Беседы с батюшкой. Рождественские образовательные чтения

2 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин. 

– Батюшка, поздравляю Вас с началом Рождественского поста.

– Сердечно благодарю. Время Рождественского поста – это очень радостное время, приближающее нас к празднику Рождества Христова.

– И еще одна радость у нас – буквально недавно состоялось открытие Рождественских чтений.

– Да. Региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений в Екатеринбургской митрополии. Пленарное заседание прошло 27 ноября, таким образом, этот форум начал свою работу. Он продолжает свою работу сейчас еще в нашем регионе, следующий – международный – этап будет проходить уже в Москве, где соберутся люди не только со всей России. На Рождественские чтения в Москву всегда приезжает очень много людей, для которых тема чтений является важной темой жизни и деятельности.

– В этом году все проходило в новом формате.

– Да, конечно, мы сейчас работаем в удаленном формате. Кто-то из участников пленарного заседания присоединялся к работе конференции и выходил в эфир удаленно, но основное вещание происходило из парка «Россия – моя история. Свердловская область». В парк приезжал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, также были почетные участники Рождественских чтений: вице-губернатор Свердловской области Сергей Юрьевич Бидонько и заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Виктор Петрович Дубенецкий.

Форум очень серьезный. Тема Рождественских чтений в этом году посвящена 800-летию (празднование этой даты будет в 2021 году) со дня рождения благоверного князя Александра Невского. Это масштабное событие; оно не только церковное, но и государственное; соответственно, форум Рождественских чтений связан с этой темой. Региональный этап Рождественских чтений для епархии, митрополии – это точка входа в эту тему, связанную с благоверным князем Александром Невским. Мы не просто вспоминаем его жизнь, его деятельность, его подвиги, но для нас его время очень важно, так как оно связывает нас с теми ценностями, которыми мы сегодня живем.

Тема Рождественских чтений – «Александр Невский: Запад и Восток. Историческая память народа». Тема связана с исторической памятью народа, с человеком, с тем, как из поколения в поколение мы передаем какой-то опыт, какие-то ценности. Это очень важный разговор в контексте XXI века. Век меняющийся; для нас каждый год – это, по сути, целое десятилетие. Поэтому это очень актуальный разговор не только для людей, которые знакомы с этой темой, работают в ней (к Рождественским чтениям подключаются специалисты, историки, культурологи). Но так как тема Рождественских чтений все-таки образовательная, она очень важна для того взрослого, который находится на передовой.

– Мы говорим про простого учителя, педагога.

– Да. Потому что на самом деле судьбы страны решаются там – когда наши дети встречаются со своим педагогом в детском саду, школе; когда педагог сопровождает ребенка на его образовательном пути к личному счастью. Это очень важный момент.

Благоверный князь Александр Невский – это своеобразный проводник к нашему личному подвигу, к нашему личному счастью. Надо понимать, что его время – совсем не старое время. Мы думаем: «Восемьсот лет прошло! Мы сейчас совсем другие. Что мы там можем почерпнуть?..» Но на самом деле то время очень даже похоже на наше, тогда человек сталкивался с такими же проблемами, с какими мы сталкиваемся сейчас. И какие-то проблемы, вопросы решались не только в рамках государства, но и на личном уровне. Проблемы общения, диалога, отношений связаны с нашей повседневной жизнью. И личность благоверного князя может нам реально помочь.

Поэтому Рождественские чтения привлекают огромное количество разных людей. Например, в этом году впервые в Рождественских встречах в региональном этапе участвовали генеральные консулы стран, которые работают здесь, в городе Екатеринбурге. Мы разговаривали с дипломатами на тему, как они понимают диалог, как выстраивают этот диалог в контексте своей работы или в контексте той ситуации, в которой развивается их страна, в рамках работы в Российской Федерации. Не надо думать, что это какое-то бесполезное освещение этой тематики; наоборот, это очень важный момент, потому что иногда наше личное видится в чем-то великом. Мы не можем иногда нашего ближнего понять, хотя вроде разговариваем на одном языке. Поэтому нам нужно в жизни столкновение с чем-то великим, с какой-то ситуацией, которая смогла бы нас перевернуть, показав нашу личную ситуацию с другой стороны.

Та пленарная дискуссия, которая у нас была, была связана как раз с тем, как выстраивается диалог между странами и между конкретными людьми. Это ключ к пониманию. Надо понимать, что региональный этап Рождественских чтений – это начало этой дискуссии. И самое главное, Рождественские чтения направлены именно на то, как отзовется эта тема в общеобразовательных школах в контексте разговора педагога со своими учениками.

– Поправьте, если я ошибусь. Мне кажется, когда говорят о подобного рода мероприятиях, событиях, часто думают, что это просто некая формальность: выполнили, отчитались и забыли. Но если начать разбираться в теме, то многое откроется. Ведь материалы, которые были представлены в том числе на этой конференции, по-новому открывают то, что мы вроде бы знаем. Но, оказывается, не очень знаем...

– Рождественские чтения – это знакомство (пусть даже теперь и удаленное) с опытом разных людей. Конечно же, сейчас, в XXI веке, мы свое участие в каком-то мероприятии связываем с тем, как  обращаем на него внимание. Это особенность нашего времени. Например, человек проходит мимо какой-то выставки (пусть даже в торговом центре, необязательно в музее) и останавливает свой взгляд на какой-то картине. С современной точки зрения встреча свершилась: он обратил внимание на картину, она его заинтересовала, вошла в его жизнь.

Надо понимать, что сейчас мы встречаемся с какой-то новизной, с какой-то красотой, с какой-то величиной именно таким образом. Это то, что настигает нас, и это может длиться совсем не так много времени, но встреча происходит, и дальше человек может с этой новизной что-то сделать, он дальше работает с ней. Он может и ничего не делать; в наше время уже немаловажно, что человек прислушался к этой теме. Возможно, эта тема откроется чуть позже, когда он встретится еще с какой-то информацией, еще с каким-то человеком и еще что-то откроет для себя.

Приведу пример из своей личной жизни. Для меня тема Александра Невского совсем по-особенному заиграла, когда я приехал в старинный город Переславль-Залесский, где жил князь. На экскурсии нам показали храм, в котором происходил интересный обряд возмужания, так сказать. Это когда мальчик живет вместе с отцом, с мужчинами, которые воспитывают его как воина. Это очень интересный эпизод в жизни князя. Вдруг я понял, что это событие совсем по-другому открыло для меня не только жизнь князя, но, по сути, и мою жизнь как человека. Потому что есть какие-то события, которые переводят нас из одного состояния в другое, и возвратиться обратно уже невозможно.

Например, для священнослужителя рукоположение – это очень серьезный момент. Многие священники открывают для себя момент рукоположения через несколько лет после того, как все свершилось, когда уже пройден какой-то путь. Помню, кто-то из священнослужителей говорил, как ехал в метро и понял, что он уже священник; и его это ужаснуло. То есть открылась какая-то глубина. Это очень важный момент.

Что происходит, когда мы соприкасаемся с историей? Вроде бы мы об Александре Невском знаем все. Но когда мы соприкасаемся с местом, где он жил, с тем храмом, в который он ходил, начинаем открывать для себя людей, с которыми он жил (отец, его родственники, которые на него, конечно же, влияли), мы вдруг открываем целый мир. И не только мир других людей, но и мир собственный. Потому что в жизни каждого человека есть такие моменты, которые переводят его из одного статуса в другой: когда мы начинаем взрослеть, когда задумываемся о подвиге, о профессии. И так далее и тому подобное. Есть такие вещи, которые открываются именно после соприкосновения с какими-то великими людьми. Вне всякого сомнения, святой благоверный князь Александр Невский – великий человек.

– В повседневной жизни, будучи детьми или подростками, мы ведь тоже встречаем таких людей, которые сильно на нас влияют. Например, это педагоги. Я сейчас говорю в широком смысле этого слова, а не только о каком-то конкретном педагоге по русскому языку, например, или воскресной школы, кружка. Ведь педагог – это чуть больше, чем человек, который передает определенный сегмент знаний...

– Да. Сегодня в образовании серьезная проблема. Все мы понимаем и осознаем, что педагогическая деятельность – это не работа, это служение. Есть такие профессии, которые невозможно воспринимать как работу. Да, конечно же, вне всякого сомнения, люди должны получать вознаграждение за свой труд. Но невозможно измерить их труд. Таковыми являются врачи, священники, педагоги, военные. О военных так и сказано: они служат Отечеству. Есть люди, которые не могут работать, они могут служить; это их призвание. То есть человек должен вырасти до этого.

В XXI веке мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда человек не хочет воспринимать свою деятельность, которой он занимается, как служение; ему удобнее воспринимать ее как работу. Это серьезная проблема, и она есть в каждом поколении людей. Есть люди, которые действительно сыны и дочери Отечества. Спаситель в Евангелии об этом говорит как о пастырях и наемниках. Вот это наемничество (в любой профессии) крадет у нас награду не только земную, но и вечную. У нас должны быть какие-то моменты, которые перезагружают нашу деятельность, наше служение. И один из таких моментов – когда кто-то входит в нашу жизнь; этот человек (или событие) становится для нас проводником к совсем другому восприятию нашей личной жизни.

То есть мы встречаемся с Александром Невским, а оказываемся наедине с самими собой, и вдруг в нас открывается та глубина, которой мы не видели. Мы никогда не увидели бы эту глубину, если бы не святой Александр Невский (или любой другой святой). Вообще Рождественский пост насыщен памятью святых; мы встречаемся с разными святыми в этот период. Например, святая великомученица Екатерина (она покровительница образования) входит в нашу жизнь, и вдруг для нас по-другому открывается образование в целом и наше личное образование.

Мы понимаем, что с какими-то вещами сейчас справиться не можем, но если каждый из нас сможет открыть в себе какую-то определенную глубину, есть шанс, что жизнь начнет меняться. А когда жизнь вокруг меняется – это в евангельском понимании Царствие Божие, которое люди увидят, не вкусив смерти. Об этом говорит митрополит Антоний Сурожский.

– У меня возник вопрос. Формально мы заканчиваем свое обучение после того, как выходим из стен высших или средних учебных заведений. Есть совсем небольшой процент людей, которые потом переучиваются, получают дополнительное образование. То есть в какой-то момент мы, взрослые люди, перестаем соприкасаться с процессом образования, забывая те знания, которые получали, забывая о том, как вообще учиться. Очень тяжело вновь возвратиться к каким-то новым познаниям; например, взять и начать изучать астрономию...

– Мы живем в очень интересное время. С одной стороны, мы страдаем от дистанционного общения. Это серьезная проблема, о которой я не буду сейчас говорить, потому что люди до сих пор это переживают. С другой стороны, сейчас возможно удаленное получение образования (я сейчас говорю не про школу и даже не про высшие учебные заведения), когда люди уже имеют профессию, работают по профессии. Появляется очень много возможностей пройти какие-то курсы с какими-то конкретными великими людьми в этой профессии, в этом направлении работы.

– С настоящими профессионалами.

– Да. Вот это и есть продолжающееся в нас образование, когда мы этот процесс не останавливаем, а позволяем другому опыту по той или иной специальности, в какой-то теме открывать в нас что-то новое. Конечно, удаленно это сделать очень удобно. Я этому удивляюсь, потому что помню время, когда всего этого не было...

– Даже электронных библиотек не было.

– Помню, какие-то тексты мы набирали на печатной машинке. Это время для меня совсем недалеко. Но сейчас мы можем слушать лекции из разных университетов, как российских, так и зарубежных, слушать профессоров в переводе или не в переводе. То есть у нас есть определенные успехи в этом направлении, когда быстро передается информация о каких-то открытиях, о какой-то новизне, которую исследователи, испытатели открывают в этом мире. И это просто прекрасно. Вот это и есть наше продолжающееся образование.

Гораздо сложнее, когда постигаешь какой-то определенный профессиональный уровень, потому что тогда невозможно без встречи с реальным человеком. Эти люди – проводники в нашей профессии, деятельности, в нашей жизни, нашей любви. Есть люди, которые для нас очень важны. Что мы открываем, встречаясь действительно с великими людьми? Мы видим свет этих людей. Великие люди продолжают жить в жизни другого человека. Мы понимаем, что это действительно великий человек, потому что он живет любовью, верой, надеждой, подвигом наших предков. Это и есть историческая память народа; она передается.

– Замечательный парк «Россия – моя история»...

– Хороший проект.

– Удивительный проект! Я, к своему стыду, за несколько лет его существования ни разу там не был, но в этом году побывал. Была возможность пройтись по залам, посмотреть. Я думал, что просто зайду и посмотрю, но, честно говоря, не смог оторваться. Я прошел по кругу весь второй этаж. Тема была посвящена Великой Отечественной войне, Победе. Вот Вы сейчас говорите о том, что встреча с великим что-то меняет в тебе самом, и я понимаю, что эти кадры, какие-то мысли до сих пор во мне живут. Что мешает сказать своим друзьям: «Ребята, есть такой замечательный парк – пойдемте посмотрим, мы много чего там почерпнем»?

– Мы живем совсем в другое время. Раньше нас менял текст: мы открывали книгу – и текст нас менял. Потом мы начали тексты интерпретировать. На сегодняшний момент люди немножечко устали от интерпретации текстов, и сейчас, в 2020 году, мы понимаем, что теперь нам нужно другое «окошко», чтобы посмотреть на то, что было, что будет, и на то, что есть. Нам нужна другая точка обзора.

Такие культурные парки – это когда мы входим в тему через картинку. Мне очень понравилось в парке «Россия – моя история». Понравилось, как была раскрыта тема, связанная с нашим свердловским разведчиком Кузнецовым; как это было открыто, как об этом было рассказано. Это человек, который не просто во время войны совершил свой подвиг. Это человек, который жил рядом с нами, рос так же, как росли мы. Это человек, который получал образование. Но что он с этим образованием делал? Ведь он был разведчиком...

– Да, он применял эти знания.

– То есть мы открываем удивительного человека.

Одно дело, когда мы сталкиваемся с какой-то вещью, которая принадлежала человеку... Допустим, мы приезжаем в Москву, идем в Исторический музей и видим там шлем (или меч), который принадлежал кому-то из воинов Древней Руси. И это соприкосновение с историей того человека. А здесь – другая точка входа, другая позиция, с которой мы заходим в тему, и это тоже надо уметь правильно организовать. В парке работают действительно серьезные специалисты, заинтересованные люди им помогают, и они делают прекрасные экспозиции.

Вообще такие парки не рассчитаны на то, чтобы за один раз человек все посмотрел. Я видел такой же парк в Москве: туда надо приходить не раз. Это очень интересно. Мы сейчас меняем формат открытия для себя какой-то новой информации. Это один из современных и достаточно эффективных способов открытия для себя чего-то великого и важного.

– Мы поговорили с Вами о Рождественских чтениях. Тем, кто заинтересовался, как ближе и подробнее познакомиться с информацией?

– На сайте «рождественские-чтения-урал.рф» можно посмотреть все пленарное заседание (прямую трансляцию) именно так, как оно развивалось. Надо понимать, что сайт, посвященный Рождественским чтениям здесь, на Урале, в Екатеринбургской митрополии, будет дополняться какими-то новостями о том, как развиваются Рождественские чтения и как это открывается в жизни людей.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать