Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин 28 февраля 2023

28 февраля 2023 г.

В студии священник Стахий Колотвин, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине (г. Москва).

– Мы живем в эпоху перемен, вокруг все меняется: курс доллара, политическая обстановка. Но мы остаемся прежними, хоть и говорим всегда о переменах к лучшему. Что же должно произойти, чтобы мы поменялись?

– Мы постоянно молимся: «Духом Твоим Святым… обнови нас». Обновление – это процесс. Иногда люди воспринимают крещение, миропомазание как обновление, но молитва на самом деле о том, что мы хотим быть с Господом и ради этого готовы постоянно меняться. Но если мы этого не делаем, а говорим: «Господи, я останусь со своими грехами и страстями, буду им потакать, служить и получать от этого греховное удовольствие», – то, конечно, Господь по любви снизойдет до нас, но увидит, что мы не хотим выбираться из выгребной ямы собственных грехов, и оставит нас, ведь Он ценит наш свободный выбор, даже если он неправильный.

Главное – перемены христианина в любое время, в любую эпоху, в любое тысячелетие. Не важно, сколько еще Господь будет терпеть человеческий род, в любом случае мы должны меняться, прежде всего духовно. Человек преображается Духом Святым. На самом деле бывают очень пожилые и  изможденные монахи, а на них посмотришь – и прямо бодрость какая-то. В храм придешь, а там старушки, которые еле ходят, у которых много болезней, но взглянешь на них – и душа поет. Почему в храмах так много бабушек? У них с возрастом на душе скопилось много грехов, которые хочется сбросить. И всегда видно человека, который тоже долго жил и имеет много грехов, но который всегда стремился к обновлению Духом Святым. Тело при этом может оставаться немощным. Амвросий Оптинский по состоянию здоровья не мог пойти и послужить литургию, но у людей прибавлялось сил, когда они смотрели на него.

Многие говорят, что сейчас эпоха перемен. Но если ты меняешься душой вместе со Христом, то никакие внешние перемены и обстоятельства тебе не повредят. Да, ты будешь жить иначе, Господь даст какие-то новые послушания, но в любом случае ты останешься с Ним и будешь приближаться к Нему, а значит, наследуешь Царство Небесное. Внешние факторы – это лишь фон. Мы приходим в театр и видим красивые декорации. Однако любуемся мы все равно актерским мастерством и талантом. А если актер играет бездарно, то, конечно, можно восхититься декорациями, но через две минуты это надоест. Точно так же и в нашей жизни. Все, что происходит вокруг нас: политические, военные, экономические события, – это лишь фон, некоторое окружение, в котором мы вынуждены спасаться. Задача спасения души не меняется. Она и в мирное, и в беспокойное время остается одной и той же. Нам надо приближаться ко Христу.

Другое дело, что окружающие события могут нас как-то задевать. Мы не можем ровно идти ко Христу. Наша душа повреждена и шатается как человек, который получил сотрясение мозга. Он встал и заново падает. И мы падаем и бьемся об эти выступающие углы окружающих перемен, но не сдаемся, а поднимаемся, отряхиваемся и все равно идем ко Христу.

– Правильно ли я понимаю, что христианин несколько аполитичен? В одном храме могут находиться приверженцы разных политических течений, идеологий, но при этом все они объединены Христом.

– Безусловно, так. Но, увы, может быть и печальная ситуация, когда в одном храме люди подбираются по политическим интересам. В небольших городах, селах это не так часто бывает, но в столице и других больших городах есть храмы, где люди собираются не потому, что хотят идти ко Христу, а потому, что нашли в храме свой политический кружок.

– Храм, община – это не тусовка.

– Конечно. И тут есть сатанинская уловка. Ты приходишь в храм, там община, люди между собой говорят, батюшка тоже погружен в какие-то события, все на одной волне, но это суррогат: людей сближает общение, но не вокруг Христа, а вокруг некоторой политической идеи. Я много времени провожу в социальных сетях и встречаю людей, которые воспринимают православие в некотором политическом изводе, причем не абстрактно, а потому, что это хороший тон у них на приходе. Батюшка на проповеди сказал что-то про политику, и люди это запомнили. Это ж проще. Очень сложно – услышать слова Христа, измениться, обновиться Духом Святым, стать совершенным христианином. Гораздо проще увязнуть в анализе политических событий, это же зарядка для ума, выхлест эмоций. Но одно дело, когда ты отдаешь себе в этом отчет и говоришь: «Да, я что-то за земное зацепился, мне надо поменяться, воспарить». (Мы поем во время Великого поста: «Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу».) Другое дело, когда сильно политизированные люди создают своеобразное сектантское христианство, где вместо догматов некоторое политическое учение. А того, кто не согласен, называют еретиком. Иногда открываешь комментарии, а там набор пропагандистских штампов и в конце итог: кто с этим не согласен, тот не христианин.

Христианство вообще не об этом. Мир лежит во зле и страстях человеческих. Они кипят, и мир из-за этого раскален. Христос приносит дуновение тихого ветра в раскаленные сердца. Замечательный ветхозаветный образ: после огня веяние тихого ветра, и там Господь.  Но если ты раскаляешь свое сердце, то даже если его постоянно водой поливать, она будет испаряться и превращаться в пар, а жар не остынет. В то же время жар – это хорошо. Когда человек отстранен, теплохладен, когда ему просто на все наплевать – это тоже очень печально, потому что его сердце остыло. Но оно также не должно обжигать. Мы пьем чай горячим, но не таким, чтоб обжечься, а лимонад холодным, но не как жидкий азот. Выбирается некоторая золотая середина. Каждый из нас должен оценить себя. Люди разные: кто-то молчаливый, кто-то чересчур многословный. Это всегда так, безотносительно каких-то политических событий. Все это задевает низменные части нашей души. Все-таки политика, экономика, военное дело не сравнить с уровнем спасения нашей души. Это вопросы важные, интересные, способные удерживать наше внимание, но они не должны быть на первом месте.

Господь говорит: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его. Правда Царства Божия никогда не сведется к законам этого мира. Законы этого мира тленные, не важно какие государственные, международные, применяются они удачно или неудачно. Христианин – гражданин не этого мира, а Царства Небесного. И заботится о своей земной Родине он потому, что исполняет законы Божественные – законы любви. Христос говорит: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Мы не должны искать некие формальные обоснования своим страстям или холодному сердцу. Мы должны помнить, что никакие внешние меняющиеся события не снимают с нас задачи прежде всего быть христианами, которые стараются прийти ко Христу.

– Нам очень повезло в этом плане. Мы можем прекратить любой спор, помолиться, и станет легче.

– Не всегда так получается, но почему бы не попробовать... Если с кем-то уже пять раз обсудил одно и то же, то ничего нового не добавится. Так зачем продолжать? Если тебе человек не нужен (конечно, любой ценен, но не хватает у тебя любви), дистанцируйся от него. Если человек ценен и нужен, то ты должен скорее прекратить спор. Зачем тебе терять замечательного человека, если он с тобой в чем-то не согласен?

– Понимая слабость того человека, пожалей его и не раздражай.

– Как апостол Павел говорит: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Дай Христу действовать в тебе.

– А что бы сделал Христос? Примирился.

– Да. К Нему подходили и фарисеи, и саддукеи. Саддукеи хотели, чтоб Он сказал народу поддерживать их, а фарисеи хотели, чтоб поддерживали их. Все хотели выступать против римлян. У всех есть какие-то свои земные стремления. А Господь с каждым выстраивает личные отношения, говорит: «Чадо, дай Мне свое сердце». А мы отвечаем: «Нет, Господи, подожди секунду. Мне тут еще надо комментарии политические написать, а потом уже посмотрим».

– Да, это правда. Исходя из всех понятных событий сейчас принято искать справедливость, задавать вопросы «зачем?» и «почему?» И в какой-то момент многие действительно стали думать, что это несправедливо, неправильно, что надо было по-другому поступить… Часто мы слышим, что не надо искать правды на земле, она на небе, что надо успокоиться и идти причащаться. Верны ли такие рассуждения?

– Когда есть верное обоснование, фундамент, надо на нем еще здание построить верное. Ищите прежде Царства Божьего и правды егои это все приложится вам. Если земное приложится, то уж небесное-то точно. 

– На земле нужно пытаться создать Царствие Небесное.

– Его на земле не построить.

– Но надо же людям показать какой-то образ. 

– В том-то и дело, что ад перестает быть страшным. Главный праздник – Пасха, главный день недели – воскресенье. Что мы видим на иконе «Воскресение Христово»? Ад. Это окошко в ад, и оно нас не пугает, а является величайшей радостью, потому что там, посреди ада, стоит Христос. Или икона «Сошествие Христа во ад»: там вокруг Него собрались ветхозаветные праведники, которые страдали, ведь райские врата были закрыты, а теперь они радостные бегут к Нему. На земле тоже бывает ад. Многолетние боевые действия – состояние, когда ничего не меняется: то чуть лучше, то чуть хуже. Христианин действует как Христос. Он появился, и люди, которые чувствовали себя в аду, когда вокруг руины, развалы, разбросаны лепестки отнюдь не роз, а мин, почувствовали, что радость рядом, потому что Сам Христос посетил их через христианина.  Господь призывает: да не презрите единаго от малых сих. Так же и они могут стать Христом для кого-то. И, может быть, этот христианский поступок, когда ты явил для кого-то в адских глубинах Христа, будет той соломинкой, которая станет единственным шансом на спасение на Страшном суде.

– Вопрос от телезрителя: «Как быть, когда разделяются семьи? Как справляться с негативом, когда тебя ненавидят?»

– Семьи могут разделяться по-разному. Самое страшное разделение – мужа и жены. Это единство, которое по законам этого мира абсолютно неестественное. Совсем разные люди, не родственники.

– Да, был такой вопрос: как, имея консервативные взгляды, жить с мужем-либералом. Причем оба православные, о разводе речи не идет, но постоянные споры, дебаты.

– Зато есть о чем поговорить.

– Предположу, что все заканчивается мирно, потому что в храм они вместе ходят.

– Это самое главное. Вы очень хорошую подводку сделали. Все, что может в этом тленном мире стоять более-менее вечно, это то, что создано по образу Божию. Бог – это Троица. Семья – это не двое, а трое: Бог, муж и жена. Если в семье главный Бог, то муж и жена подчиняются Ему, тогда всегда есть некий арбитр, тогда все побеждает любовь. Если ты любишь человека, то будешь любить его, даже если он с тобой не согласен. А если не любишь, то это несогласие только обнажит проблему. И тогда надо взращивать любовь. Любовь – это не страсть, которая овладевает нами против нашей воли. Любовь – это труд, некоторое постоянное усилие. И иногда, чтоб его предпринять, необходимо убрать препятствия. Если у тебя на двери глухой замок, то как ее ни толкай, как ни бейся, не сможешь открыть. Сначала нужно ключик повернуть. А может, ты открываешь дверь, но она идет очень туго. Точно так же и в семье. Может, любовь есть, но что-то мешает ей расти. И тогда увеличиваем ее, и она, как поток, сметет все на своем пути. Дома и мосты строились, чтоб выдержать землетрясение, а приходит цунами и все смывает. Созидательное цунами любви смоет все затруднения. Сколько у тебя любви, которую ты берешь от Христа, ведь Он ее источник? Ты вместе с любимым человеком приобщаешься Святых Христовых Таин. Может быть, он еще не приобщается, но неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. И у тебя такой запас любви, который преодолевает эти разногласия.

Либо ты признаешь, что ты на самом деле христианин слабый, тебе любви не хватает, поэтому ты не можешь этим потоком все сдвинуть, но ты, по крайней мере, уберешь препятствия. А что может быть препятствием? Может, когда мы говорим в середине дня, за обедом – мы вполне можем найти общий язык. А когда говорим вечером, за ужином, оба уставшие после рабочего дня, то мы нервные – начинаем друг к другу цепляться и ссориться. Значит, если за обедом хочется что-то обсудить, то почему бы и нет? А вот за ужином уже только другие темы, потому что это то препятствие, которое твоей любви пока не под силу.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли давать людям прозвища?»

– Главное, чтобы люди не обижались. Дерево познается по плодам. Мы помним, например, святителя Григория Паламу. А это ведь не фамилия его, это прозвище. Он был очень ученый человек, знатный и богатый. Приехал он на Афон, а ему говорят: «Бери половник и разливай». Кстати, это был некий знак доверия, что никого из монахов он не обидит, всех накормит, всем всего хватит. А он при этом вел богословские споры, причем богословские споры высочайшего уровня, о нетварной Божественной энергии. Я читаю обычно перед днем памяти святителя Григория какие-то его слова – и мне нужно усилия прилагать, чтобы понять его. А кто-то из прихожан, если и открывает, то в основном сразу и закрывает его творения. Очень они непростые. Его «Триады в защиту священно-безмолвствующих» отнюдь не просты. И этот возвышенный богослов и знатный человек ходит, по сути, с прозвищем Гриша-половник. А для смирения порой это полезно. Господь каждому что-то посылает, и то, что звучало смешно, становится, наоборот, признаком величия.

Поскольку я активно социальными сетями пользуюсь, то обратил внимание, что появился новый тренд. Я даже сначала не очень его понимал, отстаешь уже от молодежных трендов. Появляется вдруг, например, фигурка козы рядом с какой-нибудь фотографией. А потом выясняется, что это английская аббревиатура – GOAT. Greatest of all time – «величайший во все времена». А ты думаешь, что козел – это какое-то обзывательство (это не очень эстетичное животное, агрессивное). И вдруг знаменитый человек, спортсмен, певец – а его с козлом сравнивают. Наверное, это те, кто его не любит. А потом выясняется, что это дополнительная характеристика к имени человека и, наоборот, ему комплимент. Поэтому если умеешь смотреть на все с положительной стороны, то любое прозвище только поможет.

Тут можно, конечно, сказать, что имена даются в честь святых, но когда мы позорим имя святого? Тогда, когда человека зовут Георгий в честь Георгия Победоносца, но ведет он себя не как Георгий Победоносец, а так, что даже на Жорика не тянет. Нужно стремиться соответствовать имени. И если человек смиряется и не обижается на какие-то прозвища – это хорошо. А какие-то прозвища остаются с детских времен. Человек вырос, и если в детские времена нормальным было такое прозвище, то сейчас это как-то несерьезно. Просто взрослому человеку можно уже, в отличие от ребенка, попросить не употреблять в отношении его это прозвище.

У меня было одно время прозвище: священник. Я еще не был священником, и болельщики одного московского футбольного клуба, зная, что я в будущем собираюсь стать священником, называли меня священником. На самом деле такое прозвище почетное, и я должен быть им очень благодарен. Но мне это все-таки немного резало слух, потому что для меня священник – это нечто возвышенное, а использовать это слово как прозвище?..  Ну какой я священник? Я обычный парень, студент.

– Но это обязывало Вас к чему-то? Если Вы были с футбольными фанатами, то кричалки кричать непристойные уже, наверное, нельзя было?

– Пути Господни неисповедимы, и это некое постоянное напоминание. Для Господа ведь нет прошлого, настоящего и будущего. Если Он тебя к чему-то зовет, то это ты думаешь, что тебе еще надо жениться, рукоположиться в дьяконы, потом еще что-то... А Господь тебя зовет и говорит: «Будь! Держи уровень!» И хотя это прозвище меня изрядно смущало, я чувствовал, что люди, которые так ко мне обращаются, в чем-то меня уважают, это какое-то дружеское проявление, это не значит, что кто-то меня хочет обидеть. С другой стороны, это меня обязывало как-то этому соответствовать.

Конечно, бывают прозвища обидные, юморные, но люди таким юмором, причем порой и жестоким, разряжают настоящую агрессивную окружающую действительность. Поэтому если это не является дразнилкой, не является желанием унизить человека, а просто чуть разряжает обстановку, то почему бы нет?

– Вопрос от телезрителя: «Наблюдаю со стороны жизнь моих знакомых и не понимаю, почему все так. Кто-то очень надменный, гордый, может несправедливо поступать с людьми – и у него все хорошо. Кто-то очень добрый, ласковый, справедливый, не обижает никого – но у него все плохо. Почему Бог помогает тому, кто, как нам кажется, не заслуживает этого?»

– Надо Евангелие читать. Если Евангелие не читаешь, то вообще загадка. Если читаешь – вроде все очевидно. Господь говорит: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Если ты живешь по законам мира не этого, а горнего, по законам Царствия Небесного, то, увы, тебе придется что-то терпеть, терпеть несправедливости. Если ты отрекся от законов мира горнего, законов Царствия Небесного и сосредоточился только на земном – ты действительно добьешься каких-то успехов, но опять же это тоже не факт, это уж как Господь рассудит. Но спасения души это тебя лишит. Если ты смотришь на человека, у которого все хорошо, – во-первых, задумайся: а точно ли у него все хорошо? Что ты знаешь? Ну, у него денег много, должность высокая, а готов ли ты поменяться с ним местами полностью? Ты можешь сказать, что готов, но при этом  хочешь взять своих детей, свою жену, свои какие-то привычки, свои способности. А плюсом к ним еще чтобы добавились чьи-то другие сильные стороны, чье-то имущество, чьи-то возможности. Как же так? То есть ты со своим расставаться не хочешь, с тем благим, что тебе Господь дал, и при этом хочешь получить еще и чужое? Но это же, можно сказать, некое духовное воровство, мысленное. А как мы помним, мысль – первая часть греха, как Господь нам в Новом Завете говорит. И только ты подумал в сторону греха – уже от Бога удаляешься.

Если же думаешь, что людей, далеких от Церкви, эта ситуация как-то может смутить, так Господь же тоже не пытается нас привлечь только пряниками, погремушками. Если ты хочешь прийти ко Господу и молишься: «Господи, пусть все будет хорошо», – то ты пройдешь со Христом ровно до того момента, пока у тебя все будет хорошо.

 Господь говорит о том, что Его распнут, Его убьют, Он умрет и в третий день воскреснет. А потом говорит, чтобы и мы присоединялись к Нему. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною... И мы берем, но нам на Голгофу ходить не надо, нам Господь маленький крестик дает. Но все равно где-то какую-то несправедливость мы преодолеваем, и надо помнить: Господь сказал, что Он воскреснет – и воскрес, победил смерть – и для всех величайшая радость стала. Так и каждый человек, который делает усилия ради Христа, если даже у него не получается, все равно в выигрыше останется.

– Бывают такие люди, которые предпочитают уходить от проблем, то есть все должно быть ровно. Насколько верно утверждение о том, что отсидеться, спрятаться от проблем не получится? И если взял крест – неси его, не пытайся увильнуть…

– Если от проблемы отвернешься – она же не исчезнет.

– Некоторым кажется, что исчезнет…

– Увы, это заблуждение. Это заблуждение очень милое в детском возрасте, когда порой маленькие детки, которые только научились ходить, в складки шторы зарываются и им кажется, что они спрятались. Потом, когда ребенок подрастает, он учится уже за штору заходить. И говорит: «Папа, найди меня!» Как не найти, если его голос слышно? Потом ребенок понимает, что виден его силуэт, и уже как-то глубже прячется. То есть человек возрастает и понимает, что некоторые проблемы, если от них прятаться, все равно не уйдут. А взрослый человек, который возрастает прежде всего духовно, тоже понимает, что от проблемы бежать не нужно. Причем в некоторые проблемы не нужно специально залезать, но от своих проблем, которые Господь посылает тебе и твоим ближним, бежать нельзя. Господь говорит: «Я пастырь добрый», а наемник бежит и не радеет об овцах. Можно, конечно, сказать, что это все про пастырей, про батюшек, но иногда ты должен быть как пастырь, ты решаешь проблемы не только свои, но и окружающих людей, ты от них не убегаешь. Если ты от них убежал – ты уже наемник, предатель. А наемник не наследует Царствия Небесного.

Мы христиане. Христос – это истинный Пастырь, поэтому не только священник, а любой христианин должен подражать Христу, быть в том числе таким пастырем, который рядом со своими овцами. Как мы знаем, часто пастух в горах – это маленький мальчик, и какой-нибудь могучий баран может быть в два раза мощнее этого мальчика. И если волк нападет на этого могучего барана, то баран может волка и затоптать. А этого пастушонка волк перекусит одним зубом. Но все равно пастырь в данный момент заботится даже о тех, кто вроде с формальной точки зрения сильнее. Точно так же и христиане – мы не отворачиваемся от проблем, потому что наша забота нужна нашим ближним, надо заботиться о ближних, потому что так поступал Христос. И если ты поступаешь как Христос, заботишься о ближнем, то Христос тоже о тебе заботится. Ты получаешь силу, и эта спираль заботы становится все крупнее, все больше людей охватывает – и ситуация в мире улучшается. Если ты, наоборот, прячешься, то единственным оправданием тебе может быть то, что ты игралище страстей, ты просто стараешься чуть дистанцироваться, чтобы не вспыхнуть. Стараешься помогать уже дистанционно.

– Вот опять вечный вопрос: «Почему я молилась – и ничего, а кто-то грешит – и имеет семью и детей?»

– Как мы помним, самое страшное наказание Божие – это когда человек несчастлив из-за своих детей. Человек, который растет в грехе, впитывает его с детства. Вот как если человек впитывает с детства радиацию, тяжелые металлы – это сказывается на его физическом здоровье. У меня дети уже чернобыльцы в третьем поколении, а все равно на их здоровье это сказывается, даже на старших детей положена маленькая, смешная выплата, а младшему ребенку уже не получилось документы оформить.

Так вот, ребенок растет, формируется – и чем больше негативное давление, тем сложнее ребенку будет вырасти в здравии телесном. То же самое и духовное здравие. Если он растет с грешным родителем, который этот грех никак не исправляет, то это тоже будет душу ребенка, совершенно чистую, подавлять. И когда этот грешный человек будет смотреть на своих грешных детей, которые выросли (а как мы помним, любой грех убивает любовь не только к Богу, но и к людям), то, конечно, он натерпится. Натерпится от ребенка. Причем, может, грешного-то человека и необязательно его ребенок как-то реально обидит, но он будет сопереживать своему ребенку, причем сопереживать так, что даже никому и не рассказать, потому что понятно, что происходит что-то страшное и стыдное, то, чего надо сторониться. И здесь же, на земле, можно будет увидеть последствия.

Тут, однако, не нужно злорадствовать, что вот эти маленькие детки вырастут и будут грешниками, что потом им как-то это аукнется. Наоборот, тот христианин, который злорадствует, тоже погружается в это зло, он точно так же несчастлив. И может, ему только кажется, что он такой молитвенник, а ему Господь не посылает семью. Возможно, он человек, который притягивает несчастья не магическим образом, а тем, что несчастья желает другим. Если человек одному позавидовал, не пожелал ему счастья, другому позавидовал, то дай ему жену, несчастливой ее сделает. Дай детей – он и их несчастливыми сделает. Он всю свою жизнь завидует.

Должно быть наоборот: если у вас детей нет, а у другого вы увидели замечательных деток – это же какая радость! Я знаю людей бездетных, и когда они видят детей – очень радуются. И поэтому если вы будете радоваться деткам, даже если у вас своих не появится, все равно Господь вам поможет. Вы, увидев этого чистого ребенка, чистую душу, допустите радость в свое скорбящее по объективным причинам сердце, и Господь ее там закрепит.

– Это же великая работа для человека – стараться не завидовать и не осуждать, а если осуждать, то грех, а не человека. Как здесь все разложить по полочкам и посмотреть на себя?

– Кому Господь дал карт-бланш на судебные процедуры, так это апостолам. Он сказал апостолам: сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. А если ты не апостол, пусть даже епископ, священник, проповедник, то все равно не можешь человека судить, нет у тебя такого права.

Апостол Павел говорит: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. ...И кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Ты на место Господа претендуешь? Может, Он бы тебя взял на Свое место, посадил одесную на Своем Престоле Небесном, но ты пытаешься его захватить; значит, места тебе там нет.

Мы понимаем, что это осуждение из нас идет, но стараемся его хотя бы оптимизировать. Единственный полезный смысл осуждения – это когда мы человеку помогаем. То есть у нас есть близкий друг, мы его окутываем своей любовью, заботой, и он, даже если не прав,  может нас услышать, понять, почувствовать и как-то от своей неправоты уйти, от своих дурных дел, поступков. Если ты помогаешь каким-то третьим лицам уйти от обиды и неправоты другого человека – это тоже помощь. Ты не косточки захотел человеку перемыть, а  предупреждаешь его, что надо быть аккуратнее, потому что по темному переулку бродит человек с топором – и это не дровосек, это маньяк, надо держаться от него подальше. Это не осуждение. Ты сделал доброе дело, так и нужно. Но ты не знаешь, точно ли это маньяк. Может, это правда дровосек идет дрова заготавливать? И тут уже ты человеку стараешься помочь, но ради этого осуждаешь. Это тонкая грань, которую нельзя перейти.

Не нужно думать, что если ты осудил и у тебя есть какое-то оправдание, то Господь это оправдание примет. Если ты отталкиваешься от греха, а потом стараешься под этот грех подогнать основание – ты как человек, который заранее посмотрел ответ на задачу, а потом под этот ответ старается решение подогнать. И даже если ответ будет правильный, то проверяющий увидит, что решение плавает. А может, ты не тот ответ написал или опечатка в ответе была – тогда у тебя вообще ничего не сойдется.

– Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям в конце программы.

– Дорогие друзья, мы не должны завидовать. В эти зимние месяцы каждому из нас чего-то не хватает, прежде всего любому человеку на земле не хватает любви, которую Господь может нам дать в избытке, но мы сами ее как сквозь сито души пропускаем, теряем – и ничего в нас не остается. Поэтому всем я пожелаю той любви, которую Господь каждому христианину дает. А все-таки мы с вами прежде всего христиане, мы можем эту любовь получать, более того – мы ее получаем. Каждый раз причащаясь Святых Христовых Таин, мы получаем жертвенную, крестную любовь Христа. Так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И мы, получив эту любовь, должны помнить, что ее нельзя скрывать. Если ее просто завинтить – она испортится. Это как продукты, которые отложили и забыли, – они превратились в тлен, в нечистоту. А любовь должна жить, и живет она только тогда, когда она идет дальше. Поэтому всем нам любви! Если будет любовь, то даже если подкралась зависть, мы ее любовью покроем. Подкралось осуждение – мы сможем свои критические замечания направить к исправлению человека. Любовь все исправляет, потому что любовь – это свойство Божие, и если мы Богу становимся немного сопричастны, то становимся больше похожи на Него, а значит, у нас появляется надежда на Царствие Небесное.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать