Беседы с батюшкой. Постоянство в вере. Обновление в вере. Возрастание в вере

6 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема, которую мы предлагаем вашему вниманию: «Постоянство в вере. Обновление в вере. Возрастание в вере». Почему мы выбрали такую сложную тему? Наверно, когда мы говорим об обновлении нашей веры, возникает много сложных ассоциаций, которые связаны со словом «обновление». Так ли это? Давайте поговорим сегодня и об этом тоже.

Отец Филарет, с Вами всегда очень интересно говорить, особенно на сложные темы. Когда мы говорим о постоянстве в вере, то, наверно, можно подумать, что постоянство в вере – это обыкновенное, традиционное понимание: я покупаю свечи, оставляю записки, участвую в литургии. Но, наверно, это только один из шагов, которые должны делать новоначальные, чтобы привыкнуть к богослужению, к церкви.

Я специально говорю такие простые слова, чтобы наши телезрители не думали, что мы будем рассуждать только о каких-то теологических вещах. Что же такое постоянство в вере?

– Апостол Павел дает удивительную характеристику самому слову «вера». Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Более того, я бы сказал, что вера есть дар Божий. Это то, что человеку дается взамен его исканий, потому что вера всегда начинается с различных вопросов. Конечно, с возрастом человек начинает укрепляться, появляются бытийные вопросы: для чего я живу, в чем смысл моего бытия? То есть, задавая вопросы, человек пытается на них отвечать.

В чем заключается постоянство в вере? Действительно, человек, придя к Богу, преобразует свою жизнь. Вся жизнь начинает подчиняться определенным правилам. Ты живешь на основе евангельских заповедей, свою жизнь строишь на основе определенного распорядка, в твоей жизни появляется храм, ты участвуешь в церковной жизни...

Вера всегда предполагает некие дела. Вера без дел мертва есть – это мы тоже читаем в Евангелии. Постоянство в вере – это тоже некий процесс, потому что нашу веру можно поколебать, вера может уменьшаться, укрепляться. И это мы тоже видим из Священного Писания, когда к Господу обращались различные персонажи. И мы зачастую слышим: «Великая вера твоя. Иди  –  и будет тебе, как ты хочешь».

То есть все-таки мы уже сказали: вера – дар Божий, то, что дается человеку благодаря его исканиям, но она подкрепляется нашими делами. Постоянство в вере укрепляется только тогда, когда человек реализует себя как христианин, поступает по заповедям Божиим, служит своим близким, приносит в мир то, что созидает. Потому что дьявол разрушает, а человек-христианин всегда должен в этой жизни созидать, приносить определенную пользу.

Вера – это основа жизни любого человека. Вера различна. Люди верят в судьбу, в то, что красота спасет мир. Люди верят в то, что, выйдя из дома, все равно вернутся назад. Человек, который занимается землей, сажает семена, верит, что они когда-то взойдут.

Все-таки вера религиозная намного больше, шире, глубже, потому что это основа. Как можно веру найти, так ее можно и потерять. Вот здесь самое главное. Мы у Бога всегда просим: «Господи, укрепи мою веру», потому что без внутреннего стержня невозможно пережить ни испытания, ни лишения, ни какие-то жизненные потрясения, которые так или иначе всегда будут нам сопутствовать.

Христос, Который отправляет нас в мир, всегда говорит апостолам и нам через апостолов: в мире будете иметь много скорбей. Чтобы никакие скорби не нарушили наш духовный мир, мы всегда должны укрепляться в вере благодаря чтению Священного Писания, молитве, богообщению. Все это очень непростой процесс, я бы так сказал.

– Когда мы грешим, мы понимаем, что это личный грех. Но все-таки иногда возникает ощущение, что грех – это не личное дело. Может ли мой грех, который я буду считать личным, стать проблемой прихода и, в принципе, всего церковного сообщества?

– Безусловно, потому что всегда образ Церкви представлен и в Священном Писании в виде тела. Христос есть Глава, а мы всего лишь члены этого тела. И конечно, если болит небольшой пальчик или зуб, то все тело будет страдать. Так и здесь мы должны понимать ответственность перед людьми, обществом в том, что мы верующие люди.

Интересно говорит Иоанн Златоуст: «Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни». Удивительно, да? Вера всегда предполагает твое перерождение. Конечно, по вере в Бога, приняв христианские истины. Человек по своей природе, конечно, грешен. Он, конечно, будет спотыкаться. Но, самое главное, нельзя грех делать нормой жизни.

Грех есть грех, зло есть зло. Зло никогда не будет в плюсе, оно всегда будет в минусе. Так же и грех. Посмотрим, как переводится «грех». Это «непопадание в цель, промах». Действительно, Господь ставит перед нами определенные задачи, как мы себя должны вести, поступать. Ведь грех бывает по отношению к близким, по отношению к самому себе. Потому что человек иногда грешит против своей природы, своего духовного мира.

Так же и здесь. Когда человек видит цель и у него что-то не получается, он промахивается, спотыкается, падает. Это естественно для любого, я бы так сказал. Потому что человек – существо несовершенное. И, конечно же, наши грехи могут отражаться на жизни христианского сообщества.

Это был древний спор. И мы видим, что в первые века христианства было такое, мимо чего нельзя пройти мимо. Как принимать грешников? Человек крестился и упал. Как к нему относиться? Конечно, были те, что говорили: «Выгоняем из общества». А было понятие «икономия», когда через духовный подвиг человек воссоединялся с общиной и становился частью Христовой Церкви, Тела Христа. Здесь вопрос не простой, но, самое главное, нужно стремиться к святости.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Луки Христос конкретно говорит: если кто-то придет ко Мне, но при этом не откажется от отца, матери, жены, детей, братьев, сестер, жизни своей, не может быть Моим учеником. Получается, что христианином может быть только человек аскетического образа жизни: нищий, отказавшийся от своих родственников?»

– Всегда прошу смотреть, в каком контексте что говорится. Если мы посмотрим этот евангельский отрывок, то увидим, что это беседа Христа со Своими учениками. Он направляет Своих учеников в этот мир и говорит: «У вас есть свое предназначение. У вас есть свой смысл бытия. Я вам даю задание, которое вы должны исполнить. Задание ответственное: идти в этот мир, жестокий, неблагодарный, который будет ненавидеть и гнать вас. В этом мире вы должны говорить обо Мне, призывать людей к спасению». Здесь Он говорит: «На этом пути не обращайтесь назад».

Я не знаю, какой стоит глагол в оригинале… Понимаете, что еще интересно. Враги Церкви, те, что ее постоянно критикуют, часто говорят: «Я поверю в вашего Бога, но пусть платок, который я положил, перелетит на другое место. Вы же говорите, что все можете. В вашей книге написано, что вы будете горы переставлять».

Нельзя Священное Писание понимать буквально, потому что это некое иносказание: Царство Божие подобно горчичному зерну. Но мы же не будем эти зернышки глотать, чтобы понять, что такое Царство Божие. Иногда надо включать разум и понимать, почему Господь так говорит.

Поэтому любой христианин должен любить своих родителей. Он должен содержать свою семью. Но возьмем такой пример. Часто врач, отрекаясь от своей семьи, проводит в операционной, на рабочем месте, всю жизнь и отдает ее тому делу, которому он учился и которое является смыслом его жизни. Он, может быть, редко приходит домой.

Так же и здесь. Апостолы получили от Бога благословение: «Не возвращайтесь назад, не смотрите назад, идите вперед, это ваш путь». Поэтому мы, христиане, не должны привязываться к этой земной жизни, она когда-то пройдет, и все, что мы собираем здесь, мы туда не заберем, собираем только добрые дела.

В этом мире, в который мы себя погружаем, есть некая социальная ответственность, ответственность перед родителями. Интересно, в первые века христианства даже апостолы имели семьи, детей. И где-то в Писании написано, что плох тот епископ, который не может своим домом управлять. Если он не будет этого делать, то не сможет и паствой своей управлять. Видите, насколько все взаимосвязано. Нужно эти слова понимать в этом контексте. Апостолам в служении никто не должен был мешать: ни обстоятельства, ни семейная жизнь.

Господь нас предостерегает делать объектами поклонения своих близких, своих детей, потому что часто люди из детей делают идолов, когда все – ребенку. Любить детей надо, но, безусловно, везде должна быть разумность. Нужно любить своих близких, своих родителей, но когда нас позовут на какой-либо подвиг, то мы уже не смотрим на другое, а умираем за кого-то. Если это воин, он идет в атаку, защищает свою землю, своих любимых. Я думаю, если бы это было не так, то не было бы наших героев, наверно.

– Они как раз и соблюдают закон любви, потому что положили жизнь свою за други своя. Удивительная история человеческого сознания в Церкви, потому что нам все время приходится соизмерять свои шаги, свои помыслы, свое мышление с тем, что мы слышим в Церкви. С самого юного возраста были ли в Вашей жизни моменты, когда жизнь вне Церкви, в быту, мешала Вам?

– Вера в Бога наполняет смыслом всю жизнь человека. Когда живешь даже в миру, всегда возникает ряд вопросов, которые тебя беспокоят… Но понимаешь, что пройдет 10, 20, 30 лет, все закончится. Закончится чем? Смертью. Итог человеческого бытия – уход из этого мира. И всегда здесь переживаешь: а что будет дальше?  

На днях я пережил потерю в своей жизни: умер священник, который наставлял меня с детства. Ушел в мир иной священник Александр Чеботарев. Он служил в Одессе, на Украине. Но перед этим прошел свой жизненный путь на Дальнем Востоке. Выпускник Одесской духовной семинарии приехал на Дальний Восток в Хабаровский край, отслужил 15 лет, и именно при нем я воцерковлялся.

И вот так получилось, я сел вчера и думаю: вот живешь и думаешь, что все всегда будет постоянно – так, как ты хочешь. Но когда-то что-то заканчивается. Мы теряем близких, очень важных в своей жизни людей. Возникают вопросы: почему так происходит? Вера в Бога, во-первых, говорит: ты не одинок. Во-вторых, что она говорит? Человек, тебя ждет вечность. Смерти нет. Там нечто иное; как апостол Павел говорит: человеческие глаза не видели, уши не слышали, что уготовал Господь любящим Его.  

А бытовая сторона... Ведь можно совершать какую-то работу, но с верой в Бога. Я думаю, нет проблем, когда человек сочетает в своей жизни веру, которая помогает, делает осмысленным его жизненный путь, и те обязательства, которые он берет на себя: работая, учась и помогая своим близким.

Конечно, в моей жизни тоже были разные ступени, иногда вера охлаждалась, но я всегда подкреплял себя той убежденностью, что я не одинок, что рядом со мной люди, которые любят меня, ценят, помогают; и, конечно, в моей жизни есть Господь.

Почему бывает так: священник разочаровался, снял с себя все и ушел? Говорит: «Я не могу обманывать». Я не осуждаю таких людей, потому что в каждой человеческой жизни есть некий кризис, из которого человек выходит или победителем, или побежденным. Может быть, слабая вера. Может быть, действительно чего-то не хватало. Но такой человек всегда в глубине души будет вспоминать свою веру, потому что действительно без веры в Бога жить невозможно, тогда все бессмыслица.

– Я вспоминаю слова профессора Осипова, который говорит: «В чем разница между человеком верующим и неверующим? Неверующий говорит: верь, человек, после смерти тебя ждет смерть вечная. Верующий говорит: верь, человек, после смерти тебя ждет жизнь вечная». Вот в чем разница. Здесь возникает много сложных вопросов, касающихся второй темы, которую мы сегодня обсуждаем: обновление в вере.

Когда мы принимаем крещение, мы в этот день получаем серьезные дары Святого Духа, и все помнят удивительное состояние, когда кажется, что можешь горы свернуть. Потом проходит время, и ты становишься обвыкшимся человеком. И здесь как раз необходимо каким-то образом свою веру обновить. Мы об этом поговорим сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос из опыта. Неофитство я прошла: и слезы были, и всё. Потом начала смотреть, как в церкви себя ведут, как свечки ставить, поминать. Это все я прошла. Мне интересно, как происходит следующий этап. Я хочу доверять Богу. Как научиться доверять Богу? Не так давно я прочитала, как монахиня говорила одной женщине: “Не бери ключи от машины сына. Что Бог даст, то и будет”. Он пьяный садился за руль. Она воспитывала доверие Богу? Все на Господа возложить? Как доверять Богу? Мне кажется, это самое большое, что надо сделать».

– Есть такие слова: не искушай Господа Бога Твоего. Не будь сам плох. В нашем лексиконе, в мирской мудрости нашего народа есть много пословиц, которые взяты из жизни, и мы на них можем обращать свое внимание. Конечно, доверять Господу нужно всегда, это безусловно.

Когда происходит какая-то жизненная ситуация, мы говорим: «Господи, да будет воля Твоя». Мы так всегда к Нему обращаемся. Но нельзя быть беспечными, говорить: «Бог меня спасет, Бог мне поможет». Конечно, Он знает, как тебя спасти, к чему тебя привести, через что тебе пройти, но здесь всегда идет взаимность, потому что Господь не спасает человека без желания самого человека. Когда я принимаю крещение, становлюсь верующим в Бога, вхожу в христианскую общину, я Богу доверяю свою жизнь. Это с одной стороны.

Но Господь, видя мою жизнь, тоже мне много доверяет. Он доверяет мне, как поступить, что сказать. Читая Священное Писание, я учусь правильному поведению как верующий человек. Это тоже является частью моей духовной жизни. Поэтому, самое главное, не искушать Господа Бога твоего напрасно. Вот даже сейчас мы переживаем непростые времена. И было досадно, что люди, которые смеялись над болезнью, сами заболевали и умирали. Надо быть всегда осторожными и аккуратными, потому что часто Господь что-то попускает…

Вернемся к обновлению…  Вижу, что во многих людях постепенно исчезает первоначальное горение, радость, когда в храме люди после причастия такие же, как и до него. Это меня всегда несколько напрягает, в этот момент хочется видеть радость в людях, это же совершенно удивительное событие…

– Да, посмотрите, что говорит преподобный Марк Подвижник. Вера не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять. Действительно, очень важный момент. Потому что крещение – это некий залог, который человек получает для будущего, то есть это то, что является той благодатной водой, которая способна преображать. Но жизнь идет дальше, и человек, совершая какие-то поступки, всегда должен обновлять свою жизнь через таинства. Недаром нам даны таинства Церкви Христовой. Человек всегда духовно радуется, когда Господь простил ему грехи, духовно ликует, когда встречает те или иные жизненные праздники, какие-то церковные события. Поэтому мы научаемся в Церкви очень важному – быть верующими во Христа по-настоящему. И, переживая те или иные испытания, мы всегда должны укрепляться словом Божьим и теми таинствами, которые нам даются.

– Может быть, здесь еще имеет смысл читать перед тем, как прийти на службу, Священное Писание, в особенности евангельское чтение дня. Потому что иначе получается, что мы присутствуем на литургии, но не служим в этом общем деле.

– Человек все равно всегда себя ощущает частью чего-то. Допустим, я ощущаю себя частью великого христианского мира, и, конечно, моя жизнь всегда будет связана с определенными истинами, которые я слышу в храме, с той литературой, которую я открываю и читаю, с тем моим возрастанием в Боге, которое происходит постоянно. Я говорю, что человек, приняв крещение, может или идти к Богу, или стоять на месте, или вообще уйти назад. Но во многом это зависит от нас. Потому что Господь нас сотворил свободными, и мы уже делаем выбор.

Удивительно, как устроена наша жизнь, ведь мы не видим ни райские блаженства, ни адские мучения. Конечно, если бы люди до конца знали, как там, наверное, и свою жизнь соизмеряли бы с этим, больше было бы добрых поступков, чем каких-то негативных вещей, которые, к сожалению, присутствуют в современном мире. Действительно, вера без дел мертва, и вера укрепляется через наши поступки, наши дела. Это верно.

– Когда мы читаем жития, патерики, думаем об истории Церкви, то возникает очень много интересных открытий. Казалось бы, ты уже все знаешь, но, оказывается, есть что-то новое в истории Церкви. Как-то обновляется сейчас все в этом мире. Но возникает вопрос, связанный вот с чем. Чрезвычайно огромное количество всяких бед сваливается на нас из внешнего мира. В данном случае можно вспомнить, что случилось в Бейруте. Разные беды. И нам нужно выработать какую-то свою собственную реакцию на все, что происходит в этом мире. Что нам может в этом помочь? Вы ответите на этот вопрос сразу после телефонного звонка.

Вопрос телезрителя из Тверской области: «Бог Троица был явлен всем людям постепенно, с течением времени. Сначала Адаму, Ною. И потом Моисею был явлен Бог Отец прямо во плоти, затем Вторая Ипостась – Бог Сын, а при Пятидесятнице – Бог Дух Святой. Мы знаем Бога Троицу после Пятидесятницы. Может ли быть такое, что с течением времени будет явлена еще одна Ипостась?»

– Ничего лишнего уже не будет. Все богословие и догматика, учение о спасении человеческого рода заключаются в том, что ветхозаветный мир ожидал исполнения времен, что в этот мир придет спасение. И это спасение пришло, воплотилось, пришел Богочеловек Иисус Христос, Мессия, Вторая Ипостась Святой Троицы, Которая открыла нам очень многое.

Что касается троичности, вспомните конечные слова Священного Писания от Матфея: «Идите в мир, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И Я буду с вами во все дни до скончания века». Какой-то другой Ипостаси, воплощения мы не ждем. Это произошло. Мы живем в новые времена. И когда вы почитаете послания святых апостолов, посмотрите, что особенно в первохристианские времена они были пронизаны эсхатологией, то есть ожиданием Христа: Он уже здесь, при дверях. Но мы понимаем, что это тоже было некое иносказание. Мы живем в последние времена в принципе, потому что все, о чем говорили ветхозаветные пророки, исполнилось. Поэтому мы ничего больше не ожидаем и живем в благодати Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. И радуемся тому, что мы сопричастны вечности.

– Вернемся к вопросу о том, как верующему человеку реагировать на события в современном мире.

– Мы живем в непростом мире, несовершенном. Рождается маленький человечек, и мы должны понимать, что он уже подвержен тому, что когда-то переживет, как переживет каждый из нас, – уход из этого мира, болезни, несовершенства. Конечно, читая Священное Писание, мы видим, что первоначально Господь сотворил этот мир идеальным, но что-то пошло не так. А что пошло не так? Человек захотел сам быть богом. Что интересно: где вмешивается грешная воля человека, там ничего хорошего не получается. Так же и здесь: то, что происходит, – это следствие человеческой воли, решений. Потому что принимает решение сам человек: например, начать войну. А война – это великое зло, когда живые разумные существа, придумав оружие, умерщвляют друг друга. Это великое зло, великое горе. Но кто это все делает? Человек.

Господь научает нас: «Царство Божие внутри вас есть», но и ад внутри нас есть. Если не будет внутри Бога, то там будет нечто другое, это будет убивать, разрушать, не будет созидать. Вот чему учит нас христианство, наша вера. Поэтому, конечно, мы понимаем, что с нами может произойти, какие испытания мы можем пережить. Но Господь укрепляет нас тем, что мы не одиноки.

Вы знаете, что интересно? Что все эти беды, которые человек переживает, несут определенный нравственный урок. То есть наши страдания имеют определенный вес в очах Божиих. И, перенося испытания, мы не одиноки, как я всегда говорю, Господь всегда с нами. Но эти страдания не будут забыты. Я бы так сказал, отвечая на вопрос, почему в мире так все происходит, почему мы видим беды. Они были всегда. Почему они происходят? Из-за несовершенства этого мира. Может ли Господь все исправить? Конечно, в одну минуту: всех сделать верующими, хорошими. А Он не делает этого. Почему? Потому, что Он не покушается на нашу свободу. Тогда это будет рабство, это не будет свобода. Поэтому Господь говорит: «Человек, вот тебе этот мир, эта жизнь, твори, развивайся, но знай, что за любой поступок ты будешь отвечать или здесь, или в ином мире».

– Когда мы говорим о возрастании в вере, то это один из штампов, потому что мы не очень понимаем, что вкладываем в понятие «возрастание в вере».

Вопрос телезрителя из Москвы: «Какие факторы могут влиять на возрастание веры в Бога?»

– Мы испытываем зачастую различные переживания: радуемся, задумываемся, печалимся – и все это есть наша жизнь. В духовном плане и в нашей вере то же самое. Вера укрепляется не всегда в радости, а когда человек испытывает какие-то сложности: или это испытания, или болезни, или горе, или потеря. Мы не роботы, иногда можем задавать вопросы, на которые нам никто не ответит. Но, пройдя этот путь, человек, если он правильно настроен, имеет действительно крепкую веру в Бога, увидит: все, что с ним произошло, есть укрепление, некая переоценка его взгляда на окружающий мир.

Очень просто жить, когда все легко дается человеку. А когда это дается через трудности, сложности? Вот так и духовная жизнь – через сложности, через какую-то переоценку. Борьба с собой: постоянно нужно смотреть за собой, за своими чувствами, мыслями. Вера укрепляется, когда с Божьей помощью ты что-то преодолел в себе: зависть, или скабрезность, или ненависть; когда ты смог простить кого-то – это тоже укрепление в вере. Все вместе и дает человеку некий толчок, некое развитие.

Но я думаю, что без испытаний вера не может укрепляться. Наоборот, она будет со временем пропадать, если не будешь держать себя в тонусе через скорби, потери. Наверное, через эти факторы вера укрепляется. А все остальное – таинства, принадлежность к христианскому обществу, где-то что-то увидел, что-то прочитал, с чем-то соприкоснулся, встретился с каким-то духоносным человеком, который так или иначе тебя поддержал или ответил на какой-то твой сложный вопрос, – это тоже очень важно.

Еще сложность той темы, о которой мы сегодня говорим, в том, что вера есть нечто потаенное. Почему часто люди, которые находятся всегда на глазах, не любят публично говорить о вере в Бога? Потому, что это нечто тайное, что не должно быть обсуждаемо всеми. Это мое личное пространство. Так же и вера в Бога – это то, что является тем потаенным местом, куда не впустишь любого.

– То есть возрастание в вере – это целый путь, который связан не только с чтением книг святых отцов; это не только познание веры умом, но прежде всего сердечный путь, сама жизнь.

– Это сама жизнь, совокупность всего.

– То есть в этом смысл жизни, получается?

– Да, конечно, вера есть смысл моей жизни. Мы в этих определениях должны бояться различных колебаний. Можно быть человеком, потерявшим веру, но жить не цинично, а просто жить. А второй момент – это когда преобладает фанатизм в голове человека, в его сердце. Вера – это всегда некая осмысленность, фанатизма в нашей вере не должно быть никогда. Часто наши верующие христиане этого не понимают и идут за каким-то духовным гуру, делают вещи, не относящиеся к христианству. Здесь проблема заключается в том, что люди мало читают серьезной литературы, которая настраивала бы все внутренние мысли. Когда возникает перед тобой задача, за кем идти, куда кидаться, нужно включать разум, свое понимание, а этому учатся. Здесь тоже надо быть внимательным.

– Довольно часто приходится видеть в храме такие отношения между прихожанами, которые очень сложно можно назвать любовью. Скажите, можно ли научиться любви? Или только Дух Святой может тебе это подсказать, больше никак?

– В христианстве все построено на этом: Бог любит Сына, любит наш мир, любит человека. И для нас Он очень много сделал, чтобы и мы, взирая на это, поучались. Но любовь – это ведь не высокопарные слова, это не улыбочки, а серьезное отношение к близкому человеку. Даже есть такие слова в святоотеческом Предании: ненавидь грех, но люби грешника. Сегодня, к сожалению, подменяют одно другим: ненавидя грех, начинают ненавидеть человека. Это страшная ошибка.

Почему святые отцы так внимательно к этому относятся? Потому, что любой человек может поменяться в любую секунду, захотев, может, избавиться от того или иного греха или порока, того, что его сквернит. Человек всегда останется образом и подобием Божиим, если стремится к свету, к святости. Поэтому любить – это тоже очень большая ответственность человека. Мы, христиане, должны этому тоже поучаться.  А любовь всегда строится на прощении, на взаимности, на таком чувстве, как понимание человека.

– Когда человек совсем отпадает от Церкви, то она ставит диагноз и изрекает анафему. В каком случае Церковь может произнести этот диагноз?

– На самом деле человек сам себя отсекает от целого. Как хирург, который делает операцию, убирает ненужную, гниющую материю от единого тела, так же и Церковь. Она всего лишь приводит констатацию факта, что человек ушел из среды, он уже не наш, и основывает это на серьезных вещах. Есть определенные каноны, законы, по которым церковное общество живет. Если человек идет против чего-либо, если он не принимает учения, если он выдумал что-то свое (Церковь давно ответила на все вопросы, которые сегодня людей часто волнуют: переселение душ, судьба и прочие), придерживается иного мнения, то здесь звучат слова, что он не является частью Церкви Христовой.

– Но он может вернуться?

– Конечно, двери всегда открыты. Они открыты для любого, пока человек жив. Но как только заканчивается земное бытие, уже исправить, к сожалению, ничего нельзя, потому что все сделано, все сказано. Это основная мысль, которую сегодня хотелось бы сказать всем: пока мы живы, мы должны укрепляться в вере, помогать друг другу укрепляться в вере через свою любовь к ближним, через свои добрые дела, через свою христианскую жизнь.

– Но мы можем молиться за них. И в особенности о тех людях, которые, на наш взгляд, еще не пришли к вере, которые, может быть, не говорят о ней, но думать о них и молиться о них мы просто должны. Если Вы обратитесь сейчас к нашим телезрителям, что Вы им скажете для того, чтобы им укрепляться в вере и расти в ней?

– Самое важное – просите Господа, чтобы тот дар, который Он вам дал, никогда не перестал быть в ваших сердцах. Как укрепиться в вере – сложный вопрос, мы постарались ответить как могли. Если что-то упустили, простите нас и ищите ответы на те вопросы, которые возникают в ваших сердцах, в книгах и беседах с хорошими духовными людьми.

– Я понимаю, что ответить на вопросы, которые сегодня прозвучали в нашей передаче, очень сложно. Но, наверное, каждый из нас в течение всей своей жизни отвечает именно на них: как сделать свою веру постоянной, обновлять ее и как возрастать в вере. От этого зависит вся наша жизнь и наша смерть, наша будущая жизнь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Культяева и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев. Тема беседы: «Богопознание, или "прогресс в духовной жизни"».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​