Беседы с батюшкой. Протоиерей Василий Гелеван 3 апреля 2023

3 апреля 2023 г.

В студии – протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках.

– Великий пост дает нам прекрасную возможность слушать одну из важнейших Книг Ветхого Завета – Книгу Бытия. Регулярно на богослужениях в будние дни мы слышим разные эпизоды из этой Книги, и один из них предлагаю обсудить сегодня. Этот эпизод связан с Исааком и двумя его сыновьями – Исавом и Иаковом. Иаков обманом получает от отца то самое благословение, что из его рода произойдет Мессия, оно передавалось старшему сыну. Иаков не был старшим сыном, старшим был Исав, но он обманом это благословение приобретает. Интересно, что в родословии Спасителя, которое мы читаем в Евангелии, после Авраама и Исаака идет именно Иаков; Христос произошел из рода Иакова. Получается, что Бог благословляет этот обман, который совершил Иаков по отношению к своему старшему брату. Напомните нам кратко эту историю и объясните, почему так.

– Начинать нужно с Авраама, потому что это обетование впервые услышал именно праотец Авраам, патриарх. И заключалось оно в том, что у бездетных Авраама и Сары будет потомство, бесчисленное, как песок морской или как звезды небесные. Авраам по достоинству считается отцом веры. Апостол Павел приводит нам в пример его веру в Бога, его доверие Богу. После этого обетования Авраам покидает свои родные края и уходит в землю обетованную... И действительно, у них родился сын Исаак.

Авраам, Исаак, Иаков. По закону должно быть так: Авраам, Исаак, Исав. Потому что Исав был старшим сыном Исаака. Но все непросто. Дело в том, что Исав, по утверждению бытописателя, совершенно не берег, не ценил свое первородство, относился к нему легкомысленно: есть и есть. А вот Иаков как раз обнаружил это качество: он очень дорожил этим обетованием. И его благочестие стало причиной такого поведения.

Ведь сам Иаков, в принципе, ничего не делал, он и не хотел ничего. Все это придумала мама, которая подвела к Исааку именно Иакова. Отец должен был произнести благословение над своим первенцем. Напомню, что Исаак в это время был уже глубоким старцем, незрячим, и он даже не видел, кого благословляет, лишь на ощупь определял. Он помнил, что Исав был косматым, у него были волосы не только на голове, но и на плечах, на спине, и этим его можно было отличить от второго сына, благородного и нежного. Так вот, второму сыну мама надела шкуру, и по тактильным ощущениям Исаак определил, что это и есть тот самый старший сын, и произнес над ним слова благословения. Эти слова воспринимаются как слова завета, отец их произнес, и их уже нельзя отменить, вернуть или признать, что это была ошибка. Это как химическая реакция, которая уже состоялась, и возврата уже нет.

Как так получилось, что Исаак благословил его? Как так получилось, что молодой Иаков решился на это, а старший сын не участвовал в этом? Святое Писание четко говорит, что состоялась предварительная беседа между двумя братьями. И в этой беседе они определились, что этому дорого, а этому недорого. Есть такое выражение: «за чечевичную похлебку». Чечевичная похлебка – это суп из чечевицы. Однажды Исав вернулся с охоты, сказал, что очень голоден и хочет поесть, а Иаков предложил, может быть, в шутку или в качестве проверки: «Я тебе супчик, а ты продай мне свое первородство». Если бы Исав относился к первородству всерьез, он бы сказал, что это несопоставимые вещи, мол, как так можно? Но Исав с легкостью говорит: «Что мне в этом первородстве? Я голоден, хочу есть. Я согласен». Вот так, за чечевичную похлебку, он продал свое первородство. То есть юридически он уже отрекся от этого, оставалось только по факту получить благословение.

Нам важно сейчас не то, какими способами и как это получилось. Потому что часто мы об это спотыкаемся: мол, обман в Библии. И от нас ускользает главная суть – вера. Почему древние запомнили эту историю? Потому, что есть что-то очень важное в этой истории. К сожалению, это повторяется. Каждый из нас, людей, является носителем образа Божьего, и это тоже наше первородство, которое не все берегут, не все уважают, не все ценят, с легкостью отдают это первородство и становятся рабами греха. Вчера ты, сотворенный по образу Божьему, был сыном Божиим, наследником Царства Небесного, а сегодня  валяешься в грязи, в грехе. Вот об этом мы вспоминаем и всегда должны помнить, когда читаем эту историю о первородстве.

Кстати, в Великом покаянном каноне как раз про это и говорится. Святой Андрей говорит, что он, как Исав, продал свое первородство за гроши, за бесценок и теперь сокрушается и просит Господа, чтобы Он вернул его к Себе.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Деятельность современных священнослужителей осуществляется по чину Аарона или по чину Мелхиседека?»

– По чину Мелхиседекову, потому что праотец Мелхиседек, царь Иерусалимский, принес Аврааму дары в виде хлеба и вина, что является прямым пророчеством о новозаветном священстве. В отличие от чина Ааронова, когда священники Ветхого Завета приносили кровные жертвы: на жертвеннике разрубали туши, текла кровь, все горело, сопровождалось соответствующими запахами. Всего этого нет в Новом Завете. Новый Завет – это уже чин Мелхиседеков.

Нужно сказать, что первый Священник – это Сам Господь Иисус Христос, Он и есть Жертва, один раз и навсегда принесенная за грехи человечества. И мы, священники, всякий раз совершая литургию, приносим бескровную жертву Нового Завета, жертву Мелхиседекову.

– В чем-то есть параллели с тем жертвоприношением, которое было в Иерусалимском храме. Конечно, уже нет туш животных, текущей крови, огня и дыма от всесожжения. Но, с другой стороны, когда на жертвеннике совершается проскомидия...

– Очень много параллелей. Принципиальное различие в том, что жертва бескровная. Но параллелей, несомненно, огромное количество, потому что новозаветное священство логически продолжает ветхозаветное священство. Ведь сколько ветхозаветных книг употребляется во время богослужений! Всенощное бдение процентов на сорок состоит из Псалтири, ветхозаветной Книги, читаются и другие тексты Ветхого Завета. И сама структура богослужения напоминает Ветхий Завет. Тоже жертвенник, где совершается проскомидия, приношение. Господь – это Агнец. Во время проскомидии цитируется пророк Исаия: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих...

Вообще это интересная тема. Целые диссертации посвящены сравнению и параллелям между новозаветным и ветхозаветным священством. Кому интересно, можно найти соответствующий литургический текст и разобраться. Это очень интересно и обогащает нашу веру.

– Вопрос из Telegram: «Что делать, если не могу найти в себе силы поверить в Бога?»

– Рецепта, конечно, нет. Пути к Богу у каждого своеобразные. Прежде всего я посоветовал бы осознать, что Бог жив, что Он между нами. Он действует в твоей жизни. Слово «вера» – однокоренное со словом «веревка»: как веревка сплетена, закручена, так и вера есть сплетение многих факторов, в том числе жизненных событий, которые случаются на твоем пути к Богу. Кто-то приходит к вере через болезнь близких, кто-то – из чувства радости и благодарности, из чувства прекрасного. Мы видим, как премудро устроен этот мир, как поют птицы, как прекрасны источники, как красиво преображается и расцветает природа весной, а осенью засыпает. Эта цикличность говорит о том, что все очень премудро создано. Выход за пределы нашей галактики, солнечная система... Все это бесконечно премудро! И понимаешь, насколько должен быть премудрым Тот, Кто все это сочинил. Это онтологический аргумент доказательства бытия Божия. Есть еще другие доказательства. Но у каждого свой путь. Веревка у каждого своеобразна, но она есть, и по ней мы взбираемся на небо. Она для этого и существует, чтобы приближаться к Богу.

Однажды ты поймешь, что теперь веришь в Бога, доверяешь Богу и Он имеет бесконечную ценность для тебя. И тогда уже не мыслишь своей жизни без Бога и всю жизнь посвящаешь именно поиску путей к Нему. Ты понимаешь, что все остальное вторично. В Евангелии сказано: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, все остальное приложится вам.

– Еще один вопрос: «Очень хочется всех любить искренне, но ведь невозможно любить всех. Даже в храме есть люди, к которым нет душевного расположения. Подскажите, как с этим чувством справиться».

– Начну с тонкого замечания Достоевского, что любить всех – это просто. Сказать, что всех любишь, все равно что сказать, что никого не любишь; это одно и то же. А ты попробуй полюби конкретного близкого, который живет в твоем доме: жену сварливую, или мужа неприятного, или детей, которые тебя не слушаются, или стариков, за которыми надо ухаживать, заботиться о них. Вот это и есть любовь, которая означает самопожертвование. Своим временем, своим здоровьем, своими привычками ты жертвуешь ради блага ближнего. Вот что такое любовь.

Как научиться любви? Образ любви дал нам Сам Господь. Он сказал: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34–35).

Христос настолько возлюбил человека, что Свою жизнь отдал за человека. Самое дорогое, что у нас есть, – жизнь. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Вот такая любовь: до полного самозабвения, полного самопожертвования. Но именно в этом смысл. Если идти в другом направлении, мы скатимся в самость, самоугождение и в результате останемся одни.

Интересно, что, отдавая, ты приобретаешь. Получается, что ты уже как бы растворился в другом человеке, а может быть, и в нескольких людях, тем самым приобретая этих людей. Парадоксально, но, отдавая себя, ты становишься добрым и привлекательным. И, наоборот, когда ты стремишься заполучить все только для себя, только себе, ты теряешь людей вокруг себя и становишься одиноким. Вот как интересно все устроено.

– Почему чужому человеку помогать легче, чем родному? Подать нищему милостыню совсем несложно, и многие так делают, но, приехав домой, можно разругаться с родными.

– Да, к сожалению, можно растерять хорошее настроение, но разругаться – это, конечно, совсем неприятно. Лучше помолчать, прикусить язык, чтобы не наговорить лишнего, потому что и несказанные слова ранят, а сказанные недобрые ранят очень глубоко. Поэтому, конечно, нужно следить за своей речью, за своими поступками.

А почему легче помочь чужому человеку, чем родному… Можно случайно, один раз подать милостыню, а близкий человек каждый день рядом – ребенок, супруга, родители. Есть такое понятие – долг, и мы что-то делаем, потому что должны это делать. Вот заболела мама, или папа, или ребенок, и ты не можешь сидеть сложа руки, ты обязан им помогать. Не помня себя, мы хватаем на руки ребенка и бежим в больницу.

Вообще «ближний» – понятие растяжимое. Кто твой ближний? Оказывается, ближний – это не твой родственник и не тот человек, который сейчас находится рядом с тобой. Вспомним евангельскую притчу о самарянине. Оказывается, ближний – это тот, кому ты сейчас нужен. Таким ближним может стать совершенно чужой или родной человек, который до сих пор был для тебя чужим. Иди, и ты твори такожде, – говорит Господь.

– Все же чаще всего в нас нуждаются родные, тем более что они и физически, и по-родственному к нам ближе, и с евангельской точки зрения они нам близки.

– Так приятно смотреть, как люди ухаживают друг за другом. По роду моей деятельности мне приходится вот уже не один год ездить в больницу. У нас уже сложилась такая практика: мы обязательно набираем номер близких – детей или, может быть, родителей, которые, переживая за своих заболевших родных, попросили, чтобы батюшка пришел к ним в больницу. Ты звонишь им и чувствуешь такое сострадание, такую самоотдачу и заботу о близком человеке!

И невольно думаешь: «Господи, ну почему, чтобы испытать такую заботу и сострадание, человеку нужно было загреметь в больницу? Почему каждый день мы так не заботимся друг о друге?» Я говорю: «Вы сделали для Вашего близкого самое лучшее, самое важное, что вообще можно сделать, – позвали батюшку». Батюшка пособоровал, исповедовал человека, если он в сознании, и причастил его Святых Христовых Таин. И теперь уже будет то, что даст Бог: человек может выздороветь (хотя такое бывает нечасто), и от этого становится еще радостнее, или может быть совсем другой исход.

Позавчера мне пришло сообщение от одной женщины. Я приходил к ее матери в психиатрическую больницу им. Алексеева, которая еще называется Канатчиковой дачей. Больная была без сознания, и я причастил ее. У нас есть средства, чтобы причастить человека без сознания, но только если он глубоко верующий человек, знающий, что такое Причастие, если он регулярно ходил в храм и причащался.

Так вот, на следующий день дочь этой женщины написала мне: «Батюшка, спаси Вас Господь. Мама пришла в сознание и пошла на поправку. Она очень благодарна Вам». Дай Бог ей полного выздоровления. И такое счастье бывает.

– Вопрос от Ирины: «Когда человек отдает вещи подросших детей своим знакомым, является ли это милосердием, добрым делом? Для меня данное действие – большое утешение, но один батюшка сказал, что в этом нет никакого милосердия».

– Не знаю. Нужно спросить у этого батюшки. То есть, получается, что я сейчас должен комментировать слова другого батюшки?

– Думаю, что вопрос задан потому, что ответ батюшки вызвал сомнения.

– Но это же обычная практика. Мы, например, все время берем такие вещи и не стесняемся этого. Не знаю, почему мы должны стесняться. Нашим детям отдают добротные, постиранные, выглаженные вещи. Дети растут как грибы. Немного поносили одежду – и она уже становится им мала, и мы отдаем ее другой семье.

Нам достались от людей хорошие, качественные, недешевые вещи, мы отдали их другим, и все сказали друг другу спасибо. Дети поносили эту дорогую кожаную обувь или дорогие куртки, выросли из них и отдали другим, пока еще дырки не протерлись. И все счастливы, и в этом есть забота, милосердие, взаимовыручка и нет никакого пафоса, чистый прагматизм.

– Вопрос от Елизаветы: «Как бы совершился наказ Божий Адаму – плодитесь и размножайтесь, если бы Адам и Ева не впали в грех?»

– Я тоже думал об этом. Здесь надо вспомнить, что этот наказ прозвучал еще до того, как Адам и Ева согрешили, что дает повод допустить, что были какие-то безгрешные способы зачатия, оплодотворения. В природе таких способов множество – какой-то симбиоз, какое-то деление клеток без греха, страсти. Но именно грех и страсть стали следствием грехопадения.

Мне близка одна мысль Оригена, хоть он далеко не во всем прав, поэтому он не святой, а только один из мыслителей. Когда он размышлял о человеческом теле до грехопадения, он говорил, что тело было духовным. И мы знаем, что воскресшее тело будет духовным, и Христос в Своем воскресшем теле проходил дверями затворенными. Будет та же личность и то же тело, которое воскреснет в день Второго Пришествия Господня, но тело будет духовным, то есть в нем не будет материальности.

Ориген говорил, что после грехопадения тело огустилось (очень ловкое и правильное слово), затвердело. Святой пророк Моисей сказал: и сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Тело человека изменилось, оно стало таким, каким мы его видим сейчас, – болезненным, твердым, и изменения произошли и в нашей душе, в нашем духовном состоянии.

Наша воля надломилась, хотя правильно было бы сказать: «В нашу природу вошел вирус». Этот вирус уже никуда не денется, только Христос может излечить от него человека. Этот вирус передается от родителей к детям, из поколения в поколение. Сквозь все человечество проходит эта склонность ко греху, эта падшесть человека, и она исцеляется только во Христе, только в Его благодати, а человеческими усилиями преодолеть это невозможно. Так что я считаю, что раньше был способ безгрешного зачатия, но нам он неведом.

– Да, этот момент неоднозначный, тема сложная. Апостол Павел в своих посланиях не указывает прямо, что тело по воскресении будет нематериальным, он аккуратно обходит этот вопрос. Он говорит, что мы будем в таком же теле, как и сейчас, но оно будет иметь некие новые свойства, что ли. Мы знаем, что апостол Фома касался Христа – Его руки, ребер. И наше тело наверняка будет каким-то таким, как и сейчас, но оно будет способно проходить сквозь закрытые двери, как проходил через них Христос.

– Очень важное замечание. Очень важно нам сейчас не споткнуться, не соскользнуть куда-нибудь в гностицизм, что это якобы просто дух. Даже апостолы, увидев воскресшего Христа, подумали, что это Дух. А Господь сказал: «Дайте Мне рыбу», – и поел при них. То есть это не привидение, не дух, это тело, не имеющее привычных ограничений.

У нас в Андреевском монастыре старинные стены в полтора метра толщиной, но тело легко пройдет через эти стены и по воде пойдет, но все это будет потом. И в то же время тело вместе с душой будет исцелено Христом, и уже не будет страстей, не будет греха.

– Мы сегодня уже вспоминали нескольких ветхозаветных праведников, в частности пророка Мелхиседека. Кто же такой Мелхиседек? Где о нем говорится в Священном Писании? И почему говорится: «По чину Мелхиседекову»?

– В Ветхом Завете мы видим всего лишь одно упоминание о царе Мелхиседеке – маленький фрагмент, когда библейский патриарх Авраам, возвращаясь из военного похода, останавливается в городе Салим (на этом месте теперь стоит священный град Иерусалим). Царь Салимский Мелхиседек был одновременно и священником. В те времена случалось, что государственная и церковная власть совмещались в одной личности.

Так вот, Мелхиседек, лидер государственный и духовный, встречает патриарха Авраама и приносит ему дары – хлеб и вино. Эти дары стали символическим прообразом новозаветной жертвы. Кстати, в древности жертвенник или стол, стоящий в алтаре слева от престола, назывался предложением, под этим словом подразумевалось место, где верующие предлагали свои дары Господу.

Известно, что в древности жертвенник часто находился не в самом алтаре, для него предусматривалось особое помещение, куда люди входили и приносили свои дары, там они принимали елей, вино и брали просфоры. Во время Великого входа священник брал с этого стола хлеб и вино и заносил в алтарь.

Сегодня мы потеряли эту связь, потому что Великий вход происходит практически в одном помещении, и мы просто переносим их с жертвенника на престол. Затем во время литургии хлеб и вино Духом Святым преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Так вот, Мелхиседек приносит Аврааму эти прообразы – хлеб и вино.

А почему говорится «по чину Мелхиседекову»? Апостол Павел видит в Мелхиседеке прообраз Самого Иисуса Христа. Как Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победой, так Иисус Христос на Тайной Вечере причастил апостолов хлебом и вином.

Апостол Павел в своем Послании к Евреям подчеркивает: как священническое достоинство Мелхиседека имело, очевидно, Божественное происхождение, так и Христос является Священником с большой буквы не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Как Мелхиседек, будучи царем, не принадлежал к священническому роду и получил священство не от людей, но от Бога, так и Христос был поставлен на Свое мессианское священническое служение Богом Отцом.

– В Псалтири есть слова: ты иерей во век по чину Мелхиседекову. Хочу еще дополнить, что Мелхиседек встречал Авраама после сражения, когда Авраам со своими 318 рабами отбил племянника Лота у врагов – царей, захвативших Лота и все его имущество. Кстати, число 318 символично перекликается с числом отцов I Вселенского Собора.

Мне кажется, есть определенный символизм в том, что Авраам после победы над этими нечестивыми царями пришел к священнику, который вынес ему хлеб и вино. Это как бы и для нас урок – Авраам, победивший грех, пришел на причастие к первосвященнику.

– Спасибо за это богословское дополнение. Хочу сказать пару слов о том, что в моей жизни мне встретились два человека с этим именем. Первый – уже престарелый архиепископ Брянский и Севский. Мой папа служил и, слава Богу, и сейчас служит в Брянской епархии. Моего брата рукополагал владыка Мелхиседек, который стал для меня первым владыкой, с которым я более-менее тесно общался, первым примером в начале моего священнического пути.

Владыка подписал мне направление в семинарию, потом я приехал к нему, а он уже был в больнице. Владыка Мелхиседек был очень больным человеком, у него болели ноги, и мне навсегда запомнилось, что при этом он на литургии делал земные поклоны лучше, чем молодые. Я удивлялся, насколько усердно служил, молился этот старец. Это наложило свой отпечаток на меня, только еще формировавшегося священника.

И еще я знаю архимандрита Мелхиседека – нашего московского батюшку, известного проповедника. Для меня честь сидеть в кресле, где не раз сидел отец Мелхиседек. Пользуясь случаем, передаю поклон батюшке и всем чадам, почитающим его.

– Да, имя яркое, и люди с этим именем тоже яркие. Действительно, отец Мелхиседек – частый гость нашего телеканала.

Мы сегодня говорили о Исаве и Иакове и о том, как Исав продал свое первородство Иакову. В чем же урок этой истории для нас? Как мы сегодня продаем свое первородство?

– В Великом каноне, который совсем недавно мы слышали в наших храмах, мысль о первородстве звучит часто, потому что первородство – безгреховное состояние нашей души. Мы знаем, что в таинстве Крещения смываются абсолютно все грехи человека, он выходит из купели очищенным, в таком же состоянии, в каком были Адам и Ева до грехопадения.

Но, к большому сожалению, как только мы выходим из храма, начинаются искушения – мы грешим мыслью, словом, поступками и каждый раз все дальше и дальше удаляемся от Бога, становимся Ему неродными. Он для нас остается родным Отцом, а мы все больше уходим, отчуждаемся от Него. Природа наша становится чуждой святости, чистоте, и мы уклоняемся в сторону, в темноту.

Вы заметили, как трудно грешить в первый раз? Возьмем, к примеру, грех табакокурения. Как кашляет человек, когда делает первую затяжку! Глядя на это, мы утверждаемся в мысли, что это просто противоестественно, а потом видим, что человек уже испытывает необходимость курить. И ясно, что ему это не нужно, но он не может без этого.

Организм несчастного курильщика перестает продуцировать никотин, который вырабатывается в малых, совершенно безвредных дозах, и начинает требовать его извне, и в этом и заключается никотиновая зависимость. У человека нарушается обмен веществ, но самое главное – нарушается его внутренний покой. Самое же тревожное, что однажды придет день, когда не будет больше этих пальчиков, этих губ и легких, которые могли сделать затяжку, и останется только привычка курить.

– Вы имеете в виду, что это произойдет после смерти?

– Да. Когда душа выйдет из тела, она заберет с собой все свои привычки, в том числе и негативные. И задача поста, задача вообще человеческой жизни состоит в том, чтобы максимально дистанцироваться от своих дурных привычек, а желательно вообще избавиться от них, избавиться от страстей, чтобы предстать пред Богом без этих гирь, чтобы дьявол не дразнил тебя сигареткой, или рюмочкой, или чем еще он дразнит людей. Он будет трясти этим перед твоими глазами, но ты останешься к ним равнодушным – вот в чем состоит задача аскетизма.

Но вернемся к разговору о первородстве. Первородство – это как бы нейтралитет, безразличие к грехам: я этого не знаю, это мне чуждо, грех мне чужд. Зато радость богообщения – вот чему я научился на земле, вот самый главный опыт, который я приобрел. Весь смысл жизни человеческой состоит в том, чтобы максимально избавиться от греха, забыть о нем и познать Бога. В этом смысл первородства.

– Хочу уточнить. То есть для человека, который испытывает зависимость от курения, после смерти его личный ад будет заключаться в том, что он будет постоянно испытывать потребность выкурить сигарету, но не будет иметь возможности это сделать?

– Да. Помню, когда я впервые об этом задумался, по телевизору, по радио крутили одну песню. Я сейчас уже не помню, как называлась группа из 90-х, которая ее исполняла. В этой песне есть такие слова: «Цветут цветы, ни я, ни ты уже не можем их сорвать». Замечательно сказано. Подозреваю, что сами авторы и не догадывались о том, какой глубокий смысл имеют эти слова.

Я в то время как раз задумался над вопросом, что есть аскетизм, и понял, что все именно так и будет. Все это будет лежать прямо здесь, на этом столе, а попытаешься схватить – и не сможешь. Как в кино показывают: а стол, оказывается, воздушный, и сигарета, и рюмка воздушные, и вообще все предметы воздушные. И желание есть, а реальности нет.

– Вопрос от Светланы: «Скажите, пожалуйста, воля Божия и попущение – это одно и то же или между этими понятиями есть разница? Что такое Промысл Божий? Входят ли понятия воли Божией и попущения в понятие «Промысл Божий»?

– Чтобы разобраться в этом, сделаем так: нарисуем большой круг – это будет забота Бога о человеке, о мире. Этот большой круг мы назовем Промыслом Божиим. Внутри этого круга есть несколько других кругов, они являются частью Промысла – волей Божией. И когда мы говорим про действие Бога в нашей жизни, мы говорим о Божием участии, направленном на спасение человека. Бог всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти.

Но когда мы говорим об участии Бога в жизни человека, мы должны помнить о свободе человека. Дело в том, что мы не должны и не можем быть слугами, рабами или роботами, которых создали и запрограммировали на добро. Это было бы слишком примитивно, слишком просто. Если бы так было, то не было бы ни награды, ни наказания. А поскольку есть свобода, то есть и ответственность.

Соответственно, этот дар свободы человек получил в самом начале своего существования и воспользовался им, когда нарушил заповедь о запрете вкушения плода от древа познания добра и зла. И это повторяется из раза в раз, словно под копирку, настолько запретный плод сладок. Нарушая заповедь Божию, мы совершаем нравственные преступления.

Некоторые думают, что Адам и Ева съели яблоко и потому все это произошло. На самом деле яблоко было только поводом, а сердцевина этого греха находилась в непослушании Богу. Именно в этом нравственном преступлении суть первородного греха. Это и есть свобода, и она присуща каждому из нас.

Бог никогда не отнимает у нас свободу. А знаете, кто отнимает ее каждый день? Дьявол. Он бесцеремонно вторгается в нашу голову. Видели, как на одном из баннеров рекламирует себя рекламное агентство? На этом баннере написано: «Реклама прямо в мозг».

Святые отцы называли это явление прилогом, когда дьявол направляет свою стрелу прямо нам в голову. Это бесцеремонное вторжение в нашу жизнь свойственно только дьяволу. Бог никогда не вторгается к нам, не заставляет нас что-либо делать. Бог предлагает нам выбор, и этот выбор всегда за нами.

Хочешь быть с Богом – это твое право, не хочешь – это тоже твое право. Сегодня ты выбираешь, а завтра будешь пожинать плоды своего выбора. Выбрал быть с Богом – и идешь по направлению к Нему, освящаешься, очищаешься от греха. В службе Рождества мы слышим: Бог вочеловечился, чтобы человек обожился. Или бывает наоборот. И все это наш выбор.

– Исав ведь тоже в какой-то степени сделал свой выбор, и от него произошел народ – идумеи. Одним из этих идумеев впоследствии стал Ирод Великий. Вот какой плод произвел поступок Исава. А от Иакова произошли евреи.

Отец Василий, в завершение нашей программы прошу Вашего краткого напутственного слова для наших телезрителей.

– Это последняя неделя классического поста, потому что уже в Лазареву субботу мы закроем Триодь Постную и откроем другую книгу, которая называется Триодь Цветная. Эта книга будет сопровождать нас до самой Пятидесятницы. Даже из этого мы можем сделать вывод, что наступает совершенно другое время, когда уже не так важно, что ты успел за время Великого поста, но важно еще успеть прочитать Псалтирь, Евангелие.

Еще есть возможность сделать коленопреклоненные молитвы с яркой, замечательной молитвой святого Ефрема Сирина. И дай нам Бог прожить еще несколько дней и вступить в поприще Страстной седмицы. А это уже совершенно другое время, когда уже не человек действует, а Бог совершает подвиг ради нашего спасения.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать