Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой. 14 ноября 2023

14 ноября 2023 г.

В студии священник Владислав Береговой, руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии.

– У нас очень много вопросов. Недавно один мой знакомый, который сейчас воюет, рассказал, что потерял товарища. Я ему написал: «Вечная память. Господи, помилуй». Даже как-то помолился за его друга, а он пишет мне такую фразу: «Пусть эль ему в Вальхалле течет рекой». Я понимаю, что у него сейчас смешанные чувства, потерял товарища на войне, и не стал его ничему учить. Но эта фраза меня очень сильно покоробила. Какой эль? Какая Вальхалла? Мы же православные, ездили, причащали его. Какая-то романтика скандинавской мифологии…

– Романтика язычества.

– Романтика языческого образа воинов, этих скандинавских викингов, таких мужественных... Как будто у нас нет других…

– Русское язычество дохристианской эпохи совершенно неизведанное и непонятное. Ведь только с середины XXвека стали появляться какие-то реконструкции, представляющие, каким оно могло быть.

В отличие от русского скандинавское язычество очень хорошо развито. Оно всем известно, постоянно популяризируется. Маленькие дети, посмотрев американские фильмы, уже прекрасно знают, кто Асгард, кто Тор. В целом эта тема настолько популяризирована, что, к сожалению, стала частью нашей культуры. Это так называемая мягкая сила, которой мы поддались. Практически никто из детей, если с ними об этом не говорить, не знает, что Илья Муромец не просто былинный герой, а преподобный Киево-Печерский, чьи мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Надеюсь, раскольники их никуда не увезут и ничего плохого с ними не сделают. Дети слушают, удивляются. А спроси их про кого-нибудь из героев вселенной Marvel – конечно, всех прекрасно знают, и кто такой Рагнарек…

Давайте поговорим об Ослябе и Пересвете.

– Скажут, что это тоже скандинавские боги. Знает ли о них кто-нибудь в пятом классе? Может быть, это наша недоработка. Может быть, просто усердная работа наших бывших западных партнеров. Но тем не менее это стало не столько частью мировоззрения, сколько частью нашей повседневной жизни. Эти герои известны, они понятны. Тем более последние несколько лет, когда наша страна стала мыслить в рамках военных действий, так или иначе популяризируется все то, что связано с войной: естественно, это викинги, древние боги и так далее. Мы знаем, что и на войне это тоже достаточно популярная тема. И требовать от людей, которые не обладают христианским мировоззрением, чтобы они не говорили тех или иных вещей, наверное, тоже не стоит. Ну, сказали и сказали.

Мусульманин прославил бы Аллаха, мы бы не удивлялись. Зороастриец сказал бы: «Пусть Заратустра примет в свои обители». А когда христианин говорит про Вальхаллу, это странно. Но если этот христианин из тех, что был крещен в детстве, но совершенно не обладает христианским мировоззрением, то что с него взять? Сказал и сказал.

Действительно, популярность язычества в любой форме совершенно неприемлема и опасна. Ведь, зародившись, христианство объявило непримиримую войну язычеству. Это видно из Книги Деяний, из истории Церкви, из посланий апостола Павла. Христианство столкнулось с язычеством не на жизнь, а на смерть. Эта религия вполне себе могла занять место в пантеоне других религий побежденных народов. Но для христианства нет иного Бога, кроме Троицы, и никакого компромисса здесь быть не может. Нельзя верить во Христа, причащаться и при этом императора считать за бога, поклоняться ему. Потому христианство сразу же стало запрещенной религией. Ведь если христиане не поклоняются императору как богу, значит, они государственные преступники. Хотя, казалось бы: причащайся, молись, верь в своего Христа.

– Принеси жертву и иди с богом. Делай что хочешь.

– Но почему-то для христианина это оказалось совершенно непримиримым. Как говорит Тертуллиан, мученики первых веков – это семя христиан. Мы видим, как в России после гонений 20, 30, 40-х годов Церковь стала чище, лучше, вспомнила о своем настоящем предназначении. Иногда это бывает полезно. Конечно, хорошо это говорить, сидя в удобном кресле и не боясь.

– Хотя где-то кто-то сейчас терпит за Христа.

– Да, и на Востоке, и на Украине. Казалось бы, одна из самых христианских стран мира, а гонят каноническую Церковь. Один депутат вчера даже высказался с трибуны (наверное, один из пятнадцати, кто не голосовал за законопроект, запрещающий Украинскую Православную Церковь): «Друзья, ведь вы все крещены в этой Церкви. Вы уверены, что без последствий можно проголосовать за запрет Церкви, в которой вас крестили? Уверены, что Бог это простит?» Духовно чуткие люди, находящиеся по ту сторону баррикад, говорят: «Вы что творите?»

В каком-то смысле нам это на руку, потому что Бог не прощает тех, кто гонит Церковь. Это действительно хула против Духа Святого, то есть человек становится сознательным богоборцем. Не нечаянным, не стихийным, а сознательным. Он грешит против Духа Святого, сознательно борется с канонической Церковью. Он знает, что она каноническая, и потому с ней борется, потому что не должно там быть настоящей Церкви, только карманная, максимально политизированная, обслуживающая интересы государства. Не может не быть оставлен Богом тот народ, который гонит Христа. Те, кто понимает эти взаимосвязи, говорят: «Слушайте, мы же так никогда не победим. Посмотрите, когда у нас на фронте стало все плохо? Когда начались гонения на Украинскую Церковь».

У нас тоже многие сторонятся Христа, сторонятся веры. Но, слава Богу, начинает доходить. Один батюшка, который окормляет госпиталь в Луганске, говорит, что там практически нет неверующих. Просто нет. Если в окопах еще могут быть неверующие, то раненые, сохранившие свою жизнь, все верующие. У каждого есть своя история, почему Господь его спас.

– Я сам слышал такие истории.

– Да, приходишь поговорить с солдатами: кто верующий, кто неверующий, кто-то даже причастится, исповедуется, кто-то отойдет в сторону. А в больнице: «Батюшка, послушайте, я Вам расскажу, как меня Господь спас». У каждого есть своя история спасения. Человек видит в этом Промысл Божий. За кого-то бабушка молиться стала, кто-то сам помолился, кто-то носит с собой икону или поясок, еще что-нибудь. Говорит: «Девять умерли, а я один живой. И я же знаю мировоззрение ребят: никто не христианин. Один я молился». Истории разные, у каждого своя. Это важно.

Слышал мнение одного воина, командира. Он говорит, что отвага и смирение самые важные добродетели. Если ты горд, если бахвалишься своей силой, умением, снаряжением, удачей и не имеешь некоторых нравственных тормозов, то долго не проживешь. Должно быть настоящее, смиренное отношение к военным действиям и к себе.

Что такое смирение? Некоторое умаление себя ради Христа, не приписывание лишь себе тех положительных заслуг, которые есть в твоем боевом опыте, настоящее соблюдение заповедей и принятие с миром тех обстоятельств жизни, в которых ты сейчас оказался. Это гармония с самим собой, людьми и Богом. И тот, кто смирен, сохранит свою жизнь.

Все войны сначала выигрывают на небесах, выигрывают в сердце, как писал Достоевский. Это то пространство, где Бог борется с дьяволом. И уже потом с помощью оружия, разведки, самолетов, ракет и так далее. То есть у каждой войны есть религиозное измерение. Я сейчас не о том, что надо сакрализировать военные действия: мы за хорошее, они за плохое, с нами Бог, а значит, противник должен быть уничтожен. Нет. 

– Иногда хочется так думать.

– Это очень опасный путь.

– Тогда не будет смирения.

– Не будет правды, не будет смирения. Любая попытка объявить себя богоизбранным приводит к тому, что другой человек перестает мыслиться как человек. Это априори богопротивник, вне зависимости от того, что собой представляет как личность.

Христианским войнам свойственна некоторая гуманность в отличие от восточных. Мы выросли в христианской культуре. И не так важно, атеист ты, агностик или представитель другой религии: живя в России, ты не можешь не быть внутри христианской культуры. Ты слышал и про Достоевского, и Чехова, и Льва Толстого или читал их и вообще хорошую русскую классическую литературу, в которой ценится человек. Мы помним, что каким бы ни был твой противник, он тоже создан по образу Божьему, поэтому не может быть пыток, издевательств, негуманного отношения. Воин против воина. Никакой мести. В плен попал – ну, замечательно. Пришлось убить – что поделать, это война.

Конечно, всегда в сердце воина остается отпечаток всего того, что он видел и делал. Не зря святой Василий Великий рекомендовал какое-то время не причащать защитников Отечества и героев. Хотя это правило никогда не было задействовано в церковной истории. Наоборот, на войне причащаются ежедневно.

– Видимо, это уже после окончания войны. Когда напряжение спадает, начинают вылезать мысли, и человек в этот момент теряется. Хотя и тут я бы поспорил. Мы же причащаемся, чтобы укреплять свои духовные силы.

Я бы даже чуть-чуть возвысил эту историю, потому что Причастие нельзя рассматривать как средство. Это цель. Собственно, причащаясь, мы и являемся христианами. То есть апофеоз нашей жизни и реализация нас как христиан – это именно Причастие. А нам кажется, и нам часто говорят об обратном, что как бы наша цель – это спасение, а исповедь, Причастие, добрые дела, молитва, жизнь по заповедям – это те средства, которые помогают его достичь. Но Господь уже спас нас, и причащение Тела и Крови Христовых – это залог жизни будущего века, это цель, а все остальное – добрые дела, милостыня, личная аскеза – это то, что подводит к Причастию, то, в чем мы пытаемся быть похожими на Того, Кого сейчас приобщаемся.

Поэтому очень важно причащающимся не просто прочитать каноны, поститься три денечка и быть на вечерней службе, но в эти дни читать Евангелие, чтобы каждый день образ Христа, Его человеческая природа отпечатывались в сознании и сердце, чтобы каждый раз, когда будешь принимать то или иное решение, ты мог ответить себе на вопрос: «А живет ли во мне Христос? Он бы так поступил или нет?» 

Причастие – это, с одной стороны, как раз тот рентген, который просвечивает нашу душу, а с другой стороны, оно делает нас едиными со Христом. То есть это то Царство Божие, которое уже пришло. Не то, которое вдруг, внезапно и нечаянно придет после смерти, ждешь этого или не ждешь, а уже реализация пришествия Царства Божия в твою жизнь в силе и славе.

– Время дает нам столько поводов задуматься еще о тех правилах Василия Великого... Столько столетий прошло, а все это актуально, переживается и сейчас, приобретает новые окраски... Люди, кстати, изменились. Война сейчас жестокая, на человека гораздо больше психически воздействуют эти взрывы, звуки. Все очень по-другому теперь. Людям стало еще сложнее.

– Мы больше знаем об этом, находясь в миру. Раньше, конечно, жадно смотрели передовые полосы газет, что же там пишут. Информации было мало. А сейчас за сутки можно столько прочитать, посмотреть этих ужасов войны и впустить их в свой дом...

– Пустить в свой дом… Действительно, война пришла.

– Мозги плавятся.

– Очень близко все стало. Я приведу один пример. Знакомые ребята стояли на позициях, и к ним пришла пара крутых снайперов. Они работали прямо рядом и слышали такую фразу: «Сейчас не стреляй, он перекрестился. Пусть бежит».

– Как интересно…

– То есть они увидели украинского солдата, который в этот момент перекрестился. Они его отпустили, хотя он был на мушке.

– Интересно, а с той стороны кто-то может так поступить?

– И с той стороны, наверно, тоже так поступают.

– Если так, то действительно происходит реализация слов Святейшего Патриарха Кирилла. Он вчера выступал на фестивале «Вера и слово», говорил о братстве и единстве наших народов, подчеркивал, что мы родные друг другу. И он не смог ответить на вопрос, сможем ли мы снова осознать это, особенно с той стороны, сложить оружие, обняться и вспомнить, что мы вышли из единой купели крещения, одним миром мазаны, как говорится.

– У нас общие герои, общие святые.

– У нас общая история. Мы братья друг другу. Мы единокровные… Патриарх болезнует, и вся Церковь молится о восстановлении порушенного единства, о мире на землях Святой Руси.

– Спускаемся в наши дела.

– В бытовую плоскость.

– Для кого-то это очень важно, раз нам шлют такие вопросы. Нашему телезрителю сказали купить школьную форму, на которой изображен дракон. Его это смущает. Можно ли носить изображения с драконами, всякими чудовищами и так далее?

– Это вопрос личного вкуса и пристрастия. Боже, упаси считать каждого дракона ипостасью сатаны, изолированным представителем мира зла…

– Это всё сказки.

– Драконы были всегда и везде, во всех сказках, во всех культурах.

– А сейчас они существуют?

– Уже только воплощаемые в людях. Да, наверное, нашим зрителям стоит пересмотреть замечательный фильм «Как убить дракона». Мне кажется, мы живем в ту эпоху, когда надо его пересматривать, смотреть с детьми, показывать внукам. Это очень важный фильм. Не только лишь Церковь говорит о правильных вещах. Очень многое можно говорить через язык культуры, театра, кинематографа.

Драконы живут в наших сердцах, иногда драконы – это мы. И часто (обобщим) какой-нибудь офисный клерк, маленькая серенькая мышка, превращается в дракона на поле битвы и иногда испепеляет и других, и себя. Так что не переживайте, если там не изображена ведьма какая-нибудь, конкретный черт, дьявол… Я уверен, что никакая школа до такого не дойдет. А дракошка… Что мы, не смотрели мультики про дракошку? Не всякий дракон, которого побеждает Георгий Победоносец, является символом дьявола. Не переживайте.

– «Уважаемый батюшка, у меня в семье проблема. Я спасаю человека от смертного греха (суицида). Это все происходит в переписке. И этот человек женщина. Жена увидела, что я пишу женщине, устроила скандал. Но вообще ни в сердце, ни в душе не было порочной мысли. Я врач. Но столкнулся с ревностью своей жены в этой ситуации».

– Да, бывает и такое. Почему он дал такой повод? Или, правильно сказать, почему она ищет повод в любой переписке? Как иногда матушек спрашивают: «Матушка, вы не ревнуете мужа, который общается с подписчицами?» Причем спрашивают вполне серьезно, как будто думают, что это нормально. Считают, что если муж переписывается с женщиной (не важно, какого возраста, с какой целью), уже изменил. «Какое ты право имеешь? Нельзя так! Это запрет!» Реально так считают.

Матушка даже сама возмутилась: «Слушайте, он священник, он общается с подписчиками, с прихожанами. С какой стати я должна ревновать?» Люди удивляются: «А что, так можно было?» Для меня тоже некоторое удивление: оказывается, есть люди очень ревнивые. Надо просто с этим работать: надо принять, что твой муж, во-первых, не твоя собственность, не твоя домашняя болонка. Он имеет право общаться по любому поводу с любыми женщинами, может даже сделать комплимент, потому что как же не похвалить женщину за красивый вид, красивое платье, красивые туфли?! Она же старалась, часами что-то рисовала, прическу укладывала, огромные деньги вкладывала. И ей действительно приятно, если ее похвалят. Особенно когда есть за что похвалить. Это нормально.

Ненормально флиртовать, переходить какие-то границы допустимого, делать комплименты с сексуальным подтекстом (пусть это даже на уровне комплимента, не более того). Конечно, здесь нельзя манипулировать и давать повод ищущим повода. Поэтому, наверное, надо поработать жене с каким-нибудь хорошим семейным психологом и эту тему закрыть.

– А можно посоветовать мужу, если он действительно хочет человеку помочь, не афишировать это, не давать как раз этого повода?

– Для меня тоже было когда-то большим удивлением, что некоторые женщины убеждены, что они имеют право просматривать переписку мужа. Для моей матушки это тоже совершенно немыслимо. И вообще любому человеку должно быть понятно, что это неправильно.

– Есть личное пространство.

– Конечно, только с разрешения мужа или жены можно просматривать телефон. А вот такие ревнивицы (или ревнивцы) убеждены, что нет: «Я должна смотреть, что он там пишет». Чтобы что? Такая неуместная ревность, доведенная до точки кипения, хорошо показана в прекрасной пьесе Шекспира «Зимняя сказка». Рекомендую нашим подписчикам и зрителям почитать (или посмотреть). Лучше почитать, конечно, до чего доводит ревность. Так вот, в нашей бытовой плоскости она может привести к разводу. Потому что, во-первых, это проявление огромного недоверия к своей второй половинке. И, во-вторых, это страшно обидно. То есть ты ревнуешь, ты думаешь, что я на такое способен: «Как ты могла о таком вообще подумать?» Это страшно обижает и раздражает.

Но когда даже после первого разговора на эту тему ревность продолжается день, другой, месяц, год, то вторая половинка может сказать в конечном итоге: «Если ты считаешь, что я на это способен, то я тогда пошел. Раз ты зря подозреваешь, зачем тебе страдать? Подозревай по-настоящему». Это напрягает и мужей, и жен. Особенно мужей. Поэтому если сильно ревнуете, хотя бы не показывайте этого, потому что это проявление недоверия.

– Наверное, в этот момент как-то нужно себя перебороть. Может, провести время вместе, больше эмоций каких-то положительных получить. Может быть, твой любимый, твоя вторая половинка раскроется, и ты увидишь: ну как он может изменять?

– Конечно же. Есть целые методички. Поработать надо.

– Просто ревность может сожрать изнутри, а на самом деле ничего и не было.

– Да.

– «В Библии нигде не сказано об отмене субботы, которую Бог установил соблюдать».

– Нигде. А мы отменили, что ли? Мы не отменили. Для нас это важный день – суббота, шаббат. Буквально на русский переводится как «день покоя». И мы по субботам молимся о наших покойниках, тех, кто упокоился. Служатся литургии заупокойные, служатся панихиды. Во всех храмах нашей епархии по субботам обязательно служатся какие-нибудь богослужения.

Особенно ярко проявляется почитание Церковью субботы в дни Великого поста. В первые пять будничных дней недели у нас особые богослужения, черные, фиолетовые облачения. Мы не служим литургию, служим только литургию Преждеосвященных Даров. Делаем множество поклонов, есть другие мотивы песнопений. В субботу и воскресенье все меняется. Не только в воскресенье, но и в субботу служится полноценная литургия, меняется облачение на золотое, меняются тексты и мотивы песнопений. Мы чтим субботний день так же, как и воскресный.

Просто мы к заповеди о почитании субботнего дня добавили еще и день воскресный. То есть мы и воскресный день чтим не меньше, чем субботний, поскольку в него, во едину от суббот, воскрес Христос. Для нас это не столько седьмой день, сколько восьмой. Седьмым у нас считается суббота, а воскресенье – восьмой день (восьмерка – символ бесконечности). Это день будущего века, в который служится литургия, который соединяет земное летоисчисление с небесным – мир тварный, материальный, с миром духовным, невидимым.

Есть предание, что именно в воскресный день придет Господь судить мир. И, заметьте, Он являлся ученикам в течение сорока дней после Своего воскресения именно в воскресный день. Когда собирались ученики по воскресным дням, Он к ним приходил. Но никто не отменял никогда почитание субботы. Аминь.

– Суть в том, что у нас все равно особое отношение к каждому дню. А если жить литургической жизнью в монастыре или каком-то городском приходе, где каждый день службы утром, днем и вечером, можно вообще весь Ветхий Завет, Псалтирь прослушать как минимум за неделю.

– Мы каждый день недели посвящаем тем или иным событиям. В понедельник мы чтим бесплотные Силы Небесные, во вторник чтим Иоанна Крестителя, в среду – день предательства Спасителя, чтим Крест Господень. В четверг – день памяти святых апостолов, день святого Николая Чудотворца. Пятница – день распятия Спасителя, мы чтим Крест Господень. В субботу поминаем всех от века почивших православных христиан и особенно мучеников и исповедников. И в воскресенье – день Пасхи, малая Пасха.

– И это все отображается в Октоихе. Если служба простая, во вторник или четверг вечером поются стихирки. «И ныне» поется, «Богородичен», согласно Уставу. Некоторые тексты совпадают с теми, которые мы слышим Великим постом. Ровно те же самые тексты.

– Самое интересное, что это и прослеживается в Последовании ко Причащению. Просто мы обычно читаем из обычного молитвослова. Там три канона, они всегда одни и те же. А на самом деле, в зависимости от того, в какойдень ты причащаешься, читают совсем другие каноны. Если причащаешься в понедельник, то должен читать канон ангелу-хранителю. А если во вторник – уже Иоанну Предтече, а если в четверг – святителю Николаю.  

– Еще одно молитвенное правило нашим телезрителям.

– На самом деле вообще чтение канона необязательно. Если был на вечернем богослужении сегодняшнего дня, ты их слышал – они читались на клиросе. И на воскресный день, и прославляемому святому.

– Батюшка, так как Вы любите очень творчество, кинематограф, читаете много, такой вопрос от телезрителя: «Как Вы относитесь к роману „Мастер и Маргаритаˮ Булгакова?»

Дважды читал. В первый раз по школьной программе – не зашло. Лет через 10 решил еще раз прочитать (может, был мал и не понял) – еще больше не зашло. Во-первых, мистический роман, причем мистика нехорошая. Конечно, не Стивен Кинг, но все равно рядом: бал сатаны и все такое. Главный герой – клейма некуда ставить. Совершенно все унылое, грустное, депрессивное. Есть у Ирины Гончаренко хорошая статья на эту тему, я сейчас, наверное, не вспомню, как она называется. По сути, тот образ Христа, который там показан, это взгляд сатаны на Христа. Реально «пилатовы» главы – евангелие от сатаны, где он видел во Христе странствующего философа, удрученного, которого не поняли ученики и общество, и не более того. Вот этого странствующего философа,причем праведника, он убил руками книжников, фарисеев и саддукеев. А Кого получил? Получил Самого Бога. То есть сатана не видит Бога во Христе из Назарета, в Иисусе. И Булгаков не видит. И булгаковский мастер не видит. Поэтому это так себе произведение. В общем-то, недописанное с точки зрения каких-то нравственных ценностей и библейского откровения. Поэтому, на мой взгляд, нечего смотреть и нечего постоянно эту тему мусолить и считать это величайшим произведением литературы.

У Булгакова лучше почитать другие замечательные вещи. Ту же «Белую гвардию», в конце концов.

– И в Киеве сейчас это предают забвению.

– Да, сначала носились с этим: «Вот музей Булгакова на Андреевском спуске, это – наше все». А теперь потихонечку от этого отходят.

– То есть все-таки прочитали?

– Да. Все в «Белой гвардии» написано про киевлян, украинскую власть – все снова реализовалось. В 2014 году его стали недолюбливать.

– Ну, Бог с этим уже, все потом встанет на свои места.

«Один священник рассказывал о приходах Русской Православной Церкви в Африке, в Таиланде... Литургии там проводятся на языке этих народов. У нас на церковнославянском языке. Я службу понимаю, но когда только пришел в храм, ничего не понимал. Многие люди заходят в храм, ничего не понимают и уходят. Почему в наших храмах не совершается служба на современном русском языке?»

– Это некоторый миф. Мы же постоянно устраиваем себе некое мифотворчество и живем в границах собственных иллюзий. Ты приходишь в храм, там непонятно что диакон бормочет, но совершенно понятно, когда клирос поет неоднократно «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». Что тут непонятного? Хорошо, давайте переведем Херувимскую песнь, допустим, на русский. Как не понимал по-церковнославянски, так не поймешь и по-русски, потому что распевается длинно и монотонно. Там одна буква «и» или одно слово будет распеваться минут пять, пока батюшка всех не помянет еще раз, кого не помянул на Великом входе, пока другие батюшки (если владыка служит) крест не поцелуют... Это все очень долго. И хор будет распевать одни и те же слова по нескольку раз. Если не держишь текст перед собой, не поймешь, что будут петь. То есть надо действительно знать текст. А если уже стоишь с книжкой, то, я вас уверяю, церковнославянский текст ровно так же будет понятен твоему сознанию, как и русский. Причем начни сейчас переводить богослужение, это только оттолкнет людей, потому что уже и Ватикан пошел по этому пути, да и обновленцы наши пошли по тому же пути. Что, храмы наполнились? Нет. Храмы раскольнической ПЦУ на Украине наполнены людьми? Нет. Два-три человека в той же лавре.

– Я просто понимаю украинский язык, это забавно звучит, когда обычный бытовой язык приходит туда. Церковнославянский понятный нам текст.

– Вот классика: «Отверзу уста моя, и наполнятся все Духа». В принципе, понятно. А «открою свой рот и наполнюсь Духа» – по-русски непонятно, какого же Духа. По-церковнославянски должно быть толкование некоторое, все-таки этим текстам полторы тысячи лет как минимум. То есть и русский надо будет переводить на русский.

– Какие-то фразы священники переводят, например: «и любы Бога». Батюшка говорит: «И любовь Бога». Понятно вроде, не страшно. Есть какие-то адекватные истории.

– Реально месяц берешь на литургию книжечку с чинопоследованием литургии (она же всегда одинаковая, меняется только апостольское чтение, евангельское, тропари дня) и по ней следишь. Два-три раза постоял – уже все понял. Если еще комментарии есть в этой брошюрке, как эти слова переводятся, – отлично. Ну, не глупые же люди в храмах, и ты не глупый человек. Быстро запомнишь, быстро поймешь, и тебе будет приятно и сладко. Все-таки русский язык вышел из церковнославянского, там очень мало слов, которые будут непонятны. Чтение на клиросе на каком языке бы ни читалось, если читают невнятно, если дикция плохая, если голос нечеткий, гнусавый или, наоборот, слишком басистый – тоже неправильно.

– А если голосистые красуются еще?

– Тоже это раздражает людей. У меня на клиросе разные люди бывали, вот нет певца или чтеца, который бы хоть кого-нибудь да не раздражал: этот слишком елейный, этот слишком оперный, этот слишком тихий, этот слишком громкий.

– Этот не молитвенный.

– Да. И, в общем-то, непонятно. Хоть сказать: «Вот вам диски разных литургий, разных хоров, выберите себе – поставим».

– И зарплату тоже платите сами.

– Да-да. Поэтому берешь книжечку – читаешь, ближе к клиросу стоишь – уже понятно, а сам начинаешь читать на клиросе, тогда уже и вся служба практически тебе понятна. Я когда стал воцерковляться, столкнулся с той же проблемой, что и наш зритель, и понял, что два часа стоять и ничего не понимать тяжело. Стал учиться читать, стал ездить в сельский храм за десятки километров от города, где такой простой парень мог получить право в этом бабушкинском приходе просто взять и почитать шестопсалмие, каноны, стихиры. И было здорово, эти четыре часа пролетали быстро. Хорошая молитва получалась. Сознательная. То есть я не ждал, когда же все закончится, а мне было как участнику и соучастнику интересно.

 

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать