Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 18 марта 2024

18 марта 2024 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве священник Владимир Тоготин.

Казалось бы, в храмах уже везде черный цвет, погашен свет, звучат постовые напевы, все как–то непразднично. Однако, несмотря на это, принято поздравлять друг друга. Конечно, мы еще поговорим об этом, почему Великий пост для нас, наверное, тоже праздник.

Буквально только что в храмах закончилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вот с этого хотелось бы начать, поговорить об этом в первую очередь. На первой неделе Великого поста в течение четырех дней подряд читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Что это за произведение и почему оно читается именно в первые дни Великого поста?    

  Это замечательное произведение нашего любимого святого, преподобного Андрея Критского. Оно наполнено покаянием, рыданием, плачем о своих грехах. Надо сказать, что люди очень любят эту службу. Необходимо посещение всех этих служб. Преподобный Андрей изливает все свое сердце в покаянии. Ведь что такое покаяние? Это, конечно, очищение души. Наше сердце пачкается, как и все мы (наши руки, ноги, лицо) от грязи, но сердце пачкается от греховной грязи. Когда мы присутствуем на этом каноне, даже просто слушаем этот канон, то его такие потрясающие, умилительные слова нас очищают. Эти слова очищают наше сердце и наполняют душу покаянием.

Покаяние – это великое таинство, великая тайна, которую человек не может постичь. Мы все привыкли к юридизмам. Здесь же потрясающая тайна! Господь говорит: «Приди ко Мне, сыне, дай мне сердце твое!» И достаточно просто открыть сердце и излить покаяние, и Господь прощает, человек после канона уходит совершенно другой, как будто бы он принял какой-то волшебный духовный душ, а вместе с телом омылась и душа.

Господь дал нам такое потрясающее духовное произведение, которое мы слушаем один раз в году, через преподобного Андрея Критского. Понедельник, вторник, среду, четверг на первой неделе поста пропускать нельзя. Нужно отрывать себя от дел. Например, люди рассказывают, что они отпрашиваются с работы, кто-то даже на эти великие дни, которые называются чистыми, берет отпуск.

У нас есть традиционное разделение, когда на Пасху мы называем дни светлыми... На Страстной седмице – великими днями: Страстной понедельник, Страстной четверг... А на этой неделе начались чистые дни: Чистый понедельник, Чистый вторник... Потому что мы таинственно очищаем свою душу с помощью милости Божией, которая нам дается даром. Но для того, чтобы получить дар, надо открыть сердце. Есть озлобленные, закрытые сердцем люди. Например, преподносишь человеку подарок, а он просто по гордости отказывается. Точно так же и Господь дает нам даром такие великие вещи, а мы порой отказываемся от них.

Слава Богу, что сейчас читаются вот такие каноны, очень важные для нашего спасения, очищения и духовного подкрепления. Несмотря на то, что канон наполнен плачем (там очень много слов про плач, рыдание), тем не менее эти слезы не пессимистичные, не грустные, а умилительные. Человек плачет о грехах, но в конце туннеля идет свет. Человек знает, что, конечно, Господь простит его, все эти молитвы покаяния приведут его к свету, очищению и Самому Христу.

Я именно так воспринимаю этот Канон Андрея Критского, очень его люблю. Эти четыре вечера, наверное, доминанта начала поста. Для тех, кто болеет, можно послушать канон в записи или в трансляции по телевидению. Но если есть хотя бы малая возможность оторвать себя от болезни (кровати, дивана), то лучше, конечно, идти в храм, потому что мы знаем из Евангелия, что где двое или трое собраны во имя Господа, Он посреди них.

Конечно, в храме молится совершенно по-другому, не как дома. Там молитва во много-много раз увеличивается, и Господь ее слышит, потому что Он любит, когда мы молимся вместе. Когда мы стараемся друг друга любить, терпеть что-то. Господь, видя это, дает нам огромные дары. Мы получаем чудеса за те покаянные молитвы, которые мы приносим в храме, в данном случае на замечательном Каноне преподобного отца Андрея Критского. 

Мы уже прослушали одну часть, три части еще впереди. Какие основные темы в этом каноне? Может быть, мы уже слышали и еще услышим о каких-то героях, повествованиях в этом каноне?

  Конечно, главная тема покаянная. Она проходит как лейтмотив через весь канон. Затрагиваются также и остальные темы. Это темы грехопадения, Адама, святых ветхозаветных праотцев. Почему творец канона, преподобный Андрей Критский, затрагивает все эти темы? Потому, что для нас это прекрасный опыт. Мы не можем жить на пустом месте, без традиций. Почему мы учим историю, изучаем Священное Писание? Потому что это опыт других людей, которые уже прошли путь, как бы споткнулись о камешки на этом пути, упали, потом поднялись, пошли дальше. Нам Господь говорит: «Человек, лишний раз не валяйся в грязи, посмотри на опыт ветхозаветных героев, святых праотцев!» Они были тоже простыми людьми, постоянно падали. Опыт Церкви дает нам исторический опыт поучиться, чтобы не делать таких ошибок, делать все правильно.

Конечно, темы, которые затрагиваются в каноне, очень интересные, их надо брать во внимание, прислушиваться к ним, стараться брать пример с этих святых и не делать, не повторять эти ошибки.

В среду мы услышим в каноне, помимо традиционных тропарей с припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», тематическую линию про преподобную Марию Египетскую. Это тоже часть канона. Удивительно, что именно этой святой в каноне уделено особое внимание. В целом в каноне вспоминаются, конечно, ветхозаветные праведники: Адам (особенно грехопадение Адама), Авраам, царь Давид... Но вспоминается и преподобная Мария Египетская. Почему она так вспоминается и приводится нам в пример уже на первой неделе Великого поста?

Идет вот такой прообраз к пятой неделе поста, на которой мы будем вспоминать ее уже во всей полноте, читать ее житие. Это великая святая, которую мы очень любим и почитаем. Господь показывает нам в этой святой образец полного падения, до самого дна греха, когда человек падает низко-низко, просто совсем в бездну. Тогда, когда уже, наверное, ниже просто нельзя упасть, вдруг какая-то сила его выносит. Для чего нам об этом говорится? Для того, чтобы мы не впадали в отчаяние, так как многие говорят: «Я человек простой, грешный. Куда уж мне за святыми лезть... Проживу как-нибудь...» И человек начинает потихонечку тонуть и тонуть.

У преподобной Марии Египетской был какой-то внутренний стержень. Когда Господь не пустил ее в первый раз в храм, ей стало обидно: почему все, даже моряки, эти грубые грешные люди, прошли спокойно в храм, а ее какая-то сила отбрасывает! И тут произошло озарение: она принесла покаяние. Это была какая-то вспышка. И после молитвы ее пустила в храм Божья Матерь.

Дай Бог нам дожить до пятой недели поста и послушать ее потрясающее, умилительное житие о том, как она каялась потом всю жизнь и подвизалась в пустыне. Она не знала Священного Писания. А Господь даровал ей такие великие дары: она могла спокойно ходить по реке без моста, читать мысли. Когда старец Зосима пришел к ней, она уже знала, кто он такой, потому что у нее открылось духовное зрение. Для людей, которые живут церковной жизнью, это не является каким-то особым чудом. Они понимают, что человек по мере просветления своей души начинает видеть многие процессы, что не видны грешному человеку, который живет в греховной заскорузлости, греховная грязь застилает духовное зрение грешного человека. Когда человек начинает открывать свои духовные глаза, он может видеть других людей и понимать их лучше.

И эта святая тоже для нас прекрасный пример. А почему она упоминается в каноне? Прежде всего это пример покаяния, сосредоточения на своих грехах и прощения Господом этих грехов после принесения покаяния, и лучшего примера не найти.

Я иногда задумываюсь над тем, что таких святых, как Мария Египетская, очень много, но Господь для чего-то открыл нам именно ее. От создания мира родилось великое множество людей, наверное, столько же, сколько звезд на небе, и многие из них спасаются, есть и тайные святые. Но Господь говорит нам: «Посмотрите, какая это святая, как она жила, постарайтесь подражать ей, и будет у вас в жизни благо».

Господь показывает нам не всех святых, некоторые святые очень скромные, они даже стараются как-то прятаться, хотя, думаю, вряд ли преподобную Марию Египетскую можно обвинить в нескромности. Наверное, многие святые открываются за послушание, чтобы подать людям свой пример.

Господь избрал эту великую святую – Марию Египетскую, прославил ее, показал нам и оставил ее замечательное житие. И мы знаем, что она даже отмечена в Великом каноне Андрея Критского, и мы молимся ей на этих замечательных вечерах. Слава Богу!

В наших беседах, в разговорах со священниками, да и просто по жизни мы часто поднимаем одни и те же темы, и в этом нет ничего удивительного. Но, на мой взгляд, важнее всего задумываться о них именно тогда, когда они наиболее актуальны. О покаянии, о котором мы много сегодня упоминаем, мы говорили и в течение года, но в эти дни, пожалуй, это самая актуальная тема.

Что же вообще такое покаяние? Конечно, мы слышим наставления, на богослужениях слышим песнопения на тему покаяния, видим ветхозаветные, новозаветные его примеры, но что нужно сделать мне самому, чтобы осуществилось мое покаяние? В чем оно должно выражаться, в каких моих действиях?

Покаяние это изменение ума. Когда человек живет в грехе, он начинает в нем тонуть. Чтобы уйти из этой области тьмы, из этого болота, ему нужно менять свой ум, понимая, что происходит очищение сердца, то есть идет определенная работа над собой. Прежде всего должен быть контроль мыслей, и здесь прекрасные средства дали нам святые отцы, и одно из них борьба с прилогами.

Когда я общаюсь с прихожанами, часто они задают вопрос, что такое прилоги, и я сравниваю эти прилоги с сорняками на даче. Летом люди любят ездить на дачу, вот уже и сейчас ярко светит солнышко. Так вот, я им говорю: «Вот вы посадили на грядке какое-то растение, помидоры или чеснок приходите на следующий день, а там вырос маленький сорнячок. Вы начинаете его вырывать, чтобы этот сорнячок не засорил ваши прекрасные культуры, которые будут радовать вас потом. Если вы оставите этот сорнячок на грядке на неделю, то вам уже придется надевать перчатки, чтобы его вытащить, потому что без них вы можете повредить себе руки. А если вы придете на грядку через год, там вообще не будет никакой посаженной вами культуры, там будет расти уже целый куст сорняка, и вам придется тащить бензопилу, чтобы его спилить».

Так вот, прилог – это тот же сорняк. Это мысль, которую дьявол привносит в наш ум. Если эту греховную мысль мы вовремя проконтролируем и отсечем, как сорняк, то очистим свое сердце и избавимся от больших усилий, которые нам пришлось бы приложить через неделю.

Должен сказать, что большинство людей принимают эту мысль за свою. Они начинают ее обдумывать, эта греховная мысль разрастается, и, к сожалению, человек зачастую совершает грех. Его уже нельзя выкорчевать, потому что образовалась целая рана на теле, на сердце человека, и что с этим делать – непонятно.

Люди приходят в храм на исповедь, хочется им помочь, но ты порой даже не знаешь, как это сделать, потому что вся их жизнь искорежена. Эти люди портят не только свою жизнь, но и жизнь окружающих родственников, близких, родных... А начинать всегда нужно с малого нужно вырвать этот маленький сорнячок, то есть уничтожить прилог. Вот это и есть контроль своего ума, изменение направления ума, изменение своей жизни.

Человек начинает констатировать: «Я все делаю неправильно, у меня есть зависимость от алкоголя, от сигарет». Многие, например, пьют, но считают, что у них нет зависимости от алкоголя. Вот они приходят домой и каждый день выпивают 30 граммов какого-то спиртного, это входит у них в привычку, и количество выпиваемого со временем возрастает. Мы говорим, что пить ни в коем случае нельзя, потому что алкоголь портит организм.

Буквально вчера мы читали апостольское послание, где апостол Павел говорит: «Мы должны распинать свои страсти, а получается, что страсти распинают нас». И эти страшные страсти сквернословие, зависимость от алкоголя, курение распинают нашу плоть, и мы начинаем болеть, болеть физически.

Человек недоумевает: «Что же со мной происходит?» А ему просто-напросто нужно было, например, перестать осуждать людей. Но у нас принято осуждать всех начиная с правительства и заканчивая соседями: «Все плохие, только я хороший. Все мешают мне жить и спасаться». Конечно, это не так.

Господь поставляет нас в такие обстоятельства, которые наиболее благоприятны для нашего спасения, и это нужно понимать. Поэтому все наши соседи, все наши правители – это наши друзья, потому что они дают нам возможность как-то немножко смиряться, и таким образом мы очищаем свою душу. Такие процессы очень интересны, и борьба с грехом необходима.

Но если мы не будем трудиться, менять свою жизнь, свой ум, то мы, как та несчастная лягушка, просто утонем, пропадем. А ведь жизнь так прекрасна! Господь дарует нам прекрасную жизнь, а мы ее тратим на всякие глупости. Время драгоценно, и его нужно ценить. А мы, как правило, думаем: «Ну ладно, завтра, так и быть, схожу в церковь».

Часто я был свидетелем таких случаев, когда людей просили: «Пойдем в храм. Ты увидишь, какая там божественная красота». И как вы думаете, что человек отвечал? «Мне сейчас некогда. Давай как-нибудь потом». Как правило, на моих глазах происходило именно так. Хотя некоторые люди все же откликались.

У меня есть стойкое убеждение, что Господь призывает всех людей без исключения, но, к сожалению, мы отказываемся. Господь призывает нас через какие-то обстоятельства: «Человек, приди ко Мне, посмотри, как хорошо у Меня в храме». Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. И действительно в жизни это происходит, и мы видим, что Евангелие исполняется на практике.

Господь всех призывает, но люди не приходят: кто-то из-за суеты, кто-то из-за своего высокомерия, гордости, тщеславия, кто-то из-за привычки все откладывать на потом: «Сейчас у меня есть более важные дела, у меня бизнес, мне нужно учить детей», – и так далее.

И вспоминается знаменитое Евангелие о приоритетах, которое читается в конце Триоди, в Неделю всех святых: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. То есть здесь нам даются приоритеты: мы должны помнить, что наш маяк Господь. Мы должны быть с Господом.

И здесь не говорится о том, что нам нужно бросить своих детей. Конечно, мы их любим, но мы должны понимать иерархию, что на первом месте все равно у нас Господь, Который промышляет о наших детях точно так же, как и о нас. Если мы будем соблюдать эту иерархию, понимать духовную гармонию мира, то у нас и в семье будет гармония, и дети наши не останутся сиротами Господь всегда будет иметь о них попечение. Конечно, это важные вещи, и здесь требуется труд, труд и труд.

Теперь вопрос на весь предстоящий пост и, в частности, на первую неделю: что можно есть и чего нельзя? 

– Может быть, сейчас многие будут меня ругать, обвинять, закидывать камнями, говорить, что есть некая сложившаяся в нашей Церкви практика, но я скажу так: есть разные меры поста, разные традиции, разные практики, да и все люди разные. Например, у непраздной, то есть беременной женщины, которая ждет ребенка, пост будет совершенно другим – ей обязательно нужно молоко, нужен кальций для развития плода. В первую неделю поста она может отказаться от мяса, но может есть рыбку.

– По-моему, мясо источник гемоглобина, который очень нужен во время беременности и матери, и ребенку.

Да. Я думаю, что для беременных женщин должен быть свой режим поста, и здесь нужно больше слушать доктора.

Чтобы не навредить ребенку, ведь грех убийства гораздо хуже, чем нарушение поста.

Конечно. Мне кажется, что за три-четыре дня ничего плохого не произойдет, наоборот, немножко очистится организм беременной женщины. Единственное нельзя путать пост с голоданием, и это проблема номер один. Я постоянно встречаюсь с этим: когда даже мои близкие, прихожане начинают поститься в первый день поста, в понедельник, они заглядывают в холодильник, а там, кроме мяса, которое осталось с воскресенья, больше ничего нет, и они весь день ходят голодные и под конец озлобляются.

– И здесь вопрос: не в этом ли заключается смысл, цель ограничения в пище, чтобы, когда ты не можешь насытиться (потому что овощи и фрукты не дают столько, сколько дает мясо и молочные продукты) и начинаешь злиться, ты мог победить в себе эту злость?

– Да, что-то в этом есть. Я просто наблюдал практики разных приходов.

– В первый день поста люди пытаются поститься прямо по уставу, который прописывают даже в календарях. Они покупают эти календари и принимают устав за чистую монету. А в уставе написано, что в первый и второй день поста пища и вода вообще не вкушаются.  

Это очень жесткий пост, и к этому надо готовиться. Это пост для духовно опытного человека, который уже прошел не первую, не вторую и не третью ступеньку лестницы духовной жизни. Такой человек может это себе позволить. Мы же, естественно, не станем прыгать с первого этажа сразу на 115-й или даже на 20-й этаж.

– Хоть бы нам на 2-й этаж запрыгнуть.

Да, дай Бог. Нам хотя бы из подклета выбраться на волю. Поэтому у нас такая приходская практика: мы едим пищу картошку с укропом, да водички побольше: когда не вкушаешь масло, например, больше хочется чего-то жидкого.

Я видел на разных приходах, как кормят священников, дьяконов, работников лавки, работников прихода: на столе обязательно стоит подсолнечное масло, несмотря на его запрет, потому что у кого-то язва, у кого-то болит желудок, кто-то просто пока не готов поститься без масла, поэтому батюшка всегда благословляет масло. Конечно, мяса я нигде не видел, на первой неделе нигде не видел и рыбу, но горячая пища суп или мягкая, с водичкой, картошечка были везде.

На одном приходе батюшка очень любил разваристую картошку пюре с укропом и водичкой, и мне тоже это очень нравилось, потому что было вкусно и полезно. Я видел, что кто-то стеснялся подливать масло, а кто-то не стеснялся, во всяком случае, я думаю, что греха в этом не было, все-таки масло постное, и для первого этапа такой пост очень неплохо соблюдать. Когда человек духовно возрастает, у него уже есть опыт, то дальше идут следующие уровни поста.

А тот пост, который предписывает устав, это, конечно, больше для отшельников, для действительно опытных монашествующих. Поэтому я думаю, что такой пост даже вредно держать людям, которые только приступили к посту, или тем, кто постится первый и даже десятый год. Вот если человек подвизался в монастыре 50 лет, ему уже 90, то он может позволить себе такие подвиги. Хотя, конечно, кто-то может со мной не согласиться, но это лично мое мнение.

Во всяком случае, это церковная практика, которую я вижу на приходах. На всех приходах, на которых я служил, обязательно есть горячая пища, потому что без нее человек может заболеть.

Кстати, вчера ко мне подошла одна женщина и спросила: «Батюшка, а почему пост называется Четыредесятницей? Я посчитала, и там не 40 дней, а больше».

Там 49 дней.

– Да. Я начал объяснять ей разные варианты, как трактуют святые отцы. У нас опытные прихожане не считают постом Страстную седмицу, и когда наступали Лазарева суббота, Вербное воскресенье, они начинали радостно, с горящими глазами возглашать: «Все, пост кончился!» А я, тогда еще молодой человек, спрашивал: «Как же так? Еще же есть Страстная седмица», – и мне отвечали: «Страстная седмица это отдельно, это уже не пост».

Страстная седмица это, конечно, отдельное время. Конечно, в пище мы еще постимся, но она уже имеет совершенно другое осмысление, это уже праздники, это воспоминания великих событий, и это не совсем пост в полном смысле этого слова. Поэтому существует такая трактовка Четыредесятницы. Некоторые святые отцы вычеркивают субботы и воскресенья, то есть они считают, что субботы и воскресенья праздничные дни, и в этом тоже есть некий смысл.

В Великий пост рыбу можно есть дважды на Благовещение и на Вербное воскресенье. Но, как всегда, строгость закона приводит к тому, что у нас есть некоторые исключения. Например, если праздник полиелейный или бденный, то здесь тоже разрешается вкушение рыбы.

Мы очень любим праздник Торжества православия, который будет у нас в воскресенье. Я помню из своей юности, что при Святейшем патриархе Пимене и при Святейшем патриархе Алексии в этот день у нас всегда разрешалась рыба. Насколько я знаю, и в семинариях, и в академиях в этот день тоже всегда дают рыбу.

Сначала мы очень удивлялись, вроде бы по уставу рыба не положена, но, как говорится, не человек для устава, а устав для человека. Все-таки в Церкви важнее Предание и послушание. Если сам Предстоятель благословляет, то чего же мы будем умничать и говорить какие-то вещи? Мы любили и очень любим праздник Торжества православия, потому что на самом деле это от всей души именно торжество православия.

– Кстати, прихожане, которые заканчивали пост накануне Лазаревой субботы, немножко умничали, но по факту они просто прочитали, что даже песнопения пятницы на шестой неделе Великого поста именно о том, что Великий пост, Четыредесятницу, мы завершаем, и дальше уже особый цикл Лазаревой субботы, входа Господня в Иерусалим и всей Страстной седмицы.

Праздником Торжества православия действительно заканчивается первая неделя Великого поста. Наверное, для предстоятелей патриарха Пимена, патриарха Алексия II, которые пережили 1000-летие Крещения Руси и возрождение в России церковной жизни, Торжество православия звучало не только в том, первом, смысле IX века, когда было побеждено иконоборчество и когда был установлен этот праздник, но и в некоем новом обновлении, применительно к нашей Церкви, к нашей стране.

Да, само словосочетание Торжество православия уже обозначает великий праздник. И потом позади будет достаточно напряженная, сложная и насыщенная постовая неделя и великие слова Канона преподобного Андрея Критского, которые мы услышим. Послезавтра будет литургия Преждеосвященных Даров, и здесь тоже были своеобразные традиции.

Одно время на этой литургии причащались редко, а сейчас, я смотрю, наступило некое духовное обновление. У нас на литургиях Преждеосвященных Даров всегда полные храмы, люди причащаются, и мне кажется, что это замечательно. Мы слышим умилительные, великолепные песнопения «Да исправится молитва моя», «Ныне Силы Небесныя», и все это очень красиво.

Да, а раньше бытовало мнение, что литургия Преждеосвященных Даров какая-то неполноценная, ведь Евхаристический канон и евхаристическая молитва не читаются, пресуществление Даров не происходит оно уже произошло на воскресной литургии, значит, и причащение на ней как бы неполноценно. Но сейчас эта точка зрения действительно меняется.

Я всегда приглашаю прихожан на эту литургию, напоминаю им, какие были традиции. В дни, свободные от работы, обязательно нужно быть в храме, потому что эти дни потрясающие, умилительные, очень молитвенные. Читается очень много наполненной прекрасной поэтикой Псалтири, читаются первый, третий, шестой, девятый часы, изобразительны. Все это само по себе очень интересно, и потом это перерастает в вечерню и литургию Преждеосвященных Даров.

Когда выносятся Дары, читается потрясающая молитва, все люди встают на коленочки, и это очень умилительно. И когда идет третий час и Дары переносятся с престола на жертвенник, тоже все очень умилительно. Все это очень духовно и красиво и очень трогает, но самое главное – это молитвенно, и душа от этого как-то очищается.

Сколько я себя помню, когда я выходил из храма после литургии Преждеосвященных Даров, мои ощущения были светлыми и радостными, и вся суета, вся эта бесовская возня отходили на второй план. Бесы, конечно, не терпят таких служб. И когда человек оказывается в храме, он словно попадает в бомбоубежище, где ему хорошо слушать молитвы и молиться самому.

– А кто может причащаться на литургии Преждеосвященных Даров? 

Я думаю, что причащаться может каждый человек, кто, как обычно, готовился к литургии и Причастию. Нужно прочитать Последование ко Святому Причащению, прийти в храм натощак и причаститься. В понедельник и во вторник Причастия у нас нет, потому что нет литургии. В эти дни мы постимся, ходим в храм, молимся, а в среду у нас получается как бы маленькая Пасха.

Мы ожидаем эту среду, когда наконец сможем причаститься. И все, кто у нас причащался в воскресенье, могут спокойно приходить и причащаться. Но здесь есть некоторое дискуссионное ограничение, связанное с младенцами. Я встречался с таким: когда в храм приносили младенцев, батюшки запрещали их причащать, а в других храмах было совсем наоборот.

У нас был один батюшка, настоятель храма, и он говорил: «Ни в коем случае никому не отказывайте в Причастии». Для таких случаев, чтобы не было споров, у нас всегда на престоле хранится запасная Кровь. Мы никогда не отказываем в Причастии младенцев, в любое время суток, когда их приносят, мы всегда их причащаем, в том числе и на литургии Преждеосвященных Даров причащаем их запасными Дарами, хоть здесь существуют разные мнения и ведутся богословские дискуссии.

Да, дискуссии здесь действительно есть, и окончательное решение на этот счет пока не принято.  

Та же ситуация и с Причастием дьяконов на Божественной литургии. Поэтому здесь нужно выбрать золотую середину. Поскольку мы еще окормляем детскую больницу, наша обязанность хранить Святые Дары, Кровь Святую, поэтому этот вопрос решается у нас как-то безболезненно. Я думаю, любой приход может ее решать таким образом, чтобы не было никаких преткновений.

Да, и литургия Преждеосвященных даров в дни Великого поста была создана для укрепления постящихся в течение недели, а не для того, чтобы причащать больных или умирающих, которые могут не дожить до Причастия в субботу или в воскресенье.

Конечно. А еще родственники умирающего могут вызвать священника на дом и причастить его и в понедельник, и во вторник, независимо от того, была ли литургия. Мы причащаем всех в любое время суток и в любой день года, поэтому эта литургия для всех, в том числе и для младенцев.

Я считаю, что нельзя отказывать в причастии младенцев. Я сам с таким сталкивался, когда у меня были маленькие дети, – мы приходили на приход, и нам отказывали. Скажу честно, впечатление от этого оставалось очень нехорошее, когда родители причащались, а ребенка причастить не разрешали, хотя он и крещеный.

– Отец Владимир, в заключение нашей программы прошу у Вас слов напутствия для наших телезрителей.

– Я желаю всем легкого, радостного поста. Вечером в Прощеное воскресенье мы слышали прекрасные слова: «Постное время радостно начнем, постное время весело будем проводить». То есть пост – это не время грусти и печали. Пост – это радость, это средство к очищению, к любви ко Христу. Даже все постовые песнопения мажорные, нарочито жизнерадостные, поэтому я желаю всем радости, помощи Божией и легкого, веселого, радостного поста.

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Ирина Овчинникова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать