Беседы с батюшкой. Протоиерей Игорь Бачинин 19 апреля 2023

19 апреля 2023 г.

В гостях у нас руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете, заведующий кафедрой теологии при Горном университете протоиерей Игорь Бачинин.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Рад приветствовать всех, кто собрался у экранов телевизоров.

– Мы встречаемся на Светлой седмице, в дни, когда Церковь особо отмечает Светлое Христово Воскресение. Как правильно провести эти торжественные дни, чтобы не растерять те результаты подвига, которые приобрели за время Великого поста?

– Наверное, самое главное в нашей христианской жизни – то, о чем сказал Христос Своим ученикам в преддверии Своего искупительного подвига, который Он совершил. Он сказал: скорбь ваша обратится в радость, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Радость является главным критерием правильности внутренней жизни человека. Великий пост – путь, который ведет к Пасхе, и это не просто ограничение на какой-то период времени в определенных продуктах, чтобы потом с вожделением на них наброситься. В первую очередь это путь к той самой радости. Насколько человек сумеет пережить в пасхальные дни эту радость и сохранить ее, во многом зависит от внутреннего устроения человека.

Существует древняя традиция – в преддверии Пасхи крестить человека. Мы в нашем храме стараемся эту традицию возрождать, и в Великую Субботу мы крестили рабу Божию Нину. Когда мы говорим о крещении и непосредственно подходим к событию самого таинства, я обязательно обращаю внимание оглашенных на внутренние чувства, которые человек может испытать. Симеон Новый Богослов говорит: когда человек третий раз выходит из купели, в этот момент на него сходит благодать Святого Духа. И очень важно, чтобы человек это чувство в себе пережил.

Когда заканчивается крещение, я считаю своим долгом обязательно поговорить с человеком, спросить, что он испытал во время таинства, какие чувства проживает в настоящий момент. И люди говорят, что испытывают внутреннее ощущение чистоты и такое состояние, что всех хочется обнять; просто смотришь на небо – и улыбаешься, рад этому состоянию, и тебе не надо каких-то рациональных объяснений. Именно эту радость мы должны стяжать, укреплять, дорожить ею и умножать в самих себе. Ограничения в пище, молитва, какой-то сугубый пост, различного рода аскетические упражнения, которые человек предпринимает, являются средством для достижения этой главной радости.

Откуда появилась Светлая седмица? Когда человек крестился, он причащался, и, чтобы это чувство в себе закрепить и с ним не расставаться, все семь дней Светлой седмицы он обязательно причащался, а на восьмой день приходил в храм и над ним еще читали особые молитвы восьмого дня (как они обозначены в Требнике).

В этом отношении очень важно дать человеку прожить эту радость и научить его, как ее сохранить. А пост – это средство. В эти светлые пасхальные дни человек проживает ликование духа, буйство духовной радости. Обрести эту радость и сохранить ее – главная задача не только Великого поста, но, думаю, и всей нашей христианской жизни.

– Так иногда в нашей жизни бывает, что пасхальные торжества сопрягаются с большим количеством еды, а иногда даже и с употреблением алкогольных напитков. Но ведь это совсем неправильно для православного человека. Мне кажется, нужно всегда сохранять трезвость, даже в такие праздничные дни.

– Пища и вино – это способ ощутить радость. Если с точки зрения биохимии посмотреть на психоэмоциональное состояние человека, то в этом процессе участвует эндогенный алкоголь. Когда в организм человека поступает внешний алкоголь, внутренний перестает вырабатываться. Человеку хочется ощутить состояние радости, но он не может его пережить, потому что биохимические процессы (выработка эндорфинов) в организме нарушены, и он пытается компенсировать это пищей и алкоголем. Как в свое время сказал главный санитарный врач Геннадий Онищенко, такая этаноловая культура существует у нашего народа. Люди глубокий опыт внутренней радости пытаются заменить какими-то суррогатами.

Конечно, нет ничего худого в том, что человек вкушает пищу. Но вкусовые ощущения, которые человек испытывает от приема пищи, кратковременны, и человеку необходимо их периодически подкреплять. А духовную радость, которую, как сказал Христос, никто и никогда не отнимет от нас, многие люди (в том числе и церковные) не могут приобрести, они не знают и не понимают, как ее обрести. Радость воспринимается у нас чисто с гастрономической точки зрения: чего-то было нельзя, а теперь все можно и нет никаких ограничений. Радостью в духовном смысле это назвать сложно, скорее это удовольствие, которое испытывает человек.

Что касается трезвости, то в жизни мы истинную радость порой пытаемся подменить какими-то суррогатами, в том числе алкогольными напитками. Человек искусственным способом вводит себя в состояние эйфории, считая, что это и есть радость. Но насытиться этой радостью человек не может, поэтому и возникают всякие перекосы в отношении приема пищи, в том числе с различного рода горячительными напитками. Человек естественное стремление к духовной радости пытается подменить какими-то суррогатами, но насытиться этим не может, потому и получаются разного рода пресыщения и те последствия, которые за этим следуют.

– Человек насытиться не может, переживает, хочет избавиться от этой суррогатной радости и обрести настоящую радость. Какие шаги нужно делать? С чего начинать?

– Об этом говорит аскетический опыт Церкви. Первое, с чего мы начинаем, – с внимания к самому себе. Почти все без исключения святые отцы говорят: «Внемли себе». Изменение себя является одним из главных смыслов нашей христианской жизни. Господь начал Свое общественное служение со слов: «Покайтесь (то есть изменитесь), ибо приблизилось Царство Небесное».

Опыт изменения накоплен в аскетической практике нашей Православной Церкви. С чего начинается эта практика? Чтобы в себе что-то изменить, нужно в себе что-то увидеть. А для того, чтобы увидеть, нужно в себя всмотреться, понять, кто я есть на самом деле. И это уже духовная жизнь человека: опыт вглядывания в самого себя, внимательный взгляд на собственную совесть, на привычки, которые есть, на мысли, которые возникают в голове.

Если мы говорим о трезвости именно как о нравственной ценности и христианской добродетели, то, когда человек пресыщается пищей или вином, ни о какой трезвости разговора быть не может. В этом состоянии дьявол очень часто предлагает человеку разного рода подмены.

Человек стремится обрести те чувства, которые он испытывал в райском саду; память об Эдемском саде хранится в душе каждого человека. Как к ней вернуться? Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что матерью всех добродетелей является воздержание. К сожалению, наши современники не в воздержании себя упражняют, а, наоборот, идет буйство невоздержания: хочется всего побольше, послаще и почаще. Важно воздержание, вглядывание в самого себя.

Мы прихожанам говорим, что на Великий пост обязательно нужно ставить перед собой какие-то духовные задачи. Думать не только о том, чего есть, а чего не есть, а именно ставить духовные задачи: в первую очередь это упражнения в добродетели и борьба со своими страстями. Результат этой внутренней жизни, этого подвига и дает человеку глубокое чувство радости. И тогда Пасха переживается действительно Пасхой.

Вот сейчас мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Но ведь для того чтобы воскреснуть, нужно умереть. Многие люди, в том числе и церковные, стараются о смерти не думать, не говорить. Разговоры о смерти – табуированная тема в светском обществе. А как воскреснуть, если не умереть? Потому важно стяжание памяти смертной, понимание смысла смерти. Ведь в этом очень глубокий смысл: если бы не было смерти, зло бесконечно размножалось бы на земле. Если бы не было смерти, человек никогда не соединился бы с Источником радости и любви. Укорениться в мысли о смерти и возвыситься над ней, понимая, что есть воскресение, – одно из главных внутренних деланий, которое каждому нужно непрерывно совершать внутри себя.

– То есть этот подвиг должен быть всегда, вне зависимости от поста. Если ты православный, ты должен всегда над собой работать.

– Конечно. Нам же сказано «покайтесь» не только на период Великого поста. Покаяние – это смысл жизни. Покаяние – это перемена ума, изменение сознания. В свое время Василий Великий говорил, что в духовной жизни два основных закона: первый закон – постепенность, второй закон – постоянство. А у нас очень часто бывает так, что мы в лучшем случае на период поста прилагаем какие-то духовные усилия, а когда пост закончился, возвращаемся к прежнему образу жизни. Но от поста к посту мы должны восходить по лествице к Богу, приобретая определенный опыт. Ставя перед собой задачи на время поста, мы не должны отказываться от этого по окончании поста, а, наоборот, утвердившись в этом, двигаться дальше.

– На Радоницу православные будут посещать могилы усопших родных. Кто-то везет на могилки еду, кто-то устраивает там посиделки, в том числе и с напитками. Как правильно поговорить с родственниками, объяснить, что это неблагоговейно и даже греховно по отношению к усопшим?

– То, что творится в Радоницу на кладбищах, – это наша национальная катастрофа. Люди не понимают смысла, ради чего они туда приходят. Радоница – это возможность поделиться пасхальной радостью с нашими умершими родственниками.

В чем смысл еды и выпивки на могиле умершего? Если мы окунемся в историю, то эта традиция так называемых языческих тризн, когда живые приходили на могилу к умершему и, понимая, что он не может точно так же веселиться и радоваться, как было при его жизни, делали это за него.

В христианстве смысл Радоницы совершенно другой: это не возможность порадоваться какими-то плотскими утехами за умершего, но возможность поделиться радостью встречи с Богом, радостью воскресения, радостью торжества жизни и победы над смертью. Но люди не понимают этого.

Один из подвижников прошлого столетия Александр Рождественский, который был основателем одного из самых масштабных обществ трезвости в дореволюционной России, называл водку кровью сатаны. Когда я в его трудах об этом прочитал, я вдруг понял, какое кощунство, когда на поминках ставят стопку с водкой и сверху кладут корочку хлеба. Если водка – это кровь сатаны, то дьявол просто насмехается над теми людьми, которые приходят на кладбище или устраивают какое-то застолье и в память об умершем человеке наливают чашу этой сатанинской  крови и сверху кладут корочку хлеба. Это не что иное, как глумление над подвигом, который совершил Христос. На Тайной Вечере, которая произошла в Сионской горнице, Господь дал нам великое таинство, чтобы мы соединялись с Ним, чтобы мы входили в жизнь вечную.

Конечно, я не осуждаю тех людей, которые так поступают; им, видимо, никто это не объяснил. И это зависит от активности нас, православных людей. Это ведь нам сказано: «Вы – свет мира, вы – соль земли». Если мы с вами сумеем вернуть духовные традиции и те смыслы, которыми жил наш народ, тогда ни о какой еде и выпивке на могилах и мысли не появится.

Мы ради другого приходим на кладбище – поделиться пасхальной радостью. И поделиться ею может только тот человек, который ее пережил, живет этой радостью и понимает смысл того события, которое произошло в истории всего человечества. С этого события началась новая эра во всей земной цивилизации. Раскрыть этот смысл, подготовить человека к этому переживанию и порадоваться пасхальной радостью за другого человека – это главная задача. Причем эта задача – одна из самых трудных. Гораздо проще сострадать другому человеку, сопереживать и прожить с ним те трудности, которые выпали на его долю. Самое трудное, как об этом говорит современная психология, – радоваться радости другого человека.

Радоваться, что и туда, в царство тьмы и сень смертную, пришел Божественный свет, – главный смысл Радоницы, ради чего мы и ходим на кладбище. Рассказать, научить, показать, что нужно делать, как помолиться, как стать сопричастными этой радости, как помочь эту радость пережить нашим умершим – это то, что мы утратили в наших национальных традициях. Свято место пусто не бывает. Эти радостные, светлые праздничные дни замещаются всевозможными искажениями, деформациями в нашей жизни. Но от этого жизнь не становится лучше, и радости в жизни становится гораздо меньше.

– Это вопрос какого-то невежества человека? Или, может быть, это вопрос малой проповеди? Вроде бы православный человек, но корочка хлеба со стопкой должна быть. Черная кошка дорогу перебежала – плохая примета. Как это сочетается? Вроде православный человек, в храм ходит, но гороскоп обязательно прочитает...

– Это очень важный вопрос. Православие никогда не было таким доступным, каким оно является в настоящее время. Почитаем историю первых веков христианства: чтобы быть христианином, нужен был мученический подвиг, обязательно было исповедничество. Когда человек становился христианином, он понимал, что становится на грань между жизнью и смертью. Нам легко, сидя в студии, говорить об этой грани. Для людей, которые сейчас находятся на западных рубежах нашего Отечества, это не праздные слова. Когда человек действительно проживает это, понимая, что следующего мгновения может просто не быть, у него меняется отношение к жизни.

Мы были в госпитале, где находятся наши военнослужащие, которые побывали на западных рубежах нашего Отечества. Они говорят, что там неверующих нет. Один воин, хороший человек, православный христианин, который пошел туда добровольцем, рассказал такую вещь, от которой у меня в груди защемило, стало жалко этого юношу. Он говорил: «Знаете, я не знаю молитв, как помолиться перед боем, но у нас во взводе был мусульманин, который знает молитвы. Мы садились в кружок, он читал молитвы. Я мало что понимал, но видел, с каким благоговением он обращается к Богу».

Я понимаю, что этому молодому человеку не больше тридцати лет. То есть он уже вырос в постсоветское время, является крещеным человеком, но его никто этому не научил. А кто этому должен научить, кроме нас с вами, верующих людей? Ведь вера передается из уст в уста, от сердца к сердцу. Это мы можем примером своей жизни зажечь других людей.

И одна из главных проблем, которая стоит перед современной Церковью на данный момент: мы должны возродить институт оглашения. Ведь прежде чем стать христианином, человек проходит длительный путь изучения веры. Как об этом говорит святитель Кирилл Иерусалимский, в те самые времена ранней Церкви, на которые мы взираем с определенной теплотой (тогда становилась Церковь и приобретала те масштабы, которые имеет сейчас), просто так человека не крестили. Он минимум пять дней готовился ко крещению, а максимум – три года готовился для того, чтобы быть христианином. Это очень важно для того, чтобы человек действительно стал христианином, а не просто узнал о том, что существует такая вера. Важно, чтобы он эту веру прожил и научился жить в соответствии с ней.

И о многих традициях, которые у нас деформированы, мы, христиане, должны рассказать. Это же нам сказано: идите и научите. Не кто-то другой за нас должен эту функцию осуществить. Часто думают, что это должен делать священник или епископ. Нет, это сказано каждому человеку, который принимает в свое сердце Христа.

Мы говорили о возможностях, которые есть в настоящее время. То духовенство, которое есть в Церкви, реально не в состоянии это сделать. То есть это могут сделать только те люди, которые действительно обрели Христа в своем сердце, и они могут не поговорить о вере, а показать ее примером своей собственной жизни.

– Что еще важно и нужно нам помнить в эти святые пасхальные дни?

– Радоваться. Самое главное, если мы действительно научимся радоваться, обретем духовную радость, с ней будем просыпаться и ложиться спать. В современной церковной жизни есть такая быль. Папа укладывает двух маленьких мальчиков спать (одному пять лет, а другому семь) на двухъярусной кровати (младший на нижнем ярусе, а старший на верхнем). Мальчик помладше положил на подушке руки за голову и говорит: «Эх, скорей бы мне умереть!» Папа напрягся: «Это почему же?» А ребенок говорит: «Так я же в рай попаду». Вот та вера, которой нам не хватает.

А мальчик постарше говорит: «Ну… чтобы в рай попасть, это еще заслужить надо». А пятилетний, положив ногу на ногу, говорит: «Нет, я точно попаду». Папа спрашивает: «Откуда же у тебя такая уверенность?» И ребенок отвечает: «Так меня же Бог любит». Надо вернуть себе такую веру, понять и ощутить эту любовь Божию. Ведь Божественная любовь в той Жертве, которую Господь ради искупления рода человеческого совершил. Ощутить ее и не потерять – это, наверное, самое главное, чего нам не хватает.

– На иконе Воскресения Христова мы видим, что Господь выводит из ада за руки Адама и Еву. Я недавно узнал о том, что некоторые этого вообще не понимают и не верят в то, что Адам и Ева были спасены Христом и стали обитателями рая. Давайте расскажем нашим зрителям, которые этого тоже не понимают, почему Господь простил их и спас.

– Потому, что Он всех любит. В Великую Субботу Господь действительно сошел во ад и вывел оттуда всех тех праведников, которые ждали Христа. Адам и Ева имели личный живой опыт общения с Богом, им было обетование о Мессии. Конечно же, они Его ждали, в Него верили. И Господь не мог не вывести этих людей оттуда.

Рационально это объяснить невозможно. В это сложно поверить, но именно в этом и заключается особенность нашей с вами веры. Ведь она заключается в том, чтобы не только верить в то, что Бог есть, совершил эту победу. Главное (чего нам тоже не хватает в настоящее время) – это себя Ему вверить. Это абсолютное доверие Богу, которое Он нам явил примером Своей собственной жизни. Ведь это Он говорил: Я пришел не Свою волю вершить, но волю пославшего Меня Отца; Я и Отец – одно. Он пришел исполнить любящую волю Бога Отца, Который знал, знает и любит Адама и Еву ничуть не меньше, чем нас с вами. Христос не мог не спасти Адама и Еву, не вывести их из адских глубин, в которые они сами себя ввергли, потому что Он их любит. 

– Наверное, яркий пример этого – благоразумный разбойник, который вверил себя Христу?

– Да. Это тоже многим непонятно. Этот человек жизнь прожил неправедно, не просто совершал какие-то грехи, о которых часто многие люди говорят на исповеди. Священное Писание говорит нам о том, что он был разбойником, жил разбоем, его руки в человеческой крови, он многих лишил жизни, жил не по средствам. И он первым входит в рай. Почему так происходит? А именно по той вере, которую он исповедал. То доверие, которое он оказал Богу в последние мгновения, для нас является надеждой неугасаемой, которая всегда помогает любому человеку.

Благоразумный разбойник, живя неправедно, тем не менее благодаря глубокому чувству покаяния сумел попасть в рай. Он сказал-то всего лишь следующее: помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое. Вера, которую он исповедовал, стала тем мостиком, который соединил его с Богом, и позволила ему войти в райские обители и пребывать со Христом в радости и любви.

– Давайте еще немного скажем о том, как формируется жизнь евхаристической общины. Я знаю, что на эту тему даже конференция проводится в Горном университете и есть такая секция на конференции семинарии: «Церковь. Богословие. История».

– Когда пытаешься углубиться и понять, в чем же проблемы периода времени, в котором мы с вами живем, то понимаешь, что это царство вверено нам, православным христианам. Это нам сказано: вы свет миру, вы соль этой земли. То есть соль – это то, что спасает от разложения, тления. И мы, христиане, призваны в этом мире свидетельствовать о тех благах, о той милости, что Господь для нас с вами совершил.

Как это сделать? Для этого в первую очередь мы должны об этом знать, в это верить и этим жить. А другое не менее важное обстоятельство – мы должны еще уметь это передать другим людям. У каждого христианина возникают определенные обязанности по отношению к вере. То есть мы должны ее знать так, чтобы в соответствии с ней жить. Мы должны нашу веру знать так, чтобы уметь ее передать другим людям и уметь ее защитить.

Как это осуществить? Эти обязанности мы можем реализовать в том евхаристическом сообществе, которое собирается Христом, во Христе и ради Христа. Эти глубокие смыслы, которые мы вкладываем в нашу евхаристическую жизнь, мы, к сожалению, утратив традицию оглашения, потеряли в настоящее время. У нас на кафедре в университете это одно из главных направлений наших научных исследований, которые мы проводим. У нас действительно есть не только конференция, еще есть обучающие семинары, практические обучающие проекты, которые рассказывают о том, что из себя представляет Церковь.

Один из современных богословов прошлого столетия протопресвитер Николай Афанасьев в богословскую науку ввел такой термин, как «евхаристическое собрание». «Евхаристия» – от греческого «евхаристо» («благодарение»). Собрание благодарения – это, наверное, тот смысл, который вкладывается в евхаристическое собрание, как об этом говорит Николай Афанасьев.

У нас же, к сожалению (могу сказать из своего священнического опыта), большинство людей, которые в настоящее время приходят в церковь, имеют бедовую веру. Потому что их приводит в церковь не желание вечных благ, не стремление обрести радость и с ней не расставаться, не личная встреча со Христом, не возрастание в любви. Удалившись от всего этого, они сталкиваются с такими жизненными проблемами, что просто-напросто не знают, куда идти и где найти утешение в своих бедах. Они приходят в церковь как в последнюю инстанцию. Да и в церкви не всегда находят то, что ищут в настоящее время.

Церковь как оплот истины должна действительно ею стать. И здесь важно повышение уровня образованности, в первую очередь, тех людей, которые в настоящее время находятся в Церкви. Их не так много. Если посмотреть с научной точки зрения и через призму исследований, которые проводят различные организации, мы увидим, что количество россиян, которые идентифицируют себя с православием, у нас снижается.

Часто говорят о том, сколько нас, христиан, и называют цифру в восемьдесят процентов. Действительно, в 2016 году Российская академия наук в результате своего исследования называет цифру семьдесят девять процентов россиян, которые идентифицируют себя с православием. За прошедший период времени цифра изменилась. И в настоящее время их уже шестьдесят восемь процентов. А в годы пандемии было шестьдесят шесть процентов людей, которые пока еще идентифицируют себя с православием.

Но церковных людей, которые соблюдают обряды, держат Великий пост, в Пасху спешат в храм, считают своей обязанностью причаститься, соединиться с этим источником радости, – не более одного процента. От шестидесяти до одного процента – это тот ресурс, который мы должны заквасить нашими христианскими ценностями (есть замечательный евангельский образ о закваске), той верой, которую Христос нам с вами принес. И кто, как не евхаристическое собрание, община верных, призван в своей жизни это все осуществить и заквасить любовью и радостью современное общество?

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать