Беседы с батюшкой. «Внутренний человек». Священник Александр Асонов 4 мая 2023

4 мая 2023 г.

В студии священник Александр Асонов, настоятель храма Всех Святых на Гатчинском кладбище.

– Тема сегодняшней передачи: «Внутренний человек». Казалось бы, очень просто: можно увидеть человека внешнего и внутреннего. Когда я смотрю на разрушенный храм Всех Святых, то хорошо помню, какое там внутри благолепие. Сейчас уже можно молиться вне опасения, что что-нибудь упадет на голову.

– Мы постоянно служим в этом храме.

– Внутри хорошо, молитвенно.

– Это удивляет всех, кто заходит.

– И там есть две хоругви, которые пролежали семьдесят лет в глубоком подвале и не сгнили. Христос и Богоматерь. Ткань потрепалась, но лики остались. Это меня всегда поражало.

– И меня тоже.

– Когда мы говорим о внутреннем человеке, происходит такая же штука. Мы приходим в храм и вдруг чувствуем, что внутри нас есть что-то, отличающее нас от внешнего человека. Но в каждом ли существует этот внутренний человек, о котором говорил апостол Павел?

– Христианская Церковь исторически утверждает, что в каждом. Человек – это не только физика, не только плоть, но также дух и душа. Об этом много рассуждал святой апостол Павел в своих посланиях. Этой теме уделяли много внимания и отцы Церкви. Что такое внутренний человек? Как это понимать? Что имел в виду апостол? Как устроен человек? Как он был сотворен? Эти вопросы волновали очень многих: и богословов, и философов, даже дохристианского периода. Разговоры о том, каков человек, идут с незапамятных времен и продолжаются до сих пор. И не только в религии, но и в областях некоторых научных дисциплин, в том числе околомедицинских. Вопросы психиатрии, психоанализа и нейролингвистики никто не отменял. Эти дисциплины занимаются изучением и лечением того, что с позиции традиционной науки не существует: психеи, то есть души. Это понятие имеет прямое отношение к вопросам внутреннего человека.

Человек состоит из духовного и душевного начал. Они лежат в основе человеческого бытия. Церковь всегда утверждала, что человек – это не только плоть. Потому что если это так, то какой вообще смысл в нашей вере и искупительной смерти Господа Иисуса Христа? Он пришел не только материально преобразовать нас и вернуть к первообразу и первобытию, но прежде всего открыть то духовное начало, которое связано с Богом, с Источником всего, со Светом светов.

Об этом рассуждали многие отцы Церкви. Например, блаженный Августин в своем произведении «Исповедь». Рекомендую всем нашим телезрителям. Его изучают на философском факультете, на кафедрах религиоведения. В этом трактате блаженный Августин к области физики относит все материальное, то есть soma (с латинского «тело»), со всеми вытекающими отсюда последствиями. А область метафизики – это комбинация духовного и душевного начал.

Что такое дух и душа? Этот вопрос остается открытым и в области богословия, и в целом в религии. Не только в христианстве, но и в иудаизме (современном и древнем), и в исламе, и в буддизме, если называть его религией (я склонен считать, что это все-таки философия), существует множество вопросов в отношении того, что такое дух, душа, как устроен человек и прочее.

С позиции древнего христианского богословия есть дух сам по себе (данный человеку по факту его рождения и творения, ведь он был сотворен определенным образом) и душа. И то, и другое есть в человеке как некоторое проявление его метафизического бытия. Дух с точки зрения христианского святоотеческого наследия имеет прямое отношение именно к Божественному. Поскольку Бог есть Дух, то и человек обладает этой искрой Божественности, которая связана с древним актом творения. Человек был создан по образу и подобию Бога. Его духовная составляющая связана именно с этим подобием. В нем есть то, что есть в Боге. Всевышний наградил человека этим качеством.

Душевное же также имеет отношение к духовному, но возникает вследствие существования биологического вида. В процессе существования биологического объекта возникает то, что называется «психея», то есть душа. Отцы Церкви рассуждали о том, что душа находится в духе и определяет сознание. Душа и сознание где-то рядом. Таким образом, мы можем сделать вывод, что душа напрямую связана именно с какими-то биологическими процессами, которые происходят в том или ином виде. Это очень интересный и до сих пор не до конца раскрытый вопрос. Тема остается открытой для обсуждения. Ее пытались серьезно изучать и религиозные, и нерелигиозные люди. Этим занимаются и нейролингвисты, и некоторые психиатры. Сама по себе психиатрия занимается именно душой. Они пытаются понять, что именно лечат и как это делать. Но там всегда возникает биологический вопрос: какую химию использовать для того, чтобы заново восстановить нарушенный баланс тех или иных химических обменов в теле того или иного пациента.

Святые отцы напрямую связывают дух с Божественным, с подобием Бога. Душа связана и с телом, и с духом и некоторым образом влияет на него. Душа влияет на дух. Если рассуждать таким образом дальше, то получается, что от душевного состояния человека зависит его духовное бытие. В некоторой степени сознание определяет бытие.

Это древний философский спор: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие. Христианская Церковь исконно утверждала второе. Акт синергии, о которой мы часто говорим, предполагает, что человек совершает осознанный акт своей воли. Это очень важный момент. Есть хорошая формулировка, что такое вера – осознанный акт человеческой воли. То есть это не нечто порождаемое механически, как если бы какой-то великий программист нажал кнопку «ввод» на клавиатуре – и в жизни человека заработала бы программа. Нет. Очень многое зависит от осознанного акта человеческой воли. Насколько он осознан – отдельный вопрос. Когда мы что-то делаем – это осознанный акт, даже если мы это называем бессознательным движением. Психея – то, что мы определяем как душа, в данном случае влияет на принятие индивидуумом решений.

Помимо этого в каждом человеке содержится и духовное начало – та Божественная искра, которая устремляет его на протяжении всей жизни к поиску Источника. Откуда это в человеке? В иудаизме на древнем еврейском языке есть особая терминология. Сейчас сложно попытаться произнести эти термины, потому что мы не знаем настоящую их фонетику, как они звучали. В соответствии с древними сказаниями иудаизма человек, в отличие от всех остальных биологических видов, был подвергнут Всевышним еще одному отдельному акту творения. Всевышний лично что-то вдыхает в лицо или ноздри (разные переводы) человека, а весь остальной животный мир творится сам собой. Это написано в Книге Бытия: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. То есть помимо того, что он стал живою душою и в нем зародилось определенное сознание, он еще получил определенное, если можно так сказать, вдохновение.

Всевышний в него вдохнул что-то из Себя. Это и есть то духовное начало, о котором мы рассуждаем, которое постоянно устремляет человека к поиску Источника. Это то, что позволяет человеку, сотворенному по образу и подобию Бога, совершать нечто, что ни один биологический вид не может делать в процессе своего цивилизационного развития. Человек может творить то, чего не существует в природе.

У каждого биологического вида, конечно, есть акты творения. Животные создают определенное место для жительства, у них есть какие-то групповые варианты существования тех или иных видов. Но все это хоть и похоже в некоторой степени на человеческое общество, сильно отличается от него.

Человек единственное существо, которое придумывает какую-то определенную мораль, не существующую в мире. Этику, эстетику. Самое яркое проявление человеческого творчества – это речь. Мы с вами сейчас не только совершаем процесс когнитивного, то есть сознательного, осмысления чего-то, обсуждаем очень серьезные темы и думаем об этом, но в то же время вербально выражаем эти мысли. Мы находим определенные слова и их сочетания, строим синтаксис, фонетику. Речь – это очень серьезный и сложный процесс. Я не имею в виду только русский язык, любая форма речи, даже письменная, есть очень сложный творческий процесс, которым многие живые виды не обладают. У них есть сигналы, как азбука Морзе, но таких сложных и замысловатых вариантов не существует. Это научный факт.

Когда мы рассуждаем о человеке как о Божием творении, мы утверждаем, что духовное начало позволяет его душе (сознанию, которое возникает в процессе биологического существования homo sapiens) участвовать в очень важных креативных (творческих) процессах. Это именно духовное начало. Об этом рассуждали и святой апостол Павел, и многие отцы Церкви, и до сих пор рассуждают многие богословы.

Тема интересная, очень глубокая и до сих пор открытая для дискуссии. Мы даже в своей речи часто путаем понятия «дух» и «душа». Мы говорим «духовное начало», «испустил дух», но при этом «душа понеслась в рай». Мы перемежаем эти понятия.

И тут следующий вопрос: «А что происходит с этой душой после смерти биологического вида?» Продолжает ли эта, позволю себе так сказать, некоторая энергия, сохраняя информацию, переходить в другой вид и существовать? По законам физики энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Если какая-то энергия из чего-то возникла, то она должна перейти в другую форму. Исчезнуть она не может. Это один из законов физики. Так меня учили в советской школе. Я помню, как меня поразило это правило. Оказывается, энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Это какой-то парадокс, доказывающий существование вечности. Это тоже интересно.

– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «В любви нет страха. Но у меня присутствует страх, что я отойду от Бога. Вы сказали, что вера – это акт свободной воли ответить на то, что Господь, образно выражаясь, открывает тебе Свои объятия. И есть страх, что просто перестанешь верить, вдруг моя воля изменится. Это хорошо? Или этот страх свидетельствует о том, что нет любви? Что делать в таком случае? Просто просить: «Господи, помоги не отойти от Тебя»? Или что-то еще?»

– Этот страх является хорошим фактором. Есть такое выражение: страх Божий. Очень важно, чтобы он присутствовал в жизни человека. Это не боязнь Бога, а боязнь потерять возможность и способность слышать Его голос и видеть Его послания.

Страх, который Вы описали, должен присутствовать в жизни верующего человека, потому что он позволяет ему увидеть, насколько важно духовно бодрствовать. Об этом говорили и апостолы: непрестанно радуйтесь, но и трезвитесь, бодрствуйте.  Надо радоваться, потому что нам дано великое, которое мудрецы хотели постигнуть и почувствовать. Но в то же самое время нам нужно дорожить этим.

Бойтесь потерять это ощущение. Радость от того, что ты действительно слышишь глас Божий и видишь Его ответы, имеешь эту способность. Человек может ее потерять. Бояться этого – позитивный фактор, означающий, что это для тебя важно. Это как бояться потерять любимого человека.

У каждого есть свои слабости (это вопросы физики, внешнего, материального человека), вследствие которых нам, даже при том, что в жизни все хорошо, хочется каких-то острых ощущений. Мы можем возжелать чего-то такого, что для нас вредно, но тем не менее манит. Мы перестаем бояться и ради эксперимента, задора совершаем глупости. Это очень опасно и плохо заканчивается. Но это просто факт из жизни человечества.

Когда мы перестаем бояться потерять духовное в самих себе, то оказываемся в группе риска. И так каждый человек находится в пограничном состоянии, но когда он перестает бояться, то есть бодрствовать, и расслабляется, то становится очень хорошей добычей для разнообразных внешних форм влияния, в том числе и метафизического характера.

Это хорошо, что Вы боитесь. Вы боитесь не Бога, а утратить то духовное доброе переживание, которое присутствует в Вашей жизни и периодически очень многое открывает.

Я боюсь точно так же, как и Вы. Но тут такой очень важный факт: Ваша воля в Ваших руках, никто не может за Вас принять решение. В результате решение принимаем мы сами, в том числе и в тех вопросах, которые касаются обмана; например, в вопросе ереси. Жил человек, добрый христианин, и вдруг увлекся каким-то вроде бы христианским, но явно еретическим учением – вся атрибутика, все речи христианские, Христос упоминается и прочее, а духовная суть не имеет никакого отношения к христианству. Потому что христианство – прежде всего суть, духовный посыл, духовный стержень, который строится на Христе, воскресение Которого мы до сих пор празднуем. И, будучи вовлеченным в эту ересь, человек думает, что это и есть та самая истина. Потом в его жизни может наступить прозрение, и он будет склонен винить тех, кто его увлек этой ересью, этой философией. Но не надо забывать, что насильно мил не будешь. Если ты чем-то увлекся, если  оказался в какой-то ереси и в состоянии какого-то великого обмана и фальсификации, часть твоего участия в этом есть. Насильно мил не будешь. Как у классика: я сам обманываться рад.

Всегда надо понимать: если мы были обмануты, оказались в какой-то ситуации, здесь присутствует и часть нашей глупости. Я не говорю о том, когда вас обманули гадалки на улице, это отдельная история вообще, это какое-то воздействие, манипуляция. Я говорю о том, когда человек увлечен длительный период какими-то явно негативными и деструктивными концепциями. Современное время нам показывает, что это очень возможно, это никогда не исчезало, это существовало всегда.

Тут на днях какую-то мадам арестовали, которая проводила какие-то семинары (мы не имеем к этому отношения, поэтому я не помню, как ее зовут), тренинги, не платила налоги, но арестовали ее не потому, что она кого-то обманывала. Если посмотреть извне на все, что происходит, очевиден подлог, обман. Как у Остапа Бендера: деньги на ремонт провала. «Золотой теленок», «12 стульев» смотришь и изумляешься – потрясающе. Большое количество людей сидят в зале, в этом участвуют, отдают свои деньги.

– Не только в зале, но и миллионы людей по всей стране отдавали свои деньги, желая стать счастливыми.

– А главное, как это все работает: очень примитивно. Это Лиса Алиса и Кот Базилио. Столько об этом сказок и книг написано… А это существует в реальности, и люди в этом участвуют. И участвуют не так, чтобы их где-то на улице на дурачка застали врасплох, нет, они же в этом участвуют, посещают эти мероприятия.

– Это же желание человека быть счастливым.

– Да, это отдельная тема, связанная с той тематикой, которую мы сегодня обсуждаем: с двоичным бытием человека (его физикой и метафизикой), в котором заложено духовное устремление – неудовлетворенное, но замутненное сознанием, и тогда сознание, замутненное материей, наносит урон духовному началу и доводит до умопомрачения все бытие человека, когда человек начинает делать нечто деструктивное, вредящее здоровью и материальному благополучию своим и родным, и близким, кто его окружает. Это цепная реакция.

Я почему это вспомнил? Потому, что мы видим: люди в этом участвуют, и это добровольный акт, никто их не заставляет этим заниматься. Мы  думаем: как так? Почему так происходит? Потому, что внутренне они этого хотят. Они хотят в этом участвовать. Им кажется, что они найдут в этом какой-то важный ответ для себя, для них это какое-то событие. И здесь возникает следующий вопрос, связанный с психеей, то есть с душевным состоянием человека: а не аддикция ли это? То есть не степень ли это определенной зависимости? Той же одержимости, если хотите. Мы это называем одержимостью в нашей религиозной традиции, потому что бесноватость и одержимость все-таки разные вещи, давайте будем откровенны. Не является ли это в некоторой степени психической аддикцией? Потому что это очень похоже на игроманию, там тоже люди в трезвом уме, можно сказать, без всяких форм химической зависимости, которая действительно тяжелая и вызывает очень страшное физиологическое состояние, особенно у людей, которые принимают химические наркотики неестественного происхождения. Там все понятно – обязательная госпитализация под наблюдением медиков (наркологов, психиатров).

Но здесь речь идет о людях, которые не в химической зависимости, хотя можно предположить, что она у них в ходе этой психологической зависимости, может быть, и возникает, потому что организм вырабатывает определенные химические вещества (для эйфории). Но мы видим, что понятие аддикции в данном случае можно очень широко рассматривать в разных направлениях. В данном случае Церковь утверждает, что любой человек, будучи очень сложным Божественным творением, находится в группе риска и в пограничном состоянии и может быть подвержен в любой момент любому состоянию зависимости (то есть аддикции или одержимости), которые для него пагубны. Если он не бодрствует духовно, то есть не стремится к поиску истинного духовного начала, то есть Бога, Который ассоциируется у человечества с понятием добра, любви и милосердия (всю историю человечества эти начала были самыми главными). Потому и священно слово «мать», а мать дает любовь своему ребенку, все покрывающее милосердие, даже вне рамок христианского вероучения.

Мы сейчас говорим про какие-то древние времена. Это очень интересная тематика, и ей следует уделять особое внимание.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Может ли внутренний человек своими негативными духовными качествами влиять на окружающих людей? Например, он живет в обществе, платит налоги, соблюдает все законы, внешне вроде бы никого не обижает, а внутренне ненавидит лютой ненавистью всех окружающих людей».

– Во-первых, может ли такой человек существовать?

– Не тот внутренний человек, о котором говорит апостол Павел, а тот человек, который внутренне уже настолько извращен…

– Нет, здесь все понятно. Апостол Павел говорит, что есть внешний человек – телесный, душевный. Для апостола Павла душевный человек ассоциируется с понятием «тело». Телесное и душевное для него – это очень близкие друг другу понятия, потому что апостол Павел, как иудей из иудеев, мыслит в рамках именно иудейской религиозной концепции. А с позиции иудейской религиозной концепции душа есть не только у людей, но и у животных, поэтому кровь пить нельзя, ничего с кровью есть нельзя, потому что в этом есть душа.

Апостол Павел говорит, что есть еще человек духовный, и для него внутренний человек – это прежде всего человек духовный, это то начало божественного, что заложено в человеке с момента его творения. Для апостола Павла это очень важный вопрос, потому что духовный человек ищет всего. Поэтому он и говорит, что по своему внутреннему духовному человеку он находит удовлетворение в Божественном провидении, он хочет исполнять Божественный закон, жить доброй жизнью, быть хорошим человеком, а по своему душевному, телесному и душевно-телесному, то есть психосоматическому состоянию, он этого не находит.

Так вот, как я уже говорил, сознание человека, замутненное его внешним бытием, то есть этой физикой, которая его окружает, естественно, затмевает и духовное начало, загоняет его в угол, можно сказать, даже в некоторой степени его уничтожает. И тогда начинается то, что мы называем адом в жизни человека, когда в нем умирают любые духовные начала и он превращается в животное. Вот почему мы и говорим, что для нас самое главное – не стать животным. Душа-то у животного есть, но мораль перестает существовать, и он становится неспособным к восприятию правильной морали, то есть этики и эстетики.

– И он уже способен убить внутреннего человека?

– Нет, внешне он будет исполнять все функции социального животного. Нужно будет платить налоги – он будет платить налоги, потому что он понимает, что это стадо его убьет, если он будет поступать иначе. Такой человек будет действовать по законам стада. Сегодня это будут одни законы, а завтра другие, и он будет вписываться в эти законы, даже если стадо будет требовать от него уничтожения всех его моральных основ и ценностей.

Он пойдет на это, потому что сознательно, то есть душевно, он на это уже согласился. Он уже участвует в этом эксперименте. Как это похоже на современность! Из истории человечества мы знаем, что духовный человек в таких ситуациях всегда выделяется, и общество всегда относится к нему иначе. В истории Церкви есть бесконечное множество таких примеров, но сейчас мы не будем их перечислять. Надеюсь, я ответил на вопрос. То есть здесь все понятно.

– Да. Скажите, могут ли в то или иное время, в той или иной стране, при том или ином режиме возникать какие-то условия для роста либо для умаления внутреннего человека?

– Да, конечно.

– В этом случае возникает еще один вопрос. Мы пишем словосочетание «внутренний человек» с маленькой буквы. Но хотелось бы представить себе такую ситуацию, когда Господь эту маленькую букву наконец поменяет на большую.

– Очень хороший вопрос. Мы знаем, что в нашей традиции есть понятие «обожение». Мы верим, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир, умер смертью крестной и воскрес. Но произошло еще сошествие Святого Духа, благодаря которому Господь пребывает среди нас. Он здесь, в этом мире, среди нас, и это очень важно. Он взаимодействует с человеком, и если человек проявляет акт своей воли – отвечает на Его голос, обретает способность слышать, боится эту способность потерять и дорожит этим…

Мы знаем, что нашу волю никто не может поработить. Мы сами решаем, хотим мы или не хотим потерять нашу веру. Здесь очень многое зависит от нас. И если мы решаем ее не потерять, Господь нам в этом поможет. Так вот, если человек проявляет эту свою волю и отвечает на призыв Божий, в нем начинает происходить процесс обожения – духовного возрождения. И тогда уже можно будет сказать, что человек – существо духовное и Внутренний человек с большой буквы возвращается к Первообразу.

Мы знаем, чем все должно закончиться. Если человек претерпит до конца – он будет спасен. С каждым из нас это происходит именно сейчас. Но с этого пути опять же по своей собственной воле можно в любой момент свернуть. И примеров этому много. На прошлой передаче мы вспоминали, чем все закончилось у бывшего протодиакона Кураева. Начал он за здравие, а закончил за упокой.

Я тоже могу начать сейчас за здравие, а закончить за упокой. Горе мне и всем нам, если мы расслабимся и забудем об этом и наше бодрствование закончится. Тогда все быстро схлопнется. Обожение – это не автоматически происходящий с неба акт. Это происходит при нашем участии. Вот сейчас это происходит, а через час может закончиться. Мы знаем, что это постоянное переживание нашей веры, постоянное событие.

– А что произойдет с нашим внутренним человеком, когда мы умрем?

– Естественно, мы знаем, что никакой смерти нет. Просто один вид биологической энергии переходит в другой, в другое ее состояние. Здесь действует закон физики: энергия не появляется ниоткуда и никуда не исчезает, просто она переходит в другую форму. Так же и с внутренним человеком. То есть духовное с душевным перейдут в другую форму. Вопрос – в какую форму?

Я бы сказал так: с тем, что мы сейчас сознательно, то есть душевно, нарабатываем, что влияет на наше духовное состояние, мы и предстанем пред Господом. Если в нашей жизни при всем многословии и нагромождении красивых богословских концепций присутствует ненависть, зависть, подлость, мы с этим и предстанем пред Богом. Потому что человек – это не сумма его убеждений и красивых речей. Человек – это сумма его поступков, в том числе и высказываний в отношении тех или иных людей.

Если я сейчас выйду из этой студии и за Вашей спиной скажу ребятам: «Глеб – ну, он совсем… Поменяйте ведущего, я хочу работать с другим», – это будет подлостью. С этой подлостью я и предстану пред Господом, и там уже будет либо ад, либо рай. А начинается все это здесь.

– Отче, благословите наших телезрителей.

– Да благословит и сохранит нас в истинной вере Господь! Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать