Беседы с батюшкой. Страшный Суд. Протоиерей Владимир Мокренко. 11 марта 2024

11 марта 2024 г.

Сегодня в гостях клирик Костромской епархии, протоиерей Владимир Мокренко.

Батюшка, в воскресенье мы слышали сюжет о Страшном Суде в Евангелии. Давайте сегодня поговорим о том, почему Страшный Суд именно так называется. О чем говорит название?

Это последний суд. По-гречески слово «суд» это «кризис». Много кризисов происходит в жизни и у каждого человека, и у человечества в целом. Это будет последний, определяющий, кризис для человечества в целом и для каждого из нас. Он страшен своей правдой, потому что человеческая жизнь будет определяться именно этим судом от начала и до последних дней, которых мы не знаем. Мы не знаем, когда он будет совершен, мы не знаем ничего и о своем частном суде, на котором можем предстать пред Господом и дать Ему отчет о своих делах.

Он страшен еще и тем, что определяет правду. Добро и зло находятся на разных полюсах. Человек, проживающий эту жизнь на земле, находится между этими полюсами и склоняется в своих действиях то к одному, то к другому. Страшный Суд это точка определения, на каком полюсе, добра или зла, окажется человек. Святая Церковь нам напоминает об этом событии, которое однажды обязательно свершится.

Мы не знаем, сколько миллиардов людей жило за все время существования Земли, но каждый человек, когда бы он ни жил в этом мире, предстанет пред Богом, и вся его жизнь как бы развернется перед Ним, все его дела станут явными, прежде всего для него самого. Ведь часто человек обманывает себя: он живет в этом мире и прячет свои грехи, неверие, неразумие, надевает на себя некую маску. Все эти маски будут сброшены на Страшном Суде, и голая правда будет страшна для всех.

Для всех ли страшен Страшный Суд?

  Святые отцы говорят о том, что для людей, которые живут с Богом, Второе Пришествие Христа не наступит, потому что они уже с Богом, они соединились с Ним всей своей жизнью, своими мыслями, чувствами, желаниями. Поэтому этот суд будет прежде всего для мира, который под личиной добра скрывал грехи, что накапливались в течение всей истории человечества. Мы знаем, что грех имеет свойство накапливаться как в роду, так и во всей жизни человечества. В конце концов люди, которые жили без Бога, без внутреннего суда, будут в состоянии страха, потому что они не имели страха Божьего в своей душе. Страх возникнет у них перед Творцом, Судьей. Христос будет судит нас. Бог Отец дал власть Сыну судить этот мир, потому что Он Сын Человеческий. Этот суд будет для многих нелицеприятен.

За что всех нас будут судить?

  Прежде всего за то, как мы отнеслись к тому благовестию, которое слышали в той или иной степени в этом мире. Именно перед Вторым Пришествием Христа будет всеобщая проповедь слова Божьего по всей земле. Не будет человека, который не услышал бы о Христе, не проявил бы своего отношения к Господу, Его любви, не откликнулся бы на Его зов.

Даже те люди, которые сошли в ад (шеол), были оповещены Богом, потому что Иисус Христос сошел во ад. Когда люди жили в этом мире, может быть, они и не слышали о Нем, но те, что, прожив жизнь, оказались в ином, духовном, мире, увидели Христа. Души этих людей (может быть, не всех) откликнулись на этот Божий призыв. Эти люди были выведены из ада и спасены.

Зачем нужен Страшный Суд, если после смерти каждого человека будет частный Божий суд?

  Частный Божий суд обязательно будет. Каждый человек переступит когда-то эту границу между земной и небесной жизнью. Когда душа отделится от тела, тело будет находиться в земле до Страшного Суда. Человек будет судим так, как он был сотворен Богом. Дух, душа и тело будут присутствовать в одном человеке так, как мы это видим здесь, в этой земной жизни. Это суд души, потому что душа идет к Богу, а тело возвращается в землю. Вот этот временный разрыв дает возможность судить о том, как душа, находясь в теле, себя вела, насколько она была близка к Богу, исполняла волю Божию, совершенствовалась в этом мире.

Страшный Суд, о котором нам говорит Священное Писание, это суд перед тем, когда будут созданы новое небо и новая земля, когда все человечество будет жить в ином мире, в особом общении с Богом, когда дух, душа и тело восстановятся в человеке, будут едины.

Неделя о Страшном Суде совпадает с Масленичной неделей. Как провести последнюю неделю перед Великим постом?

  Это подготовительные недели. В церкви мы с вами слышали, что православный человек готовится к тому, чтобы всецело воспринять Бога и открыть свою душу навстречу Божией благодати, просвещению, которое человек должен получить в течение Великого поста, чтобы прийти к великому событию Воскресения Христова в полной ясности своего ума и сердца по отношению к Богу. Эти недели постепенно дают сознанию человека правильное направление. На последней неделе мы частично переходим к посту, отказываемся от мясной пищи. Это дает человеку возможность ощутить приближение дыхания Божественного Духа, как бы поднять человека над плотью, над всем мирским, всей суетой, в которой он живет.

Масленица языческий праздник или нет?

  Да, по своему происхождению это языческий праздник, переход из одного состояния природы в другое: от зимы к весне. Но Церковь вкладывает в этот период Сырной седмицы совершенно другую мысль, не ту, что была у язычников. Эта мысль, конечно, гораздо глубже, потому что она приближает человека к Богу, постепенно вводит все человеческое существо в духовное измерение своей жизни, что очень важно. Мы, находясь в технократическом мире, испытываем очень сильное давление на наше сознание. Мы постоянно находимся под действием греха, иногда явного, иногда замаскированного под добро. Вот это давление постепенно деформирует наше внутреннее состояние, в том числе восприятие Бога человеком. Это ощущение того, что Бога нет, что все, что происходит, происходит по каким-то определенным законам, которые знает наука.

Церковь говорит нам постепенно в это время о том, каким должен быть нрав человека, говорит о смирении Закхея, о гордости фарисея, о том, что человек заблудился, взял часть своего имения и бродит по этим лабиринтам жизни, но в конце концов он должен возвратиться к своему Отцу, в родное отечество. Эта Сырная седмица и мысль о Страшном Суде окончательно должны пробудить человека от этого греховного сна, в который человек погружает сам себя.

Последняя неделя дает нам возможность сосредоточиться, собрать в кулак все свои духовные, телесные силы, чтобы вступить в пост в желании обновления самого себя. Наше сознание подготавливается к покаянию, а покаяние есть изменение своих мыслей, принципов своей жизни. Многие из нас принимают такие принципы, которые никак не согласуются с христианством, хотя считают себя православными людьми. Только церковный человек может быть православным, ибо Церковь дает полноту веры и полноту благодати, которые человек может воспринять и преобразиться. Изменяя собственную жизнь, он может изменить и жизнь других людей, и общества. Поэтому эти четыре установленные Церковью общественных поста, в том числе и Великий пост, о котором мы говорим, могут изменить и общество, то есть отношение человека не только к Богу, но и к этому миру, к тому, что он делает в этом мире.

Поэтому очень важно, получая благодать Божию через Церковь, через принятие Тела и Крови Христа, ощущать в себе эту ясность ума, ясность чувств, которые приходят к нам в течение поста. Именно поэтому святые отцы называют это время весной души, когда она, как известный блудный сын, пришедший в себя и вернувшийся к отцу, тоже приходит в себя и расцветает. То есть человек начинает осознавать себя тем, кем он поставлен Богом в этом мире.

Батюшка, а чего нельзя делать на Масленичной неделе?

– Нельзя грешить. Состояние постоянного веселья, часто беспробудного и бессмысленного, к которому мы привыкли и которое, в общем, можно назвать потаканием своим страстям, должно постепенно смениться на состояние глубокого раскаяния и сосредоточенности на своей жизни. Тем более что после окончания этой недели уже начинается пост духовная работа. И поэтому эта неделя должна постепенно подводить нас к внутреннему духовному деланию, а не расслаблять. Именно поэтому эта неделя для нас очень важна.

Как воспользоваться этим временем веселья во благо?

– Веселье может иметь разное происхождение. Оно может быть беззаботным, и эта беззаботность очень опасна для человека, потому что сказано, что человек будет отвечать и за свои слова, и за свои дела, да и Страшный Суд нам об этом напоминает. Имея небожественную природу, это веселье как бы отрывает нас от состояния ответственности перед Богом. Не об этом веселье говорит апостол Павел: всегда радуйтесь.

Настоящая радость происходит от понимания самого себя, от того, что мы можем общаться с Богом, что душа наша облегчается покаянием, а Господь слышит наши молитвы, изменяет нашу жизнь, наполняет нас Собой. Именно к этой радости зовет нас сегодня Церковь, а не к какому-то прощальному состоянию, когда люди говорят, что перед смертью не надышишься и перед постом не наешься.

Поэтому у нас не должно быть какого-то языческого отношения к радости, которую дарует нам эта жизнь, дарует Господь, подавая нам и пищу, и возможность ее вкушать.

А можно ли вообще христианам веселиться?

Конечно. Радость – это естественное и правильное состояние человека, а болезнь пришла в этот мир через грех, через то, что человек отвернулся от Бога. Бог создал человека для вечной жизни. И пока человек находился в раю, пока он соблюдал заповедь, которая направляла его к Богу, он был радостен, радовался жизни.

Радость должна быть и в нас, христианах, потому что источник этой радости Сам Господь. И если мы чувствуем, что соединяемся с Ним, то эта радость и возникает, и она переполняет нашу жизнь. И, наоборот, когда мы уходим от Бога, от полноты жизни, радость становится какой-то внешней, призрачной и мы можем в любой момент ее потерять.

И как бы мы ни насыщали себя чем-то внешним, материальным и даже душевным, все равно эта радость не наполнит нашу душу той небесной радостью, которая дана нам в этой жизни Господом.

Часто мы слышим, что после смерти праведники попадают в рай, а грешники в ад. Так ли это? И как нужно относиться к данным словам?

– Когда мы говорим о таких полярных состояниях, райском и адском, часто представляем себе определенные места. Но если проанализировать Священное Писание, там сказано, что эти состояния динамичные, то есть это либо состояние длящегося падения, как написано об этом в Книге Иова, либо вечно длящегося восхождения к Богу. То есть это состояния движения в определенном направлении, и рай это движение человека к Богу, а ад движение от Бога, это потеря, оскудение, исчерпание личности.

Поскольку в человеке есть образ Божий, этот процесс будет вечным. В состоянии движения от Бога человек будет вечно испытывать эту исчерпаемость, определенного рода страдания, потому что вектор этого движения создается на земле. И поэтому люди, которые здесь выбрали направление движения от Бога или к Богу, в вечности будут испытывать то состояние, которое они себе выбрали, и наказывать их будет не Бог, а их личный выбор.

Страшный Суд – это событие, которое произойдет в будущем. Но ведь люди умирали раньше, умирают сейчас и будут умирать в дальнейшем, пока существует наш мир. А что будет происходить с нами до Страшного Суда? 

– Мы проживаем жизнь, данную нам Богом, совершаем в своей жизни свободный выбор и реализуем его. То есть реализация нашего выбора и есть наша жизнь. Господь даровал каждому свободу. Но почему именно свобода является одной из главных характеристик человека? Потому, что в свободе человек может любить.

Несвободный человек любить не может. Он может уважать, может бояться, но любить можно только в свободе. Именно поэтому Господь не отнимает у человека свободу. Наоборот, Он дает человеку полную свободу, которой тот даже может злоупотреблять, и эта свобода может приносить ему вечные муки.

Живущий на земле человек сам делает свой выбор, и он живет этим выбором, он идет по пути, который выбрал в своей жизни. Естественно, любой путь чем-то заканчивается, поэтому мы и говорим о рае и аде.

Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

– Любовь это не какое-то механическое состояние, и понятно, что мы проживаем это на собственном опыте. Каждый человек имеет опыт обычной человеческой любви, привязанности к кому-то и даже к чему-то, например, к какому-то месту, к какому-то состоянию. Но есть еще и другое состояние, которое называется любовью Божией. Это та любовь, которой любит нас Бог, ради которой Он и предал Себя на распятие.

Великий пост условно делится как бы на две основные части. Одна часть когда мы  вплоть до начала Страстной седмицы погружаемся в себя, исследуем самих себя. Нам предлагаются в пример жития святых людей Марии Египетской, святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, и это примеры того, как в человеке может выстраиваться духовная жизнь.

Духовная жизнь это не какая-то абстракция, духовные понятия и представления. Духовная жизнь основана на конкретных законах. Например, когда мы вспоминаем о преподобном Иоанне Лествичнике, мы говорим, что есть определенная лествица, то есть лестница добродетелей, по которой человек восходит к любви, а на вершине этой лестницы Бог, Который есть Любовь. И человек с помощью аскезы, определенных духовных упражнений восходит на вершину этой любви.

Когда мы говорим о том, что пост и молитва не могут быть какими-то внешними проявлениями внутреннего состояния человека, мы понимаем, что именно это внутреннее состояние, ради которого нам дано постное воздержание, и приводит человека к тому, что он начинает видеть Фаворский свет, как, например, видел его Григорий Палама. Мы знаем, что исихасты во главе со святителем Григорием говорили, что Бог познаваем, и познаваем Он не в Своей сущности, а в Своих Божественных энергиях.

Именно это аскетическое действие человека, которое осуществляется постом, и приводит его к духовным озарениям, к богопознанию, то есть к каким-то вполне конкретным вещам, которые приближают человека к райской жизни, и эта часть поста и дана человеку для такого самопознания.

Последняя же неделя поста Страстная седмица, это неделя, когда, как бы идя по стопам Христа, мы начинаем переживать Его путь вместе с Ним настолько, насколько нам позволяет наше духовное состояние, в которое мы пришли за первую часть пути, насколько мы очистились от грехов и освятились Божественным присутствием через Тело и Кровь Господа нашего.

Каждый день Страстной седмицы великий, потому что эти дни приближают все человечество и каждого из нас к тем событиям, которые называются Страстями Христа и Его Воскресением. Мы знаем, что христианство содержит в себе не какие-то морализаторские истины, как думают некоторые, а великие тайны. Это тайна воплощения, тайна страдания Христа и тайна Его Воскресения. С помощью Великого поста мы приближаемся к тайне Страстей Христовых. И последняя неделя поста Страстная седмица, особенно четверг и пятница, это дни Страстей Христовых. Церковь дает нам возможность через богослужения как бы окунуться в страдания Христовы настолько, насколько мы сможем, насколько наша душа будет способна это вместить.

Потом, будучи уже очищенными, как бы пройдя вместе со Христом этот таинственный путь страданий, мы уже сможем в каком-то смысле ощутить в себе и Воскресение Христово, и то, что воскресло в нас в течение этого пройденного пути Великого поста. Святая Церковь призывает нас к этому великому шествию по духовному пути уже здесь, в этом мире.

А может ли душа не хотеть попасть в рай?

– Да, может. Такое состояние, конечно, бывает, и из Священного Писания мы знаем, что не все люди окажутся в раю. Человек имеет свободный выбор, и если он не идет к Богу, то он идет от Бога, третьего не дано, и человеческая душа становится приблизительно тем же, чем стало дьявольское существо, закрывшее свое сердце. И Бог не хочет, чтобы это сердце было раскрыто силой.

Мы знаем, что Господь совершал спасение человечества и во времена Ветхого Завета, и во времена Нового Завета, когда путь к спасению был закрыт. То есть херувим, охранявший этот путь к спасению, прикрывал его, чтобы дьявол не смог догадаться и раскрыть тайное домостроительство спасения рода человеческого.

Дьявол не знал, что Христос – это Бог. Он узнал, что Он Бог, только тогда, когда Господь сошел во ад и возвратил в рай тех людей, которые смогли Его принять, откликнулись на Его появление там. Но многие не откликнулись, скорее всего, были и такие, которым Бог не был нужен, как Он не нужен дьяволу.

И вполне возможно, что как может душа человеческая совершенствоваться в добродетели, в богопознании, в стяжании благодати Духа Святого, так может она совершенствоваться и в обратном направлении.

– Вопрос от Татьяны: «Как пережить Великий пост, если совсем нет сил поститься?»

– Понимаете, пост, как мы уже неоднократно говорили, заключается не в том, чтобы чего-то не есть, отказаться от какой-то пищи. Но у многих людей складывается впечатление, что пост заключается именно в этом, что нужно, отказавшись от пищи, ходить полуголодным. Конечно, это не так.

Пост – это совсем другое состояние. Это состояние сосредоточенности на Боге. Я думаю, что эта сосредоточенность, желание богопознания, самопознания, то есть познания своих грехов, немощей, ошибок, возможны для всех людей, находящихся в любом состоянии.

Конечно, это невозможно для людей, которые пребывают в совсем уж бессознательном состоянии или в коме, но люди, способные мыслить, двигаться и размышлять, могут реализовать Великий пост именно таким образом призвав священника, исповедуя свои грехи, принимая благодать Божию с помощью церковных таинств, читая Священное Писание.

Сейчас доступность Священного Писания, житий святых через сеть Интернет просто колоссальная. В истории человечества никогда такого не было, чтобы можно было даже не читать, а слушать что угодно и тем самым насыщать свое тело, дух и душу духовной пищей, заменив ею телесную пищу, от которой мы должны на время отказаться или сократить ее. Я думаю, что это возможно для всех.

– «Батюшка, велик ли риск рождения больного ребенка, зачатого Великим постом?»

– Очень сложный вопрос. Конечно, такое может происходить, но все это находится в Промысле Божием, это какие-то индивидуальные вещи. Сказать, что это обязательно произойдет со всеми людьми, нельзя. Думаю, были случаи, когда это действительно происходило и рождались больные дети, но есть и случаи, когда рождались совершенно нормальные дети. Поэтому все здесь индивидуально.

И, может быть, больные дети рождались не потому, что люди не соблюдали пост, а потому, что это было промыслительно для их обращения к Богу, независимо от того, в какое время это происходило.

Главное – не упустить то время, которое дается нам Церковью в Великий пост. Это как бы великопостное шествие совершается один раз в году, но никто не знает, будем ли мы живы в следующем году, как будем себя чувствовать и так далее. Поэтому нам обязательно нужно использовать это время, когда мы можем стать лучше, ближе к Богу и Бог может стать ближе к нам.

И не нужно размышлять о том, что Бог обязательно накажет нас за то, что мы упустили это время, потому что Бог никого не наказывает в прямом смысле этого слова, как это делает человек по отношению к другому человеку. Человек наказывается всем ходом своей жизни. Так было с первыми людьми, когда Господь сказал человеку: смертью умрешь, – то есть смерть станет внутренним достоянием человека после того, как он вкусит от этого лукавого древа. Так это и произошло, и так это происходит со всеми людьми.

– «Можно ли во время поста устраивать бракосочетание?»

Это нежелательно. Для людей верующих пост не время для такого торжества. Сама Церковь говорит нам, что не происходит венчание во время поста, что для этого есть определенное время. Екклесиаст говорил: всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий.

В этом смысле мы должны четко и ясно понимать, что наша жизнь, как и жизнь каждого человека, имеет определенные периоды, что она соткана из будней и праздников. И мы знаем, когда мы будем отдыхать, а когда работать, когда будем делать одно, а когда другое. Поэтому здесь нужна духовная разборчивость.

– «Что делать, если у меня день рождения всегда выпадает на Великий пост? Можно ли его праздновать?»

Ну, поздравлять человека можно, в этом нет никакого греха. Но устраивать какие-то застолья?..

– А в семейном кругу?

В семейном кругу отметить день рождения можно, но если люди верующие, то с постным столом и сдерживая себя во всяких эмоциональных состояниях. Прежде всего нужно поблагодарить Бога, потому что наше рождение не зависит от нас. Мы рождаемся в то или иное историческое время, и нас никто не спрашивает, где и когда нам родиться. Господь дает нам эту возможность. А где благодарение Бога, там и исполнение воли Его; и где исполнение воли Господа, там и понимание того, когда и как это нужно делать.

Батюшка, остаются последние дни перед началом Великого поста. Дайте наставление нашим дорогим телезрителям, как провести эти последние дни и как войти в духовное возрождение, в духовную весну души и правильно начать Великий пост.

– Прежде всего я хочу пожелать всем нам разумности, правильного настроя, которые дает нам Церковь, чтобы мы сохранили этот настрой в течение всего Великого поста и принесли духовный плод, не уподобляясь смоковнице, которая не принесла плода и засохла.

Я желаю всем нам, насколько это возможно, проникнуть в великие тайны страдания Христа и Его Воскресения и приобщиться к Богу. И тогда мы почувствуем, что жизнь наша будет меняться, что она станет более радостной и глубокой, мы действительно почувствуем в себе полноту бытия, к чему и призван человек. Мне хочется пожелать всем нам, чтобы пост действительно стал для нас весной души.

Ведущий Павел Денисик

Записали Ирина Овчинникова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать