. Мы говорим: да, мы за Церковь, за Христа. Но в душе у нас все равно будет смятение, будем смотреть новости, подсчитывая подбитые танки. Но мы не справимся с этой информацией. Я предлагаю своим прихожанам в эти дни поста (тем, у кого родственники не участвуют в военной операции) заняться рукоделием, вязать носки, читать Евангелие и Псалтирь за живых и убиенных. От этого будет намного больше пользы. А от новостей появляется озлобление, потому что пост «оголит провода»: мы увидим, как человек постится. Мы все встанем на этот пост как под ружье. Берешь Евангелие, это слово Божие, надеваешь шлем спасения, обуваешься в благовествование мира. Сейчас и надо благовествовать мир. Но мир, который дает Христос, Он Сам и есть тот мир, где нет войны, Он уже победил даже смерть. Мы ходим вокруг да около, не понимая, как жить как у Христа за пазухой, хоть немножко не грешить. Но пост все покажет. Это опыт нашей Церкви: и Покаянный канон, и молитвы, подтвержденные добрыми делами. И тогда мы увидим изменение в ситуации. Мы это уже проходили. Церкви закрывались – начинались военные действия, церкви открывались – войны заканчивались. Разве не чудо за два года победить превосходящую во много раз армию Вермахта? Сталинградская битва, открываются церкви, выбирают патриарха… И сразу происходят изменения. Так, в Библии, как только еврейский народ шел с покаянием в храмы, каялся, изменял свое отношение к Богу, начиналось и изменение отношения Бога к человеку.  

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если человек ведет тихую, спокойную, мирную жизнь, не раздражается, с терпением и без ропота переносит болезни, но не церковный, не кается и не причащается, то какова будет его участь в ином мире?»

Конечно, участь каждого человека решает только Господь. Священник лишь как указатель на дороге: в одном направлении, ко Христу, а в другом – в ад. Хотите ко Христу, вот вам Евангелие и покаяние. Даже если человек доброй души с прекрасным воспитанием, Бог будет смотреть на его сердце. Мы знаем одну подсказку из Евангелия, что на суде Господь не будет спрашивать человека, сколько раз он ходил в церковь, сколько съел просфорок и сколько выпил литров святой воды. Он будет спрашивать:  «Ходил ли ты в больницы, к нуждающимся, навестил, накормил, напоил, обул ли кого?» И скажет утешение для тех, кто, может, и не знал Церкви как воцерковленный человек. А они и не знали, как накормили Господа. А тем, кто, может, и ходил в храм, причащался, но не делал добрых, подтверждающих покаяние дел, скажет: «Отойдите от Меня… Я вас не знаю». Лучше быть добрым, спокойным и радостным, чем злым и ходящим в церковь.

Готовясь к передаче, я как раз вспомнил Евангелие от Иоанна, там в притче о пастыре добром слова об иных овцах, к которым должен прийти Христос и спасти их. Это удивительно!

– Да, Евангелие работает постоянно. Это голос Бога Живого, это не просто книжка в красивом переплете, а письмо к человечеству. Открывай и читай, что Бог хочет от тебя. Ищи Христа в этой жизни, в Нем ты найдешь мир, успокоение и упокоение. А без Него будет покоить бес (и слово такое даже: беспокоит), мы будем беспокойны. Только мы пришли с покаянием в храм, причастились, дали обет Богу снова не грешить, уже нас принимает любовь Божья – как блудного сына. Все Евангелие говорит о том, что Господь нас и весь мир любит. Мы в ответ должны отдавать любовь и ближним, и дальним. Как раз есть время подумать, как я буду поститься, что буду делать во время поста.

На первой неделе поста читается Канон Андрея Критского, молитва Ефрема Сирина, а со второй недели становится «полегче», мы расслабляемся. Мы смотрим на наших ребят на передовой: ведь они находятся в постоянном внимании. Так и мы во время поста, если не будем во внимании, будем подобны постовому, который бросил свое оружие и пошел спать. Что такое пост для человека, находящегося в состоянии войны с духами злобы поднебесной?

– Человеку, ведущему духовную жизнь, я предлагаю сделать выписку, что его привлекает в этой жизни больше всего. Честно ответить самому себе. Например, люблю смотреть футбол, ходить в театр, пить пиво. Не я лично, а одна из трех составляющих (дух, душа и тело). Дух стремится к молитве, а тело можно сравнить с ленивым осликом, который хочет вечно отдыхать и вкусно поесть. Человек разрывается. Нужно выбрать, чего я хочу достигнуть в духовном исправлении, от каких страстей избавиться. Любишь поесть – отдели половину и отдай нуждающемуся, так и пост проведешь, и заповедь Евангелия исполнишь. Ограничьте себя в количестве информации, используйте телефон вместо двух часов один час. И так во всем. Ведь что такое Прощеное воскресенье? Удивительно, но это прощальное воскресенье. Мы будем с кем-то прощаться. Монахи прощались друг с другом, приступая к посту, потому что могли быть убиты демоном. Но говорили: встретимся на Пасхе. И нам надо попрощаться с демонами, искушающими нас. Помогает нам в этом Канон Андрея Критского в очень хорошем переводе митрополита Никодима (Ротова), где доходчиво объясняется, в чем надо каяться. И тогда начинается удивительная работа Духа над человеком. Смотришь и любуешься, как изменяются люди. Это и есть радость священника. А если у людей борьба, значит, ему нужно подключаться, поскольку пастырь добрый умирает за своих овец.

В Новом Завете много говорится о любви. Но еще есть упоминание о слезах трижды отрекшегося от Христа апостола Петра. И если у нас нет слез, то, наверное, мы никогда не доживем до той любви, о которой говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам?

– Да, конечно. Бывает, нет слез. Настолько очерствело сердце человека. Нужно понять: потеряна любовь, мы стали очень грубыми, безразличными, теплохладными. И это самое страшное. Но все же необходимо встрепенуться и обратиться к Господу: «Я хочу быть с Тобой, воскресни во мне». Надо хотеть быть со Христом. Если цели нет, то ничего и не будет. Пост, молитва – это только средства на пути ко Христу. А потом – созерцание. Если мы не умеем молчать в молитве, наш ум блуждает. Мы еще очень далеки от настоящей, правильной молитвы. Значит, надо еще каяться, искать, что же мне мешает говорить с Богом. Но когда мы молимся, читаем Евангелие, мы находимся в Духе. Значит, мы святые. Вот тогда уже можно спокойно размышлять о том, что происходит на земле. Надо приподняться, вознестись немножечко над землей. Пока мы в метро сидим, мы не понимаем, почему наверху пробки. Поднимись наверх. Со Христом. Не сам: я пойду в гору один.

Молитва перед выходом из дома самая короткая: «Господи, Ты впереди, я за Тобой».

Последний вопрос: «Как нам избежать злобы и найти в этом мире мир?»

– Как говорил Достоевский про битву Бога с дьяволом, местом сражения является сердце человека. А Господь дал каждому из нас волю.  Нам дана власть наступать на змия и скорпионов, нам дана власть исцелять людей. Мы даже забыли, что такое исцеляющая молитва за больных (мол, вдруг я сам заболею). Не надо бояться молиться, надо смело идти вперед. Да, будет больно, но Царство Небесное нудится. На саночках – это вниз. А в горку всегда тяжело.

Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас на добрые начинания и на Великий пост.

                                                                               Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Ольга Седенкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать