Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников 4 апреля 2023

4 апреля 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников (г. Москва).

– Сегодня мы слышали из Книги Притчей: соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. Приходят на ум еще слова 50-го псалма: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Что именно важнее Господу из того огромного спектра, что мы можем от себя отдать?

– Священное Писание как раз рассказывает о том, как Бог видит человека, каким Он хочет его видеть. И несмотря на грехопадение, на все ошибки, которые человек в истории совершал и совершает, у Господа есть некоторые критерии, по которым Он определяет, Свой это человек или чужой.

Одним из таких критериев является правда, но не в том смысле, когда человек говорит только правду. В контексте Священного Писания имеется в виду правда как праведность, хождение перед Богом. Одним из показателей этой праведности является сокрушенное и смиренное сердце, которое Бог не уничижит. Господь говорит: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. А не на сильного, не на того, кто в доспехах, с мечом и оружием.

Действительно, это разговор о новом человеке. Казалось бы, у него руки, ноги, голова – все так же, как у остальных людей, а это новый человек. И имя ему – Божий человек, праведник, который ходит перед лицом Божиим и следует за Его правдой. В рассуждениях о правде на земле всегда есть стремление во всем искать эту правду и справедливость. Есть такие люди, которые всем доказывают свою правду и свою правоту, но отчасти мы видим, что это доказывание сопряжено с некоторой сумбурностью, напряженностью. Человек не просто нервный, а очень суетливый. И он добавляет в этот поиск правды в том числе осуждение. Он говорит, что это рассуждение, но на самом деле судит окружающих.

Истинная праведность – это всегда следование за правдой Божией. А она не всегда умещается в человеческом понимании. То, что праведно перед человеком, может быть абсолютно неправильным перед Богом. И, наоборот, то, что праведно перед Богом, с человеческой точки зрения может казаться несправедливым. Православные христиане в этом случае говорят о Промысле Божием, когда человек не видит всей картины своей жизни. Он не видит всю дорогу, которую Господь заповедовал ему пройти. Правда человеческая видит всего лишь некий отрезок во времени, некий поступок, а Бог полностью видит жизнь человека во всей ее совокупности. Сегодня человек грешит, а завтра становится святым. И если в этом временном отрезке судить о грешнике, отвернуться от него и осудить, то можно оказаться по ту сторону, не с этим человеком, который потом будет святым. Это очень важно понимать.

Один из важнейших законов духовной жизни – иметь ум Христов, учиться всматриваться в обстоятельства жизни с точки зрения Промысла Божьего, правды Божией, той праведности, за которой следует человек Божий. И это должно смирять. Потому что мы абсолютно не знаем истинной причины того, что происходит с нами или с другими людьми. И в этом отношении, конечно, как говорит Соломон, можно и жертвы приносить, но не видеть праведности Божией, то есть быть вне поля зрения этой правды. А можно не приносить жертвы, но в то же время быть Божиим человеком. В истории были такие моменты, когда человек оставался один на один с Богом, не имея возможности приносить жертвы, служить Богу в том понимании, в котором мы привыкли понимать, но в то же время с ним была правда Божия. Я имею в виду, например, новомучеников и исповедников Соловецких или людей, которые прошли другие лагеря и тюрьмы, не имея возможности полноценного служения Богу за Божественной литургией, но они оказывались приносящими правду, то есть ходящими за ней.

– Вопрос от телезрительницы: «Как избавиться от лукавого и нечистого? Я исповедовалась, соборовалась, но нечистый дух все равно искушает. Читаю Псалтирь. Хотела бы спросить Вашего совета».

– Очень часто приходится слышать нечто подобное от прихожан, которые жалуются на некую язву в их духовной жизни. Первая реакция на это – люди думают, что надо что-то сделать, чтобы это ушло. Соборуются, исповедуются, причащаются не во имя вечной жизни, а во имя того, чтобы избавиться от этого неприятного обстоятельства. Но если бы это так работало: человек исповедовался, причастился – и все, искушение прошло.

Если после исповеди и причастия искушение не проходит, нужно дать место присутствию Божиему. Там, где Господь, не всегда благость, свет и что-то умилительное. Там может быть борьба, испытание, искушение. Часто это бывает попущено Господом для смирения, чтобы человек не возгордился, а понимал, что без Бога он ничего не может сделать. Апостол Павел говорил про жало в плоти. Нечто подобное мы переживаем в духовной жизни. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей». То, что нам не нравится в духовной жизни, часто не уходит именно для того, чтобы мы не превозносились. Обратите внимание, каждый Великий пост мы обещаем, что избавимся от тех или иных страстей, слабостей, но приступаем к Пасхе, мало изменившись в этом направлении. Дело не в том, что мы не старались и не хотели измениться. Господь не забирает от нас эту слабость для того, чтобы мы не превозносились и в конце концов на Пасху не сказали: «Господи, я сделал». Это очень опасное состояние в духовной жизни.

Вопрошающему я посоветовал бы в этой ситуации послушать Бога и посмотреть на обстоятельства жизни, где-то смириться, где-то потерпеть. Очень важный навык в духовной жизни – терпеть. Очень часто бывает так, что мы видим какое-то искушение, хотим что-то сделать и думаем, что многоделанием сейчас решим эту проблему. Но в духовной жизни дела так не решаются. Апостол Павел говорит, что именно терпением приобретается опытность, когда человек приобретает некий навык смотрения за собой, внутрь себя, чтобы потом распознавать, где есть Божие, а где дьявольское. Не нужно торопиться избавляться от того или иного искушения. Нужно исповедоваться, причащаться, а если это не уходит, обратиться к Господу: «Что Ты хочешь сказать мне этой ситуацией? Говори в моей жизни. Я открыт для того, чтобы Ты сказал слово Свое». 

– «Господи, посмотри, я сделал» – это в какой-то степени попытка принести некую жертву, после которой черта. Ты ее принес и чист, свое дело сделал.

– В том числе. Людям свойственно подытоживать свое делание. Может, страшна не сама фраза «Господи, я сделал», сколько следующая мысль: «Раз я сделал, то и Ты сделай». Это страшно. То, что человек сделал, – это правда. Если человек сделал, а мы говорим, что не сделал, – это лукавство. Сделал. Но чтобы не было так: поскольку я сделал, то теперь Ты, Господи, сделай что-то мне и моим детям.

– Это классическая история. Мы читаем молитвы, постимся или ходим в храм во многом для того, чтобы в ответ получить что-то от Бога. Душевного покоя, чтоб у детей все было хорошо, чтобы на работе повысили зарплату и дали другую должность. Это неправильный взгляд на все.

– Вот мы и обманываемся. Мы видим проблему и думаем, что есть ответ. Какой? Я буду ходить в храм, исповедоваться, причащаться – и после этого проблемы не будет. Но так не работает. Взрослая жизнь не так устроена. Я, как священник, посещающий следственный изолятор, могу засвидетельствовать: очень многие люди приходят к вере там. Потому что их вера в миру была построена именно на этих началах: поставил свечку – получил просимое. Мне один заключенный в Сергиевом Посаде говорил: «Батюшка, как так? Три свечи поставил – и меня закрыли». Когда человек попадает в ситуацию, которая его потрясает, он начинает переосмысливать основание своей веры. И это самое ценное, что может быть в человеческой жизни. Можно прожить всю жизнь, хвалиться спокойствием, благочестием, а на смертном одре или на Страшном суде удивиться: оказывается, тот путь, которым человек шел, был не Христов. Это был путь какого-то самоутверждения. Это страшно.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Книге Бытия после грехопадения Адама с Евой сказано, что Бог создал кожаные одежды для них и одел их. Я слышал много толкований от представителей Церкви, что это означает, что у человека появилась кожа. Но как они в Эдемском саду вкушали плоды, если у них были духовные тела? Желудок и кишечник состоят из кожи. Это толкование ни в какие ворота не лезет. Кто первый придумал такую глупость?»

– Вот какие прихожане. Это вопрос библеистам; я думаю, что священнослужители и богословы, которые подробно изучали этот вопрос, могли бы ответить.

– Если не ошибаюсь, одним из первых, кто озвучил такую мысль, был Ориген. И это вполне укладывается в его систему аллегорического толкования, где он очень сильно отделяет духовное от материального. В принципе, поэтому многие его взгляды и не принимаются Церковью. Ориген все равно является наследием Церкви, пусть не совсем однозначным, но тем не менее... Многие святые отцы опирались на него, использовали его произведения. Что мы можем извлечь из такого толкования кожаных риз? Как правильно их воспринимать?

– Скажу так, у меня нет противоречий, когда мы говорим о кожаных ризах, о том, как человек действительно попал на эту самую землю, лишившись Эдемского сада. Я никогда не мог даже догадаться, что речь идет о пищеварении и так далее. Тут важнее совершенно другое. Вселенская Кафолическая Церковь вмещает разные мнения. Принимать одно, другое называть глупостью – признак того, что мы отвергаем некую часть достояния Церкви. Пищеварение не относится к делу спасения. Священному Писанию достаточно было показать, что человек был создан по образу и подобию Божию, напрямую общался с Ним и имел одно послушание – не вкушать от древа познания добра и зла. Все, точка. Но произошло грехопадение, и началась история Ветхого Завета – подготовление человечества к Новому Завету. Священное Писание целиком и полностью подчинено только этой мысли. Его абсолютно не интересует, как ходят звезды, солнце и луна и сколько часов было в сутках того времени. А если мы увлекаемся подобными рассуждениями, то не туда направляем свое внимание. Так и появляются ереси.

Прежде всего необходимо стяжать нам дух мирный. Это не глупость, не заблуждение,  просто другая точка зрения. Не нравится эта точка зрения – слава Богу, мы живем в XXI веке, у нас есть миллиарды книг авторов, которые так рассказывают, что просто зачитаешься и подумаешь, как все складно! Но для этого нужно трудиться, для этого нужно смириться в конце концов с тем, что мы что-то не знаем, и быть готовым услышать мнение другого человека.

– Вопрос от телезрителя: «Только что Вы сказали, что Господь попускает всякие искушения, воспитывает нас. Это понятно. Я по себе заметила, что в пост столько искушений... Естественно, борюсь с ними – и не справляюсь, невозможно справиться! И тогда приходит уныние. Что делать? С искушениями не справился, а тут еще и уныние…»

– Мы все взрослые люди и прекрасно понимаем, о чем Вы говорите. Жизнь так устроена, что не всегда все гладко, не так, как нам бы хотелось. Но в этой борьбе с искушениями есть важная черта – мы не любим смиряться, нам хочется бороться, нам хочется что-то отстаивать. Одно из главнейших орудий против дьявола – смирение.  А смирение в том, что человек принимает обстоятельства жизни. Он верит, что эти обстоятельства жизни промыслительны. Так Господь проводит человека через пустыню, через этот зной – и нужно это пройти. И когда человек это принимает, то понимает, что бороться-то не нужно. Когда мы молимся – мы молимся не для того, чтобы Господь сделал нашу волю действительной. Мы молимся, чтобы Господь употребил Свою волю в этой ситуации. А больше всего бед и страданий причиняет своеволие. Все жили и живут в этих обстоятельствах, всем непросто, особенно в последнее время, когда люди спасаются действительно скорбями. А для чего Господь дает скорби? Для того, чтобы человек смирялся. А что такое смирение? Это когда человек полностью освобождает свое место внутри сердца для действия Божьего.

Мы не знаем, как Господь будет действовать в нашей жизни, поэтому смиряемся и говорим: «Господи, гряди! Говори! Я умолкаю, я своим умом не могу вместить того, что Ты придумал о моей жизни. То, что происходит в моей жизни, – нелогично, неправильно, с моей точки зрения, но я не знаю, что будет завтра. Поэтому говори, Господи, я Тебя послушаю. Действуй – я за Тобой пойду». А вот для этого необходимо пережить некие потрясения, в том числе смириться перед обстоятельствами жизни, которые нас не устраивают. Нестроения в семье, на работе, в Церкви – везде будет происходить то, что не по-нашему. И с этим нужно смириться. Нужно принять это, это часть жизни. Да, Господь нас воспитывает, а как Он по-другому нас воспитает? Он знает, какие мы «умники», это правда. И мы с вами знаем. Более того, мы с вами знаем, что если бы Господь слушал нас, то столько дров было бы наломано! И слава Богу, что Он нас не слушает.

– Принять, смириться – да, но ведь, наверное, не опускать руки, а пытаться что-то изменить?

– Смирение православного человека не в том, что он опускает руки, а в том, что он смотрит на Бога, что Он скажет. Я знаю, что Бог говорит сейчас, но я не понимаю сейчас Его слов, может, даже не принимаю Его слов, но я уповаю на Господа, знаю, что Он сейчас творит Свою волю. А дальше обстоятельства жизни покажут – где сказать, где сделать, где промолчать, где не делать. Мы понимаем, что нет единого шаблона – вот здесь я всегда говорю, а здесь молчу. Жизнь так устраивается, что человеку Господь внутри подсказывает, когда ему говорить, а когда молчать.

– Представим ситуацию: муж, жена, дети. Муж работает, но его дохода недостаточно, чтобы полноценно обеспечивать семью.  Жена требует, чтобы он либо менял работу, либо пошел к начальнику и попросил повышения зарплаты. А муж молится, пытается прислушаться к воле Божией – и ответа не слышит. А жена продолжает настаивать на своем, что надо что-то менять. Как ему в этой ситуации поступать? Следовать тому, что говорит жена, искать пути решения ситуации или продолжать ждать?

– Вопрос работы – это не вопрос спасения. Господу абсолютно все равно, где вы будете работать, на какой должности. Задача мужчины – обеспечивать свою семью, поэтому он не должен просто молиться. Он, кстати, может не менять работу потому, что боится перемен.  И это его грех как мужчины, как главы семьи. Дело не в том, работает он или не работает и сколько зарабатывает. Он должен включить свою мужскую смекалку и подумать, где и что ему нужно делать. Но человек, меняя место работы, все равно молится. Он молится – а дальше обстоятельства жизни поворачиваются, ему предлагают новую работу, он идет, пробует – и у него или получается, или не получается. Поскольку человек молится, исповедуется и причащается, то Господь действует в его жизни. Как он действует – это покажут обстоятельства жизни. Человек попробует уйти на другое место работы, а его не возьмут – тогда он останется на прежнем месте работы.

– А если несправедливость в жизни? Мы говорили сегодня про соблюдение правды и правосудия, которые более угодны Богу, нежели жертва. Говорили про поиск справедливости, что правда Божия и справедливость – это очень ценные явления. А если в жизни что-то несправедливо – где здесь воля Божия? В восстановлении справедливости? Или же нужно принять несправедливость?

– Человеческая несправедливость никогда не абсолютна. Это та категория, на которую нельзя обращать внимание. А правда Божия вечная. Но бывает часто так, что через человеческую несправедливость Господь действует и совершает Свою праведность, Свою правду. Это становится понятным через какое-то время. Мы не можем в близкой перспективе видеть, что у нас происходит, нет горизонта. Нужно пройти эту пустыню, это искушение, это испытание, нужно, чтобы прошло какое-то время, успокоился сам человек, посмотрел бы назад и увидел, как промыслительно в его жизни действовал Господь. В том числе через несправедливость человеческую. Я не знаю, как это работает, но это именно так действует: в данный момент несправедливость человеческая вызывает у нас гнев, возмущение, но в будущем это оказывается нам на пользу.

Пример. Вчера мы слышали историю Исаака и Исава о продаже первородства. Ведь по-человечески ситуация была несправедливая и Исав был прав, возмущаясь на Иакова. А посмотрите, как все промыслительно оказалось с точки зрения Библейской истории – именно Иаков получил первородство, потому что он ходил пред Богом.

Часто эти истории, эти примеры нас не вдохновляют, нам нужно, чтобы мы сами это пережили, поэтому мы и переживаем эти искушения, чтобы приобрести опыт, чтобы внутри утвердиться – в чем наша основа.  Она в том, что мы ищем правду человеческую? Или она в том, что мы ищем правду Божию? Если мы ищем правду человеческую, то завтра она поменяется и мы снова будем в смущении. Или наша основа в сердце в том, что мы ищем правду Божию, вне зависимости от того, как проявляется правда или неправда человеческая. Это и есть брань.

Преподобный Силуан Афонский 15 лет молился перед иконой Спасителя в своей келье на Афоне, и как только он делал земной поклон – перед ним являлся бес, чтобы таким образом продемонстрировать, будто преподобный поклоняется бесу. Преподобный Силуан не оставлял свою молитву, и только когда он смирился дозела и сказал: «Господи, я не понимаю Тебя, Ты неумолим, я о Тебе по-другому думал», – увидел изменение лика Спасителя. То есть человек растворяется в смирении и говорит: «Я Тебя не понимаю! Но если я Тебя не понимаю, то это не значит, что Ты плохой или я плохой, – просто я сейчас Тебя не понимаю, в этом моя глубина смирения. Что хочешь, то и делай!» Человек принимает такие обстоятельства жизни – и живет дальше.

– Это, видимо, и было у него совмещение своей правды, человеческой, и правды Божией. У него 15 лет ушло на то, чтобы принять и понять эту правду Божию. А как быть нам, если мы не на Афоне и не в келье?

– А у нас совсем другие искушения – на работе, в семье. Духовное око видит эти обстоятельства. То, что нас трогает, о чем мы переживаем, – это то же самое, что происходило и с преподобным Силуаном Афонским. Просто у него это было ярко выражено, и Церковь предлагает этот образ для того, чтобы мы видели, как это ярко все может происходить. А у нас то же самое, но только в миру. Вот человек не понимает, менять ему работу или оставаться на прежнем месте работы. Как это понять? В какой книжке это прочитать? Мы никогда не прочитаем это в книжке, это приходит только через опыт. Когда человек шагнет, ошибется, вернется, дальше будет жить – и это все в диалоге с Богом, это все – взирая на Божие мнение. Исповедуясь, причащаясь, молясь, человек впускает в свою жизнь Господа. По-другому никак. Чтобы нам понять, что такое благодать, необходимо пережить искушения. Мы взрослые, уже не детский сад.

– Часто бывает, когда хочешь перемен, молишься о переменах, обязательно происходит катастрофа. Такая ирония жизни. Если начинаешь молиться о переменах в жизни, чтобы Господь помог работу поменять или что-то еще, – обязательно это происходит в виде личной катастрофы. И нужно быть готовым принять это?

– Никогда не будешь готовым. Ты можешь прочитать очень много книг, но никогда не будешь готовым. Нам кажется, что если мы приготовимся к искушениям, то пройдем их как-то красиво. Но на кресте красиво не висят, и Христос был некрасивый на кресте. Поэтому нельзя приготовиться к этим искушениям. Во время искушения мы будем некрасивые, и Бог это видит, Он знает, как мы себя поведем во время искушения. Зачем нам искать эту мнимую красоту? Она ни о чем не говорит. Кстати, в духовой жизни самая большая ошибка в том, что мы хотим быть чемпионами. Господь нас не призывал быть чемпионами, чтобы мы умели всё: и молиться, и поститься. Господь призывал нас только быть Божиими. В том числе и с грехами, и с ошибками, и с падениями, и с восстаниями, и с молитвой, той нерадивой, которую мы имеем, – но Божиими, чтобы сказать, как в коленопреклоненной молитве на Святую Пятидесятницу, что делаем в жизни все, чтобы отвернуться от Бога, но и жизни без Бога не знаем, потому что Господь действительно вселился в наше сердце и наше сердце тускло без Него, оно не живет.

– И апостол Павел в Послании к Галатам говорит: посему ты уже не раб, но сын (Гал. 4, 7). Получается, что мы уже приняты, в том числе и с грехами?

– Да, в том числе и с грехами, потому что иначе не было бы смысла в исповеди. Тогда в Церкви были бы только те, кто не грешит, но это не про нас. Значит, у нас есть некоторые заблуждения о нашей духовной жизни, которые, в том числе и во время Великого поста, исправляются при помощи искушений. Вот почему Великим постом и вообще во все посты мы с вами переживаем искушения. Потому что искушения нас ставят в нестандартные ситуации, когда нужно думать и подвергать сомнению то, что мы думали о Боге и о своей духовной жизни, – это все не соответствует действительности.

– И при этом во время Великого поста, когда мы понимаем, что погружаемся в период особых искушений, Церковь сразу же дает нам слушать Покаянный канон, чтобы нам приложить к своей душе этот образец покаяния.

– Начинается Великий пост именно с Покаянного канона для того, чтобы мы могли укрепиться, потому что впереди у нас время непростое. Но, повторюсь, к искушениям во время поста никогда не приготовиться. Можешь их ждать, а они придут тогда, когда не ожидаешь. Может быть, в этом милость Божия. Представляете, какие бы мы ходили угрюмые, ожидая искушений!

– Может быть, мы, наоборот, продумали бы, как мы будем это искушение преодолевать, подготовились бы, тщательно всё спланировали... Нас ближний будет искушать непостной пищей, а мы уже заранее продумаем ответ.

– Речь идет о серьезных потрясениях. Ссоры с близкими как можно предугадать? Ведь дьявол работает очень серьезно, у него колоссальный опыт. Много тысячелетий он работал над тем, чтобы человека разрушить, он не хочет спасения человека. Мы готовимся к одной проблеме с нашим близким человеком, а появляется совершенно другая проблема.

– Уже в пятницу, по сути, закончится период Великого поста, начнется новый период – Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица. Но как быть, когда складывается ощущение, что искушения, как тучи, все гуще и гуще становятся? И вроде бы понимаем, что в конце – Пасха, после Пасхи жизнь снова наладится и эти искушения потихонечку отойдут. Но как это время пережить? Ведь искушения все же прямым образом влияют на нашу жизнь и на наши решения?

– Церковь Христова мудро устроила: в пятницу действительно заканчивается Великий пост, мы празднуем Вербное воскресенье – и дальше начинается Страстная седмица, когда мы даже не исповедуемся, кроме Великого Четверга. И потом – Великая Пятница, Великая Суббота. Церковь призывает: забудь о своих грехах, сейчас время, когда ты должен вспоминать о Страданиях Христовых. Все наши искушения часто бывают от ощущения собственного величия, нам очень хочется чувствовать себя великими, поэтому искушения у нас якобы великие. И вот когда Страстная седмица приходит, мы забываем о своем величии и обращаем свой взор к Спасителю – постепенно подступаем к Пасхе… Вектор нашего мышления и центр нашего зрения перемещаются. Мы теперь не думаем о себе, не копаемся в себе – мы обращаем свой взор на Спасителя и тем самым показываем, что в нашей жизни главные не мы, не то, что внутри нас происходит. В нашей жизни главный Тот, Которому мы поклоняемся, почитая и Животворящий Крест, и Воскресение Его, и так далее.

– Мы говорили сегодня о правде Божией. А вот слова из Книги Притчей: соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу (Притч. 21, 21). Получается, что соблюдение правды и милости и есть тот самый критерий, который приближает нас к правде Божией?

– В том числе. Это и смирение, и милость, и милосердие, праведность, хождение перед Богом – как раз признаки человека Божьего. И человек приобретает славу не человеческую, а именно славу Божию, славу вечную, славу Царствия Божьего. Потому что слава человеческая со всеми критериями праведности редко уживается. Слава человеческая часто приходит к тем, кто абсолютно не связан ни с милосердием, ни с праведностью, ни с правдой. Поэтому очень важно понимать в своей жизни, к какой правде, к какой славе мы стремимся. Дьявол и мир будут нас соблазнять и к славе человеческой, и к правде человеческой, но это ложные цели, они уводят нас от Бога.

– Подходит к концу Великий пост, в этой студии мы встретимся только в воскресенье, то есть уже после Великого поста, поэтому хотелось бы попросить Вашего напутствия, как провести последние дни Великого поста и достойно встретить события Входа Господня в Иерусалим и Страстную седмицу.

– На самом деле хочу просто подытожить и сказать, что очень важно во время Страстной седмицы забыть о себе любимом, чтобы расчистить место в своей душе для Господа, Который нашего ради спасения пошел на Крест, умер, был погребен и в третий день воскрес. Только таким образом настраивая себя, мы с вами можем в том числе и воскреснуть от тех искушений, которые переживали во время Великого поста.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать