Беседы с батюшкой. Учимся спасению

25 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин.

– Тема сегодняшней передачи – «Учимся спасению».

Мы с самого детства не хотим стать злыми людьми, всегда тянемся к добру. Спроси любого человека в любом возрасте: «Хочешь ли ты быть злым?» Наверное, никто не ответит, что хочет; все хотят быть добрыми. И каждый хочет, чтобы Господь и люди относились к нему с теплотой и добротой. Существует такая фраза: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте. Но есть еще одна фраза: горбатого могила исправит. Мне кажется, она заставляет задуматься, но большинство людей не придают особого значения смыслу этого выражения.

Когда мы говорим о нашем обучении спасению, во-первых, как христиане мы говорим о спасении собственном. Но есть еще один аспект – спасение других: кинуть спасательный круг, спасти от смерти, от беды и так далее. В общем, много аспектов хочется сегодня обсудить.

Вы занимаетесь социальной работой и благотворительной деятельностью. Как Вы думаете, спасение – это дело рук нас самих? Или кто-то должен нас спасти? Я имею в виду, что нужно прибегнуть к помощи человеческой; и, конечно, к помощи Божией.

– Тут целый пласт вопросов. С одной стороны, каждый человек, созданный Господом по Своему образу и подобию, по природе добр. И каждая душа по природе христианка; эту истину мы давно знаем. Человек особенно в детстве имеет особую близость с Господом, потому что между ним и Богом еще не стоит стена грехов, которая не пропускает Божий свет и не дает человеку возможности увидеть ясный путь, куда следует направить свои стопы. В детстве особая Божия благодать дает человеку направление, которое помогает ему вкусить, почувствовать вкус доброделания. Если человек опытно знает, что добро – это сладко, соответственно, он хочет быть уверен, что он – добрый человек и что отношение к нему тоже должно быть доброе. Это мировосприятие не только христианское, а вообще общечеловеческое.

Потом, когда человек по жизни сталкивается с огромным количеством несправедливостей и совершает несправедливости сам, получая греховные раны и вкушая горькие плоды тех поступков, которые несправедливо были совершены по отношению к нему его ближними, он начинает паниковать. Возникает непонимание: «Как так? Я вроде добрый, хороший. Почему же по отношению ко мне, доброму и хорошему, люди позволяют себе такие поступки, которые мне не нравятся?» И здесь возникает целый пласт психологических проблем, которые человек способен разрешать тем или иным образом.

Как правило, если человек не знает дороги к Богу и не имеет в своем арсенале врачевства покаяния, он начинает выставлять различные защиты. Существует целая огромная плеяда таких защит. Самая простая защита – отрицание. Думаю, психологи могли бы лучше эту тему освятить, но суть в следующем. Маленький ребенок, когда ему что-то не нравится, закрывает глаза, чтобы не видеть страшного предмета, например. Так и человек, когда ему что-то не нравится в себе или в окружающих людях, способен закрыть глаза, отвернуться и вести себя так, как будто этого нет. Даже совершив какие-то греховные поступки, нанеся раны своей душе и душам окружающих людей, человек начинает вести себя так, как будто этого не было. Это самый простой способ для того, чтобы человеку дальше комфортно жить, существовать в этом мире.

Конечно же, это не путь христианина. Потому что для христианина всегда открыта возможность покаяния. Причем покаяние – это не только исповедание своих грехов. Мало свой грех осознать и назвать, в нем еще необходимо раскаяться и с помощью Божией его исправить.

Самый простой, прямой и, если угодно, самый легкий (а люди у нас любят легкие пути) путь избавиться от последствий греха – это не индульгенция, как принято в Западной Церкви, а дела милосердия. Господь Сам милосерден, и тех, кто милует других, Господь помилует. И, наоборот, как сказано апостолом: суд без милости не сотворшему милости.

Поэтому, совершая дела милосердия, мы помогаем сами себе: врачуем свою душу. У Господа за дела милосердия мы получаем тот елей, благодаря которому пять мудрых дев вошли на брак Жениха. Поэтому человек, помогающий другому, получает пользу прежде всего для своей души.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мне хотелось бы узнать, если это можно, о какой тайне спасения говорит апостол Павел. Тайна домостроительства вроде бы мне понятна. А тайна спасения – что это за тайна?»

– Попробую ответить. Вообще в восприятии христианского учения, в отличие от учения гностического, нужно понимать такую разницу. Христос людям всегда дает и раскрывает столько, сколько человек может вместить. Господь никогда не делает каких-то особых тайн, не пытается что-то скрыть, не пытается создать школу какого-то тайного знания. Тайное для человека становится явным, когда, благодаря его духовной жизни, в нем поселяется свет Христов. В данном случае тайна спасения заключается в том, что человек, проходя духовный путь, опытно (а по-другому в христианстве невозможно; христианству невозможно научиться из книг, настоящее христианство – это всегда опыт личного богообщения, личного служения Богу через ближних в том числе) для себя это раскрывает, и тайное учение спасения становится для него явным. Поэтому так и следует воспринимать тайное: ровно настолько, насколько мы еще по этому пути опытно не прошли.

– Вернемся к нашему разговору. Наверное, когда занимаешься делами милосердия, возникает очень много искушений. Вы давно занимаетесь этим служением, и через Вас прошло достаточно много людей. Были ли люди, которые пришли, испугались этого служения и исчезли? И, наоборот, есть ли люди, которые пришли совершенно неверующими и воцерковились?

– Конечно. Тайна общения человеческой души с Богом – это то, что предугадать вообще невозможно. Я как священник, опираясь на свой определенный опыт, на какие-то свои знания, зачастую смотрю на человека – и кажется, что от этого человека точно толку не будет, от него надо держаться подальше, от него можно ожидать чего-то лукавого. И я такого человека не то чтобы отстранял от себя, но держал некий психологический барьер некоторое время. А потом оказывалось, что душа человека раскрывалась с точностью до наоборот. А бывало так, что вроде приходит человек искрений, живой, раскрытый, бесконечно добродушный, но потом оказывалось, что совершенно другим была полна его душа.

Когда приходят люди и просят о помощи, первым делом всегда надо разобраться в ситуации. Приведу простой пример. Пришел человек в храм и говорит: «Здравствуйте, меня побили, отобрали документы. Еще мне не заплатили зарплату. А мне надо вернуться на Родину, в Беларусь». При этом от человека пахнет перегаром. Что вы подумаете? Как к нему отнесетесь? У меня был такой случай. Но очень важно ситуацию всегда до конца проработать. Я выяснил у человека, где он живет, кто его родители. Позвонил его маме в Белоруссию. Выяснил, что он действительно в затруднительной ситуации. Хотя у него был исключительно непрезентабельный внешний вид и запах перегара. Те деньги, которые я ему дал на билет, он потом сам лично переводом отправил мне обратно. А иногда бывает с точностью до наоборот.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Всякий, кто призовет имя Божие, спасется. Умное делание, непрестанная молитва ведь не только для монахов, но и для находящихся в миру, даже для тех, кто в этот момент грешит. Есть мнение, что пока грешишь, не молись. То есть сначала перестань грешить, освятись, тогда и молись».

– Попробую ответить. Во-первых, Господь говорит: Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что́ Я говорю? Поэтому автоматическое призывание имени Божия спасения не приносит.

Тот, кто призывает имя Господне, всю свою жизнь ходит перед очами Божиими; что бы он ни делал, он говорит: «Господи, помоги! Господи, благослови!» Если он ошибся – тут же взывает: «Господи, прости меня, дурно поступил, исправь дела рук моих». Такой человек действительно призывает имя Господне на каждый шаг своей жизни и через это призывание спасается, потому что все начинает творить как бы перед очами Божиими, призывая помощь Божию.

А так можно и попугая научить Иисусовой молитве, но пользы это не принесет. Можно, как буддисты, бесконечно крутить барабанчики с молитвой, или в своем мозгу прокручивать молитву... Но это должно быть умное делание. Недаром Иисусова молитва названа именно умным деланием, то есть это делание, которое предполагает, что все, что человек делает, он делает перед очами Божиими. Дай Бог нам имя Господне призывать, но с разумом. В псалме сказано: Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте… пойте разумно.

– Давайте поговорим о тех прихожанах, которые вам помогают. Я общался с сестрами милосердия Гатчинской епархии. Все они с какой-то невероятной светлой духовной радостью служат. Они рассказывали мне, как к этому пришли, и это совершенно удивительные истории. Все ли люди, которые приходят и начинают служить, продолжают это служение или это все-таки дело избранных?

– Званые все, Господь всех призывает. А дальше... Если человек хочет быть с Богом, то от Бога, как мы знаем, его не отлучат ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни плен; человек всегда будет с Господом. Те сестры, о которых Вы сказали, опытно вкусили  сладость служения Богу через служение ближнему, которая помогает им в сложные времена. Я знаю судьбы наших сестер, они зачастую очень трагичны, тяжелы. И вместо того чтобы впасть в уныние, или, как сейчас говорят, депрессию, они наперекор своей боли и своей усталости от жизни начинают помогать ближнему. И Господь им дает и силы, и утешение. Могу засвидетельствовать даже, что те же самые сестры через добрые дела, через молитвы отмаливали своих детей и вытаскивали их из той ямы грехов, из-за чего, в общем-то, и унывали (что их дети туда попали).

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос сказал конкретно: веруя, крестись и спасен будешь. То есть крещение нельзя ставить на первое место, как сейчас делают с младенцами. Вера должна быть в первую очередь, а потом крещение. Иначе крещение из таинства превращается в простой обряд. Как  можно научиться вере? Ведь вера или есть, или ее нет. Как этому научишься?»

– Не знаю, нужно ли мне отвечать на вопрос по поводу крещения. Наверняка этот вопрос звучал в этих стенах не один раз.

По поводу веры... Как известно, вера без дел мертва. Поэтому мы как минимум можем рассматривать веру живую и веру мертвую. У человека мертвая вера может стать живой, а живая вера может стать мертвой. В любом случае в человеке есть некая динамика его веры, и эта вера как раз и связывает его душу с Богом; это личный опыт богообщения, уверенность в существовании Господа, уверенность в том, что Господь тебя видит, слышит и присутствует в твоей жизни.

Вера бывает слабая и сильная. Поэтому сказать, есть вера или нет, – это, к сожалению, неправильно. Вера может присутствовать в жизни человека, человек может жить по вере, а может жить вопреки православной вере, и тогда его вера начнет ослабевать.

Как мы уже сказали в начале передачи, когда человек видит, что поступает неправильно, он начинает искать какие-то оправдания своим неправильным поступкам, и его вера при этом начинает ему мешать; соответственно, он начинает сомневаться в истинности отдельных ее постулатов или веры в целом. Поэтому вера запросто может в человеке как загореться и умножиться, так спокойно потухнуть, вплоть до того, что человек разуверится совсем.

– Может ли случиться такое, что человек живет, ни о чем не думая, и вдруг с ним происходит нечто, что заставляет его задуматься о вере? Например, прожил человек 50 лет без царя в голове, что называется, и вдруг уверовал. Может такое случиться?

– Конечно. И случается. Каждый раз это тайна. Никогда не можешь знать, как то или иное слово, событие или поступок со стороны ближних могут на человека повлиять. Потому что внутренняя духовная жизнь только отчасти видна самому человеку; мы не в состоянии полностью четко анализировать свое духовное состояние – полностью оно видно только Богу, Который в нужное время всегда человеку посылает все полезное к спасению.

Я был свидетелем обращения людей к вере и на смертном одре. И не потому, что они боялись умереть, а потому, что искренне каялись в том, что совершили в своей жизни огромное количество ошибок, обидели ближних, обидели Бога. Тот человек, который просто боится, не сможет искренне раскаяться.

Были передачи, в которых рассказывалось о том, как вели себя люди, приговоренные к смерти. Огромное количество из них вызывали священника, но не для того, чтобы исповедоваться, а чтобы через священника, через Патриархию выхлопотать себе помилование. Они всячески убеждали священника, что ни в чем не виноваты, что никакого греха на них нет. Вроде бы человек точно знает, что умрет, но при этом покаяния никакого нет. А бывает наоборот: вроде бы никаких опасностей перед человеком не стоит, но раз – и происходит чудесное обращение его души к Богу.

– Давайте вернемся к теме сестер, которые через свое служение, через молитву спасли (можно сказать и так) своих близких. Есть люди, которые находятся в страсти наркомании, алкоголизма. Эти люди  очень нуждаются в нашей помощи. Но, как правило, общество от них либо отказывается вообще, либо своеобразно о них заботится, отправляя на лечение вплоть до психиатрических лечебниц. Знаю, что Вы занимаетесь этим вопросом. Что Вы делаете для того, чтобы помочь таким людям?

– Это очень серьезный вопрос. Если мы имеем дело с серьезной зависимостью, я могу засвидетельствовать, что человеку в таком состоянии невозможно помочь наполовину. Для того чтобы человека из этого состояния вывести, ему нужна очень качественная квалифицированная системная помощь. Ее можно оказать только в том центре, который имеет и свою программу, и своих профессиональных консультантов, и своих священников (если это православный центр), которые человеку помогут отойти от этой страсти, потому что она захватывает все человеческое существо. Когда человек занимается реабилитацией наркоманов и алкоголиков, он должен понимать, что здесь невозможен какой-то дневной стационар или всего несколько часов времени. Это как с бездомными: кормить-то их можно, но реабилитировать человека полностью – это целая наука, которая требует определенных  условий.

– Вопрос телезрительницы из Костромы: «Я до сих пор не знаю и не понимаю, что такое доверие Богу. Ведь можно просто на диване лежать и говорить: я доверяю Богу. Что называется, куда кривая выведет...»

– Если ты доверяешь Богу, то должен стараться выполнять то, что написано в слове Божьем. Если мы возьмем, например, способ стяжания Царства Небесного, то на церковнославянском языке это звучит изумительно: Царство Небесное нудится. То есть это такой нудный, постоянный, ежедневный, без каких-то эмоциональных всплесков процесс, который необходимо проводить над своею душой. Как можно нудить себя, лежа на диване, я не знаю – только бока отлежишь.

Если человек Богу доверяет и хочет с Господом быть, он будет себя понуждать на исполнение заповедей Господних. Уверяю вас, это очень тяжело, это требует сосредоточения всех человеческих сил. После этого – признание своей полной беспомощности в деле спасения, призывание Божией благодати, полного смирения перед Господом. И только после этого человек действительно в духовном плане начинает исполнять то, что заповедал Господь, и начинает Богу всецело доверять.

На этот случай Андрей Ткачев, по-моему, привел замечательный пример. Атеист, сорвавшись с обрыва, держится за тюк травы и взывает к Господу: «Господи, я буду в Тебя верить, только спаси меня». Господь говорит: «Не будешь верить». – «Господи, все что скажешь, сделаю». Господь говорит: «Отпусти руки». Но человек не может.

– «Я сумасшедший, что ли?» То есть готов верить, но очень дозированно. Верю, но не доверяю.

– В этом отношении обращение зависимого человека является примером. У нас даже многие люди, не имеющие такой зависимости, глядя, на то, как проходит реабилитация зависимых, говорят: «Батюшка, а давайте и мы так же». Потому что люди с утра до вечера занимаются тем, что разбираются в собственном внутреннем мире, в своих желаниях, своих страхах, надеждах, опасениях, в своем отношении к Богу, к родителям. Исправляя накопившиеся многочисленные ошибки, грехи, разбираясь в своих недостатках и проблемах, они действительно проходят целый этап становления нового человека, возвращающегося к жизни.

Например, есть такое выражение: «разморозить чувства». У человека, благодаря наркотикам, весь мир делится на белое и черное. Там, где есть наркотик, – белое; все остальное – черное. Все чувства – любовь, преданность, благодарность – в человеке как бы замерзают, человек превращается в некое бездушное существо для удовлетворения своей чисто биологической (в том числе психологической) потребности – употребить психоактивное вещество.

В общем, этот путь требует профессионального подхода. Мы в нашем храме шли к этому давно, потому я и свидетельствую (имею на это определенное право), что нельзя заниматься реабилитацией наполовину. Мы начинали с самых обычных бездомных людей. Этих бездомных, которые все время выпивают, что-то потаскивают, просят милостыню у соборов, мы брали к себе, пытались их одеть, отмыть, устроить на работу при храме, даже небольшие денежки им платили. Но поменять их менталитет мы были не в силах, потому что у зависимого человека голова работает только в одну сторону – найти средства и удовлетворить свою зависимость.

Поэтому мы шли дальше: начинали ближе приводить их к храму. Мы построили специальное здание, где были для них помещения. Сейчас, собственно, там находится реабилитационный центр, но тогда еще центра не было. Мы с батюшкой каждый раз пытались их ловить, они от нас все время пытались скрывать, что они где-то выпили. Потом я посадил в это здание коменданта, который за ними приглядывал не только днем, но и ночью. Вот так постепенно мы пришли к тому, что нам нужна именно команда грамотных консультантов.

Мы на свою площадку приняли реабилитационный центр «Выбор», и с тех пор уже больше года наша реабилитация действительно стала полноценной и приносит свои плоды. Хотя она и раньше приносила плоды. Некоторые люди, которые хотели избавиться от своей зависимости, вернувшиеся из мест заключения, нуждающиеся в чем-то, отвергнутые обществом, находили исцеление. Как правило, наиболее эффективной формой их дальнейшего существования был брак. У нас было три свадьбы. Люди, которые отсидели по десять лет за убийство, на нашем приходе нашли себе жен. Я поначалу очень сильно беспокоился за судьбу этих женщин, отчаявшихся связать свою судьбу с такими людьми, но, слава Богу, эти браки крепкие, люди продолжают посещать наш храм, помогают нам. Могу принести свидетельство, что некоторые из тех, кто серьезно пострадал, прошел через тюрьмы, исправлялись.

Что касается непосредственно химически зависимых, к ним нужен особый системный подход, который может дать только методика. Мы пользуемся в нашем центре методикой 12 шагов, наполнив ее православным содержанием. Центр находится при храме. Наши реабилитанты всегда начинают и заканчивают свой день молитвой, хотя и небольшой, напутственным словом священника. Священники с ними общаются. Но самое основное – они прописывают свои дневники и проходят по методике сначала этап реабилитации, потом так называемый этап соцквартиры (фактически это ресоциализация, когда они еще находятся в нашем центре, но при этом работу уже ищут где-то на стороне).

– Это невероятно интересно! Думаю, можно снимать документальный фильм. А какая-нибудь телекомпания наверняка сняла бы вообще сериал.

– Да, человеческие судьбы там очень интересные.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «К сожалению, западный христианский мир сегодня отступает от Бога. Одолевают однополые браки. И это еще самое мягкое, что есть. Каким образом православному христианину спастись в таком мире?»

– Прежде всего я встал бы перед иконой, перекрестился и поблагодарил Господа, что в нашей России такого еще нет, что мы с вами живем в тишине, относительном благоденствии, имеем возможность ходить в храмы, и это искушение нас почти не коснулось. Дай Господь, чтобы мы и дальше выполняли великую миссию, удерживающую основы христианства и дающую образец. Слово «ортодокс» подразумевает, что люди держат традиции, держат каноны Церкви неповрежденными. Дай Господь, чтобы наша Россия в дальнейшем шла именно по этому православному пути. Мы за это будем молиться, будем трудиться.

Самое главное – извлечь урок; посмотреть, какие ошибки были на Западе. Ведь что происходит перед тем, как случается какое-то беззаконие? Перед тем как Содом и Гоморра опустились в бездну разврата, что произошло? Они перестали молиться Богу, перестали служить истинному Господу.

Поэтому нам нужно всеми силами держаться нашей православной веры, держаться Православной Церкви и самим лично всегда просить Господа, чтобы Господь нашу страну от этой напасти избавил. Уверяю вас, если мы все, русские православные люди, будем об этом Бога просить, никакая напасть к нам не придет. А если мы не будем Господа славить и просить Его о помощи, чтобы Он нашу землю сохранил, то какая разница, от какой духовной заразы помрет организм? Если организм слабый, он все равно помрет от той или иной инфекции.

Поэтому не переживайте на этот счет, не используйте излишне свое время и внимание для того, чтобы углубляться в эту проблему. Почему? Потому, что человек ограничен в своих силах и  во времени. Используйте это время для молитвы к Господу, чтобы Он нашу землю сохранил, а заодно и западные земли от этой заразы избавил. Думаю, это будет правильно.

– Вернемся к людям, которые, по Вашему выражению, избрали самый легкий путь ко спасению. Легкий – не очень понятное слово. Всегда кажется, что дела милосердия – это какая-то каторга, невероятный труд, какое-то самоотречение. Ведь это забота о тех, кто находится просто уже за гранью нормальной жизни. Кажется, что это ужасный и тяжелый труд. Так ли это?

– Если Вам не нравится слово «легкий», давайте я скажу, что это удобный путь к спасению. Это первое. Во-вторых, совершая дела милосердия, нужно брать себе ношу по силам. Это тоже очень важный момент. Потому что исполнять дела милосердия, как и призывать имя Господне, нужно разумно.

Человек, у которого, например, есть любовь к больным детям, может пойти в дом-интернат. Например, рядом с нами находится Павловский дом-интернат, там можно приложить свою силу, проявить свою любовь. Кому-то, может быть, нравится ухаживать за стариками. Он может, конечно, взять полный уход за тем или иным человеком, а может просто к празднику принести ему подписанную открытку, подарить мандарин, прочитать стихотворение – и человек будет счастлив. То есть человек может только часть своих сил и часть своего времени посвятить доброделанию, и это уже примет Господь.

Любую нагрузку, как в спорте, так и на работе, надо брать на себя постепенно и смотреть, хватает ли на это сил, не остаются ли без внимания при этом домашние. Например, в нашем сестричестве есть четкое правило: в сестричестве может состоять женщина, только если ее благословил на это муж. Это очень важно, чтобы домашние заботы человек не забывал. В Священном Писании мы имеем указание, что тот, кто не печется о ближних своих, отрекся от веры и хуже неверного. Я не буду сильно на этом акцентировать внимание, но человек ни в коем случае не должен бросать своих прямых обязанностей, заботу о своей семье; он должен  брать на себя ровно столько, сколько в состоянии понести. Для этого есть духовник сестричества. Для этого у сестер есть возможность подменять друг друга, помогать друг другу. Все дела наши сестры творят в согласии. Они собираются раз в неделю, молятся, читают акафист (у нас сестричество в честь Марии Гатчинской), после этого решают, кто может выйти на те или иные послушания, договариваются между собой и только после этого делают эти добрые дела.

В общем, не надо бояться. Тот, кто делает добрые дела как волонтер, всегда посвящает этому ровно столько времени и сил, сколько может в этом отношении выделить. Священник, который занимается сестричеством, или старшая сестра должны иметь мудрость, чтобы такого человека не перегрузить. Потому что есть такие люди, которые не могут отказать; их просишь помочь, и они не в состоянии сказать: «Нет, я не могу, это уже выше моих сил». Очень важно это увидеть, но на то, собственно, и функция духовника.

Любое доброе дело должно быть по силам и с мудростью. Есть такая духовная премудрость: все, что сверх меры, от бесов. Даже добрые дела, которые творятся сверх меры человеческих сил, в ущерб семье человека или ближним, Господом не принимаются. Поэтому спасение в добрых делах есть, оно удобное, но оно тоже требует мудрости, рассуждения и благословения.

– То есть трудоголик нарушает заповедь.

– Конечно, трудоголик нарушает заповедь, потому что превышает свою меру, он уже не может сделать то, что хочет от него Бог. Ведь Господь хочет, чтобы мы приложили к делу ровно столько, сколько по нашим силам. И нужно просить об этом Бога. Всегда, когда начинаешь какое-то доброе дело, обязательно нужно попросить Господа: «Господи, помоги мне это сделать так, как Тебе угодно, и чтобы это принесло пользу моим ближним». А если человек своевольничает, то любые его добрые дела могут превратиться в дела недобрые. И такое часто происходит.

Конечно, когда человек занимается доброделанием, лукавый его пытается поймать. Какие на этой дорожке есть подводные камни? Прежде всего наша человеческая гордость и самость. Когда человек, совершая те или иные дела, слышит похвалу от ближних, он начинает свое сердце этой похвалой питать; когда похвалу не получает, начинает эту похвалу искать. Как правило, такие волонтеры долго при храме не задерживаются, потому что одно и то же доброе дело, совершенное много раз, как бы приедается в плане именно получения похвалы и какой-то гордости, и человек от этого дела отстраняется. А тот, кто делает что-то со смирением, не ища своего, не ища похвалы,  действительно совершает дело Божье.

Про опасность взять на себя слишком много мы уже сказали. Для этого надо всегда спрашивать своих ближних, не ущемлены ли они от того, что вы уходите на несколько часов в день (или в неделю), чтобы сделать то или иное дело. Поэтому блюдите убо, како опасно ходите. Есть такая поговорка: добрыми намерениями устлана дорога в ад. В этом отношении она верна. Если человек думает, что он делает доброе, но делает это с гордостью или сверх своих сил, доставляя при этом скорбь своим ближним, то, конечно, это доброе дело не ведет его к спасению. Вот об этом надо помнить.

– Одна из сестер милосердия сказала: один раз сделал доброе дело – и остановиться уже невозможно.

– Она имеет в виду ту сладость, которую дает Господь. Когда действительно дело сделано ради Бога и ради ближних, то единение с Господом, которое получает человек, творящий дела Божии, питает его душу, дает ему великую радость. Да, наверное, она права, я с этим соглашусь.

Вообще очень важно все выстроить разумно. На приходе, где есть волонтерские проекты, священникам нужно всегда смотреть, чтобы на все проекты хватало зданий, ресурсов, чтобы сестрам, которые оказывают помощь, тоже что-то доставалось. Потому что достоин делатель мзды своея. Поэтому при храме должен быть не только волонтер, но и тот, кто получает зарплату, если постоянно находится при храме. Допустим, если человек большую часть своего трудового дня проводит при храме, то священник обязан изыскать возможность платить ему какую-то небольшую копеечку.

Вообще, когда мы продумываем наши добрые дела, мы всегда советуемся, строим вместе планы, думаем, что дальше необходимо строить. Например, у нас появилась полноценная реабилитация и стало не хватать места для того, чтобы реализовывались наши проекты воскресной школы. Сейчас пришли новые люди, которые сказали: «Батюшка, мы хотим при храме тренироваться, воспитывать нашу молодежь». Поэтому очень важно, чтобы священник кораблем спасения руководил разумно. Дай Господь нашим батюшкам мудрости, а дорогим мирянам  всегда помнить о том, что батюшка кораблем управляет, но миряне должны ему в этом всецело помогать. Поэтому, дорогие миряне, помогайте своим батюшкам. А батюшки, видя вашу любовь и желание, всегда будут отзываться и управлять наш церковный корабль к спасению.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать