Беседы с батюшкой. Трезвая жизнь в нетрезвом мире

1 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери (г. Санкт-Петербург) протоиерей Игорь Илюшин.  

– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Трезвая жизнь в нетрезвом обществе». С этим сталкиваются очень многие люди. В особенности летом, когда окна открыты и слышны нетрезвые выходки людей, находящихся на улице. И тут ничего не помогает: ни запрет продажи спиртного после десяти часов вечера до одиннадцати утра, ни рейды, которые так или иначе проходят в общественных местах… Каким образом нам, людям, которые считают, что так жить нельзя, жить в том обществе, что мы можем смело назвать нетрезвым?

– Тема действительно серьезная, и в дни Петрова поста она особенно актуальна. Хочется сказать, что нетрезвый мир – это, прежде всего, всеобщая беда. Это всеобщая расслабленность, всеобщее искание удовольствия. Можно сказать, что практически для всего общества это является центром жизни, ориентиром. Поначалу человек трудится, зарабатывает какие-то средства, где-то учится, а в свободное время позволяет себе расслабиться. Беда – в непонимании человека, что есть истинное благо, счастье, удовольствие, поэтому он попадает в сети такого примитивного удовольствия. Беда еще и в том, что человек дезориентирован, то есть он делает ставку только на плотское удовольствие, на похоть плоти. Это такие ориентиры, которые опять же ведут мимо цели.

Приходят люди в наш храм... Недавно приходил молодой человек. Вроде бы успешный и умеет зарабатывать деньги, женат, есть ребенок. Но, попав в первоначальное искушение – похоть плоти, которое выразилось в том, что человек стал зависим от алкоголя, он уже не может остановиться. И рабство этой страсти отрицательно сказывается как на работе, так и на семейной жизни. Дошло до того, что жена чуть ли не выгоняет его из дома, хочет расторгнуть брак. Это один из примеров.

– Когда мы слышим такие истории, то понимаем, что речь идет о жесточайшем пьянстве и зависимости. Но обычно человек просто попил пивка, в воскресный вечерок пропустил рюмочку – и большинство семей даже не обращают на это внимание. Причем посмотрим фильмы или почитаем какие-то истории – это никоим образом вообще не осуждается. Наше нетрезвое общество целиком это поощряет. В особенности это было в конце 70-х годов, когда даже поощрялось столовое вино за обедом. Потом была реклама пива, которая заполонила экраны телевизоров и баннеры на улицах. Даже на футбольных матчах на бортах стадионов была реклама пива, водки и сигарет. Каким образом можно бороться с этим и говорить, что пить не надо, если везде видишь эту рекламу?

– Действительно, беда в том, что человек светский, который не ищет Бога, не знает истинной цели жизни, пропускает свое счастье. А потом получается, что такие забавы, которые кажутся легкими, превращаются в трагедию. Потому что человек постепенно начинает больше употреблять это вещество. Отсюда у нас такое огромное количество разводов. Много людей не могут сохранить семью по той причине, что привыкли угождать себе, ставят целью удовлетворение своих потребностей.

– Получается, за счет других?

– За счет других людей, если это касается брака. То есть муж за счет жены, когда думает, что жена ему должна приносить радость. «Она должна» – смысл в этом. Или это вещество должно приносить какую-то радость, наполнять эйфорией. И получается, когда это из года в год происходит, человек не видит ни в чем истинной радости.

Здесь можно вспомнить пример самих апостолов, которые были призваны Господом Иисусом Христом. Поначалу они были вообще далеки от того, о чем Он говорил. Их заинтересовало не то, что Он выступает как будущий Мессия Небесного Царства. У них было представление, что Христос – будущий Царь; значит, возможна какая-то власть в Иерусалиме, более выгодное место, чем быть просто рыбаком. Около двух лет они ходили за Христом, а Он им раскрывал именно Небесное Царство. И потом был такой момент, описанный в Евангелии, когда Господь спрашивает: «За кого вы Меня почитаете?» Петр исповедовал: «За Мессию Христа». Но они видели в Нем не Того Христа, Которого мы знаем сейчас, после Его воскресения, Которого воспевает Церковь; они видели в Нем Царя. Поэтому, когда они ходили со Христом, они рассуждали, кто сядет по правую руку от Него, а кто – по левую. Они не про Небесное Царство думали тогда, а про земное.

Когда Христос услышал от апостолов, что они Его признают как Мессию, начал им говорить, что Ему следует идти в Иерусалим и пострадать от фарисеев, книжников, быть убитым и воскреснуть на третий день. Они прослушали этот момент и все равно остались со своими целями, понятиями о будущем. То есть  хотели взять что-то для себя от той ситуации, цель у них поначалу была неправильная.

Так устроен каждый человек, он ищет своего. Но если человек идет к Богу, он постепенно начинает прислушиваться ко Христу, начинает слышать тихий голос Господа, который говорит, что нужно взять крест, отречься от своего и следовать за Ним. Куда? На Голгофу. Поэтому есть посты, воздержание от вина. Не просто так сказано: «Не упивайтесь вином, в нем есть блуд». Можно тоже пропустить эту фразу мимо, как некогда пропустили апостолы фразу Христа о том, что Ему следует идти в Иерусалим, пострадать, быть убиенным и воскреснуть на третий день. А фраза «не упивайтесь вином» означает: не берите это на себя, отрекитесь. Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, в котором мы видим постника, показал это своей жизнью. Праздник Рождества Иоанна Предтечи всегда приходится на Петров пост, и его память очень важна. Потому что он является проповедником трезвого образа жизни. Он не пил ни вина, ни сикеры…

– Даже виноград не имел права есть.

– Да, потому что древнее вино – это выжатый виноградный сок, который умели хранить долгое время. Он закупоривался в глиняные сосуды и так хранился долгое время. По прошествии какого-то времени сосуды открывали и пользовались этим вином (законсервированным виноградным соком, который не был алкогольным).

Но из-за жаркого климата содержимое того или иного сосуда начинало бродить; соответственно, это сбродившее вино считалось плохим, испорченным, непригодным для питья. (Такое же сейчас делают различными способами с помощью химических веществ, этилового спирта и прочего.) Поэтому такое вино, если оно, не дай Бог, забродило, нельзя было приносить в жертву, оно считалось испорченным.  Может быть, кто-то его и употреблял в пищу, но это считалось сикерой. И сбродившее, алкогольное вино могли давать больным людям для анестезии…

Есть притча, принадлежащая Льву Толстому. Явился бес одному монаху и предложил ему три греха на выбор: совершить убийство, совершить блуд и выпить вина. Монах посчитал, что если кого-то убьет, то это смертный грех; если впадет в блуд – тоже грех, но уже на двоих, а вино вроде бы самое безобидное. Соответственно, он выбрал третий грех, выпил вина, пошел в город, нашел какую-то женщину, впал с ней в блуд, а когда пришел ее муж, в драке его убил. Получается, все три греха он совершил. Это говорит о пагубности и опасности этого вещества, которое действительно помутняет разум, отводит благодать Божию от человека и приносит большую беду и скорбь в дом. Очень много браков распадается по этой причине.

Бывает, женщина терпит пьянство мужа. Наверное, это даже и неправильно по той причине, что брак – особое служение, в котором необходимо исполнять определенные правила. Очень важно, чтобы была радость в семье. Конечно же, истинное счастье для человека, когда есть трезвый образ жизни. Но он возможен тогда, когда человек эти ориентиры верно расставляет, когда есть в жизни Господь Иисус Христос. Соответственно, Его заповеди сразу же направляют человека к истинному благу. Человек уже стремится к духовным богатствам, духовной радости, к встрече со Христом и следует за Ним, удаляясь от всякого рода удовольствий, которые направлены только на себя самого и причиняют большую беду ближним.

– Мы редко можем назвать себя высокодуховными или глубоко верующими людьми. Хорошо, когда мы идем за разрешением своих жизненных ситуаций и вопросов, связанных с теми или иными передрягами в жизни, в церковь к священнику. Но в большинстве случаев этого не происходит. Либо мы идем к некоему психологу, который скажет: «Давайте заглянем в Ваше детство... Вот это исправим, и все у Вас будет нормально». Либо мы идем к врачу-наркологу, который нас закодирует или применит гипноз. И к этому способу прибегают многие люди. Причем никто не рассчитывает на то, что процесс общения со священником и обращение к Господу –очень действенный путь… А человеку иногда легче отказаться от Господа, подвергнуться страсти и верить в свои силы, а не в силы священника. И уж тогда, конечно, человек точно не обращается к Господу. Получается некий замкнутый круг.

– К сожалению, человек прибегает в церковь тогда, когда он уже прошел через все перечисленные Вами средства. Здесь можно даже вспомнить тот момент, когда к Господу Иисусу подошла кровоточивая женщина. Так и сказано, что она истощила все свои средства на врачей, и никто ей не мог помочь. И вот она тайно, украдкой подошла к Господу Иисусу Христу в толпе, дотронулась до края Его одежды и тут же почувствовала, что исцелилась, кровотечение прекратилось. И Господь, Который обладает всеведением, все равно задал вопрос: «Кто ко Мне прикоснулся?» Потому что необходимо было исповедание своей веры перед Господом. Женщина ответила, что это сделала она. И Господь сказал: По вере твоей да будет тебе! Современные средства, которые сейчас появились, ведут к тому, что человек хочет получить что-либо украдкой, при этом ничего не делая: не проявляя свою волю, не прилагая никаких усилий, чтобы победить свою зависимость. Поэтому человек приходит к врачу и просит, чтобы его закодировали, сделали какой-то укол.

Почему эти методы неэффективны? Потому, что они не предполагают усилия воли; человек держится только на страхе. Это подобно тому, как грабитель подходит к кассиру с пистолетом и просит выдать все деньги из кассы. От страха кассир отдаст все деньги, потому что на него наставлен пистолет. Если убрать этот угрожающий предмет, не будет никаких действий.

То же самое с кодировкой или другими методиками. Они делают человека трезвым только на определенное количество месяцев, дней; человек держится на животном страхе. Его иногда путают со страхом Божьим. Но страх Божий имеет совершенно другое действие. Страх Божий выражает благоговейное волеизъявление человека перед совершением греха – страх отпасть от благодати Божьей; это не животный страх.

Приведу пример из жития святого праведного Алексия Бортсурманского. В житии сказано, что сначала он был ленивым священником, не очень добросовестным. Однажды его вызвали причастить умирающего человека, но он отказался по причине того, что уже поздно, он не выспался, ему тяжело, далеко ехать; сказал, что приедет утром. Лег спать, но заснуть не смог, мучила совесть. Ночью встал, пошел в храм, взял запасные Святые Дары, нашел лошадь и поехал в деревню к больному. Приехал, но больной уже отошел ко Господу. Видит – над кроватью стоит ангел Божий со Святыми Дарами. Ангел на него взглянул – и тут батюшку осенил благоговейный страх Божий. Он понял, что должен был сам исполнить волю Божью, сделать это доброе дело, выполнить свою обязанность; а он этого не сделал, не успел из-за греха лени. Он переродился в тот момент; и уже потом никогда в жизни не отказывался ни от каких треб, старался все выполнить вовремя.

Это страх Божий. Не страх того, что Бог накажет и покарает, а страх лишиться участия в этом великом таинстве, страх потерять возможность быть сопричастным Царствию Небесному, ангельскому небесному миру. К святому праведному Алексию Бортсурманскому и сейчас обращается множество людей, и по его молитвам они получают исцеление. Это наш небесный заступник перед Богом. Недаром сам преподобный Серафим Саровский по прозорливости своей называл его «светильником, возженным перед Престолом Божиим».

Методики манипулирования, внушения, кодирования – это все воздействие на психику человека. Но Бог призывает к трезвению; Бог всегда, если так можно выразиться, за трезвый образ жизни. Потому что трезвение – это бдение души, при котором сознание никогда не затуманено, ни при каких обстоятельствах.

Какое мы знаем самое величайшее в мире Божественное посещение? Это Благовещение. Оно хорошо описано в Евангелии, когда Божия Матерь сподобилась явления Архангела Гавриила, который возвестил благую весть: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Божья Матерь, будучи в полном трезвении (это не было каким-то исступлением, помутнением), в полном сознании, задала вопрос: «А как это будет, когда я мужа не знаю?» Он Ей ответил: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Она приняла этот глагол и сохраняла в сердце Своем эти великие Божественные тайны. Никакого зомбирования, кодирования, манипулирования: человек задал вопрос и получил ответ на него.

Преподобный Серафим Саровский, когда был еще дьяконом, во время службы (в момент перед молитвой «Трисвятое») взглянул на купол храма и увидел там сонм ангелов и Господа Иисуса Христа. Он застыл в оцепенении и не мог дальше продолжать службу. Это не было исступлением, а было благоговейным впечатлением от явления Господа; от этого благоговения он не мог дальше служить. Его завели в алтарь, где до принятия Христовых Таин он стоял в благоговейном оцепенении и страхе Божьем от того, что сподобился этого чудного видения. Из жития Серафима Саровского мы знаем, что он еще многократно видел Божью Матерь. 

Когда мы говорим о кодировании, то там человека, как правило, приводят, он идет туда не сам. Человек лишь дает согласие, чтобы с ним провели манипуляцию, то есть закодировали. По сути, он дает согласие на обман, который с ним происходит. Потом эти люди приходят в храм и говорят: «Вы знаете, у меня заканчивается кодирование, я боюсь, помолитесь». Я и наш трезвеннический отдел (это наша специфика) стараемся помочь человеку именно в том, чтобы он сам пришел в храм и дал обет трезвости. Здесь присутствует свобода выбора и воли человека; человек делает поступок, шаг; избавляется от животного страха и приобретает страх Божий, который является благоговейной силою, основанной на любви к Господу. Сказано, что в любви страха нет. А в кодировании и подобных других средствах (которые, кстати, предлагаются за большие суммы) присутствует только страх, там нет любви. Поэтому человек срывается.

– Бывает очень тяжелая степень алкоголизма, когда невозможно принятие собственного решения. В этом случае возможно ли вмешательство врачей, чтобы человек просто пришел в себя и появилась возможность самому принять какое-то решение?

– Это необходимо делать даже когда не очень сильная степень алкоголизма. Все равно надо чистить кровь, проходить медицинские процедуры, которые избавляют от засевших ядов. Потому что этиловый спирт имеет свойство закрепляться в подкожном жировом слое организма, он накапливается в клетках, в результате чего и возникает зависимость. В тот момент, когда человек уже вроде бы протрезвел и начинает двигаться, спирт снова попадает в кровь. И у человека снова появляется желание выпить. Этот момент надо выдержать, чтобы все вышло из подкожного слоя через кровь, все это промыть. Этим и занимаются медики.

Но беда в том, что, добавляя алкоголь, человек все больше и больше загружает себя этими веществами; и чем больше, тем хуже. Возникает не просто зависимость, а экологическая катастрофа для организма. Это можно сравнить с сильным кислотным дождем для природы.

Первый удар получает, конечно, мозг. Мозг – нежное вещество, он состоит из множества микроклеток, а алкоголь является сильным растворителем этих клеток. Головокружение, которое испытывает человек от принятия даже малых доз алкоголя (например, пива), – признак отмирания этих клеток. Организм сигнализирует; человек теряет координацию в движениях, в пространстве. Затем алкоголь полностью захватывает человека, не только физически – начинает страдать душа, дух. «Спиритус» с латинского языка переводится как «дух». Только какой дух? Мы молимся о ниспослании Святого Духа, а нам дается дух злой, бесовский. Мы берем суррогат, не истинную цель, а ложную, которую нам подкидывает дьявол.

Кто пьет алкоголь, особенно крепкий, часто умирает от сердечных приступов. Кровь состоит из эритроцитов, это маленькие тельца, покрытые нежной оболочкой. Спирт, попадая в кровь, их слепляет; наружная оболочка телец становится липкой, в результате чего они слипаются в большие комки; прикрепляются к кровеносным сосудам, это будущие тромбы. Чем это заканчивается, – мы знаем.

Очень страдает печень; она начинает работать в запредельном режиме; покрывается слизистой оболочкой, через которую ничего не проходит; у человека начинается цирроз. Тяжело смотреть на молодых ребят, которые попали под это; думают, что еще молодой, вся жизнь впереди, ничего не подействует, здоровье хоть куда. А обнаруживается  уже цирроз печени.

Помню паренька, двадцать лет; осознал, что попал в беду; но в больнице уже помочь не смогли. Покаялся, слава Богу; Царствия Небесного!

– Вы хорошо заканчиваете беседу. Если не помнить о Царствии Небесном, тогда будем думать о количестве выпитого алкоголя и мнимых удовольствиях.

– Благослови Господь всех на трезвую жизнь, особенно сейчас, этим постом. Всем помощи Божией!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать