Беседы с батюшкой. Протоиерей Игорь Бачинин. 14 февраля 2024

14 февраля 2024 г.

В гостях – руководитель отдела Екатеринбургской епархии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей, заведующий кафедрой теологии и настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете протоиерей Игорь Бачинин.

– Завершился 2023 год. Предлагаю сегодня подвести итоги прошедшего года и наметить планы на год, который наступил. Вы в нашей епархии занимаетесь профилактикой зависимостей и утверждением трезвости. Расскажите немного о том, что было сделано в этой области в уходящем году.

– В этом отношении мы как продолжали свою работу по оказанию помощи людям, так ее и оказываем. Единственное, что нужно добавить: внешняя среда изменилась. Душевое потребление алкоголя и все вытекающие отсюда показатели идут вверх, а это говорит о том, что работы у нас скоро будет больше. И это, конечно, не совсем радостное известие, что увеличивается продажа алкоголя, увеличивается количество пьющих людей и тех, которые попадают на наркологический учет. Все это взаимосвязанные между собой вещи.

С другой стороны, когда такие негативные обстоятельства усиливаются, усиливается и потребность в трезвости. Мы видим, что количество людей, которые хотели бы изменить свою жизнь, научиться жить трезво, обрести свободу в своей жизни, увеличивается.

Вчера я разговаривал с человеком, который не пьет уже больше двух лет. К необходимости отказаться от алкоголя он пришел самостоятельно, но он понимает, что просто отказаться от алкоголя, когда в мире это умножается, недостаточно. Мы с ним говорили о том, что для того, чтобы изменить жизнь и обрести свободу, нужно научиться жить трезво. Что для этого нужно сделать, как этого можно достичь? Для этого мы в храме проводим занятия, очередной цикл занятий начинается 19 февраля, в 18.30. Людям, которые хотели бы принять в этом участие, мы рады оказать посильную помощь.

Помимо этого у нас есть ряд проектов, которые мы реализуем в рамках общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». Одним из них является проект «Здоровое село – территория трезвости». В рамках этого проекта мы совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области проводим научные исследования, уже второй год выстраиваем систему мониторинга. Если в прошлом году среди участников проекта (а там достаточно большая выборка – около 4,5 тысячи человек) 39% сказали, что хотели бы, чтобы у них в селе вообще не продавали алкоголь, то в этом году уже 45% об этом заявляют. Что меня особенно порадовало, в одном из сел Горнозаводского управленческого округа – это село Половинное (население около тысячи человек) – перестали продавать алкоголь.

На этой неделе совместно с Министерством здравоохранения мы организуем круглый стол о территориях трезвости. Если мы законодательно обеспечиваем право некурящих дышать чистым воздухом, то почему мы не можем законодательно обеспечить права людей, которые хотят жить трезво? Для этого людей, которые не хотят этого или пока еще не пришли к этому, надо законодательно как-то ограничить, как это сделано, скажем, в отношении курения: выделить общественные места, где они могли бы этим заниматься, учитывая, что у них есть такое пристрастие. Уже есть опыт создания территорий трезвости, и мы видим, что он приносит положительные и широкие социальные, личностные и общественные изменения в жизни региона.

– Батюшка, поделитесь планами на 2024 год.

– Как я уже сказал, мы рассчитываем, что результатом круглого стола, который состоится на этой неделе, будет выработка регионального законодательства. Недавно у нас проходило совещание, и мы видим, что ситуация у нас начинает меняться. В каком плане? В 2022 году вышел указ о традиционных духовно-нравственных ценностях, и у нас в начале этого года появился план мероприятий по реализации государственной политики по сохранению и утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей. В этом отношении мы, конечно же, возлагаем очень большие надежды на то, что трезвость как базовая национальная ценность займет надлежащее место в перечне тех традиционных ценностей, о которых ведется разговор, и надеемся, что будут более массовые мероприятия.

У нас есть социально-педагогический проект «Будь здоров», сейчас он находится, говоря светским языком, в формате ребрендинга. То есть мы стараемся его переструктурировать исходя из велений времени, которые происходят в стране, и со следующего года он будет называться «Ориентиры жизни». Потому что одно дело – помочь человеку избавиться от зависимости, научить его жить трезво. И это разговор, наверное, о методологии. Но мы осознаем, что любая ценность не существует сама по себе, она существует в системе ценностей. И эту систему ценностей нужно воспитывать.

Грубо говоря, трезвость не существует абстрактно, так, что ее можно передать другому человеку. Трезвость существует в семье, в отношениях между людьми. Она может и должна существовать, как сейчас модно говорить, в корпоративной культуре. Она должна существовать в правовом пространстве. Ради этого у нас создана программа «Школа воспитания культуры трезвости»; будет проходить уже вторая сессия, мы проводим ее совместно с Институтом развития образования Свердловской области. Мы привлекаем к этому помощников директоров по воспитательной работе, педагогов, которые участвуют в социально-педагогическом проекте «Будь здоров» («Ориентиры жизни»), и надеемся, что это и дальше будет развиваться.

При этом мы понимаем, что воспитательный результат от этой деятельности опосредован во времени. Если мы сегодня проводим мероприятие, то результат будет не завтра и не послезавтра, а в лучшем случае через 5–10 лет. Но если мы сегодня не начнем этой работы, то и через 15 лет никаких изменений не будет. И в этом отношении у нас есть новые планы, новые идеи, новые проекты, новые инициативы, и мы с надеждой смотрим в будущее.

– Совсем недавно мы беседовали с отцом Евгением Попиченко, тоже подводили итоги года и строили планы на будущее. Он мне рассказал о доброй традиции в его жизни: в начале года он расписывает для себя сто целей. Когда год завершается, он считает, сколько из них получилось реализовать, сколько нет. У Вас нет такого?

– Целеполагание – один из важных аспектов жизнедеятельности человека. Есть даже исследования, что люди, которые планируют и записывают свои цели, намного успешнее. У меня есть очень давняя цель, к которой я уверенно приближаюсь, – защитить докторскую. Я поставил задачу, что должен это завершить. Сейчас я озвучил это публично, значит, уже деваться некуда. Основная канва работы находится в стадии завершения. По требованиям ВАК для защиты докторской диссертации нужны пятнадцать публикаций, у меня уже есть тринадцать, и это тоже определенный задел. Вот это, наверное, главная цель. Планировать что-то еще я пока не решаюсь в своей жизни, потому что этот груз меня долго тяготит. Надеюсь, я выхожу на завершающую стадию. По завершении этого я буду дерзать планировать что-то еще.

– Кроме вопросов трезвости в Вашей работе и служении есть еще кафедра теологии. Расскажите о деятельности Теологического совета в нашей епархии. Какие главные результаты Совета можно назвать за 2023 год?

– Думаю, самый главный результат – Теологический совет существует. Мы видим, что ежегодно к его деятельности присоединяются новые участники. Главное достижение этой деятельности (на последнем заседании владыка высказал эту мысль, и после заседания она реализована) – в епархии создан новый Отдел по взаимодействию с высшими учебными заведениями. Надеюсь, эта деятельность перейдет в некое системное русло.

Недавно, после одного мероприятия, я размышлял вот о чем. Мы наметили планы поучаствовать в каких-то проектах, наметили очередные мероприятия. После этого владыка задал вопрос одному из участников семинара, есть ли какое-то вдохновение от всего этого. И тот ответил, что все это хорошо, но мы уже столько лет трудимся в этом направлении, что хотелось бы видеть какие-то результаты. Но мы понимаем, что проблемы очень масштабны, не сразу решаются.

Так вот, у меня появилась мысль, которую я хотел бы озвучить. Мы пытаемся выстраивать свою деятельность на основе мероприятий; наверное, это хорошо и правильно. Мы даже иногда выстраиваем какую-то стратегию деятельности и под нее уже планируем какие-то мероприятия, что, наверное, хорошо. Но я понял, что у нас, к сожалению, не разработана своя методология. Поэтому, взаимодействуя с какой-то системой, у которой есть методология, мы неизбежно оказываемся в проигрыше. Нас часто встраивают в мероприятия других методологий, мы в них участвуем с надеждой на то, что от этого что-то должно поменяться, а на самом деле мы просто присутствуем там как участники, а системных и тем более методологических изменений не происходит.

Я думаю, назрело время, чтобы мы осознали необходимость методологических изменений. Полагаю, что у нас достаточно в этом отношении уже сделано, но именно обобщение этих усилий и направление  их в выверенное методологическое русло – это, наверное, одна из задач теологии, которая перед нами стоит. Будем верить, что это осуществится, в том числе в деятельности нашей кафедры и того Теологического совета, о котором мы ведем разговор.

– Как Вы считаете, почему решение о присутствии Церкви в вузах назрело только сейчас? Почему не раньше?

– Вообще еще в 2018 году Святейший Патриарх говорил о том, что в каждом высшем учебном заведении должен быть окормляющий священник. Почему сейчас? Потому, что Церковь развивается. Одно дело – целеполагание. Но дальше это должно быть услышано и воплощено. Конечно, хотелось бы, чтобы это было как-то побыстрее, но, знаете, у Бога все происходит во благо времени. Значит, сейчас это время пришло.

Если бы это раньше было реализовано, то мы должны были бы прилагать определенные усилия и объяснять необходимость этого взаимодействия. А сейчас мы это видим. На прошедшей конференции один из проректоров обратился к сидящим в зале и сказал: «Приходите, мы ждем вас». Это именно потому, что ситуация вызрела. Разные обстоятельства этому способствовали, но именно сейчас нас там ждут, и это своевременное решение. Я надеюсь, что у руководителя, который назначен, есть достаточные ресурсы и понимание, чтобы эту задачу осуществить. Надеюсь, в ближайшее время мы увидим серьезные системные изменения в этой области.

– Как Вы полагаете, светское образование в Екатеринбурге сегодня признает важность теологии как науки или еще не совсем?

– Знаете, я со светскими вузами взаимодействую уже почти двадцать лет. Первые десять лет, пока я не стал заведующим кафедрой теологии в Уральском государственном горном университете, в Уральском государственном педагогическом университете мы организовывали образовательную программу «Педагогика духовно-нравственного воспитания». И я видел, что это воспринимается, но активного отклика нет.

Сейчас я вижу, что ситуация меняется. Мы уже осознали ущербность Болонской системы, в которую мы вступили. Сейчас в рамках высшей школы проходит пилотный проект, в котором участвуют шесть федеральных университетов. Этот проект будет длиться до 2026 года, и тогда, вероятно, уже будут приняты какие-то более видимые системные решения, которые мы все ощутим на себе. Но я вижу, что система высшего образования готова к тому, чтобы принять теологию.

Собственно, такая традиция существовала. Теология как одно из направлений университетского образования всегда существовала и существует во многих высших учебных заведениях; по крайней мере, зарубежных. Другое дело, какова эта теология, что она собой представляет, каково ее содержание, какова методология; и это уже более предметный вопрос. Но ситуация созрела, и я думаю, от нашей активности и инициативы зависит, как это взаимодействие и преобразование будут осуществляться.

– Первый семестр учебного года уже завершился. Кафедра теологии при Горном университете в этом семестре реализовывала новый предмет – «Основы российской государственности». Семестр подошел к концу, и, наверное, можно подвести какие-то промежуточные итоги. Что можете сказать на этот счет?

– Это действительно новый предмет, и он новый не только для студентов. Он преподается на первом курсе. Есть группы, которые в первом семестре этот предмет не прошли, и у них во втором семестре будет преподаваться дисциплина «Основы российской государственности». Скажу свое личное впечатление об этом. Для того чтобы реализовать и отработать курс, должно пройти какое-то время. Слава Богу, что начало этому положено. Мы видим, что Министерство науки и высшего образования активно в это включается, курирует, направляет этот проект. Организуются курсы повышения квалификации. Я для себя запланировал, что в весеннем наборе обязательно должен пройти этот курс. Издаются учебники, они, вероятнее всего, будут и дальше издаваться и переиздаваться (что вполне нормальный, естественный процесс).

На каком фундаменте преподаватель будет строить преподавание этого курса, во многом зависит от его внутренних убеждений. Понимая, насколько это важно, мы в университете организовали сообщество из профессорско-преподавательского состава, чтобы можно было общаться на эту тему, обсуждать вопросы. У нас в университете состоялась встреча ректора Русской христианской гуманитарной академии Богатырева Дмитрия Кирилловича с нашими профессорами. Ректор нашего университета Алексей Владимирович тоже в этом участвовал. И мы договорились о том, что будем заключать соглашение о сотрудничестве.

Ведь основы российской государственности можно рассматривать с разных аспектов. В моем представлении государственность – это в первую очередь ценности, которые формируют эту государственность. Сейчас есть такое модное понятие (вполне заслуживающее свое место в мировоззрении людей), как общероссийская гражданская идентичность. Идентичность – это то, что близко каждому человеку; это внутреннее чувство, с чем человек себя ассоциирует. Я прекрасно понимаю, что только  преподавание предмета не сделает это чувство достаточным. Рассказать, принять зачет, написать выпускную работу или эссе на эту тему – все эти инструменты образовательной деятельности, безусловно, в этом процессе необходимы, но результат проявится не сегодня и не завтра.

Очень важно, что эта работа начата. Ее важно проводить не только в высшей школе, но и начиная со средней школы. Сейчас в школах звучит гимн, поднимается флаг, проходят линейки. Все эти забытые формы, существовавшие в моем детстве, возвращаются. Потому что это имело свой результат.

В рамках Рождественских образовательных чтений министр просвещения Кравцов Сергей Сергеевич докладывал Святейшему Патриарху о тех изменениях, которые произошли. Когда он сказал, что в школу возвращается труд, весь зал встал и зааплодировал. Я думаю, трудовая деятельность – очень важный аспект, потому что в этой деятельности формируется мировоззрение, вырабатываются определенные навыки. То, что сейчас это происходит, – очень важно.

Мы со студентами в рамках нашего предмета говорили и о памятных датах России, и о Сергии Радонежском как игумене земли Русской, который благословил Дмитрия Донского на битву. Говоря светским языком, этот князь в свое время сумел создать военно-политический союз для того, чтобы объединить разрозненные княжеские дружины против внешнего врага, который был на тот период времени. И это единение принесло должные результаты. Мы говорили в том числе и о Дне народного единства, что он из себя представляет, какую имеет историю, в каких обстоятельствах это единение произошло, и о многом другом.

И я вижу, что студенты слушают, у профессорско-преподавательского состава проявляется интерес. На той встрече, о которой я говорил, были заведующий кафедрой истории и философии, декан нашего факультета, руководитель магистратуры из университета. И все эти люди по велению сердца пришли и принимали в этом участие. На основании этого я могу сказать, что вообще ситуация меняется. Есть курс «Основы российской государственности», а со следующего учебного года будет введен еще один курс – «История религий России», тоже очень важный и значимый.

– А какие планы у кафедры теологии в 2024 году? Набор останется прежним (бакалавриат, магистратура) или что-то будет меняться?

– Мы надеемся, что положение меняется. К нынешней ситуации подходит евангельская фраза: жатвы много, а делателей мало (Лк. 10, 2). И потребность в делателях, то есть в тех людях, которые будут готовы нести эти ценности в мир, в общество, реализовывать в своей профессиональной деятельности, я надеюсь, будет расти.

Мы уже говорили, что у нас существуют курсы повышения квалификации по программе переподготовки для учителей ОРКСЭ. Буквально с сегодняшнего дня наша кафедра начала еще один курс повышения квалификации для сотрудников ГУФСИН. И для тех, кто непосредственно работает в этой системе и сталкивается с проявлениями зла или насилия, тоже очень важно получить инструментарий и понять, где истоки этого, как это все изменить. В этом отношении мы заключили с ГУФСИН соглашение. Это только первая группа. Мы надеемся на то, что все эти сотрудники пройдут повышение квалификации.

Одним из направлений научных исследований кафедры является евхаристическая жизнь общины, ее организация и развитие. Тот круглый стол, который у нас состоялся в рамках научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» и назывался «Жизнь евхаристической общины: история и современность», порадовал и вдохновил количеством участников. Действительно, возрождение приходской жизни очень важно и актуально.

Буквально вчера у нас был собор Екатеринбургских святых. И по уже сложившейся доброй традиции на этот собор из приходов митрополии приезжают люди на праздничную службу. Вчера была группа паломников из Талицы (около двадцати человек), и они попросили, чтобы мы встретились и поговорили. Я вижу, что разговор о приходской жизни, о Евхаристии и о том, как сделать так, чтобы человек в ней участвовал (потому что большинство людей в ней не участвуют, а просто присутствуют во время литургии), вызывает живой отклик и интерес.

Безусловно, мы будем на кафедре дальше развивать эту тему. Но просто теоретических исследований здесь недостаточно. А важно, чтобы те, кто хотел бы развивать эту тему, приходили и учились, получали необходимые знания, умения, навыки, сами принимали участие в исследовательской деятельности. Мы всегда рады тем, кто хотел бы получить необходимые знания, обучаясь у нас на кафедре теологии Уральского государственного горного университета. У нас есть аккредитованные программы бакалавриата и магистратуры, поэтому мы ждем тех участников, которые готовы потрудиться, – тех самых делателей на ниве Христовой.

– Ушедший год каким был лично для Вас? Может быть, было что-то очень запомнившееся?

– Наверное, для меня самым ярким событием было то, когда в августе мы принимали участие в деятельности слета, который проходил в Бишкекской епархии. И в рамках этого слета нам организовали подъем в горы Тянь-Шань. Там очень красивая природа. Мы поднялись на пик Святой Екатерины, который в 2023 году был так переименован (его высота – 4 250 метров). Организаторы нас так настроили, что мы туда поднимались.

Если говорить лично обо мне, я второй раз поднимаюсь в горы (первый раз поднимался на Афон). Когда мы поднимались на Афон, для меня было понятно, что там есть храм Преображения, мы были нацелены на то, чтобы послужить там Божественную литургию, и все это у нас произошло. А когда мы здесь поднимались в горы, то меня беспокоил вопрос: а зачем люди идут в горы? Тем более что наш поход в горы начался с того, что мы зашли на кладбище альпинистов и отслужили панихиду о тех, кто завершил свое восхождение таким образом. И у меня всегда был внутренний вопрос: ради чего эти люди поднимались сюда? Разве нельзя молиться где-нибудь дома, в келье, в пустыньке? Почему люди идут в горы?

Когда мы были на Афоне, при подъеме столкнулись с такой ситуацией. С горы спускается группа людей. Если мы говорим «здравствуйте» или «привет», то у греков есть слово «эвлогита», которым они приветствуют друг друга. И мы, желая продемонстрировать свое знание греческого языка, говорим приближающейся группе: «Эвлогита». А они отвечают: «Да мы тоже русские». Потом уже, разговаривая с греками, которые нас сопровождали, мы услышали от них: «Удивительные русские люди! Греки после храма Преображения на гору больше не поднимаются, а русские, когда приезжают, все время куда-то вверх стремятся. Почему и зачем?»

Действительно, познаешь самого себя, когда находишься в условиях преодоления трудностей. Но при этом есть очень запоминающиеся вещи. Когда мы были в Бишкеке, там температура воздуха 38 градусов, а когда поднялись в горы, там 5-10 градусов тепла. Я лично никогда не встречал раньше такого явления. Ведь теплый воздух поднимается вверх, и в горах видно, что облака как будто приближаются прямо к тебе в легком дуновении ветра. Когда это облако с теплым воздухом к тебе приближается и тебя охватывает эта теплота, ты можешь представить, что испытывал Моисей. И Господь преобразился перед Своими учениками на горе Фавор (они тоже туда поднимались). Для меня в этот год восхождение на пик Святой Екатерины было самым ярким событием.

– «Горе имеем сердца»?

– Да, и теперь, когда я произношу этот возглас, он для меня имеет практическое представление, что это означает.

– Я также обратил внимание на то, что в 2023 году Вы стали активным пользователем социальных сетей: у Вас есть страничка в «ВКонтакте», Telegram-канал. Как Вы оцениваете миссионерское значение своего присутствия в Интернете?

– Я скажу, что долго этому сопротивлялся. Потому что это требует определенных сил, времени, погружения в эту среду. Но в прошлом году мне мои помощники показали встречу с блогерами Патриарха Кирилла, и там он говорил, насколько важно наше присутствие в интернет-пространстве, социальных сетях. Мы говорим о каких-то правильных вещах. Но одно дело, когда я сказал проповедь в храме и там ее послушало сто человек. А когда эту проповедь выложили на страничке в «ВКонтакте», я увидел, что ее посмотрели около полутора тысяч человек. Они делают репосты, ставят там свои лайки. Это тоже приносит определенную пользу.

И тогда я смирился и согласился это делать. Тем более я понимаю, что это деятельность команды. И я благодарен тем помощникам, которые эту деятельность осуществляют. Благодаря их трудам эта работа продвигается. Я вижу, что аудитория расширяется и в «ВКонтакте», и в Telegram. Значит, та информация, которую я, как член Церкви, пытаюсь там изложить, видимо, полезна для людей. Тем более что большинство молодых людей присутствует там. И именно там мы должны доносить до них слово Божие, говорить о пути спасения и воспитывать духовно-нравственные ценности.

Я надеюсь, что эта деятельность будет и дальше расширяться; по крайней мере, насколько хватит моих сил и возможностей. Это тоже было еще одним важным событием ушедшего года.

– Как Вы полагаете, чего нам ожидать от 2024 года? Обычно говорят так: уходящий год был не очень хороший, а следующий точно будет лучше. Стоит ли православному верующему человеку так себя мотивировать или у христианина должен быть иной подход?

– Я как-то прочитал у святых отцов такую мысль, что в каждом человеке есть память о потерянном рае. И эта память часто выражается в неудовлетворенности этой жизнью. Несмотря на то, что много есть хороших вещей, достижений, тем не менее человек стремится к лучшему.

Я уже сказал об этом, оценивая греческое восприятие нашей русскости, когда нам хочется чего-то большего. Я полагаю, что у нас действительно есть очень много надежд и в плане улучшения нашей социальной жизни. Это и те чаяния, которые мы с Вами сегодня обсуждали в плане оказания помощи людям и нашего присутствия через ценности и смыслы, образовательные программы в системе высшего образования. Мы очень надеемся, что ситуация будет меняться.

Я могу привести еще один пример. Буквально на прошлой неделе мы разговаривали с заместителем главы по социальным вопросам одного из муниципальных образований нашей области. Она рассказала о том, какими приходят ребята с СВО. Один из них до СВО был каким-то разгильдяем, в школе его постоянно за дисциплину наказывали, а тут вернулся совершенно другим человеком. И говорит такие правильные вещи, которые лично от него она не ожидала услышать.

Мы действительно находимся в условиях, когда мир меняется. Об этом сказал наш президент в своем недавнем интервью. И необходимо встроиться в эту парадигму изменений мира. Причем мы верим в лучшее, это наша ментальность. Когда мы верим в лучшее, оно действительно приближается. И мы чувствуем веяние этих изменений и надеемся, что они реально осуществятся в текущем году во всей полноте или частично. По крайней мере, я верю и надеюсь, что это произойдет.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать