Беседы с батюшкой. Священник Антоний Шишков. 9 февраля 2023

9 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях Антоний Шишков, настоятель храма святого праведного Симеона Богоприимца в поселке Скачки (г. Санкт-Петербург).

– Тема сегодняшней передачи: «Печаль человеческая и Божья». Сегодня каждый телезритель знает много тем, которые вызывают печалование. Но печаль не вызывает резкого негативного отношения, это не горе, не беда. Слово «печаль» имеет легкое значение. Но святые отцы предостерегают нас от печали. Но, с другой стороны, то, что произошло в Турции и Сирии, вызывает в нас очень смешанные чувства, в том числе печаль. Давайте попробуем разобраться в этом. Может ли человеческая печаль принести духовную пользу?

– С мирской точки зрения, если не затрагивать духовную жизнь, печаль, попечение и человеческие заботы могут быть связаны с созиданием, с каким-то делом, которое свершилось и которое нужно сопровождать, вести. Соответственно, будут и попечение, и печаль, и радость. Сейчас в человеческую жизнь вторгается много негативной печали, связанной с утратой близких, с разрушительными событиями, которые, не спрашивая у человека соизволения, вторгаются в его жизнь, меняют его планы на семью, труд и на все то, что является обычными нашими ценностями.

Печаль может быть светлая, если она связана с каким-то созидательным процессом. Человек запускает какое-то дело, создает что-то, у него есть какие-то попечения, печали, связанные с процессом. Но если речь идет о вещах, связанных с трагедией, то это однозначно будет повергать человека в разрушительную печаль. Апостол Павел писал: печаль мирская производит смерть. Она повергает человека в состояние отнятия у него внутреннего покоя, способности с радостью воспринимать те вещи, которые еще несколько секунд до каких-то известий занимали его ум, те планы, которые он строил на эту жизнь. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Печаль нужно воспринимать в контексте истории человечества в целом. С кого она началась? С Адама и Евы. Первые люди имели совершенное бытие, в котором отсутствовали смерть, боль, болезни и труд как нечто, что может очень сильно печалить человека, и присутствовало то, что наполняло жизнь, – общение с Создателем, Творцом.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Как приобрести спасительную печаль о содеянных поступках, о своих грехах и в то же время не допустить отчаяния и уныния?»

– Конструктивный вопрос. Действительно, зачастую человек, совершая какие-то поступки, которые противоречат Божиим заповедям, с возрастом раскаивается, его жизнь меняется. Наши представления могут поменяться совершенно кардинально. Совершая какие-то вещи, человек может до поры до времени и не называть их грехом. Но когда его сердца касается Господь и оно освещается светом, то становится понятно, что к чему. Тогда очень важно не впасть в уныние и отчаяние. Здесь будет мало веры просто в Бога Создателя и Законодателя, то есть в Того, Кто дал нам десять основных заповедей, которые удерживают человеческое общество от самоуничтожения: не убивай, не кради, не клевещи, почитай родителей и так далее. Чтоб обрести утешение, нужен Христос. Он – единственный, Кто в состоянии принять меня с моими недостатками, ошибками, талантами и достоинствами. Он – единственный, Кто может мои недуги и недостатки обратить в богатство. И тогда человек будет понимать, какую ценность имеют его отношения со Христом, будет понимать, что дает ему Христос уже в этой жизни и гарантирует в вечной. Воплотившись, прожив человеческую жизнь, разделив бытие, которое человек принес в этот мир через грехопадение, Христос приобщается его. Разделив с человеком смерть, которую Господь не создавал, разделив погребение, которого Бог не может пережить в принципе, сойдя в ад и воскреснув, Иисус Христос очень ясно показывает, что ожидает человека. В свете этих драгоценных вещей, которые меняют человеческую жизнь, через глубокое их рассмотрение мы можем обрести действительно созидающую печаль в Боге, а не печаль, повергающую в смерть.

Я смотрел репортажи о том, как люди помогают друг другу после землетрясения. Совершенно удивительно, но я столько молитв не слышал ни в одном другом случае. Молитва звучит постоянно. Светлую печаль мы можем назвать сопереживанием, потому что в этом случае мы прикасаемся к Богу, и Он обращает к нам Свое утешение. Может быть, светлость этой печали и заключается в том, что Господь обращается к нам.

Если мы не ходим в храм, не любим Бога, живем как хотим, то и не печалимся, что мы не христиане, но переживаем и печалимся о каких-то совершенно конкретных вещах, которые, может быть, происходят даже не со мной лично, но вокруг меня. И как определить печаль сопереживания? А если мне жалко, я печалюсь и переживаю, но в результате ничего не делаю? Воспитывают ли меня как-то мои переживания? Или это самолюбование?

– Господь призывает нас действовать и мыслить позитивно. Если меня что-то в этой жизни опечалило, а таких поводов огромное количество (тем более такие страшные вещи, как утрата близких, потеря семьи и всего заработанного, как у людей, которые оказались жертвами землетрясения), то надо подумать: а как я могу помочь, что в моих силах? Может быть, я смогу помочь материально, может быть, мне надо просто выслушать трагические монологи и не отталкивать близких. А слушать не хочется. Послушай. Мы христиане. Нам Господь говорит: просите, и дано будет вам. Помолись о человеке, чтобы Господь пришел в его жизнь, коснулся его сердца и принес утешение хоть ненадолго, чтобы появился хоть какой-то лучик света среди его проблем.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что Бог абсолютно беспристрастен. А может ли Он испытывать печаль или она присуща только человеку?»

– Мы христиане и имеем знание о Боге в том, что нам в Себе открыл Христос. Это очень важный момент. Печалился ли Христос? Испытывал ли Он эмоции гнева? Переживал ли настолько сильно перед крестными страданиями, перед предательством, что пот Его был как капли крови? Был ли Христос ироничен? Были ли у Него друзья? Все эти вещи очень подробно открываются в Евангелии. И мы узнаем, что Господь не явил Себя каким-то не очень эмоциональным, излишне постным. Он открыл Себя очень яркой, привлекательной, эмоциональной и глубокой Личностью, с Которой хочется иметь отношения, дружить, переживать; Личностью, Которой есть дело до всего в твоей собственной жизни (и в горе, и в радости), что очень важно.

– В Евангелии от Марка, когда Иисус вернулся с Елеонской горы, Он уже не был таким светящимся, но люди, увидев Его, восхитились. Они даже тогда почувствовали Преображение. А если мы только способны читать Евангелие, но не слышать Христа, вернее – не пускать Его в свое сердце? Мы часто говорим: «Пустите Бога в свое сердце». А каким образом это сделать, для нас иногда является главной тайной нашей жизни. Может, печаль и нужна нам для того, чтобы услышать утешительный  глас Христа?

– Безусловно. Если мы находимся в состоянии отчаяния от собственных грехов (такое бывает), то никто, кроме Христа, и не может дать нам надежду на то, что я Богу дорог и нужен, что у меня есть объективная надежда на встречу с Ним, что Он меня любит. Такое состояние всячески критикуется опытом святых отцов. Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Светлая печаль не должна быть самолюбованием и ценностью сама по себе. Она должна быть тем, что меня приводит к чему-то, вдохновляет на положительную инициативу, помогает измениться.

– Интересно, что когда с нами происходят какие-то вещи, которые приводят нас к радости, то и она у нас тоже плотская. Радоваться о Боге мы не умеем. Как, в общем-то, и благодарить за все. На литургии нам говорят: благодарим Господа. И мы опускаемся на колени. Но опуститься-то мы можем…

– Но сразу у нас возникает список претензий.

– Да. В Евангелии от Марка написано, что Христа не только били, но в качестве издевательства перед Ним вставали на колени. Иисус говорит: не всякий, говорящий Мне:«Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца 

Моего Небесного.

Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Печаль печали рознь. У людей разного возраста разные поводы для печали. И к тому же есть такое выражение: многие знания – многие печали. А разные темпераменты (холерики, меланхолики) как-то отражают состояние души или это наука типа астрологии?»

– У людей разные темпераменты. Психология выделяет эти типы и достаточно метко описывает их. Будет ошибкой вешать на человека какое-то клише, но все-таки кто-то склонен больше к непрерывному позитивному мышлению, кто-то, наоборот, находится в состоянии минора и печали, но при этом тоже созидает. Конечно, телесные болезни тоже накладывают отпечаток на настроение. Мы не можем разделить душу и тело. Так не происходит. Наше настроение связано с эмоциями. И радости, и трагедии чаще всего связаны с плотским выживанием. Апостол же призывает к печали, связанной с тем, что я недостаточно соработничаю с Богом, недостаточно желаю Его познавать. Возможно, мне вообще легче жить с моими представлениями о Боге, ничего не узнавая о Нем. Я хочу, чтоб Бог был таким, каким я Его вижу. И я не буду открывать Евангелие.

– Потому что оно может перевернуть, изменить мое мнение о Нем.

– Да, потому, что я могу увидеть там совершенно другую Личность, с другими чертами характера, с другим отношением к грешникам, ко греху, к праведности, к человеческим радостям. Мне может это не понравиться. Мне легче жить с представлениями о Боге, которые мне рассказала соседка или я где-то услышал или прочитал в каком-нибудь астрологическом прогнозе. Поэтому Господь все-таки желает, чтоб мы познавали Его Таким, Каким Он Себя открыл. Берем Евангелие и знакомимся со Христом. Полнота откровений о Боге содержится во Христе. Нам надо это принять и с этим смириться.

Почему были распинатели Христа и люди, которые приняли крестные муки ради Господа? Потому что одни, познакомившись со Христом, поняли, что свяжут с Ним всю свою жизнь и в этом бытии, и в вечном, а были те, которым Христос не понравился. Им не понравился Человек, Который, явив Себя миру, перестал работать, не создал семьи, первое чудо совершил на браке, сделав из воды вино (а мог бы наоборот сделать, к примеру)… Таких моментов очень много. Почему людям суперправедным в лице книжников и фарисеев Он не прощал ничего, за все их ругал, а апостолам прощал все, никогда к ним претензий не предъявлял?

– За исключением пары моментов, когда Он их укорял. Здесь есть тоже очень интересный момент. Бывает, что Христос нам так необходим, что мы готовы изменить свою жизнь коренным образом. А бывает как в Генисарете, когда Христос выгнал бесов в свиней, свиньи бросились в море, и пришли люди из города и сказали Христу: «Уйди отсюда». И Он ушел. Почему так происходит? Мы не видим нигде, что они каким-то образом были наказаны.

– Наша общечеловеческая проблема в том, что в печали мы требуем от Бога мгновенного изменения нашей жизни: чтобы больные исцелились, мертвые воскресли, чтобы образовалось материальное благополучие (при этом чтобы ничего не делать), храм наполнился людьми и т.д. Мы оказываемся потребителями, не желающими ничего узнавать о Боге, посвящать себя Ему, хотя мы крещены, были посвящены Богу; мы пребываем в Боге, и Он в нас, мы имеем взаимные обязательства. Мы считаем, что Господь нам во всем должен, когда о Нем вспоминаем, но мы тоже имеем огромное количество обязательств в отношении Его. Должна быть какая-то справедливость.

– Вопрос телезрительницы Ларисы из Волгоградской области: «Есть печаль от того, что ты согрешил, обидел Бога своим грехом».

– Это и есть печаль по Богу, которая происходит от того, что мы расстраиваем Его, что мы могли бы быть лучше, чем мы есть. Эта печаль приводит к покаянию. Апостол Павел говорит, что печаль о Боге рождает покаяние.

– Мы можем себе представить, что покаяние – это некое самоуничижение. Так ли это здесь?

– Мне кажется, самоуничижением это быть не может, если только на каком-то начальном этапе, когда нам стыдно за грех, мы бы хотели отмотать время назад и сделать так, чтобы греха не было. Покаянием является обращение к Богу с желанием выстроить свою жизнь так, какой бы ее хотел видеть Господь. А бесконечно говорить «Господи, прости» и совершать одно и то же и жить одним только покаянием десятилетиями нельзя. Человек должен благодарить Бога за дары, которые Он дает через таинство Крещения, таинство Причастия Тела и Крови Господних, возможность исповеди и прощения грехов. Человек должен оценить дары, которые Господь ему дал. Мы не можем все время говорить о том, чего у нас нет: смирения, любви, доброты, щедрости. А что есть? Ты в Церкви находишься десять лет. Неужели Господь ничего тебе в жизни не дал? А может, ты просто не хочешь этого замечать, потому что это труд и ответственность по отношению к Богу? За дары нужно благодарить. К дарам нужно относиться соответственно: беречь их, уделять им время. А нам легче говорить о том, чего у нас нет, а не о том, чем мы обладаем.

– На каждой исповеди мы так или иначе оправдываем себя, облекая страшные грехи в удобоваримые слова. Если всерьез задуматься, то если я осуждаю, я беру на себя функции Бога, Судии, а если горжусь, это значит, что я верю в себя, а не в Бога. А говорим на исповеди: «осуждаю», «горжусь»… И в этом случае мы, печалясь о своих грехах, будто прячемся за этими словами.

– Печаль о Боге является для нас свидетельством живости души: что мы способны от мирских забот, сложностей жизни с ее бесконечными тяготами стремиться к Божьему. Мы продолжаем считать добро добром, а то, что противно Богу, называем грехом. Может быть и такой ракурс печали о Боге, когда я вижу собственные грехи.

– Может, это как раз помогает преодолеть то самое окаменение, которое мы даже не очень понимаем. Господь как раз укорял апостолов в этом окаменении, когда людям все время нужны были какие-то чудеса для того, чтобы в очередной раз увидеть всю силу Нашего Господа.

– Да. Человек нуждается в чудесах, и зачастую он нуждается в них для поддержания веры как свидетельства бытия Божия, как свидетельства того, что Бог властен над всеми законами, которые Он создал. Но Господь говорит в Евангелии: знамение не дастся… кроме знамения Ионы пророка.

– У вас в храме есть икона Симеона Богоприимца. Люди приходят в храм, молятся перед этой иконой, и она, наверное, слышала уже сотни тысяч молитв.

– Оригинал этой чудотворной иконы пребывает в нашем храме с 1800 года, практически с начала XIX века.

– Вместе с тем раньше людей в храме было намного больше. Почему так происходит? Может быть, потому, что люди сейчас не нуждаются ни в чуде, ни в молитве, ни в печали по Богу, они печалятся только о себе?

– Скорее всего так и есть. Я считаю, что в этом отношении нужно проявлять некую активность. Святыня требует почитания. Огромное количество людей, которые обращались с молитвой к праведному Симеону Богоприимцу, знают, что в их жизни произошли удивительные события, которые можно объяснить только словом «чудо»: исцеление от болезней, помощь в получении работы, улаживании семейных ситуаций. Все это происходит и сегодня.

Человеку нужно выйти из зоны комфорта. Мы привыкли, что у нас очень много храмов, слава Богу, есть духовенство, образованное значительно лучше, чем, допустим, тридцать лет назад. Скорее всего, люди ходят в ближайший к их дому храм. Но Господь через Свои святыни, через Свое присутствие в них привлекает людей, и можно все-таки собраться и приехать в наш храм, чтобы помолиться перед этой святыней.

Но Господь не тащит человека за руку в храм. Он ждет, когда человек сам возьмет дары, которые Он ему дал, посмотрит на них, удивится и прославит Господа. Богу угодно, чтобы мы обращались к Нему, чтобы прославлялось Его имя, прославлялись Его святые, чтобы мы общались друг с другом, поэтому от человека требуется инициатива в этом отношении.

Святыня может оказаться под спудом, как оказалось под спудом огромное количество чудотворных икон. Возможно, они будут явлены, открыты только при Втором Пришествии Христовом, потому что человечество сказало: «Мы не нуждаемся в этом. Нам это не нужно». Я считаю, что наша обязанность, обязанность благодарных христиан – продолжить почитание присутствия Божия в святынях. В Православной Церкви есть такой опыт, такая традиция.

– В нашей жизни происходят совершенно удивительные вещи. Кого-то Господь обращает к вере через беды, кого-то увещевает страхом, кого-то, наоборот, приводит в храм от великой радости.

Вот сейчас к посольству приносят детские игрушки. Для чего люди это делают, я не понимаю, наверное, это какой-то обряд. Но способны ли мы в нашей сегодняшней жизни сопереживать нашим близким, оказывать помощь людям в том, что с ними происходит? Способны ли мы к созидательной печали об этих людях?

– Мне кажется, что наша способность к созидательной печали, которая может привести к каким-то действиям, к помощи, прямо пропорциональна нашей способности радоваться, потому что мы очень часто уклоняемся от возможности порадоваться вместе с нашим ближним его достижениям, приобретениям. Попечалиться с ним мы можем, но можем ли порадоваться тому, что человек, например, получил образование?

– Преодолел болезнь, например.

– Да. То есть будем ли мы радоваться с радующимся или будем дожидаться его печали? Поэтому, мне кажется, для кого-то принести игрушки – это выразить свою печаль, сострадание людям, оказавшимся в беде.

Но человеческая жизнь не сводится только к трагедиям, и отношения с Богом не заключаются только в том, чтобы обращаться к Нему тогда, когда нас постигают какие-то трагедии. Нам нужно научиться радоваться, благодарить Господа. Если мы будем радоваться вместе с нашими ближними, то сможем помогать им в печали, не погружать их еще больше в это состояние, но как-то окрылять, вдохновлять их.

– Отче, благословите наших телезрителей.

– Божие благословение всем во здравии душевном и телесном, благополучии, утешении, радости, в сорадовании!

                                        Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать