Беседы с батюшкой. «Причастие. Причастность Богу». Игумен Филарет (Пряшников) 20 апреля 2023

20 апреля 2023 г.

– Христос воскресе, дорогие наши друзья! Сегодня у нас в гостях игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского мужского Никольского монастыря. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, пусть Господь благословляет всех нас.

– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Причастие. Причастность Богу». Когда мы вообще говорим о причастии на Светлой седмице, здесь все по-особому. Если еще вспомнить буквально пару недель назад Светлый Четверг и установление Господом нашим таинства Причастия, то тогда мы говорили об одном, сейчас эта тема звучит по-другому, но суть причастия остается одна – причастность наша Богу…

Вы – человек, который прошел огромный жизненный путь, практически весь Ваш путь был в Церкви. Поэтому я очень Вас прошу рассказать о непреходящей ценности, значимости и необходимости причастия не только на Светлой седмице, но и вообще по всей нашей жизни.

– На самом деле вопрос, о котором мы сегодня говорим, очень актуален, и, наверное, раскрыть, почему снова и снова мы возвращаемся к этой теме, раскрыть его полностью за беседу в 40–50 минут невозможно. Как мы всегда говорим, это целый мир, потому что Христос является центром жизни человека. С чего мы начинаем говорить? Господь является центром жизни верующего человека. В нашей вере все христоцентрично. Мы помним слова апостола Павла: если не воскрес Христос, то тщетна моя вера, тщетно мое упование. Эти слова отражают всю жизнь человека. Да, мы всегда должны идти к Богу, принимая крещение, преодолевая жизненные сложности, совершая борьбу со своими страстями. Человек приходит к Богу, потому что это смысл всех наших деяний, спасение нашей бессмертной души.

Господь совершает это великое таинство – спасение человеческой души,  но Бог не спасает человека без самого человека. Поэтому первое, конечно, – наше желание идти ко Христу. Но чтобы утвердить нас в этом желании, Господь отдает нам Себя, ведь это одно из таинств, которое было установлено Самим Господом. Вы сегодня вспомнили Четверг на Страстной неделе, который мы переживаем, – установление таинства Евхаристии, установление таинства Причастия; насколько это важно, обязательно объясняем людям, что без регулярного причащения Тела и Крови Христа нормальной духовной жизни не будет. Мы говорим о том, что Господь не просто нам дает какие-то знания, какое-то вдохновение, отпускает нам грехи и прочее, а становится частью нашей жизни, частью нашей природы, если можно так сказать. Потому что мы физически воспринимаем Тело и Кровь Христа. Это не просто (как говорят святые отцы) образ, а именно Тело истинное, истинная Кровь нашего Спасителя.

Еще очень важные слова мы слышим: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Тот, кто не будет этого делать, – продолжает мысль евангелист, описывая слова Христа и рассказывая нам о Тайной Вечере, – не будет иметь части со Мной. Поэтому, безусловно, с первых христианских времен, какие бы страшные жизненные исторические события Церковь Христова ни переживала, христиане всегда объединялись в единое Тело Христа возле Чаши Святого Причастия. Первоначально, конечно, это была вечеря любви, апостольская простота, потому уже со временем мы видим, как составляются чины Божественной литургии, и они все – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова – содержат в себе огромный смысл, который мы черпаем, когда приходим ко причастию и Господь входит в дом моей души. Господь не где-то там, а сейчас именно со мной. Этот образ великолепный, выше этого образа нет на земле: образ хлеба и вина – образ Тела и Крови Самого Господа. Безусловно, говоря об этом, все христиане понимают: не приобщаясь Тела и Крови Христа, мы что-то теряем, потому в святых таинствах не только физически человек соединяется с Богом, а это некое ослабление и греховной напряженности, внутренней напряженности человека, поэтому, безусловно, Причастие является центром нашей жизни. Без него немыслимо существование.

Если мы берем догматы, каноны, написано, что человек, который был на богослужении и не причащался, согрешает. Это, конечно, идеал, потому что к каждому причастию человек должен готовиться, и есть предостережение – если вы недостойно причащаетесь, вы причащаетесь во осуждение себе. То есть на причащение мы идем с определенным расположением – каемся перед Господом Богом, какое-то ограничение для себя вводим (посты, чтение дополнительных молитв и прочее).

– Мы идем к Самому Господу принимать Его Тело и Кровь, и если вспомним, то и апостолы в свое время испугались того, что Господь сказал: пейте Мою Кровь и ядите Мое Тело. Я, к сожалению, тоже встречаю иногда такой взгляд. Сие есть Кровь Моя. И здесь часто возникают такие лукавые помыслы, что на самом деле никакого Христа в этом нет, это просто священники нам говорят, а на самом деле я же вижу, что это вино, а это хлеб. И священники говорят, что если только человек думает именно так, то он причащаться не может. Объясните мне этот момент.

– Безусловно, мы часто испытываем людей, приходящих к Чаше. Когда человек стоит перед причастием, спрашиваем: «Скажите, а что сейчас в Чаше перед Вами?» Потому что зачастую подводят ребеночка и говорят: «Попей водички сладенькой, компотика». Это изначально церковное невежество, незнание. Мы должны твердо понимать, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела, истинной Крови Христа. Откуда это идет? Я уже сказал, что таинство Причастия установил Сам Господь. И ведь Он нам дал самые жизненно необходимые вещества – и хлеб, и вино, по своей консистенции похожие на Тело и на Кровь. Евхаристический канон – это призывание Святого Духа, и то, что происходит, –– это пресуществление, великое чудо. Ведь это по-настоящему чудо, когда на престоле Божием благодать Святого Духа преподносит нам истинное Тело, истинную Кровь Христа.

Безусловно, в этом плане надо людям это разъяснять. Да, нам до конца непонятно это, как так может произойти, на самом деле это не просто символ, а истинная пища, истинное питие, как сказано в Священном Писании, которые дают нам залог будущей жизни. Даже существует такое понятие: если человек хотя бы один раз не причастился, он очень многое потеряет в вечности.

– Он не приобретет вечность?

– Какую вечность он приобретет, я не знаю. Мы говорим, что Тело и Кровь Христа – это залог будущей жизни. «Вы во Мне пребываете, Я пребываю в вас», ­– говорит Господь, обращаясь к ученикам, апостолам, апостолы – к своим ученикам и так далее по цепочке до сего дня. Поэтому, безусловно, и детей нужно учить, и нам, взрослым, нужно понимать, что это не просто хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа.

– Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «У меня вопрос по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что бедствие для души – долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к таинству Причастия. А вопрос такой: не теряется ли благоговение от частого причащения?»

– Вопрос актуальный. Необходимо понимать, как сделать, чтобы подход к Чаше не перерос в «пойду причащусь со всеми заодно». У нас есть определенная градация, как причащаться в посты, между постами. Хотя бы раз в две недели, в великие праздники, именины, дни рождения… Если мы вот это будем соблюдать, это не приведет нас к тому, что мы Причастие будем воспринимать между прочим. Нужно готовиться к этому событию. На Светлой седмице есть свои условия, когда человек читает Пасхальные часы, потому что у нас такое радостное время, даже без поста. Суперправославные меня сейчас бы побили: «Как это без поста идти к Причастию?» На самом деле есть понятие «евхаристический пост», когда мы с 00.00 до причастия ничего не кушаем, не пьем – держим такой небольшой пост.

Что касается ограничений, Вы сейчас тоже понимаете, что Церковь установила для нас, верующих, определенные вещи: если мы постимся все посты, соблюдаем среду и пятницу, то ограничение «хотя бы три дня попоститесь», которое мы часто даем людям, что редко ходят в церковь, – будет полезным. А для нас, кто живет в этой традиции, постоянно на праздниках причащается, на Светлой седмице, на святках пост отменяется Церковью. Поэтому подготовка внутренняя тогда очень важна. Мы благодарим Господа воскресшего, мы радуемся, что Господь (еще раз хочу сказать) становится частью меня, а я – Его. И если  мы правильно подготавливаемся к таинству, то, безусловно, этой обыденности не должно быть.

– В этом случае, если я иду на Божественную литургию и не причащаюсь, я грешу?

– К сожалению, по канонам есть небольшая неразбериха, что обязательно всякий присутствующий должен причащаться. Как и священнослужитель, который совершает литургию, в обязательном порядке причащается. Есть там ограничения для диаконского чина, когда для Евхаристического канона они произносят какие-то молитвы, потом отстраняются, потому что они, допустим, причастились на ранней Божественной литургии. Но это канонические тонкости права, которые соблюдаются у нас в богослужениях. Я думаю, что причастие все равно важно в жизни человека даже в этом плане.

– Сейчас вспоминали отца Иоанна Кронштадтского, святого и праведного.

– Который служил литургию каждый день.

– И каждый день причащался, даже когда уже болел, не мог ходить и уже не служил.

– Когда читаешь его дневники, посмотрите, как он ругает себя за свое недостоинство,  раздражительность, за какие-то мысли. Его дневники уникальные, и мы там для себя много полезного найдем. Часто человек исповедуется (в моей жизни пару раз так было): «Я только исповедоваться». – «А почему?» – «Я уже полгода не причащаюсь». – «Почему?» – «Потому, что я недостоин». Как так? А кто это определил? Вы сами определяете, достоин или недостоин? Человек никогда не будет достоин Тела и Крови Христа, но Господь снисходит к нам, к нашей немощи. Господь сострадательно относится к нам, поэтому мы причащаемся не в осуждение, когда делаем это со смирением, послушанием. Еще с чем должны? С осознанием, что это очень нужно. Вот это важно. Человек говорит: «Я сам себя отстраняю от Чаши, я недостойный». – «Хорошо, но с каждым днем Вы все глубже отдаляетесь, погружаетесь в жизнь без духовного света».

– Господь же грешных пришел спасти.

– Мы всегда говорим: посмотрите, Господь ел с блудницами, прощал мытарей… Умирая на Кресте, кого Он простил и сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43)? Господь пришел спасти грешников. Но грешников каких? Кающихся грешников. Вот это надо понимать.

– Вчера я был на освящении куполов храма, который называется «Споручница грешных». Таких храмов во всем православном мире всего пять, сейчас появится шестой храм. Здесь вопрос такой: мы же в грехе своем можем пребывать постоянно, но если я причащаюсь Тела и Крови Христовых, то Сам Бог во мне. Как здесь не впасть в гордыню?

Вопрос телезрительницы Елизаветы из г. Гомель: «Во время Божественной литургии происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Можно ли это понять или это тайна для всех?»

– Когда вы присутствуете на Евхаристическом каноне, последняя молитва, которая поется хором («Тебе поем»), – самое протяжное песнопение. В этот момент священнослужители призывают Святого Духа, чтобы Он снисшел на предложенные Дары, как говорит священнослужитель. У Николая Кавасилы, кажется, есть такая интересная мысль: какую молитву Бог слышит в любом случае? Именно эту молитву – она называется «анафора» – молитву призывания Святого Духа. Какой бы ни был по своей жизни священнослужитель, стоящий у престола, кто бы ни находился в храме, но это молитва, о которой интересно пишет Иоанн Кронштадтский: что удивительного, если Сам Бог Слово, Творец всего видимого и невидимого претворяет, пресуществляет хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Свою Кровь?

Мы видим, что этот момент богослужения, с одной стороны, очень напряженный, с другой – в этот момент происходит чудо, когда предложенные Дары являют нам Тело и Кровь Христовы. Это совершается независимо от нас. Я сказал, что единственная молитва, которую Бог слышит и исполняет, – это молитва на освящение Святых Даров, которую произносят в алтаре священнослужители: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас… молящих Ти ся». Сам, сколько совершаешь Божественную литургию, всегда понимаешь, насколько это напряженный момент богослужения, с другой стороны – радостный: вот уже Тело и Кровь – это все, что надо для верующего человека.

– У Вас были когда-нибудь не скажу чудеса, но, во всяком случае, какие-то откровения во время анафоры?

– В христианской истории много вещей, связанных с этим, когда священнослужитель подходил, брал Тело и говорил: «Какое же это Тело? Это просто хлеб». Это Лачанское чудо. Вдруг произошло чудо, Господь показал это священнослужителю, и в руке у него оказалось живое мясо. Конечно, в моей жизни такого не было, потому что я никогда не сомневался в том, что происходит. Есть вещи, о которых не надо говорить, но то, что это самый таинственный момент в жизни священнослужителя, – это безусловно. Я сегодня вспоминаю 2014 или 2012 год, когда я служил на Сахалине, к нам приезжал Святейший Патриарх Кирилл, мы служили богослужение в Южно-Сахалинске, приглашали духовенство со всех приходов. Мы съезжались в областную столицу. Святейший совершал богослужение на площади, на которой сегодня красуется Рождественский собор – великолепный, пятикупольный, высоченный.

– Тогда это была только площадь.

– Да. Как только началось призывание Святого Духа, поднялся ветер, мы стоим и думаем: «Хоть бы палатку не унесло, где стоит Святейший с духовенством. Все стоящие рядом заметили: как только Патриарх опустился на колени, произнес специальные молитвы – все затихло! Солнце не воссияло, но водворилась тишина. Святейший владыка стоял, наверное, минуты три или четыре, на коленях перед Дарами. Чудо это или нет, но мы все расценили, что это очень интересное явление, потому что был сильный ветер – и вдруг ничего нет. Интересные моменты бывают.

– Для верующего человека бывает чудом то, что для неверующего не может быть таким никоим образом. У меня возникает один серьезный вопрос, касающийся тех людей, которые думают, что причастие – это обряд. Я слышал от одной корреспондентки: «Когда окончится этот обряд?» Наверное, существует такое мнение, что все, что происходит в Церкви, – это некие религиозные действия, обряды и прочее. Что должно произойти с человеком, чтобы он понял необходимость не только прихода в Церковь, но и причастия? Что должно произойти?

– Ответ будет очевиден. Многие святые отцы сравнивали: на солнце видно даже каждую ниточку на одежде. Солнце настолько пронизывает все, что освящает малейший изъян! Как только человек своей внутренней духовной работой приближается к Создателю, он видит все маленькие ниточки своей души, несовершенства. Ведь нельзя сразу все побороть. Вы прекрасно помните, что святые отцы боролись с грехами до конца своих дней. Тот же Иоанн Кронштадтский был такой же человек, как мы, но он боролся и показал нам пример, как нужно это делать.

И когда человек идет по духовной лестнице, поднимаясь к Создателю, Свету, Который просвещает, пронизывает всего человека, без Причастия, без соединения со своим Господом у него не будет сил это делать – не будет сил идти дальше, совершенствоваться. Поэтому во всей святоотеческой литературе все святые отцы, которые касаются темы таинства Причащения Тела и Крови Христа, всегда говорят, что это обязательно, нужно, необходимо. Так бы я ответил.

Бывает, человек принимает, принимает Причастие и говорит: «Я уже святой, уже просветился». Мы существа несовершенные – это должно останавливать горделивую мысль. Теперь ангелы должны меня слушаться? Конечно же, нет, потому что человек – существо греховное, несовершенное, а Господь дает силы преодолевать пороки, увлечения, страсти и прочее. А Причастие расслабляет душу человеческую от этого напряжения, которое возникает в нас, когда мы согрешаем, потому что это трагедия для нашего духовного мира.

– У отцов я читал такую мысль: чтобы понять необходимость Причастия, нужно испытать, так сказать, голод по Причастию. Что делать, если у человека такой голод постоянный? У меня есть знакомый, который старается причащаться каждый день, ездит по разным храмам.

– К этому надо тоже очень аккуратно относиться, чтобы человек, так поступая, не переступал некие рубежи, потому что Причастие – это не обыденность: пошел причастился, несмотря ни на что. Вы знаете, что даже мысли оскверняют человека. Иногда, перед тем как принять эту великую святыню, нужно подойти к священнику и получить разрешение от греховных мыслей. Смотрите, как часто люди кидаются в крайности. Бывает, вообще уходят от Причастия. Что интересно, исповедуются, каются со слезами, а потом говорят: «Нет, я полгода не причащался и не знаю, когда буду причащаться». Ты говоришь: «Как так?!» Или: «Вы же вчера причащались! Какая необходимость сейчас?» Иногда так тоже спрашиваешь. Здесь, безусловно, нужно духовное руководство, нужно поговорить со священнослужителем, который тебя знает, он определит меру. Если батюшка видит тебя готовым причащаться каждый день, то благословляет: «Чадо, причащайся». Здесь очень опасная грань, называется у святых отцов – прелесть.

– Вопрос телезрителя: «Дело в том, что сейчас нас призывают часто причащаться. Я заметила, до причастия у меня бывают очень сильные искушения, а после причастия бывают очень сильные даже падения. Как к этому относиться?»

– Что значит – падение?

– «Падение – какая-то старая страсть, которую я забыла, она во мне не действовала, вдруг обостряется».

– Хочу сказать, что страсти обостряются и без причастия. И без причастия бывают падения человеческие, когда мы уходим от Господа далеко и живем в похотях своих сердец. Безусловно, испытания перед причастием бывают. Действительно, бывает, поругаешься. Почему иногда спрашиваешь семейных людей: «Точно вы примирились? Точно идете к Причастию со спокойной совестью?» Это наша жизнь, но что будет, если мы будем бояться падений и говорить: «Нет, не пойду причащаться, потому что через час сделаю что-то нехорошее»? Вы должны понимать, что делать что-то нехорошее в принципе нельзя. Здесь вопрос борьбы с собой, со своими греховными наклонностями, которые человек не может побороть, которые есть у всех. Но Господь настолько милосерден к нам, что дает Святое Причастие, чтобы мы хотя бы час, два, три немножко отдохнули от этой борьбы, набрались сил.

Сегодня вы упали после причастия, через какое-то время поругались, или осудили, или закурили, но наступит такой день, когда вы, несмотря на все искушения, достойно подойдете к Чаше, несмотря на все угрозы падения, в своей духовной жизни пронесете дар Причастия как великую святыню, чтобы не оскорбить, не обидеть эту святыню. Я думаю, что это духовная жизнь, духовный процесс, но излечение обязательно будет. Не удаляйтесь от Причастия из-за того, что после него что-то с вами произошло или происходит. Думаю, что закономерности здесь нет, просто это слабая человеческая природа, отсутствие силы воли – такое тоже бывает.

– Причастие дает очень большие силы, и если мы вспомним пост – даже во время самого тяжелого поста стоит только прийти на причастие (пусть и Преждеосвященных Даров), появляются чудесные силы. К вам в монастырь приходят люди со своими бедами, испытаниями. Было ли такое, что вы отказывали людям в причастии?

– В нашем монастыре исповедь у людей принимают духовники. Иногда ты стоишь с Чашей, причащаешь людей и видишь, что кто-то подходит к Чаше с благоговением, скрестив руки на груди, он не суетится, куда поставить сумку или как успокоить плачущего ребенка.

А иногда бывает так: спросишь у человека, был ли он на исповеди, и он отвечает, что не был. Предлагаешь ему прийти в следующий раз, почитав предварительно о таинствах Исповеди и Причастия, то есть стараешься не оттолкнуть человека, а вежливо объяснить ему, что пока он встал не в ту очередь. Может быть, он впервые зашел в храм или ходит только по большим праздникам.

Еще раз хочу сказать, что к принятию таинства нужно готовиться. Исповедь – это некий фильтр, когда ты видишь настроенность человека, его готовность идти к Святому Причастию. А иногда говоришь кающимся: «Давайте еще подождем. Я дам Вам какое-то послушание, может быть, епитимью. Все-таки грех Ваш тяжелый, и нужно прочувствовать, что больше так делать нельзя. Давайте отложим причастие дней на десять, на месяц». Но всегда это нужно делать внимательно.

Совсем явные кощунники мне не встречались, но иногда человеку нужно дать понять, что это не просто обычное дело. Здесь нужно работать с людьми, и священнослужители, духовники, конечно же, этим занимаются.

– Вы сказали о духовниках, а я подумал, что, наверное, одна из самых распространенных бед в нашей жизни то, что духовники есть у немногих людей. Однажды наш митрополит, владыка Варсонофий, сказал, что когда мы не знаем, как исповедоваться, нужно подойти к батюшке, он поможет нам в этом. Знаете, я, честно говоря, никогда не встречал батюшку, который помог бы исповедоваться. Скажите, пожалуйста, как можно помочь человеку исповедоваться?

– Вообще есть несколько категорий людей. Первая категория – люди, которые не готовы сейчас тебя услышать. А я понимаю, что за этим человеком стоит еще сто человек, и если я сейчас уделю ему хотя бы 20–30 минут, служба может закончиться. Поэтому я говорю этому человеку так: «Предлагаю Вам почитать вот эту брошюрку, она есть в нашей церковной лавке».

Когда я служил в Александро-Невской лавре, там все было рядом, батюшки исповедовали практически на входе в собор. Поэтому всегда можно было взять человека за руку, отвести его в лавку и сказать: «Пожалуйста, прочитайте эту книжку. Если у Вас появятся вопросы, в субботу с двух часов я дежурю в храме, приходите, и мы с Вами всё детально обсудим». Часть людей не приходят, потому что тогда они случайно зашли в храм.

А иногда бывают просто смешные ситуации. Как-то подходит ко мне женщина и говорит: «Я пришла. Я Вас слушаю». Я ей говорю: «Дорогая моя, это я должен Вас послушать, а не Вы меня». Людям другой категории даже не нужно много говорить. Ты видишь их раскаяние, слезы, переживания.

И самое главное – даже если эти люди сейчас не совсем готовы, они могут сказать: «Я пришел с открытой душой, пусть я не все знаю и понимаю. Господи, я не знаю, что Тебе сказать, но Ты прости меня, пожалуйста». И ты берешь ответственность на себя и говоришь: «Со страхом и трепетом причащайтесь, но прочитайте вот эту книжечку и, если у Вас будут вопросы, – приходите».

Наверное, нужно так поступать с людьми, потому что это и есть научение, наставление, учеба, даже проповедь, это и есть духовное просвещение, которое исходит от священнослужителя. Нужно не просто формально что-то сказать, тем самым оттолкнув человека, но хотя бы немножечко проявить к нему участие – предложить почитать нужную литературу, предложить встретиться.

Нужно такому человеку сказать: «Посмотрите, сколько людей сегодня на службе. Давайте договоримся о встрече, чтобы мы с Вами спокойно сели и обсудили какие-то Ваши духовные проблемы». Я всегда так поступал и поступаю и считаю, что это самая оптимальная форма общения между священником и человеком, который пришел к нему.

– Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Уже несколько лет раз в полгода я приглашаю батюшку к себе домой, потому что у меня страшные головные боли, болят кости, спина... Говорят, что нужно исповедоваться и плакать, я же просто перечисляю все свои позорные грехи: пила, курила, воровала, гуляла, ругалась матом. И мне кажется, что я поступаю неправильно. Как-то я спросила у батюшки, правильно ли я исповедуюсь, и он сказал, что все хорошо. А как Вы считаете, правильно ли это?»

– Я улыбаюсь. А улыбаюсь я потому, что такое детское, искреннее отношение к исповеди, конечно же, встречается очень редко. Вы всё делаете правильно. И то, что говорят Вам батюшки, конечно, исполняйте. Слезу из себя выдавливать не нужно, но за то, что Вы осознаете свои грехи, отказались от них и сегодня с Господом, для Вас будет самая большая награда и, безусловно, спасение.

– Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! В эти светлые великие дни Христова Воскресения я хочу всем вам пожелать, конечно же, мира, Божия благословения и радости духовной. Берегите друг друга, берегите дар под названием «жизнь», и тогда Господь будет с нами. Христос воскресе!

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать