Беседы с батюшкой. Самооправдание

24 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тема сегодняшней передачи звучит кратко, но она очень глубокая – мы будем говорить о самооправдании.

О самооправдании мы слышим в проповедях, отцы часто говорят на эту тему. И в сегодняшнем состоянии нашей духовности понятие «самооправдание» не выглядит таким уж страшным. Даже в наших богослужениях мы слышим об этом. «Научи мя оправданием Твоим»,  – обращаемся мы к Господу. Тем не менее, говоря о самооправдании, мы должны разобраться в том, что же здесь есть лукавого, что подвигает нас к самооправданию как к некому доброму правильному служению.

– Вы всегда задаете очень интересные, насущные вопросы. И этот вопрос о самооправдании может разбираться на многих форумах: и духовных, и психологических, потому что эта тема касается еще и психологии человека. Психологи пользуются этим термином очень часто, чтобы найти в человеке ниточку, которая ведет к ошибке. Но ошибку человек сам не может признать. Наша психология такова, что мы не можем сами в себе найти ошибку. Это очень трудный аспект, он касается уже нашей духовной жизни.

Хотел бы предложить простую игру. Представьте, что Вы сейчас на приеме у психолога. И я знаю о Вас все, но Вы об этом не знаете. Я задаю Вам вопрос и даю буквально несколько секунд на то, чтобы ответить. Понятное дело, что правду Вы вряд ли скажете. А вот то, что будет происходить в голове в момент слышания вопроса, – это и есть как раз момент самооправдания.

Представьте, что Вы – маленький мальчик. Я – гость вашей семьи. У меня пропал кошелек. Я видел, как Вы его взяли. Спрашиваю: «Глебушка, а где мой кошелек?» Что Вы скажете?

– Скажу: не знаю.

– Видите, миллисекунды достаточно для того, чтобы сказать неправду. Вы знаете, где кошелек. И я знаю о том, что Вы знаете. И можно привести тысячи подобных примеров – начиная от ситуаций с детьми, заканчивая отношениями с начальством. Мы часто оправдываемся перед начальством. Мы никогда не скажем: «Я виноват». Есть такая шутка, что психология женщины такова, что она никогда не скажет, что совершила что-то неправильно, а скажет: «Ой, как интересно получилось!» В духовном плане часто бывает так, что мы сваливаем все на лукавого. Есть такое выражение: «бес попутал» – это тоже самооправдание.

– То есть не я виноват, а он виноват.

– Конечно. Это заложено в нашей природе, это, увы, наше наследство.

Вернемся к моменту создания человека: он получил ум и душу как образ и подобие Бога. Это была чистота ума и чистота души. Тела такого, как у нас с вами, не было, это было более духовное тело. Что же произошло в момент грехопадения? Понятно, что Еву змей искусил быстро за ее чувствительность, она подумала: «Как интересно». Она не задумывалась о последствиях: о том, что будет ей после этого, и о том генетическом фонде, который она передаст всему населению. Она принесет смерть, она станет рождать детей с геном смерти. Она об этом даже не подумала.

Вот как пал Адам – это вообще загадка природы. Ведь он-то заповедь «не вкушать от дерева познания добра и зла, ибо смертью умрешь» слышал от Самого Бога. Но факт остается фактом: ум человека повредился, изменился, помрачнел.

Это как с хорошей компьютерной программой, когда в нее попал вирус: сколько ни делай копий, все они будут с вирусом. Пока не изменишь первую программу, она так и будет передаваться с вирусом.

Вот мы – уже наследники этого вируса оправдания.

– Адам начал оправдываться перед Богом: «Не я виноват, а жена, которую Ты мне дал».

– Да. У него вообще была двойная защита, и он был как бы адвокатом самому себе, защищался. Это был суд. Обвинителем был Бог, Который обвинял Адама в том, что он съел яблоко. А Адам оправдывался: «Это Ева съела. Кто ей дал? Змей. Вот он и виноват. А я тут ни при чем». Падение Адама было очень велико...

Почему Адам вкусил, почему продолжил это – вообще интересно. Есть много вариантов. Мне очень нравится версия (я нигде не читал этого у святых отцов), что он очень любил Еву, понимал, что она одна пропадет, и, как говорится, решил, что лучше вдвоем...

– Грехопадение от любви.

– Ева уже пришла как бы в новой телесной оболочке и увидела, что они голые. То есть ум их помрачился так, что они увидели себя голыми. А ведь наш ум держат пять наших чувств. Как пять лошадей в упряжке. Глаза увидели что-то – и ум уже соглашается с этой страстью, говорит: «Ничего страшного». Это и есть самооправдание, и оно происходит в уме. Как с ним бороться – это уже православное учение.

– Говоря о самооправдании в сегодняшнем мире, мы редко задумываемся о нашем праотце Адаме и о том, что этот первородный грех в нас уже существует. Но ведь мы все время оправдываемся не только перед людьми. Самое интересное, что мы оправдываемся перед Богом. Мы не просим Его оправдать нас Своею чистотой и любовью, но именно сами себя оправдываем. Ведь что мы делаем во время исповеди? Мы перечисляем заученные грехи и, по сути, начинаем заниматься самооправданием, оправданием своих поступков. Когда мы не ищем оправдания себе, тогда грехи наши вопиют к небу, мы понимаем, что не можем с ними справиться сами, и путь наш – к Господу. Если же мы оправдываем себя, то это путь от Господа. Так ли это?

– Самооправдание является еще психологической защитой, как барьером, чтобы не впустить в себя боль другого человека или какую-то свою боль, взглянув на свою страсть со стороны. Человек видит свою страсть и соглашается с ней: «Это нормально, это еще ничего страшного. Посмотри на других людей...» Такое успокоение. На самом деле самооправдание – один из величайших грехов человечества. Именно от самооправдания и идут все ужасные последствия греха, все остальные страсти.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Многие мои подруги, знакомые (в том числе я) живут с мужчинами, не состоя в браке. Не потому, что это наше желание, а потому, что мужчины не хотят вступать в брак, не готовы к этому. Есть у меня знакомые, встречающиеся с женатыми мужчинами, которые по каким-то веским причинам не могут развестись. Люди оправдывают эти грехи тем, что не хотят остаться одни. Либо говорят, что просто не могут жить без любви. Но очень многие боятся одиночества. Как победить этот страх? Если говорить: лучше оставайтесь одни, но не живите в грехе, – для многих людей это нереально. Можно ждать годами, до смерти...»

– Вы сейчас рассказали о греховном состоянии человечества. Большая часть людей, судя по разводам, живет вне брака. Эта греховная составляющая наполняет, увы, даже Церковь. Люди приходят в храм, хотят причаститься, а я не могу их причастить, потому что они не хотят расстаться с этим грехом.

Когда общаешься с человеком на исповеди, подводишь его к пониманию этого греха. Ведь что такое грех? Это сладкая жвачка, которую подбросил нам дьявол, а мы считаем, что это и есть наша жизнь. Мы просто никогда не пробовали жить свято, поэтому для нас жизнь в этом грехе является нормой. «Ну, подумаешь, с женатым человеком встретилась. Что изменится-то? Во Вселенной что-нибудь изменится? Нет. Зато мне какое утешение: хоть вечером в пятницу могу с ним встретиться. А так ведь и умру одна». Вот это и есть самооправдание.

На исповеди священник такому человеку тихонечко, не осуждая его, сочувствуя его переживаниям, объясняет, что это греховное состояние, что это жвачка, которую подбросил дьявол. Да, вкус у жвачки прекрасный и долго сохраняется. Человек ходит с этой жвачкой и не хочет с ней расставаться. Всё: дьявол свое дело сделал. Но через два часа это уже простая резинка... У каждого из нас свои страсти, на которые дьявол нас подлавливает. Рыбаки знают: для того чтобы поймать рыбку, надо хорошенько подбирать наживку, крючок. Так и дьявол нас ловит.

Поэтому совет этим женщинам – прийти на исповедь и найти ответ у Бога, как жить одной. Задасться вопросом: могу ли я вообще жить одна в этом мире? Такие люди не верят в Бога. Потому что когда ты живешь с Богом, ты не один, Бог может заменить тебе миллионы людей. У меня в Facebook около трех тысяч знакомых, но я с ними не общаюсь. И в жизни мы как будто имеем друзей, но не общаемся с ними. Это потому, что мы не умеем общаться с Богом. Если бы мы умели общаться с Богом, нам не был бы нужен Facebook.

– Самооправдание живет в нас, оказывается, не просто как желание спрятаться от Бога, как это сделал Адам, но как способ самоуспокоения. Ведь нам действительно очень хочется успокоиться в своем грехе. Мы так любим свои грехи, что оправдываем их духовно. То есть  стараемся свой грех так увидеть, чтобы он стал добродетелью. И еще один аспект, на котором мне хочется остановиться более подробно. Мы думаем: я ведь не убийца, не маньяк, не фашист...

– Я понимаю Ваш вопрос. Человек всегда ищет кого-то хуже себя, и это как раз попытки ума найти козла отпущения. «Он-то  какой, а я еще более-менее».

Я всегда на исповеди говорю: с кем ты себя хочешь сравнить? С падшим человеком? Конечно, ты можешь быть лучше его. А ты сравни себя со святым, изображенным на иконе: с блаженной Ксенией, например, Александром Свирским или преподобным Серафимом Саровским. Сравни и посмотри, насколько ты отстаешь от этого человека. Ведь святой – это простой человек, это не ангел и не какой-то сверхчеловек. Это обычный человек, который решил стать святым, оставив грязь грехов, выплюнув жвачку дьявола. А получается так, что мы на крещении плюем в дьявола, а потом идем обратно с ним целоваться...

Духовное заблуждение, увы, и приводит человека к таким расстройствам. Мы не знаем, как жить свято. У нас нет учебника святости, мы перестали читать святых отцов. Мы читаем какие-то интересные книги, но не духовные. А надо читать духовные книги и видеть себя в этих книгах. Как и читая Евангелие, я должен увидеть, кто я в этом фрагменте, примерить на себя, найти себя в Евангелии. Если я разбойник, значит, я должен каяться как разбойник. Если блудница – значит, буду каяться как блудница. Нам оставлены образы для покаяния.

В противовес самооправданию на другой чаше весов должно быть самоукорение – это свойство, которое духовным образом очищает человека. На исповеди человек укоряет себя в грехах. И священник должен подвести человека к этому, подсказать, чтобы человек не просто перечислил свои грехи как по списку. А дальше что? Это как пришел человек в больницу, сказал врачу, что у него болит, и ушел. А лечиться-то будем? Мы будем лечиться от греха или так и будем ходить и все время биться головой: «Ой, какой я грешник, какой я никчемный»? Пока мы не начнем укорять себя, лекарство не придет.

– Есть еще одно понятие – саможаление, когда я жалею себя. Наша жизнь сейчас очень сложная: с деньгами проблемы, со здоровьем проблемы, и можно это перечислять бесконечно. Всё против меня. И я начинаю жалеть себя: «Какой же я бедный, несчастный, как мне плохо. Как же мне выжить-то вообще в этой ситуации? В храм в воскресенье идти не хочется, потому что болен, устал, целую неделю работал, у меня всего один выходной, чтобы поспать...» И так далее. Но ведь саможаление – совсем не рядом с любовью к себе как к образу Божьему. О саможалении расскажите, пожалуйста.

– Здесь происходит всплывание нашего эго, которое получил Адам: я – центр Вселенной. Христа в этом центре нет. Может быть, Он и есть, но где-то. Раньше, например, считалось, что Солнце вокруг Земли крутится, а Земля – центр Вселенной. Так и человек считает себя центром Вселенной. И вдруг в этом центре происходят какие-то аварии, и человек начинает страдать от этого, понимая, что этот центр не работает. И начинаются проблемы с психикой. Я говорю, что я начальник, а мне говорят, что не я. Я считаю себя главой семьи, а мне говорят: «Нет, не ты глава семьи, а теща». Каждый хочет стать центром. Это человеческое эго. Как с ним бороться? Это тяжелейшая проблема.

Саможаление говорит о том, что мы потеряли центр, мы находимся вне центра, мы промахнулись (грех – это и есть промах). В центре должен быть Христос. Если мы ставим в центр Иисуса Христа, тогда вся наша жизнь наполняется смыслом, потому что мы начинаем любить Его.

А почему я должен любить Иисуса Христа? Кто Он такой, что я должен Его любить? Сегодняшнее Евангелие нам говорит, что кто больше возлюбил, тому больше и простилось. Оказывается, наше прощение от Бога зависит от нашей любви к Нему. Грешница омывала Его ноги слезами, вытирала волосами, поливала миром, и в этом она получила прощение блудных грехов и получила благодать. И она полюбила Христа еще сильнее.

Вот это чувствуют люди, которые получили прощение своих грехов, и они изменяют свою жизнь, направляя ее в другую сторону. Происходит так называемая метанойя, изменение ума. Ум должен просветиться, должен возжелать обратного восстановления. Когда, например, компьютерная программа ломается, ее можно либо удалить, либо лечить, но проще ее обновить. Обновление человека происходит в крещении, где ум восстанавливается, человеческая природа восстанавливается – и человек выходит из купели новым, абсолютно другим. Ум его восстановился, он видит по-другому, видит, что такое хорошо, а что такое плохо (не просто как написано об этом в известном стихотворении, а так сказал ему Дух Святой).

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Я не раз слышала такое выражение: что ни делается – все к лучшему. Это самооправдание или самоутешение? Или вообще заблуждение?»

– Мы должны вспомнить, откуда взята эта фраза. Это с любящими Бога все, что ни делается, во благо. Святой блаженный Августин сказал: «Люби Бога – и делай что хочешь». Попробуй делать так. Я это могу? Можешь, если в этом деле есть любовь к Богу. Потому что, если любишь Бога, не сможешь ни обидеть, ни украсть, ни убить. В этом заключается первая исповедь нашего «эго»: оказывается, я не люблю Бога. Если я грешу, зная, что такое грех, значит – у меня нет любви к Богу. А значит, нет прощения. И в этом непрощении человек страдает, а выход только один: не к психологу идти искать самооправдание (звезды так сложились, ворона пролетела, кошка перешла, она виновата, «а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо», а у маркизы уже дом сгорел). Здесь надо вернуться к первоисточнику – это исповедь, желание изменить свою жизнь с помощью Бога. Глядя на святых, мы берем тот огромный потенциал, который в каждом человеке есть, – это святость. Будьте святы, говорит Господь, как Отец ваш Небесный. То есть у нас потенциал – быть богом на земле. А получается, что мы с самосожалением: червячки ползают, зато свои...

– У Рэя Брэдбери есть рассказ: инопланетяне поселились в человеке и паразитировали в нем и доставляли ему огромное удовольствие... Это, конечно, очень похоже на то, когда мы самоуспокаиваемся – и с нами происходят действительно страшные вещи. Телезрительница говорила об успокоении. Здесь, конечно, мы можем говорить, что есть самооправдание, есть саможаление. Но есть еще и другое: ведь действительно мы стремимся к покою, мы хотим его, и ничего плохого в этом нет. Но в поиске этого покоя мы заходим во всякие дебри, нам хочется иногда такого покоя, который в результате становится просто...

– ... плотским удовольствием.

– Да, которое приносит еще больше ощущений, что ты живешь неправильно. Есть такое понятие, как совесть. И мы говорим о том, что совесть – это голос Бога в душе. Когда мы жалеем себя, самооправдываемся, скажите, мы пытаемся в этом случае уговорить совесть молчать или все-таки заставить молчать ее нельзя никак, она все равно будет вести, как компас, к Богу?

– Конечно же, совесть – это отдельная, вложенная в нас программа, которая удивительным способом помогает человеку настроиться на духовный лад. Именно совесть будет нас обличать на суде. Нас никто другой не будет обличать, нам не нужны свидетели, мы – свидетели своих поступков. И когда мы раскроем эти книги, мы все это увидим. Вот это самоуспокоение, забывчивость (забыл отдать долг, забыл отдать зарплату людям, что-то еще) – это легкое лукавство, с вкусным лайтом. И это, конечно же, очень поверхностная жизнь духовного человека. Это вообще не духовная жизнь, это жизнь червячная, земляная, абсолютно без неба, без всего. Даже Ветхим Заветом там не попахивает. И поэтому для нас надо хотя бы вернуться к первоначальным Божьим заповедям – Моисеевым. Первую заповедь надо просто вкоренить в человека, возлюбить Бога всем сердцем. Мы должны поставить Иисуса Христа в эту первую степень и возлюбить Его. Этот спидометр любви мы должны научиться включать. У нас он разный: кто-то на коленочках потихонечку ползет десять километров в год, а кто-то на велосипеде к храму приезжает – вроде быстрее, кто-то на машине приедет – уже скорость, а некоторые люди и на ракете летят к Иисусу Христу, прямо всем сердцем пылая. Но самое главное – начать это движение к Нему.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Книге Бытие во второй главе написано: Бог создал Адама, потом Он ему заповедал не вкушать от дерева познания добра и зла. А после уже создал Еву. То есть конкретно Еве Бог это предупреждение не говорил. Но наказание она получила больше, чем Адам, то есть наказание больше, чем вина. Допустим, ребенок рождается с болезнями, которые ему всю жизнь исковеркали, это объясняется вроде как вразумлением родителей, но ребенок-то не виноват. Получается, что и у него наказание больше вины».

– Это тяжелейший вопрос. Вопроса «почему это происходит» в духовном мире не существует. Если мы будем рассматривать любой вопрос как юридические отношения с Богом, то потеряем ответ не только здесь, на земле, но даже и на небесах. Когда мы спросим у Бога: «Почему?», Он промолчит. Ты посмотришь на свою жизнь и увидишь, почему ты еще стоишь на ногах живой и здоровый. Несправедливость Божия относится к каждому человеку. Бог несправедлив, и эта несправедливость относится в первую очередь ко мне. Если бы Он был справедлив, я бы сейчас с вами не разговаривал. Потому что по грехам нашим мы должны были бы все быть увечными.

Ведь есть в мусульманском законе такое, что за воровство следует руку отрубить, то есть наказание тут же происходит. А так как у нас наказания не происходит, мы раз согрешили – и нормально. Скорость превысили, никто не заметил – тоже ничего. То есть мы все время так делаем, а потом привыкаем к этому состоянию и думаем: «Да это нормальное состояние», ум наш привыкает. Там совести уже ноль на спидометре, и мы уже можем, как Адам, осудить Бога: «Почему Ты мне дал эту жену?»; «Почему дал мне этого больного ребенка? Что он плохого сделал?»

Давайте заглянем в Евангелие. Мы же видим, что там этот вопрос звучал: «Кто виноват, что ребенок родился больной: родители его или он сам согрешил?» Что Христос ответил? Вот Вам домашнее задание: загляните в Евангелие, и это будет ответом на Ваш вопрос, чтобы не я Вам ответил, а Сам Господь через Евангелие. Поговорите с Ним и увидите четкие ответы на каждый Ваш вопрос. Евангелие – это наша подсказка, наш духовный черновик, который мы носим в кармане; как студенты, которые пользуются шпаргалками. Это будет наша шпаргалка, ведь там написано не только то, как Господь будет судить человека, но и как его оправдывать.

Ведь нам интересно, как Он нас оправдает. Это оправдание Богом не самооправдание, потому что я не могу себя оправдать. Мы просим Бога оправдать нас. В чем Он нас может оправдать? В наших грехах? Нет, Он не сможет нас оправдать. Он взял наши грехи на крест, Он этим оправдал нас – Своей смертью. Теперь ждет от нас следующего хода, чтобы мы теперь оправдали Его любовь к нам. Есть такая молитва: «Господи, научи меня любить людей так, как Ты меня любишь». То есть мы не знаем любви Божией, насколько она сильна, насколько прогрессивна, насколько хочет войти в каждого из нас. Но мы такие чопорные, мы боимся: «Что Вы, батюшка, такое говорите? Стать святым? Нет-нет». То есть мы отказываемся от Духа Святого. Мы поем: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны». А при этом где Дух Святой? Он должен проявиться во мне, в моих делах, в моих словах, моих обращениях. Не только священник должен быть опрятным и красивым и хорошо говорить, это должен делать каждый христианин. Дух Святой сошел на всех, на всю Церковь.

– Здесь еще есть один момент. Вовремя Вы сказали об этом. Ведь мы очень часто имеем такое самооправдание: я православный христианин, хожу в церковь, каждое воскресенье причащаюсь, я вообще молодец, меня батюшки любят, и я просто очень хороший человек, потому что соблюдаю все законы, каноны, догматы, читаю Священное Писание... Мы слышим здесь, что православный человек  тот, кто живет таким вот образом: ходит в церковь, причащается, исповедуется. «Все нормально, какой я молодец».

– Вы сейчас перечислили очень хорошие черты православного человека, но я не видел еще такого, который вот так, каждое воскресенье, ходил бы. Есть люди очень упорные, есть те, которые борются с грехом, но чтобы они сами себя вот так как бы превозносили – редко такое встречал... И сейчас, особенно после пандемии, люди осознали свою немощь настолько, что уже гордиться-то нечем, храмы-то пустые, а магазины наполнились. Посмотрите, куда направился народ. Я сейчас не осуждаю, просто констатирую факт, что сейчас творится в известных магазинах.

– То есть теперь все немного иначе.

– Все встало на свои места. Мы поняли, кто мы такие есть. Наше желание и есть воля либо к Богу, либо к земле. Два варианта, и человек выбирает, а Бог спокойно на это смотрит. Он не беспокоится за человека, потому что верит в него, у Бога есть вера, надежда и любовь намного больше, чем у нас с вами к Нему. Он верит в каждого человека, иначе мы здесь не появились бы. Появиться на свет – это вообще шанс один к ста пятидесяти миллионам. Попробуйте-ка высчитать вероятность, чтобы я появился на свет. Почему именно я сижу здесь перед вами? И удивительно, что именно я появился,  Он доверил мне эту жизнь. Как я должен доверять Богу! Это доверие.

Вера в Бога может быть поверхностная: я верю, что Он есть, может, в храм схожу и свечечку поставлю; даже пожертвование, может быть, сделаю. Это нормально, это должно быть естественным. Когда это неестественно, человек себя заставляет в храм ходить – это уже проблема, это уже беда с человеком, здесь надо позаботиться о его душе и о последствиях, потому что мы знаем, что Бог не оставляет нас ни на одну минуту.

Есть поговорка: если не хочешь на двух ногах прийти в храм, придешь на четырех или принесут. Для Бога каждая секунда дорога, и Он ждет, даже на последнем издыхании человека. Как преступник на кресте возопил, он еще и пострадал (сколько на кресте провисел), и в такой смерти, которой врагу не пожелаешь, еще и исповедал Бога и попросил Его помолиться за него в Царствии Небесном, помянуть его. А что мы делаем на одре болезни? Глотаем таблетки, ждем, когда они поскорее подействуют, и быстрее снова по своим делам. О покое Вы зря сказали, я думаю, что человек к покою вряд ли стремится. К покою – после девяти-десяти часов вечера, когда все успокоятся.

– Нет, я имею в виду покой как состояние.

– Это только у Вас. У многих есть такое слово – «беспокоит», «бес покоит». Было бы здорово, если бы человек стремился к покою, потому что покой – это молитва. Мы знаем из учения святых отцов о том, что именно в молитве человек получает успокоение. А когда он лежит во гробе, мы молимся – и он получает упокоение. То есть, в принципе, глагол одинаковый: успокоился, наконец-таки добегался – как угодно можно это назвать. Но факт, что он уже хотя бы не грешит.

– Хотя бы не грешит – очень интересная мысль, я над ней на досуге подумаю, как говорится в одной книге. Мы продолжим разговор о состоянии человеческого сознания и души. Мы пытаемся разделить дух, душу и тело, потому что беспокоимся о своей душе. «Что-то у меня душа болит», «что-то коленка болит (или голова)», то есть мы разделяем это все. Потому что если бы мы на самом деле осознали, что мы трехсоставны, то, наверное, мы бы понимали, что головная боль не просто так возникла, а от состояния нашего сознания, от нашей души и духа.

Когда мы видим людей, жизнь которых, на наш взгляд, совершенно неподобающая, то в этом случае мы отказываем человеку не только в его духовности, но даже и в душевности. Мы сравниваем его со скотом, употребляем всяческие слова, которые только могут быть. Помните, кто назовет брата своего безумным, то подлежит уже не синедриону, а геенне огненной. Удивительно, что до этого были разные степени осуждения человека, в том числе словом «глупый», за это в суд обращались, но если назвали «безумный», то уже геенна огненная. Это наказание абсолютно понятно. В этом случае насколько помогает для борьбы с собственным самооправданием сравнение себя с теми, которые, на наш взгляд, недостойны звания человека?

– Это невозможно для духовного человека. Для человека, у которого око чисто, все остальное чисто. Он увидит в таком человеке образ Божий. Да, падший. Если Вы когда-нибудь находили иконочку на дороге или где-нибудь в ненужном месте валяющуюся, треснутую, обожженную, вы ведь ее не выбрасывали. Мы приносим ее в храм или домой, очищаем. Как мы заботимся об иконе! Икона – это только прообраз, а человек – это образ. Образ и подобие – это ум, который дан каждому человеку. И душа – это то, что мы должны привести обратно к Богу уже восстановленным с помощью Самого Христа. Потому что Он восстанавливает нас в Своей обоженной человеческой природе, которую мы принимаем в Причастии.

Когда мы смотрим на падшего человека и видим его греховное состояние, некоторые даже радуются неуспехам другого человека.  И как только вы заметили за собой этот помысел об осуждении такого человека, поверьте мне, что с этим еще можно бороться. Вы можете изменить себя, и в этот момент, может быть, изменится даже вся Вселенная. Потому что как от одного человека смерть вошла в мир, так и от одного Человека Иисуса Христа жизнь вошла в мир. То есть от послушания Богу произошло изменение ума у многих людей, верующих в Иисуса. Они видят в падшем человеке не какого-то скота, а падшего брата своего; как самарянин, обвяжут ему струпы и отвезут в больницу. Это действие той благодати, которая дается при восстановлении ума. Пока ум поврежден, поверьте мне, можно задавать вопросы, ходить в храм, но во всем будешь видеть проблему, всегда будешь видеть кучу сора в других. Свечки не те принесли, запах ладана не тот – все будет не то. А как только Дух Святой сойдет на человека, все изменится. Не человек сам говорит: «Сойди, Дух, ну что Тебе – трудно, что ли?» Да Ему нетрудно, только что мы будем делать с этим Духом, куда Его поведем?

– Это к молитве «Царю Небесный». Молимся, а ведь не понимаем, чего вообще просим у Господа. Хочется сказать еще о том, что осуждение, в котором мы все постоянно каемся, и раздражение – это сестры самооправдания, то есть гордыни. В результате-то мы приходим именно к этому. Так что благословите наших телезрителей на такую жизнь, чтобы в ней не было самооправдания, а больше всего было любви.

– Господь да благословит вас на все ваши добрые начинания. Начинайте жить по Богу, по Духу Святому, как Иисус Христос, как святые. И увидите, как изменится и ваша жизнь, и жизнь ваших близких, и даже жизнь соседей.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Смертный грех. Гарантия смерти?»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​