Беседы с батюшкой. Преодоление страха. Иерей Кирилл Тарасенко 13 февраля 2023

13 февраля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове иерей Кирилл Тарасенко.

– Тема сегодняшнего разговора: преодоление страха. Давайте попробуем разобраться с понятием страха. Что это такое?

– Страх нам всем знаком еще с детства. Мы постоянно чего-то боимся. Но интересно, что сам по себе страх – это еще в раю дарованное благословение Божие. То есть в раю у Адама и Евы был страх. Какой это был страх? Адам и Ева не боялись, что у них не будет денег, зарплаты, отопления. Чего они боялись? Они боялись двух вещей.

Первое: они боялись потерять свою душу и тело. У всех нас сохранился страх за свою жизнь. Любой человек, побывав в каких-то ситуациях на грани жизни и смерти, этот страх ощущал. Это очень сильное чувство, которое нас сохраняет от смерти (от смерти нашего тела). В раю был еще страх (мы его утратили) потерять свою душу. Например, брать руками работающий электронный инструмент (допустим, болгарку) нам страшно – мы боимся повредить руки, но почему-то абортов мы не страшимся, мы это делаем, хотя духовный урон от этого катастрофически ужасен. В раю Адам и Ева берегли и душу, и тело. Второй страх, который у них был, – страх отпасть от Бога, отойти от Него, впасть в Его немилость. Благодаря такому страху возможна райская жизнь: когда мы заботимся о теле, о душе и о том, чтобы быть с Богом.

Часто девушки, когда мы разбираем чин венчания, слышат слова: «Жена да убоится своего мужа». И в недоумении спрашивают: мол, чего мы его должны бояться? А надо бояться именно в таком контексте: бояться обидеть его, отойти от него, потерять с ним связь. И у мужа, конечно, тоже есть обязанности: он должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, то есть должен быть готов за нее умереть.

– Каким может быть страх?

– Страх может быть праведным, который был в раю, и греховным. В принципе, практически любой страх, особенно основанный на наших грехах (сребролюбии, гордыне, гневе, тщеславии), греховный. Например, человек боится громко и четко сказать, что так делать нельзя, что это грех, потому что боится потерять авторитет в своей компании. Или девушка боится потерять отношения со своим парнем и делает аборт. То есть боится, что ребенок может стать препятствием в отношениях, поэтому делает аборт. Или человек боится, что будет мало зарабатывать и не сможет слетать в Сочи, например, поэтому подсиживает своего коллегу... Вот такой страх греховный, он ненормальный.

Мы видим, что Ева уже в раю начинает испытывать этот греховный страх, когда змей ей предлагает съесть плод от древа познания добра и зла, чтобы быть как боги, знать добро и зло. Чего боится Ева? Она боится потерять возможность. Зрители постарше знают, в 90-е годы был такой прием: идешь по рынку, видишь какую-то палатку, где куча народу, какой-то ажиотаж, подходишь, попадаешь в это скопление народа и выходишь с какой-то ненужной купленной вещью (например, картофелечисткой). И потом думаешь: «А что вообще произошло? И зачем мне это нужно?..»

Вот у Евы был примерно такой страх. Ей сатана нарисовал перспективы, Ева поняла, что может что-то потерять, и ради того, чтобы это не потерять, согрешила. И Адам с ней согласился. У Адама страх перед Евой был больше, чем страх перед Богом. И у Евы страх перед какой-то своей нереализованностью был больше, чем страх перед Богом. И все это привело к тому, что сейчас мы мучаемся много тысяч лет на земле.

– Всякий ли страх плох? Есть ли страх праведный?

– Праведный страх – это райский страх, то есть когда мы стоим на страже своей души и своего тела, оберегаем свою душу от всевозможных притеснений дьявола и боимся согрешить. Например, когда что-то угрожает нашей жизни, мы готовы сделать что угодно, прыгнуть через трехметровый забор, растолкать всех, совершить какие-то невероятные действия, чтобы спасти свою жизнь. И когда есть перспектива греховного падения, мы, по идее, так же должны бояться.

С кем-то из великих святых была такая история. Пришла к нему в келью девушка (это был сатана под видом девушки): мол, холодно, дождь, мне нужно согреться, я сирота. Старец ее пригрел, а она начала его соблазнять. Он, как мужчина, стал чувствовать какое-то разжжение плоти и понимал, что сейчас может совершиться грех. Боясь этого, он отрубил себе палец. Нам кажется, что это какая-то дикая вещь, но тем самым он уже думал не о девушке, а о том, как ему больно. То есть из-за страха согрешить он идет на такие радикальные и для нас непонятные меры. Но с духовной точки зрения он победил, потому что сохранил свою душу.

Когда какие-то святые отцы испытывали блудные дьявольские нападения, они, из-за страха отойти от Бога, делали такие резкие вещи: например, ходили босиком по снегу или держали руку над свечой. Такое членовредительство выглядит дико, но на самом деле крайняя ситуация требует крайних мер. Когда идет такая ожесточенная борьба с дьяволом, любое средство хорошо. Но тут тоже можно заиграться. Например, Ориген, решив бороться с грехом, оскопил себя. И Церковь это сильно осуждает. До такого уровня доходить уже неразумно.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Как известно, ничего не боится только сумасшедший. Страх – это природная естественная защита человека от необдуманных поступков. Если бы не было страха, нас никого уже давно не было бы».

– Совершенно верно. Собственно, об этом мы сейчас и говорим, что страх необходим. Спасибо, что разделяете нашу точку зрения. Мы с Вами полностью согласны.

– Где проходит граница между греховным страхом и непредосудительным?

– Рубиконом, по которому можно это определить, служит Евангелие. Все, что в контексте Евангелия, – это хорошо, это Божий страх. Если мы начинаем отступать, боимся чего-то, с чем не согласуется Евангелие, то мы грешим. Приведу понятный всем пример. Мы сейчас очень много думаем о материальном: машина, квартира, дом, отдых, вещи. В Интернете много всевозможных коучей, которые разбогатели, пользуясь именно такой мотивацией: мол, в 90-е годы нечего было есть, у меня была только одна курточка, она мне не нравилась, и я решил, что буду работать так, чтобы было две курточки. То есть такая мотивация, чтобы добиться своего. Из-за страха жить бедно и несчастно человек идет на развитие материального базиса. Но очень часто это сопряжено с грехом, к сожалению. Можно разбогатеть и праведно, но часто богатство подразумевает какие-то не очень духовные и согласные с Евангелием действия. Если мы боимся потерять деньги, а Бога потерять не боимся, то это, конечно, грех.

Например, аборты зачастую делаются с такой формулировкой: мы не потянем, это дорого, сложно, мы не готовы. Получается, чтобы у нас было побольше денег, мы убиваем ребенка. То есть мы киллеры и язычники; без преувеличения говорю это, так оно и есть. Люди ради денег, ради страха какой-то материальной нищеты убивают собственного ребенка!

В Евангелии от Матфея Господь говорит: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25). Господь знает вашу нужду и все вам даст. Этот нарратив очень часто звучит в Евангелии. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам... Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).

Если исполняются заповеди Божии, хоть они сложные и тяжелые, это приведет к истинному счастью, легкости и даже к материальному достатку. Господь говорит, что даже царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как полевые лилии, которые завтра кинут в огонь. Царь Соломон – это образ богатства, потому что при царе Соломоне золото было по цене серебра, серебро – по цене меди, медь – по цене железа. У каждого было свое дерево, под которым он мог отдыхать. То есть было очень много денег. При царе Соломоне строится первый храм. Но даже царь Соломон не мог себе позволить одеваться так, как обычная полевая лилия, не мог достигнуть ее красоты.

В принципе, любая одежда – это просто попытка имитации Божественной красоты. Господь против имитации, Он – за первоисточник. Первоисточник – Господь, и самое большое наслаждение возможно только в Боге, об этом говорят все святые. Истинное наслаждение и истинное счастье – только в Боге. Ты не будешь счастлив, если у тебя будет много денег.

Хороший пример. Девушка живет в каком-нибудь провинциальном городке и мечтает о красивой жизни. Она достигает этого: у нее появляется муж (обычно на много лет старше ее), яхта, отдых на Мальдивах, все прекрасно. Но если посмотреть, как она к этому пришла, то эта история с Евангелием точно не сложится. Понятно, что есть какие-то уникальные случаи, чистые, но в основном все по-другому. И почему-то эта девушка, добившись того, чего хотела, о чем мечтала, убегает потом с каким-то нищим фитнес-тренером.

Счастье не достигается деньгами. И об этом говорит любой богатый человек. Почитайте любое интервью, любую книгу: все богатые говорят, что деньги счастья не приносят. Все к этому стремятся, но все об этом говорят.

При этом те, кто с Богом, достигают счастья. Но мы их почему-то не слушаем. Вот какая работа дьявола сделана в нашем мире! Сначала у нас был страх потерять тело, страх потерять душу, страх потерять Бога. Страх потерять Бога отпал еще в раю. Страх потерять душу мы тоже потеряли. Остался только страх потерять тело, но он так извращен, что мы из-за страха потерять тело часто можем вредить своей душе. Нам нужно приложить очень большие усилия, чтобы вернуть себе память о нормальном страхе. Как сказал телезритель, страх – это абсолютно нормальное и правильное чувство, без него жить невозможно.

Без страха Божия жить невозможно в принципе. Без него жизнь становится очень короткой, ужасной, неприятной, страдательной. Мы против этого, мы за счастье.

– Вопрос от телезрителя: «У нас очень много проблем, связанных не столько с образованием, сколько с воспитанием наших детей и подростков. К сожалению, священники, наши батюшки не приходят в школы, где необходимо проводить какую-то воспитательную работу, формировать у наших детей мировоззрение, объяснять им с церковных, христианских позиций, что нельзя пить, курить, материться, блудить и так далее».

– Здесь я с Вами немножко не согласен, потому что очень многие священники выполняют в школах свою миссию. В наших школах даже появился предмет «Основы православной культуры», мы пытаемся привить детям какие-то нравственные ценности, и даже бывает, что этот предмет ведут священники.

Проблема здесь в том, что наша страна большая и школ больше, чем священников, и если мы будем только ходить по школам, мы все равно не обойдем все школы. Во-вторых, несколько наивно считать, что священник придет в школу – и там ему будет постелена красная дорожка, директор лично поздоровается с ним за руку, а все дети сразу станут святыми.

Вспомните, что распяли пришедшего на землю Христа. Он говорил только о хорошем, но Его убили. Сегодня нас зачастую просто не пускают в школы. Директор школы, человек светский, может сказать: «У нас вообще-то государство светское. Что вы здесь делаете, я не знаю. До свидания».

Очень часто бывает, что сами власти не пускают нас в школы, но при этом священников в школах на самом деле очень много. Об этом я знаю по московской статистике. Когда я был семинаристом, у нас была такая практика: мы ездили по училищам, по школам и, даже будучи семинаристами, общались со студентами.

То, что с детьми бывают проблемы, это так, и это было всегда. Мы теряем страх Божий, мы ничего не боимся. У детей нет никаких авторитетов, даже учитель для них уже не авторитет, авторитет учителя полностью обнулился. Хотя есть, конечно, и нормальные дети.

Кому же тогда я буду доверять? У нас пропагандируется доверять самому себе. Ты знаешь, что тебе нужно, и добиваешься этого. Но почему-то все забывают, что сердце человека зачастую порабощено дьяволом, который очень умело манипулирует нашими чувствами, и очень часто мы хотим того, против чего выступает Христос и что впоследствии нам очень сильно вредит. Пить, курить, гулять, блудить – все этого хотят, но это неправильно, этого делать нельзя, и последствия здесь бывают самыми ужасными.

– Батюшка, а как страх связан с малодушием?

– Здесь прямая связь. Малодушие – это один из симптомов ненормального, греховного страха, потому что малодушие имеет свойство сковывать нрав человека. Вот мы идем по улице, и перед нами храм. В традиции нашей Церкви остановиться перед храмом и перекреститься. Но практически все испытывали на себе, что стесняются это сделать. Скажу честно, даже я, священник, заставляю себя креститься, потому что глубоко во мне сидит чувство, что мне стыдно перекреститься. Это и есть малодушие.

Из-за малодушия я боюсь сказать молодым людям: «Вы живете в блудном сожительстве, вы убиваете свою душу». Именно из-за малодушия мне не хочется терять с ними связь, и я этого не делаю. То есть возникает какая-то непонятная ситуация, настоящее безумие – душа умирает, уничтожается, а мы стесняемся, нам неудобно все это сразу же пресечь. Малодушие сковывает наш нрав, и с ним нужно бороться.

– А как бороться со страхом?

– Если мы еще глубже погрузимся в тему страха, то увидим, что святые отцы, в частности Иоанн Златоуст, говорят, что страх имеют люди тщеславные и гордые. То есть одна из основ страха – гордость и тщеславие. Из-за боязни потерять свое лицо в обществе мы малодушничаем, не стоим на своем. И как с этим бороться? Так же, как и со страхом.

Страх – это бесовское наваждение, бесовская атака на человека; значит, нужно в первую очередь бороться с бесом именем Господа Бога нашего Иисуса Христа. Иисусова молитва – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго – содержит в себе имя Иисуса, а так как имя Иисуса самое страшное оружие против дьявола, эта молитва помогает в борьбе со страхом.

Мы понимаем, что страх напрямую связан с гордостью и тщеславием; значит, нам нужно бороться с этими чувствами кротостью и смирением, нужно стараться всегда быть смиренными и кроткими. И здесь мы опять встречаемся с малодушием, потому что в нашем обществе все считают: если ты тихий, спокойный, послушный, всем уступаешь, никогда не кричишь, значит, ты трус, какой-то глупенький, слабенький, неудачник. И чего с таким общаться?

А другой может и в морду дать, и нахамить преподавателю, и сколько девочек уже от него забеременели… И вообще это видный, хороший парень, а тот – непонятно что. То есть это малодушие, эта гордость мешают иметь настоящий страх Божий, поэтому мы боремся с гордостью. Мы становимся смиренными и кроткими, начинаем бояться Бога и не реагировать на всех остальных, и в этом настоящая сила, настоящая мощь, которая приводит к самым лучшим результатам.

– А что еще говорит о страхе Священное Писание? И где мы можем об этом прочитать?

– Я всех отсылаю к 6-й главе Евангелия от Матфея. Там Господь описывает, что такое страх. А вообще нам нечего бояться, нужно только помнить, что является основным источником нашего беспокойства.

– Помогает ли в борьбе со страхом аскетика?

– Аскетика – это часть духовной жизни Церкви. На вопрос, как побороть страх, аскетика отвечает: делай то, то и то, то есть существует некий алгоритм действий, который помогает побороть страх. В частности, мы уже говорили, что это борьба с гордыней, тщеславием с помощью Иисусовой молитвы, которая напрямую относится к аскетике. То есть нужно как можно чаще совершать Иисусову молитву, отгонять сатану от себя как можно дальше, бороться со своей гордостью и тщеславием путем смирения и кротости.

Когда мы унываем, боимся, когда нам страшно и мы не уверены в будущем дне, нужно открывать 6-ю главу Евангелия от Матфея и читать ее. Там Господь, обращаясь к каждому человеку, говорит, что нужно успокоиться, перестать куда-то бежать, все контролировать, за все отвечать, что нужно делать так, как написано в Евангелии, бояться отпасть от Господа, жить с Ним, и все будет хорошо.

В это воскресенье мы вспоминали притчу о блудном сыне. Блудный сын сказал своему отцу: «Папа, ты мне не нужен, мне нужны твои деньги. Отдай мне мою часть наследства, и я уйду». Отец отдал ему часть наследства, сын ушел и прогулял все деньги, полностью обнищал, и ему осталось только пасти свиней и есть с ними из одного корыта.

В этой притче использован образ свиней, здесь свиньи – это грешные люди. Свинья имеет такое устроение, что она не поднимает свою голову к небу. Мы знаем, что свинья видит небо только перед смертью, когда падает на бок.

То есть когда блудный сын копошится среди свиней и ест еду, которую кинули свиньям, это образ счастливой жизни – бороться со свиньями за место у корыта. По мнению свиней, ты стал преуспевающим, когда стал большой свиньей, отогнав всех от корыта. Но по факту ты остался в том же вольере, ходишь по тем же фекалиям, ешь те же отбросы, которые тебе скидывают, просто в большем количестве.

И вот сын понял: что-то в его жизни не так. Он вспомнил, что даже самый последний наемник в хозяйстве у его отца питается лучше, чем он, у него есть свой хлеб, есть некий достаток. Это я говорю к тому, что даже самый последний, самый плохой православный христианин лучше, чем самый богатый хряк, который только и делает, что занимается пожиранием себе подобных.

Сын возвращается к отцу, идет из страны далече. И здесь очень оптимистичный для нас момент: когда он еще был далеко, отец увидел его и побежал ему навстречу. Он встретил его, поцеловал, одел, дал ему перстень (а перстень означает право владения собственностью). Он как бы возвратил ему наследство, дал ему одежду, обувь и закатил пир.

То есть нам нужно только сделать маленькие шажки, чтобы Господь увидел нас. Конечно, сделать их тяжело, но нужно сделать их совсем немного, чтобы Господь взял нас к Себе. Этот молодой человек уходил от отца из-за страха прожить свою жизнь впустую, не наслаждаясь ею, и превратился в свинью. Потом уже из-за страха остаться в этом состоянии он испугался за свою душу и решил: «Нужно возвращаться к отцу».

И так же страх в Боге, страх потерять душу может вернуть нас обратно к Богу, то есть в Царство Небесное. И вот сын возвращается, и его полностью восстанавливают во всех его правах, в честь его пируют, радуются, и он, облагороженный, снова в семье отца. Вот как можно рассматривать эту притчу в контексте страха.

– А что делать, если победить страх не удается?

– Здесь нужно бороться. Что нужно делать, если ты не умеешь вышивать крестиком? Ты стараешься научиться. И нам нужно учиться бороться с нашим страхом. Нужно заставлять себя верить Богу, а это очень тяжело. Всё вокруг говорит нам, что мы должны надеяться на себя, знакомых, на связи, деньги, на твердую валюту, камни, но это просто безумие и бред.

Писание, святые отцы говорят нам, что вообще страх – это просто бред. Ты человек, образ и подобие Бога, венец творения, ты выше ангелов, и для каждого крещеного человека уже есть место в Царстве Небесном. То есть для тебя все уже готово, ты только приди и забери, а ты занимаешься непонятно чем. Вместо того чтобы идти в храм, ты идешь с кем-то пить, вступаешь в какую-то связь, врешь, обманываешь.

Что же ты творишь? Это все равно что тебе говорят: «У Вас есть вилла в Испании (некий образец счастья), Вам нужно только прийти и забрать от нее ключи». Но ты говоришь: «Нет, у меня куча дел, меня позвала знакомая, я пойду к ней». Ты что творишь? У тебя вилла в Испании, о которой ты так мечтал. Но люди почему-то этого не понимают. В глазах Бога, ангелов, святых этот выбор в сторону греха непонятен, безумен, нелогичен. Это самое настоящее безумие.

– Как обрести страх Божий и чем он для нас полезен?

– А чем полезна техника безопасности на кирпичном заводе?.. Страх Божий – это техника безопасности в жизни в этом мире. Именно этим важен и необходим для нас страх. Без него жить невозможно.

Если ты будешь бесстрашным на войне, тебя очень быстро убьют. Если будешь бесстрашным в общении с людьми, не будешь успешным в этом мире. Ты просто будешь постоянно высказывать свое мнение, говорить то, что думаешь. И если будешь спорить со всеми, ругаться, у тебя не будет ни друзей, ни близких. Ты будешь в полном одиночестве.

Отсутствие страха Божия и отсутствие страха потерять душу отдаляют нас от Бога. А отдаляться от Бога – это отдаляться от источника жизни, и мы просто умрем, вот чем это страшно. Причем умирать мы будем долго и в муках, потому что Господь будет стараться нас спасти: Он будет бросать нам эти живительные соломинки, а мы от них будем отмахиваться, отнекиваться и уходить от Него все дальше и дальше. Но Господь настолько уважает нашу свободу воли, что Он не держит нас силой.

Когда сын из притчи о блудном сыне захотел уйти, отец его не держал. Он сказал: «Хочешь – иди, это твоя воля. Я уважаю тебя как личность». Но потом он с радостью его принял. Поэтому иметь страх Божий очень важно. Это тот страх, который качественно меняет нашу жизнь, он восстанавливает нашу связь с Богом и тем самым возвращает нам вкус жизни, саму жизнь, счастье.

– Вопрос от телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, как преодолеть страх перед исповедью?»

– «Страх перед исповедью» – очень хорошая тема. Вообще страх перед исповедью, по мнению святых отцов, является как бы неким предохранителем, чтобы мы не грешили. Если я сейчас согрешу, мне потом нужно будет идти и каяться в этом, и мне будет так стыдно! И вот это «мне будет стыдно» и является неким предохранителем для греха.

На днях я общался с человеком, который тридцать лет ходит в храм Божий и впервые подошел на исповедь, потому что он все чего-то стеснялся. Если честно, я немножко опешил, когда услышал это, ведь бояться исповеди – это абсолютная глупость.

Ваш страх перед исповедью – это проявление Вашей гордыни. То есть как Вы, такая хорошая, правильная, просто идеальная, соблюдающая все посты, подойдете к священнику и скажете, что Вы натворили? Очнитесь. Если Вы не скажете об этом, значит, Вы от этого не избавитесь, и потом Вам все это припомнит сатана. Он только и ждет, чтобы Вы в этом не покаялись.

Поэтому здесь нужно сделать некий дерзновенный волевой шаг. Просто подойдите к священнику и скажите: «Батюшка, я стесняюсь, мне очень страшно. Пожалуйста, помогите мне, поддержите меня».

Есть еще такая хорошая практика – записывать грехи на листочек и отдавать этот листочек священнику, чтобы самому не называть свои грехи. Только нужно писать разборчиво, а то бывает так, что люди отдают мне свои листочки, а я не могу разобрать, что они написали, и им все же приходится все проговаривать. Поэтому пишите все четкими печатными буквами, идите и не бойтесь, и Вы преодолеете свой страх. Это будет настоящим добрым делом.

И не бойтесь того, что священник вас осудит. Этот страх ничтожно мал перед тем счастьем, которое Вы ощутите после исповедания своих грехов. Попробуйте, у Вас все получится.

– Вопрос от Натальи: «Я перестала молиться, все откладываю на завтра. Часто ловлю себя на мысли, что вообще не хочу молиться, читать Евангелие, ищу себе разные оправдания, чтобы не исповедоваться. Как мне быть? Что делать?»

– Наталья, Вы попали под очень серьезное бесовское воздействие. Этого беса называют бесом печали или уныния. Главная его задача – отдалить человека от Бога. Он выстраивает некую соломенную стену, которую очень легко разрушить буквально одной искрой. Эта стена отделяет человека от Бога. То есть бес погружает человека в некий мир, где ему некогда, ни на что не хватает времени. Если же мы начнем читать Евангелие и молиться, то бес абсолютно ничего не сможет с нами сделать.

С чем это можно сравнить? Представим себе, что бес – это мошенник, который звонит вам под видом работника службы безопасности банка, пытаясь отнять ваши деньги. Какую реальную власть он над вами имеет? Никакой. Он никто, он преступник, и он ничего не может с вами сделать. Он только знает номер вашего телефона и ваше имя и отчество.

Вот сатана – точно такой же гаденыш. Господь его победил. Он уничтожен, низложен. Все, что он может, это только стучать в наши мозги и говорить всякую ерунду. Нам же нужно только нажать на красную кнопочку. Священное Писание, исповедь – это как  руководство к действию. Вот вы едете в метро, и там написано инфографикой, как избежать мошенников: сделайте это, сделайте то. А Евангелие – это как некая брошюрка, как не попасться в руки мошенников: они делают так-то, они звонят с такого-то номера, они говорят такими-то словами.

Читайте Евангелие, и вы будете узнавать это дьявольское действие. Если вы испытываете уныние, значит, прямо сейчас над вами издевается дьявол. Вы чувствуете печаль – к вам прямо сейчас залез в душу дьявол, и он вас мучает. Вы чувствуете отчаяние, то есть некую крайнюю стадию печали и уныния, – вы во власти дьявола. Вот и все. Это как температура во время болезни. Нужно просто вылечиться.

Если вы испытываете печаль или уныние – это симптомы вашей болезни, вам нужно лечиться. К этому вы имеете мало отношения. Если же у вас печаль по Богу, если вы печалитесь о том, что вы далеки от Бога, это прекрасно, великолепно, правильно. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

В общем, если вы печалитесь ради Бога, то это вас спасет. А если вы живете в унынии и печали, вы находитесь в разработке дьявола. Он вас ведет, обманывает. Как мошенник, он что-то вам рассказывает, и в итоге это приводит к тому, что ваша печаль перерастает в уныние, уныние – в отчаяние, а отчаяние заканчивается самоубийством. Эта схема давным-давно проработана дьяволом.

Даже в Ветхом Завете мы читаем, что печаль убивала многих, думающих так: «И правда – зачем мне жить? Ведь все плохо, Бога нет. Что мне делать?» Да это полный бред. Вам нужно пойти в храм, покаяться в этом, начать жить христианской жизнью – причащаться, исповедоваться, и вы увидите, как сатана от вас улетает.

Особенно хорошо чувствуется бес уныния, когда вы становитесь на молитву. Почему, когда вы смотрите ток-шоу, вы абсолютно внимательны к тому, что говорят? Почему, когда вы читаете книгу, вы можете полностью в нее погрузиться? Но почему, когда вы молитесь, у вас в голове сразу возникает миллион мыслей? Да потому, что дьявол действует против вас.

– Вопрос от Александра: «Мы с супругой живем много лет, венчаны. Оба посещаем церковь. Супруга часто болеет, то легко, то тяжело. Во время болезни она говорит, что страдает за мои грехи, поскольку, повенчавшись, мы стали единым целым. А мне даже нечем ей возразить, когда она, заболев в очередной раз, говорит, что я снова чего-то натворил. Я пытаюсь ее вразумить, говорю, что если я сотворил что-то плохое, то сам за это отвечу, но супруга думает иначе. Скажите, кто здесь прав?»

– Скажу честно, супруга Ваша молодец. Надо самому это использовать, когда буду болеть. Конечно же, я шучу, и это полный бред. Да, есть какие-то грехи и греховное наследство, которое мы передаем своим детям. В принципе, если человек наркоман, то и супруга его будет мучиться, даже может нечаянно совратиться. Но, конечно же, это какое-то очень глупое самооправдание. Хоть вы и одно целое, но у каждого из вас свои собственные грехи.

Почему-то, если на ее карточку придут деньги, она скажет: «Это мои деньги, а не твои, а грехи у нас общие». Нет, дорогая, если деньги разные, значит, и грехи тоже разные. Вам, наверное, сильно спорить с супругой не нужно, потому что она все-таки болеет. Пусть она выздоравливает, и тогда уже можно будет ее отвести к батюшке и сказать: «Батюшка, чего она удумала!» И батюшка все вам объяснит.

– «Как молиться о даровании ребенка? У нас в семье одна беда – мы не можем зачать второго ребенка. Восемь лет хождения по врачам ничего не дали. Одна надежда на чудо».

– Во-первых, вам нужно набраться терпения. Терпение – одна из главных добродетелей. Терпением берутся Царские врата, это нужно четко понимать. В Церкви есть всевозможные молебны специально для таких случаев – молебны о даровании чад. Вам нужно молиться, ходить в храм, просить батюшек за вас молиться, молиться вместе с ними, жить добродетельной жизнью и ждать. Просто так ничего не бывает. Значит, Господь что-то видит лучше вас.

У одного священника, первого моего настоятеля, двенадцать лет не было детей. Он священник, детей нет, и это было как-то странно. И случилось чудо. Как-то они с матушкой поехали в паломничество в Грецию. Однажды они проплывали на катере мимо Горы Афон. И так получилось, что с Афона плыл катер с поясом Божией Матери, который должны были куда-то повезти. Катера прямо в море как-то чудесно пришвартовались, и матушке дали приложиться к поясу Божией Матери. После этого у них родилось двое прекрасных деток.

Поэтому вам нужно набраться терпения, молиться Богу и ждать. В крайнем случае – есть же детские дома. Помните, Господь, призвав дитя, сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает. То есть, принимая ребенка из детского дома, вы как будто принимаете Самого Христа. Об этом тоже нужно подумать.

– Батюшка, дайте наставление нашим дорогим телезрителям на время грядущего поста.

– Пост – хорошее время, чтобы вернуть нас в райскую жизнь. Вообще что такое пост? Пост – это некое подобие райской жизни. Мы не едим мяса, и в раю не ели мяса, мы меньше занимаемся всякими ненужными делами, больше молимся Богу, и Адам с Евой в раю все время общались с Богом, и можно вспомнить, что такое страх Божий.

– Сейчас мы еще только готовимся к страху Божию?

– Да, мы только готовимся к страху Божию. То есть нам нужно заняться своей жизнью, начать бояться Бога и перестать бояться всякой горделивой ерунды вокруг нас.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать