Беседы с батюшкой. Православное мировоззрение. Священник Георгий Кобрин. 25 января 2024

25 января 2024 г.

 

В студии клирик храма во имя преподобномученицы Марии Гатчинской г. Санкт-Петербурга, руководитель катехизаторских курсов при Санкт-Петербургском кафедральном Казанском соборе священник Георгий Кобрин. 

– Тема сегодняшней передачи: «Православное мировоззрение».  Когда мы слышим слово «мировоззрение», наверное, вспоминается школа, институт, философия, когда мы изучали то или иное мировоззрение. Если посмотреть в словарях, что значит этот термин, там столько всего написано! И все это – общие слова, которые очень мало говорят о том, что такое на самом деле православное мировоззрение.

Я хочу, чтобы Вы рассказали нам об этом. На мой взгляд, сейчас это действительно очень важно. Еще прошу Вас рассказать о курсах, которыми Вы руководите, и о том, что вообще происходит сейчас в нашем новом и старом мире благодаря православному мировоззрению?

– Да, это действительно фундаментальное понятие, как Вы правильно сказали, об этом написано. Но если кратко сказать, мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, а также система взглядов на Бога. Мировоззрение формирует систему ценностей – что для человека абсолютно ценно, что вторично, и оно, конечно, отвечает на главный вопрос: в чем смысл жизни человека здесь, на земле? Поэтому действительно это фундаментальное понятие, основа основ нашей жизни.

Мы занимаемся тем, чтобы выработать православное мировоззрение, а в основе его лежит Откровение Божие из второй и третьей глав Книги Бытия. И я могу сейчас совершенно точно утверждать, что это мировоззрение – для всего человечества, а не только для православных. Просто православные правильно понимают, что там написано. Вторая и третья части Книги Бытия – этот текст есть и у иудеев, и в исламе (в суре «Корова» говорится о том, как Бог создал человека, что там произошло), так что это фундамент и для общения с иноверцами тоже. Вот истина, которая касается каждого человека, и в ней ничего лишнего до запятой нет. Все, что произошло на заре человечества, для чего создал Бог человека, зачем поместил его в рай, какие ему условия создал и что с ним произошло, – касается каждого человека, который жил, живет и будет жить на земле. Это не какая-то история.

Важно строить свою личную жизнь, жизнь семьи исходя из правильного мировоззрения, то есть понимания, что произошло в раю. В Библии также написано, что для того, чтобы семья была счастливой, есть три условия. У нас же Год семьи сейчас, и вот мы думаем, как сделать так, чтобы у нас семьи были счастливы, чтобы рождалось много детей. В Библии все написано, просто надо это правильно понять.

Там также написано, как должна быть организована общественная жизнь. Мы как раз это разъясняем на курсах, которые существуют с 2019 года по благословению митрополита Варсонофия при Казанском соборе. Мы занимаемся несколькими направлениями: у нас пенсионеры, школы, ВУЗы, военные, тюрьмы; СМИ и интернет-ресурсы развиваем сейчас. Мы нацелены на то, чтобы воцерковлять наш город.

– Когда Вы перечисляете тюрьмы, школы, ВУЗы, это значит, что эти люди в течение какого-то времени что-то слушают?

– Мы выходим с одной беседой, именно по православному мировоззрению, которое у нас очень четко доказательно. Это не лекция, а беседа. Мы работаем с аудиторией и пытаемся поставить себя в те условия, которые были у Адама и Евы, пытаемся разобраться: для чего их создал Бог, какие они ошибки сделали, почему Бог поступил с ними так, а не иначе. Аудитория в течение 40 минут находится в напряжении, потому что это очень объемная информация. В результате мы понимаем, что смысл жизни человека определился для всего человечества на все времена. Верное мировоззрение дает правильную ориентацию, и вот с этим пониманием мы уходим с первой беседы. И если люди хотят дальше услышать что-то,  мы продолжаем лекции. У нас есть и беседы.

Поскольку мы понимаем, что наши прародители захотели на своем опыте понять, что такое добро и зло, и Бог им предоставил такую возможность, отправив на землю, возникает вопрос: как же нам делать добро, не ошибаясь? Потому что мы часто думаем, что делаем добро, но делаем зло.

И вот дальше мы говорим о строении души, о том, как она повреждена после грехопадения, какие в ней есть силы и что нужно делать, чтобы исправить повреждения и вылечить ее. Это все было описано святыми отцами еще в IV веке, ничего нового не придумано. Все последующие поколения святых отцов только подтверждали, что те или иные методы против какой-либо страсти надо использовать, они все описаны на опыте тех отцов, которые заложили определенную науку.

Одна школьница меня как-то спросила: «Вы говорили, что аскетика – это определенная наука». Это действительно так. Ведь что такое наука? Это то, что можно действительно подтвердить опытом. И именно аскетика как наука подтверждается опытом многих десятков поколений людей, которые, пользуясь этими методами, выполняли свою задачу, приобретали добродетели и уподоблялись Богу, становились святыми. Но нам противостоит серьезная сила: это темные, падшие ангелы, которые на нас действуют через мысли, обстоятельства. То есть мы пришли сюда испытаться добром и злом.

Дальше мы говорим о страстях как о болезнях, ведь святые отцы писали, что грехи – это болезни. Хотел несколько слов сказать о западной идеологии и западном мировоззрении. Люди там не понимают, что грех – это болезнь, которую надо лечить. А святые отцы писали об излечении души в медицинских терминах, прямо как медики пишут о лечении для тела: против этой страсти такие-то лекарства, против этой страсти – другие лекарства. И это все тщательно описано, только надо пользоваться на своем опыте.

– Я общаюсь много с разными людьми: студентами,  преподавателями.  Вижу, что ситуация по поводу взгляда, воззрения на этот мир очень разная. Среди медиков, например, просто практически навязывается, рекомендуется понимание мира без Бога, потому что подразумевается, что вера в Него – это, так сказать, наивный взгляд, а на самом деле для того, чтобы быть хорошим специалистом, врачом, надо понимать, что человек прежде всего не творение Божие. Такое воззрение на мир воспитывается. И в этом случае получается, что мировоззрение может быть настолько разным в одном и том же обществе, среди людей, живущих в одной стране, в одном городе! Как же в этом случае поступать? Что нужно сделать для того, чтобы выработать в себе тот взгляд на мир, то мировоззрение, которое поможет не только быть грамотным специалистом, но и человеком с большой буквы?

– Человек приходит познавать этот мир, творения, которые Бог создал, и Самого Творца. Но дело в том, что после грехопадения тот орган, с помощью которого человек мог общаться с Богом, перестал у нас работать. Его еще называют: разум, дух. Это высшая составляющая души, и она у нас не работает. Мы люди не разумные, а рассудочные. А рассудку Бог недоступен. Мы не можем проверить рассудком существование Бога, поэтому мы Его отрицаем. Но по мере просветления нашего разума, участия в таинствах Церкви, очищения от грехов Бог просветляет наш разум – и мы чувствуем: да, Бог есть! Чувствуем благодать Святого Духа.

Хорошо, что Вы сказали про медиков. Им должны быть хорошо известны рассказы людей, вышедших из клинической смерти. По крайней мере, об этом много фильмов поставлено, и человек говорит, что жизнь там не кончается! Он видит там другие души, которые повторяют в точности формы тела. И никакой реинкарнации не существует, человек не может превратиться в букашку или корову, потому что душа, покидая тело, остается в форме тела этого человека, только это более тонкая структура, которую нам не видно. И медики это, конечно, знают.

Что касается научных знаний, ради которых мы работаем, тут Вы правильно сказали, что у кого-то смысл жизни заключается в том, чтобы сделать карьеру, принести какую-то пользу людям. Но знания в будущей жизни нам не понадобятся. Нам понадобится только наше нравственное состояние, которого мы здесь достигли.

Как-то меня одна школьница спросила: «А зачем тогда нам учиться, если надо только различать добро и зло?» Мы реализовываем все таланты, которые у нас есть. Можно привести в пример святых IV века – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, которые, получив высшее по тем временам образование, сумели донести до нас Божественные истины: Кто такой Бог, как понимать Троицу. То есть образование было им крайне необходимо. Иначе, не имея его, они ничего не смогли бы до нас донести.

Что касается нашей жизни сейчас, можно сказать, что у нас нет не только мировоззрения, но и идеологии. А на Западе она есть. Существует западная идеология, которая навязывается всему человечеству. И основы ее были заложены тысячи лет назад, в XI веке. Там отношения с Богом понимаются как юридические. То есть у Адама была сверхъестественная благодать, которая удержала его от греха, а когда человек согрешил, эта благодать была Богом у него забрана, и человек перешел в естественное состояние, что совершенно противоречит тысячелетней до этого истории данного богословия.

Мы, православные, поддерживаем то, что было сказано святыми отцами, что мы после грехопадения становимся больными. И то, что мы сейчас наблюдаем, это совершенно естественный результат отхода от истины, когда уже папа Римский благословляет однополые браки.

– Вопрос телезрителя Евгения: «Во времена Византии учения греческой философии (Сократа, Платона, Аристотеля) плавно перекочевали в православие, и некоторые вещи вошли в противоречие со Священным Писанием. Например, о бессмертии души. Как это объяснить?»

То, что было взято из эллинской философии, из ее учения для христианства,  соединилось с Откровением Божиим и помогло написать Божественные истины: зачем Бог стал Человеком, Кто такой Христос, как в Нем соединились две природы. Я не вижу никаких противоречий. Если что-то противоречило Священному Писанию, то, естественно, Церковью это не бралось.

По поводу мировоззрения. Если просто прочитать список вопросов по философии какого-нибудь института или университета, сможем увидеть, например, такие: наследие Бердяева, Трубецкого, Соловьева; вопросы христианской этики и прочее. Но в то же время там будет стоять Карл Маркс. И все это прежде всего рассматривается не с целью философии, которая преподается у нас в семинарии или духовной академии, а как раз с акцентом на то, чтобы человек знал, что такое религиозная философия начала ХХ века. При этом упор делается несколько на другое. Вопрос заключается вот в чем. Воспитывая мировоззрение такого рода, мы можем, на мой взгляд, прийти к очень трагическим последствиям. Наше общество, наверное, не знает о том, какое мировоззрение должно быть у нас: либо у каждого человека оно должно быть свое, либо профессиональное (мы говорили о врачах); или тоже в какой-то мере профессиональное мировоззрение людей верующих?

– Мы определили мировоззрение как систему взглядов на мир и на место в нем человека.

– А можно ли каким-то образом выработать общее мировоззрение в нашем обществе?

– Безусловно. Я за это двумя руками голосую. Призываю как раз наши СМИ, чтобы этот разговор начался в нашей стране, потому что это самое основное. Пусть люди предлагают свои варианты: как они видят мир, для чего они живут, в чем смысл их жизни. Без этого фундамента мы никуда дальше не пойдем. Американцы и англосаксы говорят с издевкой: «Мы предложили миру свое мировоззрение: это либеральная идеология, свобода человека во всем». Там Бога нет!

А давайте послушаем, что может предложить Китай. Мы – Россия, православные – последние, удерживающие мир от конца света. Ведь чего хотят англосаксы? Они хотят Западной цивилизацией поставить одного правителя на Земле и объединить человечество под свои идеи.

– То есть это идея антихриста?

– Да, это идея антихриста, совершенно правильно. В ней Бога нет. Вы верите в Бога – мусульмане, христиане, иудеи, буддисты… Он придет и будет называть себя богом. Они реально это готовят. Собственно, почему СВО началась? Потому, что наши братья на Украине приняли две сатанинские идеологии – нацизм и либерализм, и это все ведет к разрушению. Бог это останавливает, как останавливал это еще во времена Ветхого Завета, когда говорил избранному народу: иди и уничтожь моавитян, потому что у Меня нет уже возможности их исправить. Есть законы, которые установил Бог, знает человек об этом или нет.

Вы говорите: «Он медик, он совершенствуется, пытается свои знания улучшить, принести какую-то пользу». А потом, не зная этих законов, он делает ошибки: почему-то семья как-то не сложилась, дети эгоистами выросли. Вроде все правильно. А почему? Потому, что законов не знает. А закон только один – это закон любви, его Бог установил в раю. И Он сказал об этом. И если мы его не исполняем, у нас появляются какие-то проблемы. Это сразу не видно. Проходят годы, десятилетия, а потом человек оказывается у разбитого корыта: жизнь прожил, а для чего – непонятно. И какой смысл в ней был? Ничего нет. Оставил детей, у которых тоже жизнь не складывается.

А сегодня тоже такой вопиющий случай был – с моей точки зрения. Уволили директора, академика Института генетики за то, что он на богословской конференции сказал, что грех влияет на геном человека, на генетику.

– Его уволили? Когда это случилось?

– Сегодня случилось, и сразу напечатали в новостях. Но это же действительно истина! Он сказал это своими словами, а у него есть доказательства американских ученых- исследователей о том, как меняется геном человека из-за грехов. Это же известно, что у пьяницы или наркомана рождается ребенок с предрасположенностью к этим страстям. Вот за это уволили.

– Невероятно!

Вопрос телезрительницы Елизаветы: «В наше время стало много верующих людей. Но среди них больше истинно верующих или больше таких, которые в церковь ходят, исповедуются, причащаются, но живут как без Бога?»

– Судить о том, какой процент у нас истинно верующих, а какой – нет, наверное, никто не может. Но, участвуя в таинствах, мы налаживаем живое общение с Богом. Оступаемся мы регулярно, к сожалению. Можно рассматривать наши постоянные грехи, которые из исповеди в исповедь мы переносим, как хронические болезни, которые действительно трудноизлечимы, как любая хроническая болезнь тела. Но мы верим, что нам Бог поможет. И если просто ходит человек, чтобы отметиться, кому это нужно? Богу это не нужно. Ему не нужны наши молитвы, наши хождения в храм. Но когда мы исполняем то, что предписывает Церковь, мы тем самым отвечаем на Его любовь.

Бог любит каждого человека. Он есть Любовь. Но Свою любовь Он навязать не может. Ответ на его любовь – это наше исполнение предписаний Церкви. Мы молимся утренним и вечерним правилом, мы стараемся не грешить, соблюдать посты. Видя это, Бог дает нам благодать Святого Духа. В ответ на Его ожидания мы отвечаем своими делами. И дальше происходит взаимодействие двух личностей. Какие-то люди формально ходят, но откуда мы знаем, как они ходят? Может быть, человек пока так ходит, а потом будет по-другому. Да, сейчас не увеличивается количество прихожан в наших храмах, и это плохо. Потому что люди не понимают смысла жизни. Вот такая беседа действительно востребована, и люди просят ее еще повторить, она очень содержательная, объемная, она дает знания и правильную ориентацию. Мы для этого живем: не для каких-то своих коммерческих успехов – это все вторично.

Сейчас у нас мода на традиционные ценности. Но давайте зададимся вопросом: откуда взялись традиционные ценности? Давно были свои ценности: многоженство и т. п. В Х веке приняли христианство, и уже на этом мировоззрении выросли новые ценности. Так было во всех христианских странах, а сейчас идет разрушение этих ценностей. Западная идеология громит все и навязывает это всем. И у кого совесть есть, еще говорят, что это противоестественно, что нельзя так жить.

Вы говорите о мировоззрении мира, который представляет новые ценности и так далее. И есть мировоззрение, которое установлено в нашем обществе в Х веке. Это основа, опора. Но при этом это была опора всего славянского мира. А сейчас люди даже одного этноса, воспитанные в одном мировоззрении, могут находиться в антагонистических отношениях, что приводит и к смертям.

Вот один человек говорит, что это хорошее событие, необходимое, а другой говорит: нет, это плохо. Как здесь понять? Нам нужно найти причины. И мы опять приходим к фундаменту, смотрим оттуда на это событие – и сразу все понятно. Зло разрушает само себя… Исправить каких-то людей у Бога нет возможности, привести их в нормальное состояние, поэтому Он попускает, что эти люди должны уйти. Если так грубо говорить. И на протяжении всей истории человечества это было.

Вопрос телезрительницы: «Ведет ли наша Русская Православная Церковь работу с гуманитарной интеллигенцией, от этого зависит мировоззрение молодежи, а значительная часть интеллигенции занимает секуляристские позиции».

Интеллигенция больше находится в чувственной области, живет как в вакууме. Они создали себе этот мир и живут в этих чувствах и переживаниях…

И если человек не просвещен Святым Духом, ему сложно что-то объяснить...  

– Но слепому можно объяснить, что такое Бог.

– Да, это можно объяснить. Слепым как раз и нужно объяснять о Боге, и именно с этим мы и выходим. Я был бы очень рад, если бы нам была предоставлена возможность поговорить с этой категорией людей.

– Сейчас мы, ленинградцы, петербуржцы, вспоминаем блокаду, отмечаем 80 лет полного снятия фашистской блокады. Во время блокады не было никакой возможности для существования культа наслаждения, культа секуляризма, потому что люди умирали от голода и холода. И в связи с этим у меня возникает вопрос: может быть, нам нужны такие потрясения, чтобы отказаться от культа наслаждения? Или это все равно не сможет отрезвить человека?

– Конечно, верующих тогда было много. Моя бабушка в 1941 году стала вдовой, и она пережила блокаду с четырьмя детьми в Парголово. Все дети, в том числе и моя мама, выжили, создали свои семьи благодаря ее молитвам. Бабушка все время молилась, она была очень большая молитвенница, Царство ей Небесное.

Когда им выделили участок земли, они не знали, что на нем можно посадить, и посадили турнепс. То есть они были совершенно неприспособленными для пропитания собственными силами, тем не менее, благодаря молитвам, они выжили. Люди молились и выживали.

А потом, Богу совершенно не так важно, сколько человек проживет – 3 года, 30 или 90 лет. Нам кажется, что жизнь – это абсолютная ценность, что чем дольше человек живет, тем лучше. Ничего подобного. Важно, что человек приобретает. И важно приобрести жертвенную любовь. Вообще во время войны есть очень хорошая возможность проявить эту жертвенную любовь.

Мы беседуем с нашими воинами, ставшими инвалидами на СВО. Мы говорим им, что они не Россию, а весь мир защищают от прихода антихриста. Они спрашивают: «А почему люди умирают? Я был в блиндаже, где была одна молодежь. Когда я вышел оттуда, в блиндаж попал снаряд, и все они погибли». Я им говорю, что Бог забирает человека тогда, когда считает нужным, когда человек что-то уже сделал на земле.

Еще раз повторю: важно, что мы приобретем в этой жизни. Георгий Победоносец, по сути, 20-летний мальчишка, имел такую веру, такую надежду на Бога, что пошел к императору и сказал ему, что он устанет его пытать. Господь привел его к этому, и 20-летний парень посрамил римских правителей, возомнивших себя богами.  

– Получается, что православное мировоззрение, как и наука, опирается на опыт. И опорами нашего мировоззрения могут быть мученица Татиана, память которой мы сегодня празднуем, великомученица Варвара, великомученик Пантелеимон и другие святые, перечислять которых можно бесконечно. И слава Тебе, Господи, что таких опор у нас много. Но можно ли воспитать мировоззрение без знания, просто по благодати?

– Конечно, воспитание чрезвычайно важно – оно дает человеку иммунитет от зла. Если родители любят своего ребенка этой жертвенной любовью, то ребенок, вырастая, будет иметь этот иммунитет от зла. Если же родители будут любить себя в своем ребенке, то вырастет такой же эгоист. То есть для того, чтобы воспитать ребенка, нужно его любить этой жертвенной любовью.

У меня спрашивают: «Как Вы воспитали таких детей?» А мы их вообще не воспитывали. Они просто видели, как мы живем. Слава Богу, у всех у них свои семьи, у меня уже семь внуков. Слава Богу, у православных меняется генофонд. А род тех, кто разрушал Россию, кто имел сатанинские взгляды, пресекается.

Бог одних благословляет, а других нет и этим как раз подтверждает истинность этого мировоззрения. Давайте вспомним, что у нас было до революции. У нас были традиционные ценности, была православная вера, но спасло ли это Россию от сатанинского переворота?

– Нет.

– А знаете, что, с моей точки зрения, может нас спасти? Правильное понимание людьми православного мировоззрения. Но если они будут его знать, дьявол придумает что-то новое и предложит это человечеству. Ведь в чем смысл западной цивилизации? В той же идее, которую дьявол предложил Адаму и Еве в раю: «Стройте свою жизнь без Бога». Сейчас западная цивилизация именно так свою жизнь и строит.

– «Сами будьте богами. Бог вам не нужен, вы сами боги».

– Да. А мы должны предложить всему человечеству альтернативу. Именно поэтому все эти западные идеологи боятся России, а вовсе не потому, что у нас много вооружения. Они боятся, что мы выдадим эту идеологию, это мировоззрение.

– То есть они боятся совсем не наших снарядов?

– Они боятся идеи, поэтому нагнетают русофобию, считают русских недолюдьми, лжецами и так далее. Но Россия обязательно предложит всему миру альтернативу… Но для этого нужно подготовить почву.  

– А возможно ли сейчас создать единое мировоззрение для всего нашего общества?

– Для этого нужно, чтобы этим занялись СМИ, чтобы они это обсуждали. Нужно, чтобы СМИ бесконечно не обсуждали политику, какие активы у нас арестовали и так далее, а им нужно заниматься именно этим. СМИ должны предложить всем нам: «Друзья, давайте подумаем, зачем мы живем. Как вы считаете, есть ли какой-то смысл в этой жизни?» Вот что должно обсуждаться нашими средствами массовой информации, и тогда мы сможем предложить православное мировоззрение. А если его нельзя опровергнуть, то почему оно не принимается?

Преподаватели в школах – атеисты, задают мне вопросы, и слышащие мои ответы люди получают еще больше знаний. Они понимают, что опровергнуть то, что я говорю, невозможно. Вот это и должно быть сейчас востребовано. Но молодежь говорит: «Зачем мне нужны традиционные ценности? Я и так неплохо живу. Докажите мне, что они нужны». Мировоззрение должно строиться именно на этом доказательном уровне. Против этого доказательства нельзя ничего сказать, и молодежь воспринимает это великолепно.

– Но молодежь еще очень чутко относится ко лжи.

– Совершенно верно.

– Поэтому получается, что если наше мировоззрение хоть в чем-то лживо, то молодежи с нами не будет.

– Да. Именно истинное православное мировоззрение и «цепляет» молодежь, потому что они чувствуют, что оно верно, правдиво.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Мария Лытасова и Людмила Белицкая 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать