Беседы с батюшкой. Священник Александр Трушин 25 апреля 2023

25 апреля 2023 г.

У нас в гостях иерей Александр Трушин, настоятель храма Святой Троицы города Новотроицка (Оренбургская епархия). 

– Многие слышали о замечательном подвижнике иеромонахе Серафиме (Роузе). Это имя звучало в разных контекстах. До недавнего времени я думал, что он уже святой, но, оказывается, еще нет. Сейчас идет большая работа по его канонизации. Давайте поговорим об этом подвижнике XX века. Серафим (Роуз) – сын американского народа, богослов и действительно великий человек. Как случилось, что Вы занялись его канонизацией?

– Первоначально это произошло от моего личного почитания, которое сложилось в 1990-е годы в результате знакомства сначала с его трудами, которые в то время стали доступны, позднее с его жизнью и подвигами, которые вдохновляли и в некотором смысле даже стали основой личной христианской жизни.

Впоследствии мне довелось быть на местах подвигов и трудов отца Серафима – в лесах Северной Калифорнии, где он со своим духовным другом и соратником основал монастырь. Древнее место близ небольшого города Платина, где добывали золото во времена золотой лихорадки (поэтому и такое название). Там они вели подвиг, очень похожий на образ древнего христианского жительства, и были небезучастны к своему американскому народу.

– Это не только эмигранты?

– Нет, конечно. Они были ориентированы в большей степени не столько на русскую эмиграцию, которая тогда была во втором и третьем поколении, а именно на свой собственный народ, который был расцерковлен. Считается, что в Америке достаточно сильная религиозность. Статистические данные: чуть ли не 90%. Но отец Серафим прекрасно понимал, что эта воцерковленность протестантского толка. В его время начинали развиваться и различные оккультные системы.

– Для многих людей (и для меня лично) удивительно, что в Америке есть Православная Церковь и православные люди; и показателен образ отца Серафима, коренного американца. Он очень любил Россию. Расскажите, какая атмосфера была в то время, только закончилась Вторая мировая война, Америка неплохо заработала на этом, гонка вооружений, американская мечта, и вдруг – православие.

– Можно сказать, что православие для Америки традиционно. Естественно, представительство Православной Церкви не так обширно, как в России, но Калифорния – это «русская Америка», основана нашими миссионерами, которые несли туда веру Христову.

– Семена были посеяны.

– Да. Герман Аляскинский один из первых преподобных.

– Святитель Тихон.

– Впоследствии святитель Тихон. Были представители и во времена, когда жил отец Серафим, когда он был студентом, а позднее преподавателем в Калифорнийском университете в Беркли. Он был представителем научной элиты, глубоко образованный, знал несколько языков.

В это время в Соединенных Штатах стало распространяться много очень пагубных светских течений и тенденций, которые были выражением духа гуманизма в плохом смысле и жизни в страстях. Это хиппи и всевозможные течения псевдорелигиозного толка. В это время в Америке распространяется и кришнаизм, одна из специально сфабрикованных ветвей индуизма, которая была предназначена для коммерческой продажи в их варианте.

Узнав истинную веру Христову, отец Серафим счел необходимым противостоять всему этому своим словом и попробовать посеять семена подлинного благочестия и христианской православной веры в среде своего народа, который очень любил и жалел.

– Второго сентября прошлого года было сорок лет со дня преставления иеромонаха Серафима (Роуза). Как проходило это время? Может, появились какие-то свидетельства? Как двигается работа по изучению его наследия?

– Срок хороший. Сорок – одно из сакральных чисел нашей церковной библейской традиции.

– Моисей ходил сорок дней.

– Когда был Потоп и заканчивалась история того мира, отчет начался именно с сорока дней. Но не в самих числах дело, а в том, что к этому времени действительно назрела необходимость более пристального рассмотрения вопроса канонизации отца Серафима.

Для канонизации необходимо соблюдение определенных условий. Существуют специальные критерии, без наличия которых она невозможна. Первым критерием являются свидетельства о жизни подвижника благочестия, а если он имел письменные труды, то свидетельства о их неповрежденности относительно вероучительной догматики. Жизнеописание отца Серафима было сделано трудами братии его монастыря, в частности это преподобный Герман Аляскинский и игумен Дамаскин (Христенсен). Монастырь действующий, является местом паломничества православной Америки. Игумен Дамаскин составил довольно подробное жизнеописание отца Серафима.  

У Серафима (Роуза) есть богословские, литературные труды, эпистолярное наследие, обширная переписка. Все сейчас в доступе. К отцу Серафиму было много замечаний по какой-то тенденциозности или уклонению в ту или иную сторону, по особой любви к Русской Церкви. Протоиерей Димитрий Предеин, доктор богословия, рассмотрел все эти претензии в плане какой-то неверной идеологической направленности трудов отца Серафима и дал на них исчерпывающий, взвешенный ответ. Его можно найти в Интернете. Он не оставляет ни тени сомнения, что отец Серафим был невиновен в том, в чем его обвиняли. Это первый критерий: жизнь и труды, которые могут быть основанием для канонизации.

Второй критерий, который необходим для канонизации праведника, – это почитание его в народе. Почитание отца Серафима очень широко известно. Сейчас мы начали работу по созданию сайта, который будет представлять из себя интерактивную карту, на ней точками, доступными для смотрения, будут представлены факты его почитания по всему миру начиная с Соединенных Штатов. Эти сведения мы предварительно собрали на местах подвига, но тогда не получилось сделать эту работу. Если Бог даст, мы надеемся доделать в течение года. Впоследствии этот сайт будет содержать и другие сведения, которые продолжают поступать о влиянии отца Серафима и почитании его в народе.

– Какие сведения?

– Это будет репрезентативная выборка охвата почитания всеми людьми отца Серафима. Мы пишем запросы, спрашиваем людей.  Это статистический материал. Это и будет свидетельством о почитании. Мы это знаем на уровне молвы, но необходима ее научная обработка и приведение в должную форму.

Третьим критерием являются факты проявления благодати по его молитвам или чудеса, совершенные от него. Первые два критерия необходимы, но недостаточны, а этот критерий исконно, со старого времени является главным и последним, необходимым и достаточным вместе с теми двумя.

В 2018–2019 годах нам довелось бывать на месте жизни и подвигов отца Серафима и собирать эти сведения. По результатам этих поездок они были систематизированы. После смерти отца Серафима сразу же начались проявления благодати по его молитвам.

Те самые чудеса?

– Да, в то время они проявлялись частным образом, и, скорее, только для тех людей, кто его любил, знал и был близок с ним, кто подвизался в его монастыре. Сейчас нам важны факты его всемирного почитания.

– Не только в Америке?

– Теперь отца Серафима знает весь мир, и стал актуальным сбор сведений не только от людей, лично его знавших, но и из других мест и стран. Такие факты существуют. Их достаточное количество. Они были нами собраны и сгруппированы в сводные описания посмертных проявлений Божественной благодати по молитвам отца Серафима.

Первый явный факт – это явление лика отца Серафима сразу после смерти. Он скончался от тяжелейшей утробной болезни, которая сопровождалась большими муками. Он был привязан к кровати, но до конца хранил подвиг. Буквально в последние минуты перед смертью ему была преподнесена икона Божией Матери, он сумел привстать и облобызать ее со слезами на глазах. После смерти было явление лика: выражение лица приобрело особо спокойный, умилительный вид. Оно порозовело, хотя до этого на нем была очень сильная печать бледности, появились даже элементы улыбки. Это древнее свидетельство, известное с глубоких времен церковной традиции и опыта, как бы предсказание о будущей загробной участи праведника, его святости.

Хочу привести еще один пример, который произошел буквально в первые годы после смерти с его духовной дочерью Цецилией Андерсон. Она была членом семьи священника Владимира Андерсона. Он был близок отцу Серафиму, помогал в трудах и в лавке, где они продавали церковную литературу, помогал строить обитель преподобного Германа Аляскинского. У него была большая семья, многие дети были крещены отцом Серафимом и были его духовными детьми.

Сама Цецилия Андерсон рассказывала мне такой случай. За две недели до кончины ее брата иподьякона (это уже был 1996 год) у нее с ним был разговор о смерти. У его жены Александры был рак. И когда Цецилия разговаривала с ним об этом, он сказал: «Посмотри, какая глубокая мысль содержится в молитве "Отче наш": да будет воля Твоя». То есть в этом разговоре он исповедал перед сестрой преданность воле Божией, несмотря на то что его жене угрожала скорая кончина. Но он опередил ее в этом, он погиб.

Его сестре было чрезвычайно трудно принять эту смерть (тем более они были погодки по возрасту), она очень много плакала и молилась о нем. И накануне сорока дней его преставления ей во сне явился отец Серафим, которого она всю жизнь почитала и молилась ему уже как святому. Он явился ей в интересном образе. Она рассказывает: «Я вижу отца Серафима, который сидит за столом и занимается какой-то канцелярской работой (пишет, бумаги перекладывает). Я подошла к нему и спросила, что он делает. А он говорит: я готовлю документы для того, чтобы твой Василий вошел в Царствие Небесное».

Понимаете, у американцев такой менталитет, так им понятнее. Допустим, нашему русскому человеку он бы по-другому сказал. Она говорит, что после этого сна проснулась с полным умиротворением. Потому что это не первый случай явления ей отца Серафима. Он явился ей и после своей смерти, когда она не смогла лично быть на его похоронах. Это чудеса, которые кому-то могут показаться субъективными вещами.

У нас в Церкви есть чудеса, а есть знамения. Чудеса – это когда тебе одному что-то Богом открыто (или для тебя одного). Мы с согласия людей сделали эти факты общеизвестными. А бывают знамения, когда нечто происходит для многих людей. Допустим, мироточение икон.

Еще один краткий случай расскажу. Он произошел тоже с одним из близких людей отца Серафима. Сейчас он иеросхимонах Амвросий, а в то время был отец Алексий Янг, который опубликовал обширную переписку с ним отца Серафима. Сейчас он живет в районе Санта-Фе, он уже в преклонных летах. Первый раз он мне дал это свидетельство в октябре 2019 года, а в апреле 2020 года я еще связывался с ним. Это случай исцеления его жены по молитвам отца Серафима. Он произошел с его супругой Сюзанной Янг по прошествии примерно года после преставления отца Серафима, когда их младший ребенок был еще совсем маленьким. У его супруги была обнаружена онкология – меланома с метастазами в терминальной форме. Они  сильно стали скорбеть об этом. А врач сказал, что вероятность того, что она проживет еще пять лет, всего двадцать процентов.

Тогда он попросил отцов из Платины, обители преподобного Германа, прислать ему немного маслица с могилы отца Серафима. На его могиле всегда горит лампадка, и люди просят маслице из нее для помазания. Затем в течение следующего года он ежедневно помазывал место на шее у матушки, где у нее была онкология. До пяти лет они ежедневно это делали. В течение еще пяти лет помазывали пореже, уже не каждый день. И каждый год она проходила обследование, как это положено в таких случаях, на предмет подтверждения рака.

Потом прошло пятнадцать лет. И в конце концов врачи ей сказали, что она полностью исцелена от рака, никаких его следов не обнаружено. И сами врачи сказали, что это действительно чудо в ее случае.

– Такое ощущение, что врачи – самые главные свидетели чудес. Они всегда расписываются, что это было невозможно.

– Они не главные, просто в наше время люди этому свидетельству больше доверяют. В XIX веке для подтверждения святости производился поиск этих фактов, который называется по-церковному «розыск свидетельств». К этому привлекалась даже полиция Российской империи, а также врачи.

– Понятно, что Зарубежная Православная Церковь в Америке живет в основном в русской традиции: в облачениях, богослужении…

– Да, только служат на своем языке.

– У них это очень серьезно развивается и поныне. Они очень любят службу, у них свои протодиаконы, которые как будто копируют дореволюционные образцы, там пишут свою музыку, то есть идет очень активная жизнь. А отец Серафим – американец, но он настолько полюбил богослужение и эту русскость… Вы можете об этом рассказать?

– Он полюбил не русскость саму по себе, а русскую святость, которая является православием. Если мы хотим сказать о некоей уникальности нашего русского народа или нашей русскости, она совершенно не фольклорная и не национальная. Все ценное, неповторимое, что есть в нашей русской культуре, родом из Церкви. Сам по себе факт некоей национальной привилегированности ничего не значит. Пред очами Божиими все народы равны. А тот народ, который сумел стать богоносным и сохранить в себе это, становится уникальным среди всех народов.

– Получается, что отец Серафим как-то это понял?

– Конечно, он понял ценность православия, веры Христовой. И именно в этом контексте он любил Россию, но не за сам по себе факт какой-то национальной идентичности. Так и мы. Если у нас все основано на вере, тогда все у нас до последней свечки правильно и свято. Если же у нас нет веры, все это лишь внешняя атрибутика, которая ни к чему не приводит и ничего не объясняет.

– А как он это понял? У него были учителя?

– Он провел долгие годы в поисках этой истины, он ее выстрадал. Ведь он прошел всевозможные традиции мировых духовных практик, изучал дзен-буддизм, китайскую философию на их языке, знал мандаринское наречие. И везде он искал истинный подвиг, душа у него требовала этого. И когда он увидел бесплодность всех этих учений, он пришел в Церковь Христову. Его первым духовным отцом был святитель Иоанн Шанхайский. Именно при нем в 1962 году состоялось обращение отца Серафима в православие. После этого он так взялся за подвиг, что старался не терять больше ни единого мгновения на жизнь в страстях. И пытался донести учение Церкви до современных людей, стал издавать журнал «Православное слово» и, таким образом, принес очень много пользы. Благодаря своему научному прошлому он имел острый ум, мог выделять суть проблемы, мог погрузиться в любую сложную проблему до конца.

– Мы знаем факт, что в одной из епархий Грузинской Церкви Серафима (Роуза) почитают как местночтимого святого. Как так получилось, что в Америке он не местночтимый, а в Грузии его вот так приняли?

В Ахалкалакской епархии митрополит Николай очень чтит и любит отца Серафима. Конечно, он тоже знал, что этот вопрос назрел, потому что много фактов проявления благодати и почитания. Он был на 40-летии преставления отца Серафима в монастыре преподобного Германа Аляскинского, где в этот день совершается Божественная литургия. И от него шла инициатива по канонизации отца Серафима, но пока это не решено на уровне Поместных Церквей (Грузинской, Русской или Сербской). И это первая ласточка в процессе канонизации, громкий призыв к тому, чтобы на общецерковном уровне этот вопрос был рассмотрен.

Но нельзя относиться слишком легкомысленно к тому, что произошло в Ахалкалакской епархии, если мы трезвые люди и пытаемся к этому относиться соответствующим образом. Потому что Высокопреосвященнейший Николай не на пустом основании это сделал, у него были сведения о почитании отца Серафима. В частности, мы ему направляли в сентябре все наши документы, в то время собранные, и те свидетельства чудес, которые впоследствии к нам приходили. Поэтому это не на пустом месте произошло с точки зрения фактологии.

Но и в истории Церкви есть известные факты. Вспомните преподобного Симеона Нового Богослова, тысячелетие которого было недавно. У него был случай, когда он при жизни почитал как святого своего учителя Симеона Благоговейного и также терпел нападки по причине якобы преждевременного, незаконного почитания святости этого человека. Впоследствии все разрешилось, и сейчас у нас в лике святых и сам Симеон Новый Богослов как великий столп Церкви, и его учитель Симеон Благоговейный. Так что нельзя к этому относиться невнимательно.

– Вы для себя уже всё решили.

– Конечно, я это и хочу сказать. Есть еще более уникальные свидетельства – обращение из протестантизма одного настоятеля. Это отец Афанасий Кон, который ныне служит в Гонолулу в Гавайской миссии, там, где мироточит икона Гавайской иконы Божией Матери. Его обращение было удивительным, оно длилось несколько месяцев. Было влияние и преподобного Германа Аляскинского на месте его упокоения, на месте его подвигов. Было явление Серафима Роуза ему во сне с объявлением имени, он не знал до этого такого человека. То есть факты есть более весомые, этих фактов много, и для меня этот вопрос уже решен. Поэтому я солидарен с владыкой Николаем.

– А есть в Американской Церкви святые кроме наших русских святых?

– Конечно. Американская Церковь – это Русская Православная Церковь. Во-первых, это преподобный Герман Аляскинский. Во-вторых, святитель Иоанн Шанхайский – это же Николай Угодник нашего времени. Я тоже имею свидетельства его чудес, потому что мне это рассказывали люди, которые лично знали отца Иоанна Шанхайского. Несмотря на характер нашего времени, святость никуда не делась.

– Все говорят, что нет старцев, мы пропали, пора уходить в пещеры.

– Эти упаднические настроения характерны для особого духа этого мира – духа уныния.

– А Бог дает святых.

– Конечно, дает. Более того, если когда-то совершится законная канонизация отца Серафима, естественно, это будет новым ярким свидетельством того, что Церковь наша Православная жива, что она плодоносит, а она плодоносит своими святыми, своей святостью.

– А это признак того, что Бог о нас помнит?

– Конечно. Сам этот факт будет уникален, особенно в наше время информационной связанности. Весь мир все знает, что происходит в каждую секунду. Это будет пример духовной связи разных континентов, политического противостояния этих разных миров. Отец Серафим, истинный американец, – святой Русской Православной Церкви, и из этого источника можно черпать любым ковшом, хоть историческим, хоть политическим, хоть богословским.

– Причем здесь нет, наверное, некого национализма с нашей стороны?

– Какой национализм? Это не наша идея в голове, а факт.

– На самом деле это очень важный разговор, важный посыл. Батюшка, мы желаем вам успехов в том деле, которое вы взяли на себя как крест, как ношу со своими сподвижниками, друзьями.

– Мы хотим добиться правды. Невозможно это искусственно притянуть, но и невозможно замалчивать, если Сам Бог прославляет, – это будет тоже неправильно.

– А как технически это происходит? Православная Церковь за рубежом может принять это на своем Синоде?

– Да, может. Либо, допустим, Грузинская Церковь может принять. Если проведут это все через правильный процесс канонизации, тогда мы просто можем это признать, все Поместные Церкви равны перед очами Божиими. Либо на уровне Поместной Церкви это производится. Исторически, конечно, правильно, чтобы и инициатива, и принятие произошли в том месте, где были места его подвигов и упокоение, то есть это должна быть Церковь Заграницей. Но сейчас у нас эта Церковь общая после объединения Церквей – это наша Русская Православная Церковь.

– Будем молиться и благодарить Бога.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать