– Тема сегодняшней передачи: «Внутренний человек». Казалось бы, очень просто: можно увидеть человека внешнего и внутреннего. Когда я смотрю на разрушенный храм Всех Святых, то хорошо помню, какое там внутри благолепие. Сейчас уже можно молиться вне опасения, что что-нибудь упадет на голову.
– Мы постоянно служим в этом храме.
– Внутри хорошо, молитвенно.
– Это удивляет всех, кто заходит.
– И там есть две хоругви, которые пролежали семьдесят лет в глубоком подвале и не сгнили. Христос и Богоматерь. Ткань потрепалась, но лики остались. Это меня всегда поражало.
– И меня тоже.
– Когда мы говорим о внутреннем человеке, происходит такая же штука. Мы приходим в храм и вдруг чувствуем, что внутри нас есть что-то, отличающее нас от внешнего человека. Но в каждом ли существует этот внутренний человек, о котором говорил апостол Павел?
– Христианская Церковь исторически утверждает, что в каждом. Человек – это не только физика, не только плоть, но также дух и душа. Об этом много рассуждал святой апостол Павел в своих посланиях. Этой теме уделяли много внимания и отцы Церкви. Что такое внутренний человек? Как это понимать? Что имел в виду апостол? Как устроен человек? Как он был сотворен? Эти вопросы волновали очень многих: и богословов, и философов, даже дохристианского периода. Разговоры о том, каков человек, идут с незапамятных времен и продолжаются до сих пор. И не только в религии, но и в областях некоторых научных дисциплин, в том числе околомедицинских. Вопросы психиатрии, психоанализа и нейролингвистики никто не отменял. Эти дисциплины занимаются изучением и лечением того, что с позиции традиционной науки не существует: психеи, то есть души. Это понятие имеет прямое отношение к вопросам внутреннего человека.
Человек состоит из духовного и душевного начал. Они лежат в основе человеческого бытия. Церковь всегда утверждала, что человек – это не только плоть. Потому что если это так, то какой вообще смысл в нашей вере и искупительной смерти Господа Иисуса Христа? Он пришел не только материально преобразовать нас и вернуть к первообразу и первобытию, но прежде всего открыть то духовное начало, которое связано с Богом, с Источником всего, со Светом светов.
Об этом рассуждали многие отцы Церкви. Например, блаженный Августин в своем произведении «Исповедь». Рекомендую всем нашим телезрителям. Его изучают на философском факультете, на кафедрах религиоведения. В этом трактате блаженный Августин к области физики относит все материальное, то есть soma (с латинского «тело»), со всеми вытекающими отсюда последствиями. А область метафизики – это комбинация духовного и душевного начал.
Что такое дух и душа? Этот вопрос остается открытым и в области богословия, и в целом в религии. Не только в христианстве, но и в иудаизме (современном и древнем), и в исламе, и в буддизме, если называть его религией (я склонен считать, что это все-таки философия), существует множество вопросов в отношении того, что такое дух, душа, как устроен человек и прочее.
С позиции древнего христианского богословия есть дух сам по себе (данный человеку по факту его рождения и творения, ведь он был сотворен определенным образом) и душа. И то, и другое есть в человеке как некоторое проявление его метафизического бытия. Дух с точки зрения христианского святоотеческого наследия имеет прямое отношение именно к Божественному. Поскольку Бог есть Дух, то и человек обладает этой искрой Божественности, которая связана с древним актом творения. Человек был создан по образу и подобию Бога. Его духовная составляющая связана именно с этим подобием. В нем есть то, что есть в Боге. Всевышний наградил человека этим качеством.
Душевное же также имеет отношение к духовному, но возникает вследствие существования биологического вида. В процессе существования биологического объекта возникает то, что называется «психея», то есть душа. Отцы Церкви рассуждали о том, что душа находится в духе и определяет сознание. Душа и сознание где-то рядом. Таким образом, мы можем сделать вывод, что душа напрямую связана именно с какими-то биологическими процессами, которые происходят в том или ином виде. Это очень интересный и до сих пор не до конца раскрытый вопрос. Тема остается открытой для обсуждения. Ее пытались серьезно изучать и религиозные, и нерелигиозные люди. Этим занимаются и нейролингвисты, и некоторые психиатры. Сама по себе психиатрия занимается именно душой. Они пытаются понять, что именно лечат и как это делать. Но там всегда возникает биологический вопрос: какую химию использовать для того, чтобы заново восстановить нарушенный баланс тех или иных химических обменов в теле того или иного пациента.
Святые отцы напрямую связывают дух с Божественным, с подобием Бога. Душа связана и с телом, и с духом и некоторым образом влияет на него. Душа влияет на дух. Если рассуждать таким образом дальше, то получается, что от душевного состояния человека зависит его духовное бытие. В некоторой степени сознание определяет бытие.
Это древний философский спор: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие. Христианская Церковь исконно утверждала второе. Акт синергии, о которой мы часто говорим, предполагает, что человек совершает осознанный акт своей воли. Это очень важный момент. Есть хорошая формулировка, что такое вера – осознанный акт человеческой воли. То есть это не нечто порождаемое механически, как если бы какой-то великий программист нажал кнопку «ввод» на клавиатуре – и в жизни человека заработала бы программа. Нет. Очень многое зависит от осознанного акта человеческой воли. Насколько он осознан – отдельный вопрос. Когда мы что-то делаем – это осознанный акт, даже если мы это называем бессознательным движением. Психея – то, что мы определяем как душа, в данном случае влияет на принятие индивидуумом решений.
Помимо этого в каждом человеке содержится и духовное начало – та Божественная искра, которая устремляет его на протяжении всей жизни к поиску Источника. Откуда это в человеке? В иудаизме на древнем еврейском языке есть особая терминология. Сейчас сложно попытаться произнести эти термины, потому что мы не знаем настоящую их фонетику, как они звучали. В соответствии с древними сказаниями иудаизма человек, в отличие от всех остальных биологических видов, был подвергнут Всевышним еще одному отдельному акту творения. Всевышний лично что-то вдыхает в лицо или ноздри (разные переводы) человека, а весь остальной животный мир творится сам собой. Это написано в Книге Бытия: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. То есть помимо того, что он стал живою душою и в нем зародилось определенное сознание, он еще получил определенное, если можно так сказать, вдохновение.
Всевышний в него вдохнул что-то из Себя. Это и есть то духовное начало, о котором мы рассуждаем, которое постоянно устремляет человека к поиску Источника. Это то, что позволяет человеку, сотворенному по образу и подобию Бога, совершать нечто, что ни один биологический вид не может делать в процессе своего цивилизационного развития. Человек может творить то, чего не существует в природе.
У каждого биологического вида, конечно, есть акты творения. Животные создают определенное место для жительства, у них есть какие-то групповые варианты существования тех или иных видов. Но все это хоть и похоже в некоторой степени на человеческое общество, сильно отличается от него.
Человек единственное существо, которое придумывает какую-то определенную мораль, не существующую в мире. Этику, эстетику. Самое яркое проявление человеческого творчества – это речь. Мы с вами сейчас не только совершаем процесс когнитивного, то есть сознательного, осмысления чего-то, обсуждаем очень серьезные темы и думаем об этом, но в то же время вербально выражаем эти мысли. Мы находим определенные слова и их сочетания, строим синтаксис, фонетику. Речь – это очень серьезный и сложный процесс. Я не имею в виду только русский язык, любая форма речи, даже письменная, есть очень сложный творческий процесс, которым многие живые виды не обладают. У них есть сигналы, как азбука Морзе, но таких сложных и замысловатых вариантов не существует. Это научный факт.
Когда мы рассуждаем о человеке как о Божием творении, мы утверждаем, что духовное начало позволяет его душе (сознанию, которое возникает в процессе биологического существования homo sapiens) участвовать в очень важных креативных (творческих) процессах. Это именно духовное начало. Об этом рассуждали и святой апостол Павел, и многие отцы Церкви, и до сих пор рассуждают многие богословы.
Тема интересная, очень глубокая и до сих пор открытая для дискуссии. Мы даже в своей речи часто путаем понятия «дух» и «душа». Мы говорим «духовное начало», «испустил дух», но при этом «душа понеслась в рай». Мы перемежаем эти понятия.
И тут следующий вопрос: «А что происходит с этой душой после смерти биологического вида?» Продолжает ли эта, позволю себе так сказать, некоторая энергия, сохраняя информацию, переходить в другой вид и существовать? По законам физики энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Если какая-то энергия из чего-то возникла, то она должна перейти в другую форму. Исчезнуть она не может. Это один из законов физики. Так меня учили в советской школе. Я помню, как меня поразило это правило. Оказывается, энергия ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. Это какой-то парадокс, доказывающий существование вечности. Это тоже интересно.
– Вопрос от телезрительницы Юлии из Москвы: «В любви нет страха. Но у меня присутствует страх, что я отойду от Бога. Вы сказали, что вера – это акт свободной воли ответить на то, что Господь, образно выражаясь, открывает тебе Свои объятия. И есть страх, что просто перестанешь верить, вдруг моя воля изменится. Это хорошо? Или этот страх свидетельствует о том, что нет любви? Что делать в таком случае? Просто просить: «Господи, помоги не отойти от Тебя»? Или что-то еще?»
– Этот страх является хорошим фактором. Есть такое выражение: страх Божий. Очень важно, чтобы он присутствовал в жизни человека. Это не боязнь Бога, а боязнь потерять возможность и способность слышать Его голос и видеть Его послания.
Страх, который Вы описали, должен присутствовать в жизни верующего человека, потому что он позволяет ему увидеть, насколько важно духовно бодрствовать. Об этом говорили и апостолы: непрестанно радуйтесь, но и трезвитесь, бодрствуйте. Надо радоваться, потому что нам дано великое, которое мудрецы хотели постигнуть и почувствовать. Но в то же самое время нам нужно дорожить этим.
Бойтесь потерять это ощущение. Радость от того, что ты действительно слышишь глас Божий и видишь Его ответы, имеешь эту способность. Человек может ее потерять. Бояться этого – позитивный фактор, означающий, что это для тебя важно. Это как бояться потерять любимого человека.
У каждого есть свои слабости (это вопросы физики, внешнего, материального человека), вследствие которых нам, даже при том, что в жизни все хорошо, хочется каких-то острых ощущений. Мы можем возжелать чего-то такого, что для нас вредно, но тем не менее манит. Мы перестаем бояться и ради эксперимента, задора совершаем глупости. Это очень опасно и плохо заканчивается. Но это просто факт из жизни человечества.
Когда мы перестаем бояться потерять духовное в самих себе, то оказываемся в группе риска. И так каждый человек находится в пограничном состоянии, но когда он перестает бояться, то есть бодрствовать, и расслабляется, то становится очень хорошей добычей для разнообразных внешних форм влияния, в том числе и метафизического характера.
Это хорошо, что Вы боитесь. Вы боитесь не Бога, а утратить то духовное доброе переживание, которое присутствует в Вашей жизни и периодически очень многое открывает.
Я боюсь точно так же, как и Вы. Но тут такой очень важный факт: Ваша воля в Ваших руках, никто не может за Вас принять решение. В результате решение принимаем мы сами, в том числе и в тех вопросах, которые касаются обмана; например, в вопросе ереси. Жил человек, добрый христианин, и вдруг увлекся каким-то вроде бы христианским, но явно еретическим учением – вся атрибутика, все речи христианские, Христос упоминается и прочее, а духовная суть не имеет никакого отношения к христианству. Потому что христианство – прежде всего суть, духовный посыл, духовный стержень, который строится на Христе, воскресение Которого мы до сих пор празднуем. И, будучи вовлеченным в эту ересь, человек думает, что это и есть та самая истина. Потом в его жизни может наступить прозрение, и он будет склонен винить тех, кто его увлек этой ересью, этой философией. Но не надо забывать, что насильно мил не будешь. Если ты чем-то увлекся, если оказался в какой-то ереси и в состоянии какого-то великого обмана и фальсификации, часть твоего участия в этом есть. Насильно мил не будешь. Как у классика: я сам обманываться рад.
Всегда надо понимать: если мы были обмануты, оказались в какой-то ситуации, здесь присутствует и часть нашей глупости. Я не говорю о том, когда вас обманули гадалки на улице, это отдельная история вообще, это какое-то воздействие, манипуляция. Я говорю о том, когда человек увлечен длительный период какими-то явно негативными и деструктивными концепциями. Современное время нам показывает, что это очень возможно, это никогда не исчезало, это существовало всегда.
Тут на днях какую-то мадам арестовали, которая проводила какие-то семинары (мы не имеем к этому отношения, поэтому я не помню, как ее зовут), тренинги, не платила налоги, но арестовали ее не потому, что она кого-то обманывала. Если посмотреть извне на все, что происходит, очевиден подлог, обман. Как у Остапа Бендера: деньги на ремонт провала. «Золотой теленок», «12 стульев» смотришь и изумляешься – потрясающе. Большое количество людей сидят в зале, в этом участвуют, отдают свои деньги.
– Не только в зале, но и миллионы людей по всей стране отдавали свои деньги, желая стать счастливыми.
– А главное, как это все работает: очень примитивно. Это Лиса Алиса и Кот Базилио. Столько об этом сказок и книг написано… А это существует в реальности, и люди в этом участвуют. И участвуют не так, чтобы их где-то на улице на дурачка застали врасплох, нет, они же в этом участвуют, посещают эти мероприятия.
– Это же желание человека быть счастливым.
– Да, это отдельная тема, связанная с той тематикой, которую мы сегодня обсуждаем: с двоичным бытием человека (его физикой и метафизикой), в котором заложено духовное устремление – неудовлетворенное, но замутненное сознанием, и тогда сознание, замутненное материей, наносит урон духовному началу и доводит до умопомрачения все бытие человека, когда человек начинает делать нечто деструктивное, вредящее здоровью и материальному благополучию своим и родным, и близким, кто его окружает. Это цепная реакция.
Я почему это вспомнил? Потому, что мы видим: люди в этом участвуют, и это добровольный акт, никто их не заставляет этим заниматься. Мы думаем: как так? Почему так происходит? Потому, что внутренне они этого хотят. Они хотят в этом участвовать. Им кажется, что они найдут в этом какой-то важный ответ для себя, для них это какое-то событие. И здесь возникает следующий вопрос, связанный с психеей, то есть с душевным состоянием человека: а не аддикция ли это? То есть не степень ли это определенной зависимости? Той же одержимости, если хотите. Мы это называем одержимостью в нашей религиозной традиции, потому что бесноватость и одержимость все-таки разные вещи, давайте будем откровенны. Не является ли это в некоторой степени психической аддикцией? Потому что это очень похоже на игроманию, там тоже люди в трезвом уме, можно сказать, без всяких форм химической зависимости, которая действительно тяжелая и вызывает очень страшное физиологическое состояние, особенно у людей, которые принимают химические наркотики неестественного происхождения. Там все понятно – обязательная госпитализация под наблюдением медиков (наркологов, психиатров).
Но здесь речь идет о людях, которые не в химической зависимости, хотя можно предположить, что она у них в ходе этой психологической зависимости, может быть, и возникает, потому что организм вырабатывает определенные химические вещества (для эйфории). Но мы видим, что понятие аддикции в данном случае можно очень широко рассматривать в разных направлениях. В данном случае Церковь утверждает, что любой человек, будучи очень сложным Божественным творением, находится в группе риска и в пограничном состоянии и может быть подвержен в любой момент любому состоянию зависимости (то есть аддикции или одержимости), которые для него пагубны. Если он не бодрствует духовно, то есть не стремится к поиску истинного духовного начала, то есть Бога, Который ассоциируется у человечества с понятием добра, любви и милосердия (всю историю человечества эти начала были самыми главными). Потому и священно слово «мать», а мать дает любовь своему ребенку, все покрывающее милосердие, даже вне рамок христианского вероучения.
Мы сейчас говорим про какие-то древние времена. Это очень интересная тематика, и ей следует уделять особое внимание.
– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Может ли внутренний человек своими негативными духовными качествами влиять на окружающих людей? Например, он живет в обществе, платит налоги, соблюдает все законы, внешне вроде бы никого не обижает, а внутренне ненавидит лютой ненавистью всех окружающих людей».
– Во-первых, может ли такой человек существовать?
– Не тот внутренний человек, о котором говорит апостол Павел, а тот человек, который внутренне уже настолько извращен…
– Нет, здесь все понятно. Апостол Павел говорит, что есть внешний человек – телесный, душевный. Для апостола Павла душевный человек ассоциируется с понятием «тело». Телесное и душевное для него – это очень близкие друг другу понятия, потому что апостол Павел, как иудей из иудеев, мыслит в рамках именно иудейской религиозной концепции. А с позиции иудейской религиозной концепции душа есть не только у людей, но и у животных, поэтому кровь пить нельзя, ничего с кровью есть нельзя, потому что в этом есть душа.
Апостол Павел говорит, что есть еще человек духовный, и для него внутренний человек – это прежде всего человек духовный, это то начало божественного, что заложено в человеке с момента его творения. Для апостола Павла это очень важный вопрос, потому что духовный человек ищет всего. Поэтому он и говорит, что по своему внутреннему духовному человеку он находит удовлетворение в Божественном провидении, он хочет исполнять Божественный закон, жить доброй жизнью, быть хорошим человеком, а по своему душевному, телесному и душевно-телесному, то есть психосоматическому состоянию, он этого не находит.
Так вот, как я уже говорил, сознание человека, замутненное его внешним бытием, то есть этой физикой, которая его окружает, естественно, затмевает и духовное начало, загоняет его в угол, можно сказать, даже в некоторой степени его уничтожает. И тогда начинается то, что мы называем адом в жизни человека, когда в нем умирают любые духовные начала и он превращается в животное. Вот почему мы и говорим, что для нас самое главное – не стать животным. Душа-то у животного есть, но мораль перестает существовать, и он становится неспособным к восприятию правильной морали, то есть этики и эстетики.
– И он уже способен убить внутреннего человека?
– Нет, внешне он будет исполнять все функции социального животного. Нужно будет платить налоги – он будет платить налоги, потому что он понимает, что это стадо его убьет, если он будет поступать иначе. Такой человек будет действовать по законам стада. Сегодня это будут одни законы, а завтра другие, и он будет вписываться в эти законы, даже если стадо будет требовать от него уничтожения всех его моральных основ и ценностей.
Он пойдет на это, потому что сознательно, то есть душевно, он на это уже согласился. Он уже участвует в этом эксперименте. Как это похоже на современность! Из истории человечества мы знаем, что духовный человек в таких ситуациях всегда выделяется, и общество всегда относится к нему иначе. В истории Церкви есть бесконечное множество таких примеров, но сейчас мы не будем их перечислять. Надеюсь, я ответил на вопрос. То есть здесь все понятно.
– Да. Скажите, могут ли в то или иное время, в той или иной стране, при том или ином режиме возникать какие-то условия для роста либо для умаления внутреннего человека?
– Да, конечно.
– В этом случае возникает еще один вопрос. Мы пишем словосочетание «внутренний человек» с маленькой буквы. Но хотелось бы представить себе такую ситуацию, когда Господь эту маленькую букву наконец поменяет на большую.
– Очень хороший вопрос. Мы знаем, что в нашей традиции есть понятие «обожение». Мы верим, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир, умер смертью крестной и воскрес. Но произошло еще сошествие Святого Духа, благодаря которому Господь пребывает среди нас. Он здесь, в этом мире, среди нас, и это очень важно. Он взаимодействует с человеком, и если человек проявляет акт своей воли – отвечает на Его голос, обретает способность слышать, боится эту способность потерять и дорожит этим…
Мы знаем, что нашу волю никто не может поработить. Мы сами решаем, хотим мы или не хотим потерять нашу веру. Здесь очень многое зависит от нас. И если мы решаем ее не потерять, Господь нам в этом поможет. Так вот, если человек проявляет эту свою волю и отвечает на призыв Божий, в нем начинает происходить процесс обожения – духовного возрождения. И тогда уже можно будет сказать, что человек – существо духовное и Внутренний человек с большой буквы возвращается к Первообразу.
Мы знаем, чем все должно закончиться. Если человек претерпит до конца – он будет спасен. С каждым из нас это происходит именно сейчас. Но с этого пути опять же по своей собственной воле можно в любой момент свернуть. И примеров этому много. На прошлой передаче мы вспоминали, чем все закончилось у бывшего протодиакона Кураева. Начал он за здравие, а закончил за упокой.
Я тоже могу начать сейчас за здравие, а закончить за упокой. Горе мне и всем нам, если мы расслабимся и забудем об этом и наше бодрствование закончится. Тогда все быстро схлопнется. Обожение – это не автоматически происходящий с неба акт. Это происходит при нашем участии. Вот сейчас это происходит, а через час может закончиться. Мы знаем, что это постоянное переживание нашей веры, постоянное событие.
– А что произойдет с нашим внутренним человеком, когда мы умрем?
– Естественно, мы знаем, что никакой смерти нет. Просто один вид биологической энергии переходит в другой, в другое ее состояние. Здесь действует закон физики: энергия не появляется ниоткуда и никуда не исчезает, просто она переходит в другую форму. Так же и с внутренним человеком. То есть духовное с душевным перейдут в другую форму. Вопрос – в какую форму?
Я бы сказал так: с тем, что мы сейчас сознательно, то есть душевно, нарабатываем, что влияет на наше духовное состояние, мы и предстанем пред Господом. Если в нашей жизни при всем многословии и нагромождении красивых богословских концепций присутствует ненависть, зависть, подлость, мы с этим и предстанем пред Богом. Потому что человек – это не сумма его убеждений и красивых речей. Человек – это сумма его поступков, в том числе и высказываний в отношении тех или иных людей.
Если я сейчас выйду из этой студии и за Вашей спиной скажу ребятам: «Глеб – ну, он совсем… Поменяйте ведущего, я хочу работать с другим», – это будет подлостью. С этой подлостью я и предстану пред Господом, и там уже будет либо ад, либо рай. А начинается все это здесь.
– Отче, благословите наших телезрителей.
– Да благословит и сохранит нас в истинной вере Господь! Аминь.
Ведущий Глеб Ильинский
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!